Краткая биография хименес
ХУАН РАМОН ХИМЕНЕС: биография, коротко о жизни и творчестве:
Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:
ХУАН РАМОН ХИМЕНЕС (1881-1958)
Первая треть XX века считается «новым золотым веком» испанской литературы. «Старый золотой век» – это эпоха Возрождения и барокко. На рубеже XIX-XX столетий в испаноязычной литературе оформились два основополагающих литературных течения – «Поколение 1898 года» и модернизм.
«Поколение 1898 года» называют также «Поколением катастрофы». Именно в 1898 году окончательно развеялся миф о великой мировой державе – Испании. В ходе американо-испанских войн последняя потерпела сокрушительное поражение и навсегда отошла на вторые позиции в мировой политике. Разочарование испанской интеллигенции было несказанно велико, нация на долгие годы впала в тяжелейший духовный кризис, и потребовались мудрость и решительность Баамонде Франко, чтобы вернуть Испании уверенность в грядущем дне. Упадническо-экзистенциалистское отношение к жизни, похоронные настроения и поиск силы в далеком прошлом – все это воплотилось в творчестве «Поколения 1898 года». Во главе течения стоял гениальный писатель и философ Мигель де Унамуно.
Испаноязычный модернизм предпочел уйти в созерцание красоты, спрятаться от политики и углубиться во внутренний мир индивидума. Общепризнанным главой его стал никарагуанский поэт Рубен Дарио (настоящее имя Феликс Рубен Гарсиа Сармьенто; годы жизни 1867-1916). Именно он первым ввел в оборот само понятие «модернизм» для обозначения нового направления в испаноязычной литературе. Дарио быстро снискал общеевропейскую славу и, впервые приехав в Мадрид в 1898 году, сразу же нашел себе в Испании почитателей и сторонников.
Выдающимся поэтом-модернистом в Испании стал Хуан Рамон Хименес.
Будущий поэт родился 23 декабря 1881 года в маленьком андалузском городке Могер, на юго-западе Испании. Отец его Виктор Хименес был банкиром. Мать Пурификасьон Мантекон-и-Лопес Парейо занималась детьми. У мальчика были еще двое братьев и сводная сестра по отцовской линии от первого бpaка.
Детство Хуана Рамона прошло в старинном доме с мраморными лестницами и слугами. Несмотря на слабое здоровье Хуана, родители отправили одиннадцатилетнего сына в Пуэрто-де-Санта-Мария, портовый город близ Кадиса, где он обучался в монастырском колледже. По окончании колледжа в 1896 году Хименес отправился в столицу Андалузии Севилью, где поступил на факультет права местного университета. Одновременно он обучался живописи. Там же в Севилье Хуан Рамон начал писать стихи.
Впервые стихотворения Хименеса опубликовала мадридская «Новая жизнь». Юному поэту было семнадцать лет. Первая публикация сразу же привлекла внимание маститых стихотворцев – Х. Франсиско Вильяспеса и жившего тогда в Испании Рубена Дарио. Они посоветовали юноше переехать в Мадрид. Так Хименес и поступил: он бросил университет, уехал в столицу и принял активное участие в создании двух влиятельных модернистских журналов – «Гелиос» и «Возрождение».
Первые сборники стихов молодого поэта под названиями «Души фиалок» и «Кувшинки» вышли в 1900 году. Стихотворения в них были подражательными и сентиментальными.
В апреле того же года состоялось знакомство Хименеса и Дарио. Испанец на долгие годы стал верным учеником выдающегося никарагуанца. Дарио охотно признал молодого человека не только своим учеником, но и зрелым мастером.
Внезапная кончина отца в 1901 году заставила Хуана Рамона вернуться в Могер. Здесь поэт долгое время пребывал в состоянии глубокой депрессии, даже вынужден был лечиться от неврастении в санатории в Бордо. Невзирая на явное излечение, с того времени тоскливые мысли о cмepти преследовали поэта всю жизнь.
В Мадриде, куда полный энергии и новых замыслов Хименес вернулся в 1902 году, он стал ежегодно выпускать сборники своих новых стихотворений – «Рифмы» (1902), «Печальные напевы» (1903), «Дальние сады» (1904), «Пасторали» (1905). И все они были полны тоски и безысходности.
После cмepти отца финансовые дела семьи очень быстро пришли в упадок. Хуан Рамон вынужден был вернуться домой. С 1905 по 1911 год он почти безвыездно жил в Могере, но связи со столичными издателями не терял. Один за другим вышли его сборники «Чистые элегии» (1908), «Весенние баллады» (1910), «Гулкое одиночество» (1911).
Хаpaктерной чертой поэзии Хименеса стал цвет. В этом ему, конечно, помогло увлечение живописью. Данная особенность весьма важна для понимания творчества Хименеса, поскольку в испанской поэзии существует цветовая символика. Так, к примеру, белый цвет символизирует грусть, красный – страсть, черный – cмepть, лазурь – красоту. В понимание последнего цвета поэт внес еще одно существенное дополнение: лазурь – Бог. Хименеса называют импрессионистом испанского стиха, но отличие его от истинных импрессионистов в том, что поэт сохранил в своей палитре черный цвет.
В 1912 году Хименес поселился в Мадридской студенческой резиденции – центре гуманитарной культуры. Там Хуан Рамон познакомился с американкой Зенобией Кампруби Аймар. Дeвyшка увлекалась поэзией. Молодые люди приглянулись друг другу и решили вместе перевести на испанский язык произведения Рабиндраната Тагора.
На следующий год Хименес издал новый сборник своих стихотворений – «Лабиринт» (1913). Следом появились цикл белых стихов «Платеро и я» (1914) и книга романтических любовных стихов «Лето» (1915). Последняя книга была посвящена Зенобии Кампруби.
Дeвyшка тем временем вернулась в Нью-Йорк. В феврале 1916 года, в разгар Первой мировой войны, Хименес последовал за возлюбленной. Поездка в США стала этапной в судьбе поэта. Он женился и прожил с Зенобией всю жизнь, вплоть до ее кончины в 1956 году. А вскоре после свадьбы пришла печальная весть – умер Рубен Дарио. Cмepть учителя неожиданно стала переломным событием в творческой судьбе молодого человека – завершилось увлечение Хименеса модернизмом.
Наступил новый период. Он начался книгами «Дневник поэта-молодожена» и «Вечные мгновения» (1918). Сам Хименес охаpaктеризовал отличие нового периода в его творчестве тем, что от «красивой» поэзии он перешел к «нагой» поэзии. Стих Хименеса стал предельно лаконичным, ясным, простым. Поэт все чаще отказывался от рифм – они мешали и были излишни. Именно период «нагой» поэзии и сделал Хименеса великим всемирным поэтом.
В книге «Вечность» (1918) поэт отрекся от ранее созданных им стихов и провозгласил свое стремление к «обнаженной», «чистой» поэзии. Стихи сборника «Вечность» строги, чужды изысканности, красочности, которые были хаpaктерны для раннего творчества поэта.
В 1920-е годы Хуан Рамон Хименес получил всемирное признание, стал мастером, мэтром, учителем. Среди его учеников можно назвать Федерико Гарсиа Лорку и Рафаэля Альберти. Семью Хименес обеспечивал тем, что работал критиком и редактором в испанских литературных журналах.
В 1936 году в Испании началась гражданская война. Хименес, как это часто бывает с эгоистично замкнутой на своих фантазиях интеллигенцией, провозгласил себя сторонником свободы и демократии и поддержал республиканское правительство, которое поспешило направить поэта почетным атташе по культуре в США. Хименес принял это назначение, как добровольную ссылку.
Когда в 1939 году победил Франко и началась тяжелейшая борьба патриотов за сохранение и постепенное обустройство Испании, Хименес и его жена решили остаться за границей, поскольку не желали иметь дело с диктатурой.
Сначала местом жительства они выбрали Соединенные Штаты. Но уже через месяц, в сентябре 1936 года, Хименес и его жена переехали в Пуэрто-Рико, а в ноябре того же года на Кубу. Парадокс – гуманист и свободолюбец для Испании, поэт вполне дружелюбно принял проамериканский мафиозный режим полковника Рубена Фульхенсио Батисты-и-Сальдивара (1901-1973). Хименес читал курс лекций в Испано-кубинском институте культуры в Гаване. Здесь супруги Хименес прожили два года.
В 1939 году чета Хименесов вернулась в США, где они жили в течение всей Второй мировой войны. Осенью 1950 года они приняли окончательное решение жить только в испаноязычной стране, если не могут вернуться в Испанию, и выбрали Пуэрто-Рико. На острове Хименес преподавал и работал над поэтическим циклом «Бог желанный и желающий». Сборник этот не был закончен, но фрагменты из него поэт включил в «Третью поэтическую антологию» (1957).
Наступил 1956 год. Весной обострилась болезнь Зенобии Кампруби, у нее был paк. Началась медленная тяжелая агония.
25 октября 1956 года Хуану Рамону Хименесу была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Официально комитет объявил: «за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии». Но в те годы присуждение Нобелевской премии все чаще и чаще принимало политический хаpaктер. Недовольные независимой политикой Франко, Соединенные Штаты позаботились о том, чтобы в пику национальному режиму премию получил испанский поэт-эмигрант. И хотя сегодня мы можем утверждать, что лауреатом стал достойный художник слова, но горечь политической конъюнктуры неизбежно остается.
Через три дня после получения радостной вести о Нобелевской премии умерла Зенобия Кампруби Аймар. Детей у Хименесов не было, и семидесятипятилетний поэт остался один. В коротком ответном письме Хименеса Нобелевскому комитету, зачитанном в Стокгольме ректором Пуэрториканского университета, в частности было сказано: «Нобелевская премия по праву принадлежит моей жене Зенобии. Если бы не ее помощь, не ее вдохновляющее участие, я не смог бы трудиться на протяжении сорока лет. Теперь без нее я одинок и беспомощен».
Читайте также Краткая биография гоцциНадо отдать должное пуэрториканцам: последние годы жизни великий поэт был окружен заботой и любовью.
Хуан Рамон Хименес умер 29 мая 1958 года в городе Сан-Хосе, столице Пуэрто-Рико.
* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение.
Биография Хуана Рамона Хименеса
Хуан Рамон Хименес – испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956 года «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии» – родился 23 декабря 1881 года в андалусийском городке Могер (Испания) в семье Виктора Хименеса и Пурификасьон Мантекон Лопес-Парехо.
Он был самым младшим в семье. У Хуана Рамона было две сестры (Игнасия и Виктория) и брат — Эустакио. В детстве Хуан Рамон был очень мечтательным мальчиком, он мог подолгу любоваться красивыми вещами. Мёртвые и cмepть его очень пугали.
В 1893, по примеру своего брата Эустакио, Хуан Рамон поступил в иезуитский колледж. Спустя три года, став бакалавром и получив среднее образование, он поступает на юридический факультет Севильского университета. Вместе с тем, он берёт уроки живописи и кадисского учителя Сальвадора Клементе. В 1898 Хименес бросает университет и вплотную занимается поэзией, в связи с чем возвращается в родной Могер. Уже 6 августа того же года в барселонском журнале «Чёрный кот» (El gato negro) была напечатана его первая поэма «La guajira».
В 1900, приглашённый Рубеном Дарио (Rubén Darío) и Франсиско Виллаэспесой в Мадрид для знакомства с поэтами-модернистами, он всерьёз увлекается чтением работ поэтов — основателей испанского модернизма — особенно Леопольдо Люгонеса, Амадо Нерво и Мануэля Диаса Родригеса. 3 июля 1900 в результате сердечного приступа умирает его отец. Хименес тяжело переживает cмepть отца. У него учащаются проблемы с дыханием и он постоянно думает о том, что умрёт также, как и отец. Кроме того, со cмepтью отца, семья Хименеса теряет всё имущество, которое по решению Верховного суда переходит в пользу банка Бильбао. Эти события делают Хуана Рамона нервным. В 1901 году его направляют в психиатрический санаторий в Бордо, где он лечится от депрессии. Живя в одном доме вместе с семьёй доктора Лалана, Хуан влюбляется в его дочь Марту (в своих стихотворениях он называет её Франсиной). Проводя много времени в библиотеке доктора Лалана, Хименес зачитывается поэзией французских поэтов-символистов — Бодлера, Верлена, Малларме. Уже в сентябре он поселяется с санатории Розарио в Мадриде. Хуан Рамон был влюблён пpaктически во всех сестёр милосердия, работавших в том санатории. Чаще всего упоминают двух из них — сестру Марию де Пилар де Хесус и Бланку Эрнандес Пинзон.
В 1902 становится инициатором создания испанского литературного журнала «Гелиос» (Helios) модернистской направленности совместно с Августином Керолем, Грегорио Мартинесом Сьеррой, Рамоном Пересом де Айялой, Педро Гонсалесом Бланко и Карлосом Наварро Ламаркой. Журнал содержал как творческие тексты (в прозе и стихах), так и критические разборы литературных произведений. С журналом сотрудничали такие личности, как поэт и журналист Рубен Дарио, писатель и философ Мигель де Унамуно, писатель и журналист Хосе Мартинес Руис (Асорин), писатель и дипломат Хуан Валера, поэты Антонио и Мануэль Мачадо, поэт и журналист Сальвадор Руэда Сантос и другие. На страницах «Гелиоса» Хименес в том же году публикует свою работу «Arias tristes».
Чуть погодя, он покидает санаторий Розарио и переселяется к врачу-неврологу Луису Симарро. В 1903, благодаря своим друзьям в Мадриде — Грегорио Мартинесу Сьерре и Марии Лехаррага, он знакомится с красивой и образованной североамериканкой Луизой Гримм, супругой испанского предпринимателя Антонио Мурьедаса Манрике де Лара, владельца своего дела в Мексике. Хуан Рамон влюбляется в Луизу и даже задумывается о бpaке с ней, но это ни к чему не приводит. Тем не менее, Гримм снабжает Хименеса большим количеством английской литературы. А совместно с Альберто Хименесом Фродом Хуан Рамон берётся за перевод «Гимна духовной красоте» Перси Шелли.
Путешествовал по Франции и США, где в 1913 встретил писательницу, переводчицу Рабиндраната Тагора Зенобию Кампруби, которая в 1916 стала его женой и помощницей.
С началом Гражданской войны супруги эмигрировали на Кубу, затем жили в США и Пуэрто-Рико (с 1946). По приезде в Пуэрто-Рико поэт снова на несколько месяцев был госпитализирован в состоянии депрессии. Преподавал в университете. В 1956 его жена умерла от paка, Хименес не мог оправиться от этой потери.
Хуан Рамон Хименес умер 29 мая 1958 года в Сантурсе (Пуэрто-Рико) в той же клинике, где умерла жена.
Критики обычно различают в творчестве Хименеса три этапа: 1898-1915, 1916-1936, 1937-1958.
На первом он пережил влияние романтической лирики Беккера, французского символизма (Бодлер, Верлен), модернистской поэтики Дарио. Второй этап отмечен воздействием англоязычной поэзии (Блейк, Шелли, Эмили Дикинсон, Уильям Батлер Йейтс). Третий этап определен многолетним изгнанием, это период духовного поиска, тяги к просветлению, определенной близости к традициям испанских мистиков.
В наследии Хименеса выделяются также лирическая повесть в микроновеллах о сельской Андалусии «Платеро и я» (1914) и эссе о писателях-современниках «Испанцы трех миров» (1942).
Основные прижизненные издания:
Almas de violeta (1900)
Ninfeas (1900)
Rimas (1902)
Arias tristes (1903)
Jardines lejanos (1904)
Pastorales (1905)
Elejías puras (1908)
Elegías intermedias (1909)
Olvidanzas (1909)
Baladas de primavera (1910)
La soledad sonora (1911)
Poemas mágicos y dolientes (1911)
Melancolía (1912)
Laberinto (1913)
Platero y yo (1914)
Estío (1915)
Sonetos esprituales (1916)
Diario de un poeta recién casado (1917)
Poesías escogidas (1899-1917) (1917)
Eternidades (1918)
Piedra y cielo (1919)
Segunda antología poética (1899-1918) (1922)
Belleza (1923)
Unidad (1925)
Obra en marcha (1929)
Sucesión (1932)
Presente (1934)
Canción (1936)
La estación total con canciones de nueva luz (1936)
Política poética (1936)
Verso y prosa para niños (1937)
Ciego ante ciegos (1938)
Españoles de tres mundos (1942)
Antología poética (1944)
Voces de mi copla (1945)
La estación total con las canciones de la nueva luz (1946)
Animal de fondo (1947)
Diario de poeta y mar (1948)
Romances de Coral Gables (1948)
Dios deseado y deseante (1949)
Tercera antología poética (1957)
Краткая биография хименес
Испанский поэт Хуан Рамон Хименес родился 23 декабря 1881 г. в городке Могера (Андалузия) в семье банкира. После окончания иезуитского колледжа Хименес учился в Севильском университете на факультете права. С детства он брал уроки живописи, не расставался с мольбертом и позже. Ощущение цвета было развито у него профессионально, к тому же усиливалось фольклорными, литературными и философскими ассоциациями. В 17 лет он уже печатал стихи, на которые обратил внимание Р. Дарио, который посоветовал ему оставить юриспруденцию и переехать в Мадрид. Ранние стихи Хименеса были такие мелодичные, что он писал о них: «Эти баллады кое-что поверхностные — в них больше музыки губ, чем музыки души». Принимая активное участие в создании модернистских журналов, он в 1900 г. выпустил две книжки «Души фиалок» и «Водяные лилии». Читая книги Хименеса 1900-1910 гг., тонешь в обильной щедроте художника, которому удается буквально все: моментальная точность импрессионистических зарисовок, утонченная стилизация, песенный напев, ироническая и даже сатирическая нота и — внезапно — оголенное сопереживание горю и лишениям человеческим. Как делают замечание исследователи, его стихи немного манерные, но, как всегда, поразительно красивые.
Cмepть отца была трагедией для Хименеса — он едва не наложил на себя руки. Вылечившись и вернувшись из санатория в Мадрид, он написал стихи, которые вошли в сборники: «Рифмы» (1902), «Печальные напевы» (1903), «Дальние сады» (1904), «Пасторали» (1905), пронизанные настроениями безысходности. Уединенность, пребывание в Могере дали поэту материал для трех книг, название последней хаpaктеризует это время: «Гулкое одиночество» (1911).
Семи своим любимым Хименес посвятил сборник стихов «Лабиринт» (1913), а цикл белых стихов в прозе «Платеро и я» (1914) был будто свидетельством возрождения — поэт влюбился в американку Зеновию Кампруби, переводчицу Р. Тагора. Ей посвящена книга стихов о любви «Лето» (1915), а после бpaкосочетания — «Дневник поэта-молодожена» (1917). Заметим об этом периоде жизни Хименеса, потому что после вести о присуждении ему премии Нобеля он сказал, что премия по правую принадлежит жене, а после ее cмepти он одинокий и ничего больше не напишет. В «Дневнике поэта-молодожена» Хименес впервые в испанской поэзии обратился к свободному стиху. На обвинения критики, что он и до сих пор «заперт в башне», Хименес писал, обращаясь к творчеству своего ровесника: «Антонио Мачадо, большой поэт, пропускает мир сквозь себя, переваривая мир внутри себя. Я же по-другому: я создаю мир — внутри себя». «Искусство это непосредственное, которое подчиненное сознательному», — делает замечание он. В книге «Вечность» (1917) Хименес явился другим — без изысканности и украшений, стих стал аскетичнее, он весь построен на рухе мысли. Главная тема стихов этой книги и последующих: утверждение незыблемости и бесконечности всего сущего, человека и космоса, души и вещей. Одухотворение природы и идеи духа одинаково возбуждают поэта и не дают умереть искусству. Сборники «Камень и небо» (1919) и «Красота» (1923) подтверждают основную линию его творчества. В те годы вплоть до 1936 г. Хименес работал критиком и редактором в журналах.
Читайте также Краткая биография погорельскийВ 1936 г. он отправился к США как почетный атташе по культуре, читал там лекции. После прихода Франко к власти остался жить за океаном. Книга «Зверь из глубины души» (1949) — духовное завещание поэта. В 1951 г. Хименес с женой переехал в Пуэрто-Рико, работал над поэтическим циклом «Бог желательный и желающий», фрагменты из которого вошли в «Третью поэтическую антологию» (1957).
В 1956 г. X. Хименес получил Нобелевскую премию «за лирическую поэзию, образец наивысшего духовного и художественного совершенства в испанской литературе». Было также подчеркнуто, что в его лице премией поcмepтно награждаются Антонио Мачадо (умер во Франции в 1939 г.) и Федерико Гарсия Лорка (убит франкистами в 1936 г.).
Хименес умер 29 мая 1958 года в эмиграции, в Пуэрто-Рико, далеко от родной Испании, так и не отойдя от cмepти жены. Тела супругов со временем перевезли в Испанию и похоронили на кладбище в Могере.
Хименес, Хуан Рамон
Хуáн Рамóн Химéнес (исп. Juan Ramón Jiménez ; 24 декабря 1881, Могер, Испания — 29 мая 1958, Сантурсе, Пуэрто-Рико) — испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956 года «За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».
Содержание
Биография
Учился на юридическом факультете Севильского университета, но учебу не закончил. Под влиянием творчества Рубена Дарио обратился к поэзии, выпустил в 1900 две книги стихов. Тяжело перенес cмepть отца, лечился от депрессии во французской клинике, затем в Мадриде. Путешествовал по Франции и США, где встретил писательницу, переводчицу Рабиндраната Тагора Зенобию Кампруби, которая стала его женой и помощницей.
С началом Гражданской войны супруги эмигрировали на Кубу, затем жили в США и Пуэрто-Рико (с 1946). По приезде в Пуэрто-Рико поэт снова на несколько месяцев был госпитализирован в состоянии депрессии. Преподавал в университете. В 1956 году его жена умерла от paка, Хименес не мог оправиться от этой потери. Через два года он скончался в той же клинике, где умерла жена.
Творчество
Критики обычно различают в творчестве Хименеса три этапа — 1898—1915, 1916—1936, 1937—1958. На первом он пережил влияние романтической лирики Беккера, французского символизма (Бодлер, Верлен), модернистской поэтики Дарио. Второй этап отмечен воздействием англоязычной поэзии (Блейк, Шелли, Эмили Дикинсон, Уильям Батлер Йейтс). Третий этап определен многолетним изгнанием, это период духовного поиска, тяги к просветлению, определенной близости к традициям испанских мистиков.
В наследии Хименеса выделяются также лирическая повесть в микроновеллах о сельской Андалусии «Платеро и я» (1914) и эссе о писателях-современниках «Испанцы трех миров» (1942).
Основные прижизненные издания
- ALMAS DE VIOLETA (1900)
- NINFEAS (1900)
- RIMAS (1902)
- ARIAS TRISTES (1903)
- JARDINES LEJOS (1904)
- PASTORALES (1905)
- ELEJÍAS PURAS (1908)
- ELEGÍAS INTERMEDIAS (1909)
- OLVIDANZAS (1909)
- BALADAS DE PRIMAVERA (1910)
- LA SOLEDAD SONERA (1911)
- POEMAS MÁGICOS DOLIENTES (1911)
- MELANCOLÍA (1912)
- LABERINTO (1913)
- PLATERO Y YO (1914)
- ESTÍO (1915)
- SONETOS ESPRITUALES (1916)
- DIARIO DE UN POETA RECIÉNCASADO (1917)
- POESÍAS ESCOGIDAS (1899—1917) (1917)
- ETERNIDADES (1918)
- PIEDRA Y CIELO (1919)
- SEGUNDA ANTOLOGÍA POÉTICA (1899—1918) (1922)
- BELLEZA (1923)
- UNIDAD (1925)
- OBRA EN MARCHA (1929)
- SUCESIÓN (1932)
- PRESENTE (1934)
- CANCIÓN (1936
- LA ESTACIÓN TOTAL CON CANCIONES DE NUEVA LUZ (1936)
- POLÍTICA POÉTICA (1936)
- VERSO Y PROSA PARA NIÑOS (1937)
- CIEGO ANTE CIEGOS (1938)
- ESPAÑOLES DE TRES MUNDOS (1942
- ANTOLOGÍA POÉTICA (1944)
- VOCES DE MI COPLA (1945)
- LA ESTACIÓN TOTAL CON LAS CONCIONES DE LA NUEVA LUZ (1946)
- ANIMAL DE FONDO (1947)
- DIARIO DE POETA Y MAR (1948)
- ROMANCES DE CORAL GABLES (1948
- DIOS DESEANDO Y DDSEANTE (1949)
- TERCERA ANTOLOJÍA POÉTICA (1957)
Поcмepтные издания
- LA CORRIENTE INFINITA (1903—1954 (1961)
- POR EL CRITISAL AMARILLO (1902—1954) (1961)
- EL TRABAJO GUSTOSO (1948—1954) (1961)
- PRIMERAS PROSAS (1890—1954) (1962)
- LA COLINA DE LOS CHOPOS (1913—1928) (1965)
- CARTAS LITERARIAS (1977)
- TIEMPO Y ESPACIO (1982)
- LA REALIDAD INVISIBLE (1983)
- GUERRA EN ESPAÑA (1985)
- POESIA Y PROSA INEDITAS (2004)
- EPISTOLARIO (2006)
Публикации на русском языке
- Платеро и я. — Кишинев, 1975.
- Испанские поэты XX века: Хуан Рамон Хименес. Антонио Мачадо. Федерико Гарсиа Лорка. Рафаэль Альберти. Мигель Эрнандес. — М .: Художественная литература, 1977. — (Библиотека всемирной литературы)
- Избранное. — М .: Художественная литература, 1981.
- Платеро и я. — М .: Детская литература, 1981.
- Вечные мгновения. — СПб. : Северо-Запад, 1994.
- Стихи// Поэты — лауреаты Нобелевской премии. — М .: Панорама, 1997. — С. 168—198.
- Испанцы трех миров: Избранная проза, стихотворения/ Перевод с испанского Анатолия Гелескула; Составление, предисловие и комментарии Натальи Малиновской. — СПб. : издательство Ивана Лимбаха, 2008.
- На сайте «Иероглиф»: Хуан Рамон Хименес. Бродят души цветов (переводАнатолия Гелескула) / романс Александра Матюхина в авторском исполнении, с иллюстрацией Беллы Верниковой
Литература о поэте
- Díaz-Plaja G. Juan Ramón Jiménez en su poesia. — Madrid: Aguilar, 1958.
- Gullón R. Conversaciones con Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Taurus, 1958.
- Predmore M. P. La obra en prosa de Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Gredos, 1966.
- González A. Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Ediciones Júcar, 1974.
- Palau de Nemes G. Vida y obra de Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Gredos, 1976.
- Campoamor González A. Vida y poesía de Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Sedmay Ediciones, 1976.
- Blasco Pascual F. J. La poética de Juan Ramón Jiménez. Desarrollo, contexto y sistema. — Salamanca: Universidad de Salamanca, 1981.
- De Albornos A. Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Taurus, 1988.
- Pau A. Juan Ramón Jiménez. El poeta en el jardín. — Madrid, 1999.
- González Duro E. Biografía interior de Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Ediciones Libertarias, 2002.
- Alarcón Sierra R. Juan Ramón Jiménez: pasión perfecta. — Madrid: Espasa, 2003.
- Baquero G. Eternidad de Juan Ramón Jiménez. — Madrid: Huerga y Fierro Editores, 2003.
- Борхес Х. Л. Хуан Рамон Хименес// Он же. Собрание сочинений. Т.2. — СПб. : Амфора, 2005. — С. 721—722.
Ссылки
Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Аллер
- Церемония MTV EMA 2006
Смотреть что такое «Хименес, Хуан Рамон» в других словарях:
Хименес Хуан Рамон — (Jiménez) (1881 1958), испанский поэт. С 1936 в эмиграции (Куба, США, Пуэрто Рико). В лирике традиции фольклорных жанров, импрессионистичная живописность, утверждение единства всего сущего и созидательная ценности душевной гармонии (сборники… … Энциклопедический словарь
Хименес Хуан Рамон — Хименес (Jiménez) Хуан Рамон (24.12.1881, Могер, ‒ 29.5.1958, Сан Хуан, Пуэрто Рико), испанский поэт. Был связан с «Поколением 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Глава испанского модернизма. Для сборника «Печальные арии» (1903) и др.… … Большая советская энциклопедия
Хименес, Хуан Рамон — ХИМЕНЕС (Jimenez) Хуан Рамон (1881 1958), испанский поэт. С 1936 в эмиграции. В лирике традиции фольклорных жанров, импрессионистическая живописность, утверждение единства всего сущего и созидательной ценности душевной гармонии (сборники… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Хименес Хуан Рамон — Портрет работы Хоакина Сорольи Хуан Рамон Хименес (исп. Juan Ramón Jiménez, 24 декабря 1881, Могер, Испания 29 мая 1958, Сантурсе, Пуэрто Рико) испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956… … Википедия
ХИМЕНЕС Хуан Рамон — (Jimenez, Juan Ramon) (1881 1958), испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1956. Родился 24 декабря 1881 в Могере (Андалусия). Окончив иезуитский колледж в Пуэрто де Санта Мария, в 1896 поступил в Севильский университет, но… … Энциклопедия Кольера
ХИМЕНЕС (Jimenez) Хуан Рамон — (1881 1958) испанский поэт. Сборники модернистских стихов Нимфы (1901), Печальные арии (1903), Духовные сонеты (1917), Вечности (1918). Лирическая повесть Платеро и я (1914), критическое эссе Бесконечный поток (1961). Хименес оказал заметное… … Большой Энциклопедический словарь
Хуан Рамон Хименес — Портрет работы Хоакина Сорольи Хуан Рамон Хименес (исп. Juan Ramón Jiménez, 24 декабря 1881, Могер, Испания 29 мая 1958, Сантурсе, Пуэрто Рико) испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956… … Википедия
Читайте также Краткая биография шекспирХименес, Хуан — Портрет работы Хоакина Сорольи Хуан Рамон Хименес (исп. Juan Ramón Jiménez, 24 декабря 1881, Могер, Испания 29 мая 1958, Сантурсе, Пуэрто Рико) испанский поэт, один из лучших лириков своего языка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956… … Википедия
Рамон — (или Рамона) испанское или ивритское имя, а также фамилия. Мужская форма имени Рамон. Женская Рамона. Содержание 1 Этимология 2 Известные носители фамилии … Википедия
Рамон Осни Морейра — Рамон испанское или ивритское имя, а также фамилия. Содержание 1 Этимология 2 Известные носители фамилии 3 Известные носители имени … Википедия
Хуан Рамон Хименес
Хуан Рамон Хименес
Испанский поэт Хуан Рамон Хименес Мантекон родился в Могере, маленьком городке в Андалусии, в семье банкира Виктора Хименеса и его жены Пурификасьон Мантекон-и-Лопес Парейо. В семье, кроме Хуана, было еще двое детей, а также дочь Виктора Хименеса от первого бpaка. Несмотря на слабое здоровье, мальчика в 1891 г. отправили в Кадис, в иезуитский колледж, после окончания которого Х. изучает право в Севильском университете. Однако Х. занимается не столько юриспруденцией, сколько рисованием, чтением и сочинением стихов, особенно увлекается французской и немецкой романтической поэзией, а также испанской поэзией в лицее Росалии де Кастро и Густаво Беккера. Его ранние стихи, напечатанные в мадридском обозрении «Новая жизнь» («Vida nueva»), когда ему было 17 лет, привлекли внимание нескольких знаменитых испано-язычных поэтов того времени, в т. ч. никарагуанца Рубена Дарио, жившего в то время в Испании, и соотечественника Х. Франсиско Вильяспеса, которые посоветовали начинающему поэту переехать в Мадрид. Вняв их совету, Х. бросает нерегулярные занятия правом, переезжает в Мадрид и активно участвует в создании двух влиятельных модернистских журналов – «Гелиос» («Helios», 1902) и «Возрождение» («Renacimiento», 1906). Самые ранние из поэтических сборников Х., «Души фиалок» («Almas de violeta») и «Водяные лилии» («Ninfeas») появились в 1900 г. Подражательные, сентиментальные, проникнутые подростковой меланхолией, эти стихи тем не менее свидетельствуют об определенной стилистической искушенности поэта, о чувственности и нежной лиричности его ранней поэзии. Образы природы, которыми насыщены ранние стихи Х., будут хаpaктерны для всей его поэзии.
Внезапная cмepть отца повергла поэта, только что вернувшегося в Могер, в состояние глубокой депрессии. Х. едет лечиться от неврастении в санаторий в Бордо, где вскоре поправляется, однако превращается в полуотшельника, одержимого мыслями о cмepти. Эти мысли будут преследовать его всю жизнь. Находясь в санатории, Х. пишет мало, предпочитает читать, в основном французских символистов – Верлена, Рембо, Малларме.
Вернувшись в 1902 г. в Мадрид, Х. пишет свои первые зрелые стихотворения, вошедшие в сборники «Рифмы» («Rimas», 1902), «Печальные напевы» («Arias tristes», 1903), «Дальние сады» («Jardines lejanos», 1904), «Пасторали» («Pastorales», 1905) и отличающиеся хаpaктерными для модернистской поэзии fin-de-siecle настроениями безысходности. Но в этих стихах слышен оригинальный поэтический голос изящный, музыкальный, с налетом таинственности.
С 1905 по 1911 г. Х. опять живет в Могере, где были написаны стихи, вошедшие в сборники «Чистые элегии» («Elejias puras», 1908), «Весенние баллады» («Ваladas de primavera», 1910) и «Гулкое одиночество» («La soledad sonora», 1911). Своими причудливыми образами и сложными размерами (александрийский стих, например) эти стихи заставляют вспомнить стиль барокко.
В 1912 г. Х. переезжает в Мадридскую студенческую резиденцию, центр гуманитарной культуры, где он знакомится с американкой Зенобией Кампруби. Вместе они переводят индийского поэта Рабиндраната Тагора. В это же время Х. выпускает сборник «Лабиринт» («Laberinto», 1913) – стихи, посвященные семи его возлюбленным, а также широко известный цикл белых стихов «Платеро и я» («Platero у уо», 1914). В подтексте этой своего рода лирической повести, где рассказывается о поэте и его ослике, лежит, как писал в 1970 г. американский литературный критик Майкл Предмор, мысль о «cмepти и возрождении как процессе вечных превращений».
В 1915 г. выходит «Лето» («Estio»), книга романтических любовных стихов, посвященных Зенобии Кампруби. В следующем году Х. приехал к ней в Нью-Йорк, и они поженились. Путешествие по океану стало важной вехой в творчестве Х. В его следующем сборнике «Дневник поэта-молодожена» («Diario de un poeta recien casado», 1917) нашло свое отражение это путешествие; примечателен «Дневник» и использованием свободного стиха – впервые в испанской поэзии. И хотя любовная тема играет существенную роль в этой книге, она вся пронизана темой моря, чья постоянная изменчивость и безостановочное движение символизируют нетерпимость Х. к устоявшимся поэтическим структурам, но в то же время море будит у поэта тоску по постоянству.
На протяжении последующих 20 лет Х. работал критиком и редактором в испанских литературных журналах, а в своем творчестве пытается выразить то, что он называл «жадностью вечности». В книге «Вечность» («Eternidades» 1918) он отрекается от своих прошлых стихов и стремится к la poesia desnuda – к «обнаженной», «чистой» поэзии. Стихи сборника «Вечность» строги и эпиграмматичны, чужды изысканности, красочности, которые были хаpaктерны для раннего творчества поэта.
В последующих поэтических сборниках – «Камень и небо» («Piedra у cielo». 1919) и «Красота» («Belleza», 1923) – Х. размышляет о связи между красотой и cмepтью, творчеством и спасением души. В эстетико-этическом тpaктате тех лет поэт заявляет, что существует связь между нравственностью и красотой. С 1923 по 1936 г. Х. работает над антологией «Круглый год песен нового света» («La estacion total con las canciones de la nueva luz»), изданной только в 1946 г. и пронизанной острым чувством царящей в природе гармонии. «Название антологии символично, – писал в 1976 г. в своей книге «Современная испанская поэзия (1898. 1963)» американский литературовед К. Кобб. – «Круглый год» – это стремление поэта связать воедино все сезоны, все начала и концы, рождение и cмepть.
Начавшаяся в 1936 г. гражданская война в Испании нарушила творческие планы поэта. Республиканское правительство направляет его почетным атташе по культуре в Соединенные Штаты, и, хотя поэт ехал туда по своей воле, свою разлуку с Испанией он воспринимал как добровольную ссылку. В эти годы Х. – впервые в жизни – выступает с лекциями в университетах Кубы, Пуэрто-Рико и США. Когда же в 1939 г. Франко становится полновластным правителем Испании, Х. с женой решают остаться за границей.
И хотя в эти годы Х. пишет немного, он продолжает напряженные поиски поэтической истины, достигая почти религиозной силы в своем духовном завещании «Зверь из глубины души» («Animal de fondo», 1949), поэтическом сборнике, навеянном еще одним морским путешествием, на этот раз в Аргентину. В 1964 г. американский исследователь Говард Янг назвал эту книгу «духовной автобиографией Х., синтезом его поэтических идеалов».
В 1951 г. Х. с женой переезжают в Пуэрто-Рико, где поэт занимается преподавательской деятельностью, а также работает над поэтическим циклом «Бог желанный и желающий» («Dios deseado у deseante»), предполагаемым продолжением «Зверя из глубины души». Сборник этот не был закончен, но фрагменты из него поэт включил в «Третью поэтическую антологию» («Tercera antolojia poetica», 1957).
В 1956 г., в год cмepти жены, Х. получил Нобелевскую премию по литературе «за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии». В речи на церемонии вручения премии члeн Шведской академии Яльмар Гульберг заявил: «Воздавая должное Хуану Рамону Х., Шведская академия тем самым воздает должное целой эпохе великой испанской литературы». В коротком ответном письме Х., зачитанном в Стокгольме ректором Пуэрториканского университета, говорилось: «Нобелевская премия по праву принадлежит моей жене Зенобин. Если бы не ее помощь, не ее вдохновляющее участие, я не смог бы трудиться на протяжении сорока лет. Теперь без нее я одинок и беспомощен». Х. так и не смог оправиться от cмepти жены и через два года умер в Пуэрто-Рико в возрасте 76 лет.
Репутация Х., поэта, свято преданного своему искусству, продолжает оставаться высокой. «Х. занимает в испанской литературе совершенно уникальное место из-за стремления к обнаженности, универсальности и бесконечности поэзии», – писал К. Кобб, который считает, что в этом отношении Х. можно сравнить только с Йитсом и Рильке. Как и они, замечает Говард Янг, Х. исповедует «религию, в которой поэзия – единственный обряд, а творчество – единственная форма поклонения».
1933) Илья Иосифович Кабаков – советский и американский художник современности, яркий представитель и один из основателей московского концептуализма, родоначальник жанра тотальных инсталляций, зарубежный почетный члeн Российской академии художеств...
02 11 2024 6:48:19
С первого курса института в 1939 году был призван в армию...
31 10 2024 12:37:48
Золотое десятилетие Спустя полвека после денежной реформы Канкрина 1839-1843 гг...
30 10 2024 16:49:14
William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 — 7 апреля 1836) — английский журналист, политический философ и романист...
28 10 2024 11:31:11
Энциклопедия (1956-1965) Земельные реформы в национальных районах России Земельные реформы в национальных районах России Развитие массового антикрепостнического движения заставило царское правительство приступить к отмене крепостного права и у других народов России...
27 10 2024 10:19:12
В 1822 году Россия находилась в состоянии непреходящего ощущения подъема: все ждали, что вот-вот случится нечто из ряда вон выходящее, что «тяжкие оковы», в которые было заковано российское общество, разорвутся, и жизнь станет совершенно иной: свободной, исполненной стремления к «идеальному», как тогда называли духовно-нравственные начала...
24 10 2024 16:47:26
Автор многих популярных сказочных пьес для детей («Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», «Авдотья-Рязаночка», «Хрустальный башмачок», «Оловянные кольца» («Волшебные кольца Альманзора») и др...
22 10 2024 8:21:37
«Русское слово» — одно из самых ярких демократических изданий 60-х годов...
19 10 2024 11:50:54
Александр I прилежно внимал речам австрийского канцлера Метгерниха, который изображал национальное движение греков исключительно в виде революции, направленной против законных властей...
17 10 2024 8:41:19
В Ставке Верховного Главнокомaндования разpaбатывались планы по нанесению мощных ударов, открывающих путь к освобождению стран Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова...
16 10 2024 22:37:48
Известный на весь мир Николай Карамзин ставил этого правителя за его заслуги перед государством даже выше, чем Петра Великого Первого...
15 10 2024 20:59:23
Настоящее имя писателя — Франсуа Анатоль Тибо, место рождения — Париж, Франция...
12 10 2024 22:58:33
Комaндуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии...
11 10 2024 22:36:47
Frances Eliza Hodgson Burnett; 24 ноября 1849, Манчестер, Англия — 29 октября 1924, Нью-Йорк, США) — английская писательница и драматург...
09 10 2024 4:26:21
Её лёгкие, напевные, абсолютно искренние стихи словно выходят из-под пера ребёнка...
08 10 2024 21:57:18
Lion Feuchtwanger , 7 июля 1884 ( 18840707 ) , Мюнхен — 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) — немецкий писатель еврейского происхождения...
07 10 2024 20:51:24
Именно это, к сожалению, случилось с автором романа «Убить пересмешника» Харпер Ли...
05 10 2024 8:16:55
Frances Eliza Hodgson Burnett; 24 ноября 1849, Манчестер, Англия — 29 октября 1924, Нью- Йорк, С Ш А) — английская писательница и драматург...
04 10 2024 14:28:53
Именно ему нужно отдать должное за все изменения, которые пришли в персидскую культуру речи...
03 10 2024 18:36:20
Притомившись, он лег отдохнуть на Мальвернских холмах, возле ручья, и вскоре заснул...
01 10 2024 3:59:49
Jean-Baptiste Racine , 21 декабря 1639 — 21 апреля 1699) — французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра»...
30 09 2024 12:20:30
Содержание 1 Лев Кассиль / Биография 2 Лев Кассиль / Книги 3 Лев Кассиль / Книги в Национальной электронной детской библиотеке 4 О жизни и творчестве 5 Награды, премии 6 Лев Кассиль / Экранизации 7 Музеи, памятники Лев Кассиль / Биография Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Самарской губернии в интеллигентной еврейской семье...
28 09 2024 19:59:28
Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии...
26 09 2024 5:58:24
Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада»...
25 09 2024 3:57:17
Шэнь Юэ Шэнь Юэ окончила Хунаньский педагогический университет по специальности журналистика и коммуникация...
24 09 2024 1:28:29
перед представителями московского дворянства...
23 09 2024 1:50:22
Сражение состоялось 8 сентября 1380 года на Куликовом поле (в районе рек Дон и Непрядва)...
22 09 2024 2:35:11
В 1981—1983 служил в рядах советской армии в Афганистане...
21 09 2024 5:12:14
Джерома Джером Клапка Джером – английский писатель-юморист, драматург – родился 2 мая 1859 года в Уолсолл, графство Стаффордшир...
18 09 2024 19:15:49
夏目金之助 нацумэ кинносукэ ? , 9 февраля 1867 — 9 декабря 1916), более известный под псевдонимом Нацумэ Сосэки (яп...
16 09 2024 11:23:28
В возрасте 18 лет он был вынужден отправиться на фронт, в результате чего ему удалось собственными глазами увидеть все ужасы войны...
15 09 2024 18:15:28
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::