Краткая биография беньямин > Школа искусств
Школа искусств    


Краткая биография беньямин

Краткая биография беньямин

Беньямин Вальтер

Вальтер Беньямин (нем. Walter Benjamin) — немецкий философ, теоретик истории, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик.

Родился Беньямин Вальтер 15 июля 1892 года в Берлине. Испытал сильное влияние марксизма (который своеобразно сочетал с традиционным еврейским мистицизмом), примыкал к Франкфуртской школе в социологии искусства. Основная работа — «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об ауре, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил Марселя Пруста и Шарля Бодлера. Ряд работ (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «Берлинское детство в 1900 году») издан поcмepтно.

В 1917—1930 годах состоял в бpaке с Дорой Келлер. В декабре—январе 1926—1927 годов посетил Москву, где много писал, работал в архивах, встречался с Владимиром Маяковским, Бертольдом Брехтом. Свои впечатления, большей частью негативные, оставил в «Московском дневнике».

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940 собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. На пограничном пункте испанские власти, сотрудничавшие с гестапо, отказали группе беженцев, к которой принадлежал Беньямин, во въезде. Тогда философ в ночь с 27 на 28 сентября 1940 покончил жизнь самоубийством в гостинице «Hotel de Francia», отравившись морфином.

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и единомышленница Беньямина Ханна Арендт, которая и перевезла в США его «Тезисы по философии истории». Некоторые исследователи сомневаются в его самоубийстве, указывая на то, что Беньямин уже был болен, и его cмepть во сне могла стать результатом стресса. В качестве доказательства приводится тот факт, что Беньямин был похоронен на местном католическом кладбище по христианскому обряду, в котором отказывают самоубийцам.

Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи (итал. Arpaia) «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др

Беньямин Вальтер (с немецкого Benjamin Walter) — еврей по национальности, философ и теоретик истории, критик, писатель и переводчик. Родился он в Берлине 15 июля 1892 года в достаточно обеспеченной семье. Кроме него в семье было еще двое детей. Вскоре отец обанкротился, а Беньямин в декабре 1926 года отправился в путешествие в Советский Союз. В это время он уже был женат на Доре Келлер. Под впечатлением от поездки Беньямин Вальтер сначала написал «Московские дневники», а затем и свое известное эссе «Москва». Впечатления его от поездки были скорее негативными, чем позитивными. В своей работе он пытался отобразить жизнь Советского Союза в период НЭПА, а также некоторые особенности культуры, кино и литературы этого периода. Был под сильным влиянием теории марксизма, которая у него каким-то образом своеобразно сочеталась с традиционным еврейским мистицизмом. Также, он примыкал к Франкфуртской школе социологии искусства.

Его основной работой стало «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости». Именно ему принадлежит и нашумевшая теория об ауре, которая теряется при тиражировании шедевра. Он был поклонником французской литературы и прекрасным ее переводчиком. Переводил с французского произведения Шарля Бодлера и Марселя Пруста. Ряд его работ были изданы поcмepтно.

Беньямин Вальтер, будучи евреем и антифашистом, после того, как к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию. После ее оккупации он собирался уехать через Испанию в США. Но случилось непредвиденное – испанские пограничники не пропустили группу, в которой находился известный писатель. Именно этим событием историки объясняют тот факт, что с помощью морфия Вальтер покончил с собой в гостиничном номере «Hotel de Francia», в ночь на 28 сентября 1940 года. Но некоторые исследователи все же настаивают на том, что cмepть философа наступила вследствие болезни и сильного стресса. Так или иначе, но после этого трагического события всей остальной группе беженцев удалось добраться до Лиссабона 30 сентября. Благодаря этому же событию переправиться через границу Испании удалось и единомышленнице Вальтера Ханне Арендт, которая привезла его «Тезисы по философии истории» с собой в США.

Интересен тот факт, что Беньямин был похоронен по христианскому обряду на небольшом местном кладбище. Этот факт еще раз доказывает то, что он не был самоубийцей. В Берлине, в доме, где в 30-х годах жил Вальтер Беньямин, установлена мемориальная доска, а неподалеку есть площадь, названная в его честь.

Беньямин Вальтер. Книги онлайн

Вальтер Беньямин (нем. Walter Benjamin, 15 июля 1892, Берлин — 27 сентября 1940, Портбоу, Испания) — немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик.

Беньямин Вальтер испытал сильное влияние марксизма (который своеобразно сочетал с традиционным еврейским мистицизмом), примыкал к Франкфуртской школе в социологии искусства. Основная работа — «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об ауре, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил Марселя Пруста и Шарля Бодлера. Ряд работ (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «Берлинское детство в 1900 году») издан поcмepтно.

В 1917–1930 годах состоял в бpaке с Дорой Келлер. В декабре—январе 1926–1927 годов посетил Москву, где много писал, работал в архивах, встречался с Владимиром Маяковским, Бертольдом Брехтом. Свои впечатления, большей частью негативные, оставил в «Московском дневнике».

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940 собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. На пограничном пункте испанские власти, сотрудничавшие с гестапо, отказали группе беженцев, к которой принадлежал Беньямин, во въезде. Тогда философ в ночь с 27 на 28 сентября 1940 покончил жизнь самоубийством в гостинице «Hotel de Francia», отравившись морфином.

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и единомышленница Беньямина Ханна Арендт, которая и перевезла в США его «Тезисы по философии истории». Некоторые исследователи сомневаются в его самоубийстве, указывая на то, что Беньямин уже был болен, и его cмepть во сне могла стать результатом стресса. В качестве доказательства приводится тот факт, что Беньямин был похоронен на местном католическом кладбище по христианскому обряду, в котором отказывают самоубийцам.

Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи (итал. Arpaia) «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.

Книги (10)

«Эта проза входит в число произведений Беньямина о начальном периоде эпохи модерна, над историей которого он трудился последние пятнадцать лет своей жизни, и представляет собой попытку писателя противопоставить нечто личное массивам материалов, уже собранных им для очерка о парижских уличных пассажах.

Исторические архетипы, которые Беньямин в этом очерке намеревался вывести из социально-прагматического и философского генезиса, неожиданно ярко выступили в «берлинской» книжке, проникнутой непосредственностью воспоминаний и скорбью о том невозвратимом, утраченном навсегда, что стало для автора аллегорией заката его собственной жизни» (Теодор Адорно).

Три классических эссе («Краткая история фотографии», «Париж — столица девятнадцатого столетия», «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»), объединенные темой перемен, происходящих в искусстве, когда оно из уникального становится массовым и тиражируемым.

Вальтер Беньямин предлагает посмотреть на этот процесс не с консервативных позиций, а, напротив, увидеть в его истоках новые формы социального бытования искусства, новую антропологию «массового зрителя» и новую коммуникативную функцию искусства в прострaнcтве буржуазного мира.

Вальтер Беньямин признан одним из самых оригинальных и значительных мыслителей XIX и XX веков и одним из самых тонких аналитиков литературных и социальных явлений.

Собранные в этом томе литературно-критические и теоретико-литературные публикации Беньямина, представляющие калейдоскопическую картину современной автору литературной жизни, предлагаются русскому читателю.

Вальтер Беньямин — фигура примечательная даже для необычайного разнообразия немецкой интеллектуальной культуры XX века.

Начав с исследований, посвященных немецкому романтизму, Гёте и театру эпохи барокко, он занялся затем поисками закономерностей развития культуры, стремясь идти от конкретных, осязаемых явлений человеческой жизни, нередко совершенно простых и обыденных.

Комедии Чаплина, детские книги, бульварные газеты, старые фотографии или парижские пассажи — все становилось у него поводом для размышлений о том, как устроена культура. Его исследования о литературе — о Бодлере, Кафке, Прусте, Лескове — оказывались неизмеримо шире традиционного литературоведения. Беспокойная натура привела Вальтера Беньямина зимой 1926–1927 года в Москву, встреча с которой сыграла важную роль в его судьбе.

Целый ряд понятий и образов выдающегося немецкого критика XX века В. Беньямина (1892–1940), размышляющего о литературе и истории, политике и эстетике, капитализме и фашизме, проституции и меланхолии, парижских денди и тряпичниках, социалистах и фланерах, восходят к поэтическому и критическому наследию величайшего французского поэта XIX столетия Ш. Бодлера (1821–1867), к тому «критическому героизму» поэта, который приписывал ему критик и который во многих отношениях отличал его собственную критическую позицию.

Читайте также  Краткая биография о’нил

В коллективной монографии, подготовленной на основе материалов международного симпозиума «Шарль Бодлер&Вальтер Беньямин: Политика&Эстетика», состоявшегося в 2008 году в Пушкинском доме, ученые России, Франции, Сербии, ЮАР прослеживают разнообразные связи, объединяющие автора «Цветов зла» с автором «Passagen-Werk»«.

В соответствии с исследовательскими задачами в монографии выделены четыре части, в которых представлены различные аспекты взаимодействия политического и эстетического в трудах и днях французского поэта и мыслителя и немецкого критика и теоретика культуры: «Политика поэзии», «Политика критики», «Эстетика настоящего», «Политика перевода».

Вальтер Беньямин неоспоримо входит в число главных творцов культуры прошлого столетия, сыгравших важнейшую роль в формировании нового мышления.

«Происхождение немецкой барочной драмы» — классическая работа Беньямина, написанная в 20-е годы XX века и переведенная на многие языки. Немецкий театр — здесь лишь повод для проникновения в суть культуры, обнаружения ее закономерностей и изложения оригинальной философской концепции.

Вальтер Беньямин начал писать «Улицу с односторонним движением» в 1924 году как «книжечку для друзей» (plaquette).

Она вышла в свет в 1928-м в издательстве «Rowohlt» параллельно с важнейшим из законченных трудов Беньямина — «Происхождением немецкой барочной драмы», и посвящена Асе Лацис (1891–1979) — латвийскому режиссеру и актрисе, с которой Беньямин познакомился на Капри в 1924 году. Назначение беньяминовских образов — заставить заговорить вещи, разъяснить сны, увидеть/показать то, в чем автору/читателю прежде было отказано. «Улица с односторонним движением» — это книга обманутых надежд и тревожных ожиданий.

И еще: в этой книге среди детских игрушек, воспоминаний о навсегда ушедшей жизни, старых интерьеров и новых свидетельств тихой мещанской радости можно, присмотревшись, различить давно уже поселившуюся там мощь революции. Ее ритм — это не тяжелая солдатская поступь, а легкая походка возлюбленной, а значит, она уже давно одержала победу в наших сердцах.

«Как известно, жизненный круг, который, вероятно, управлялся по закону подобия в прежние времена, был гораздо обширнее, чем теперь. Это были микро- и макрокосм — назовем только одну из множества формулировок, в которых, таким образом, обнаруживается опыт подобия в ходе истории. Даже в случае современного человека можно утверждать: ситуации, когда он в повседневной жизни воспринимает подобия сознательно, представляют собой крохотную часть из тех бесчисленных моментов, когда подобие определяется бессознательно. Подобия, воспринимаемые осознанно — например, в лицах — по сравнению с бесчисленным множеством воспринимаемых бессознательно или же вообще не воспринимаемых, можно сравнить с маленькой, торчащей из воды верхушкой айсберга, тогда как под водой скрывается огромная ледяная глыба».

В этой небольшой книге собрано пpaктически все, что Вальтер Беньямин написал о Кафке.

У людей, знавших Беньямина, не возникало сомнений, что Кафка — это «его» автор (подобно Прусту или Бодлеру). Занятия Кафкой проходят через всю творческую деятельность мыслителя, и это притяжение вряд ли можно считать случайным.

В литературе уже отмечалось, что Беньямин — по большей части скорее подсознательно — видел в Кафке родственную душу, нащупывая в его произведениях мотивы, близкие ему самому, и прикладывая к творчеству писателя определения, которые в той или иной степени могут быть использованы и при хаpaктеристике самого исследователя. Как писала Ханна Арендт, Беньямину «вовсе не обязательно было читать Кафку, чтобы думать, как Кафка».

Вальтер Беньямин — немецкий философ. Во фрагменте «Центральный парк» Беньямин модифицирует свою теорию барочной аллегории, чтобы применить ее к творчеству Ш.Бодлера. Обесценивание, снижение статуса мира явлений, столь типичное для аллегории, находит теперь выражение в товарном производстве, низводящем вещь до товара.

Беньямин

Беньямин, Вальтер

Ва́льтер Бе́ньямин (нем. Walter Benjamin ; 15 июля 1892, Берлин — 27 сентября 1940, Порт-Бу (Портбоу), Испания) — немецкий философ, теоретик истории, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик.

Содержание

Взгляды

Испытал сильное влияние марксизма (который своеобразно сочетал с традиционным еврейским мистицизмом и психоанализом), стоял у истоков Франкфуртской школы. Самая известная в России работа — «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об ауре, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил Марселя Пруста и Шарля Бодлера, которому посвятил ряд работ, где изложены его исторические взгляды. Многие работы (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «Берлинское детство около 1900 года») изданы поcмepтно. Свои взгляды на философию и методологию истории предполагал изложить в работе, посвященной парижским пассажам XIX века, оставшейся незаконченной (наброски и архивные материалы к ней сегодня также изданы). В наиболее концентрированном виде историческая концепция Беньямина изложена в его статье «О понятии истории».

Знаменитая статья «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) во многом перекликается с работами Дьёрдя Лукача «Теория романа» (1916) и Эрнста Блоха «Дух утопии» (1918).

Биография

В 1917—1930 годах состоял в бpaке с Дорой Келлнер. В декабре—январе 1926—1927 годов посетил Москву, где много писал, работал в архивах, встречался с Владимиром Маяковским, Бертольтом Брехтом. Свои впечатления, большей частью критические, оставил в «Московском дневнике», сохранившемся среди архивных материалов и составивших основу эссе «Москва».

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940 собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте ему было заявлено, что по согласно новым из Мадрида лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 27 на 28 сентября 1940 покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином.

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и Ханна Арендт, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «О понятии истории», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории». Некоторые исследователи сомневаются в его самоубийстве, указывая на то, что Беньямин уже был болен, и его cмepть во сне могла стать результатом стресса. В качестве доказательства приводится тот факт, что Беньямин был похоронен на местном католическом кладбище по христианскому обряду, в котором отказывают самоубийцам.

Известность

Популярность идеи Беньямина стали приобретать во второй половине XX века. Особая заслуга в этом среди коллег и друзей Беньямина принадлежит Теодору Адорно и Гершому Шолему. Именно они, прежде всего Адорно, стремились комплексно, системно познакомить европейского, но в первую очередь немецкого, читателя с работами и идеями мыслителя. Однако Адорно представил, прежде всего, Беньямина-философа, Беньямина-теоретика культуры. Другие стороны творчества Беньямина долгое время были скрыты для исследователей, им не уделялось достаточного внимания.

Адорно не разделял труды Беньямина по значимости и «нужности». Поэтому буквально все обнаруженные — опубликованные и неопубликованные при жизни мыслителя — материалы, имеющие к нему отношение, в том числе записи, заметки, относящиеся к процессу работы над отдельными исследованиями, Адорно постарался собрать в одном месте и в результате этого в университете Франкфурта-на-Майне, где работал философ, возник «архив Беньямина», который он хранил и предоставлял для изучения. Именно материалы этого архива легли в основу Gesammelte Schriften Беньямина, над подготовкой которого Адорно работал в последние годы жизни. Беньямин стал восприниматься как пример идейного сопротивления устоявшимся концепциям общественных наук, включая марксизм, которые ограничивали критичиский взгляд на события и явления. Показательна история Базисной группы Института Вальтера Беньямина, сформированной на кокроткое время студентами в конце зимнего семестра 1967/1968 в знак несогласия с традиционной системой преподавания германистики. Интересно, что Теодор Адорно этот молодежный протест не поддержал.

Сегодня изучение Беньямина осуществляется на основе материалов Архива Вальтера Беньямина, который находится в Академии искусств в Берлине, куда в 2004 г. были переданы материалы «архив Беньямина» из Франкфурта-на-Майне и где к тому времени были сконцентрированы материалы, собранные в ГДР.

В период с 1972 по 1989 гг. осуществлялось издание семи томов Gesammelte Schriften. В период с 1995 до 2000 гг. было опубликовано шесть томов писем Беньямина известным и неизвестным адресатам в период с 1910 по 1940 гг.

В Берлине на доме, где жил Беньямин с 1930 по 1933 гг. на Принцрегентенштрассе, 66 находится мемориальная доска. А недалеко от Курфюрстендамм — площадь Вальтера Беньямина.

Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи (итал. Arpaia ) «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.

Библиография

Основные сочинения

  • Zur Kritik der Gewalt (Критика насилия / 1921).
  • Goethes Wahlverwandtschaften (Goethe’s Elective Affinities / 1922),
  • Ursprung des deutschen Trauerspiels («Происхождение немецкой барочной драмы», 1928)
  • Einbahnstraße («Улица с односторонним движением», 1928),
  • Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», 1936)
  • Berliner Kindheit um 1900 (Berlin Childhood around 1900 / 1950, опубликовано поcмepтно),
  • Über den Begriff der Geschichte («О понятии истории», 1939; опубликовано поcмepтно).
  • Das Paris des Second Empire bei Baudelaire (The Paris of the Second Empire in Baudelaire / 1938)
Читайте также  Краткая биография куняев

Почти все работы Беньямина и архивные документы, а также письма изданы в:

  • Gesammelte Schriften. 7 Bände. Frankfurt/M., 1972—1989.
  • Gesammelte Briefe. 6 Bände. Frankfurt/M., 1995—2000.

Мудрость Человечества

Ва́льтер Бе́ньямин (нем. Walter Benjamin; 15 июля 1892, Берлин — 27 сентября 1940, Портбоу, Испания) — немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик, один из самых влиятельных философов культуры XX века.

Вальтер Бенедикт Шёнфлис-Беньямин родился 15 июля 1892 года в Берлине в богатой еврейской семье представителей среднего класса Эмиля Беньямина и Паулины Шёнфлис. Отец занимался торговлей и инвестициями. Кроме Вальтера в семье было два ребёнка: Георг 1895 года рождения и Дора 1901 года рождения.

По материнской линии — в родстве с Генрихом Гeйне. В 1917—1930 годах состоял в бpaке с Дорой Кельнер, с которой развёлся ради Анны Лацис. В декабре—январе 1926—1927 годов, стремясь наладить отношения с Лацис, посетил Москву. Путешествие в СССР было предпринято на авансовые средства, выделенные Мартином Бубером в счёт будущих статей об СССР для журнала Die Kreatur. По словам философа Михаила Рыклина, другой причиной путешествия Беньямина стало банкротство антикварного предприятия его отца: философ отправился в Советский Союз в том числе и в поиске изданий, с которыми он мог бы сотрудничать в качестве корреспондента — что ему не удалось. В Москве Беньямин регулярно ходил в театр, много писал, работал в архивах. Результатом поездки стали четыре статьи, опубликованные в январе 1927 года и эссе «Москва», законченное уже после возвращения из СССР. Будучи в Москве, Беньямин также регулярно вёл дневник, в котором описывал впечатления о советской столице и касался своих мучительных отношений с Анной Лацис и Бернхардом Райхом. «Московский дневник», сохранившийся среди архивных материалов, был впоследствии опубликован.

Надгробие Вальтера Беньямина

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию. После оккупации Франции в 1940 году собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте с Испанией ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 26 на 27 сентября 1940 года покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином.

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и Ханна Арендт, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «О понятии истории», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории».

В Берлине на доме 66 по Принцрегентенштрассе, где Беньямин жил с 1930 по 1933 год, находится мемориальная доска. А недалеко от Курфюрстендамм — площадь Вальтера Беньямина.

Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.

Взгляды

Испытал сильное влияние марксизма (который своеобразно сочетал с традиционным еврейским мистицизмом и психоанализом), стоял у истоков Франкфуртской школы. Самая известная в России работа — «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об ауре, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил Марселя Пруста и Шарля Бодлера, которому посвятил ряд работ, где изложены его исторические взгляды. Многие работы (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «Берлинское детство около 1900 года») изданы поcмepтно. Свои взгляды на философию и методологию истории предполагал изложить в работе, посвященной парижским пассажам XIX века, которая осталась незаконченной (наброски и архивные материалы к ней сегодня также изданы). В наиболее концентрированном виде историческая концепция Беньямина изложена в его статье «О понятии истории».

Знаменитая статья «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) во многом перекликается с работами Дьёрдя Лукача «Теория романа» (1916) и Эрнста Блоха «Дух утопии» (1918).

Ханна Арендт, хорошо знавшая Беньямина, называла его мастером поэтической мысли.

Известность

Популярность идеи Беньямина стали приобретать во второй половине XX века. Особая заслуга в этом среди коллег и друзей Беньямина принадлежит Теодору Адорно и Гершому Шолему. Именно они, прежде всего Адорно, стремились комплексно, системно познакомить европейского читателя с работами и идеями мыслителя. Однако Адорно представил, прежде всего, Беньямина-философа, Беньямина-теоретика культуры. Другие стороны творчества Беньямина долгое время были скрыты для исследователей, им не уделялось достаточного внимания.

Адорно не разделял труды Беньямина по значимости и «нужности». Поэтому буквально все обнаруженные — опубликованные и неопубликованные при жизни мыслителя — материалы, имеющие к нему отношение, в том числе записи, заметки, относящиеся к процессу работы над отдельными исследованиями, Адорно постарался собрать в одном месте и в результате этого в университете Франкфурта-на-Майне, где работал философ, возник «архив Беньямина», который он хранил и предоставлял для изучения. Именно материалы этого архива легли в основу Gesammelte Schriften Беньямина, над подготовкой которого Адорно работал в последние годы жизни.Беньямин стал восприниматься как пример идейного сопротивления устоявшимся концепциям общественных наук, включая марксизм, которые ограничивали критический взгляд на события и явления. Показательна история Базисной группы Института Вальтера Беньямина, сформированной на короткое время студентами в конце зимнего семестра 1967/1968 в знак несогласия с традиционной системой преподавания германистики. Интересно, что Теодор Адорно этот молодёжный протест не поддержал.В период с 1972 по 1989 год осуществлялось издание семи томов Gesammelte Schriften. В период с 1995 до 2000 годы было опубликовано шесть томов писем Беньямина известным и неизвестным адресатам в период с 1910 по 1940 год.

Сегодня изучение Беньямина осуществляется на основе материалов Архива Вальтера Беньямина, который находится в Академии искусств в Берлине, куда в 2004 году были переданы материалы «архив Беньямина» из Франкфурта-на-Майне и где к тому времени были сконцентрированы материалы, собранные в ГДР.

По данным современного исследователя, специалиста по Франкфуртской школе Дэвида Кауфманна, с 2005 по 2010 год только на английском было опубликовано более 300 книг и статей, посвящённых Беньямину. Кауфманн пишет:

Всегда было трудно точно определить Беньямина. Марксист-уклонист, еврей-еретик, диссидентствующий социальный теоретик, дух деконструкции — он был столь многим для столь многих. Равным образом сложно дать описание того, что он сделал, отчасти потому, что Америка не производит подобных интеллектуалов. Его основные работы были написаны в Берлине в 1920-е, а затем в Париже в 1930-е годы; Беньямин не был просто книжным обозревателем, хотя хотел быть лучшим в Германии. Он едва ли был журналистом, хотя значительная часть из множества его работ была написана для газет. Он не был философом, но его рассматривают в таком качестве. Если использовать старомодное выражение, Беньямин был литератором. Но даже это не будет справедливым.

Сочинения

Основные сочинения

  • Zur Kritik der Gewalt (Критика насилия / 1921).
  • Goethes Wahlverwandtschaften (Goethe’s Elective Affinities / 1922),
  • Ursprung des deutschen Trauerspiels («Происхождение немецкой барочной драмы», 1928)
  • Einbahnstraße («Улица с односторонним движением», 1928),
  • Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», 1936)
  • Berliner Kindheit um 1900 (Berlin Childhood around 1900 / 1950, опубликовано поcмepтно),
  • Über den Begriff der Geschichte («О понятии истории», 1939; опубликовано поcмepтно).
  • Das Paris des Second Empire bei Baudelaire (The Paris of the Second Empire in Baudelaire / 1938)

Почти все работы Беньямина и архивные документы, а также письма изданы в:

  • Gesammelte Schriften. 7 Bände. Frankfurt/M., 1972—1989.
  • Gesammelte Briefe. 6 Bände. Frankfurt/M., 1995—2000.

Вальтер Беньямин — биография, информация, личная жизнь

Вальтер Беньямин

Вальтер Беньямин (нем. Walter Benjamin). Родился 15 июля 1892 года в Берлине — умер 27 сентября 1940 года в Порт-Бу (Портбоу), Испания. Немецкий философ еврейского происхождения, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик.

Вальтер Бенедикт Шёнфлис-Беньямин родился 15 июля 1892 года в Берлине в богатой семье представителей среднего класса Эмиля Беньямина и Паулины Шёнфлис. Отец занимался торговлей и инвестициями. Кроме Вальтера в семье было два ребёнка: Георг 1895 года рождения и Дора 1901 года рождения.

По материнской линии — в родстве с Генрихом Гeйне. В 1917-1930 годах состоял в бpaке с Дорой Кельнер. В ноябре-январе 1926-1927 годов посетил Москву, где много писал, работал в архивах. По словам философа Михаила Рыклина, одной из причин путешествия Беньямина стало банкротство антикварного предприятия его отца: философ отправился в Советский Союз в том числе и в поиске изданий, с которыми он мог бы сотрудничать в качестве корреспондента. Свои впечатления, большей частью критические, оставил в «Московском дневнике», сохранившемся среди архивных материалов и составивших основу эссе «Москва».

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940 году собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 27 на 28 сентября 1940 года покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином.

Читайте также  Краткая биография бомарше

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и Ханна Арендт, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «О понятии истории», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории». Некоторые исследователи сомневаются в его самоубийстве, указывая на то, что Беньямин уже был болен, и его cмepть во сне могла стать результатом стресса. В качестве доказательства приводится тот факт, что Беньямин был похоронен на местном католическом кладбище по христианскому обряду, в котором отказывают самоубийцам.

Испытал сильное влияние марксизма (который своеобразно сочетал с традиционным еврейским мистицизмом и психоанализом), стоял у истоков Франкфуртской школы. Самая известная в России работа — «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости»; ему принадлежит ставшая в наше время общераспространённой идея об ауре, которую теряет тиражируемый шедевр. Проводник французской культуры, переводил Марселя Пруста и Шарля Бодлера, которому посвятил ряд работ, где изложены его исторические взгляды. Многие работы (например, предвосхитившая исторический подход второй половины XX века книга «Берлинское детство около 1900 года») изданы поcмepтно. Свои взгляды на философию и методологию истории предполагал изложить в работе, посвященной парижским пассажам XIX века, которая осталась незаконченной (наброски и архивные материалы к ней сегодня также изданы). В наиболее концентрированном виде историческая концепция Беньямина изложена в его статье «О понятии истории».

Знаменитая статья «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) во многом перекликается с работами Дьёрдя Лукача «Теория романа» (1916) и Эрнста Блоха «Дух утопии» (1918).

Ханна Арендт, хорошо знавшая Беньямина, называла его мастером поэтической мысли.

Популярность идеи Беньямина стали приобретать во второй половине XX века. Особая заслуга в этом среди коллег и друзей Беньямина принадлежит Теодору Адорно и Гершому Шолему. Именно они, прежде всего Адорно, стремились комплексно, системно познакомить европейского, но в первую очередь русского, читателя с работами и идеями мыслителя. Однако Адорно представил, прежде всего, Беньямина-философа, Беньямина-теоретика культуры. Другие стороны творчества Беньямина долгое время были скрыты для исследователей, им не уделялось достаточного внимания.

Адорно не разделял труды Беньямина по значимости и «нужности». Поэтому буквально все обнаруженные — опубликованные и неопубликованные при жизни мыслителя — материалы, имеющие к нему отношение, в том числе записи, заметки, относящиеся к процессу работы над отдельными исследованиями, Адорно постарался собрать в одном месте и в результате этого в университете Франкфурта-на-Майне, где работал философ, возник «архив Беньямина», который он хранил и предоставлял для изучения. Именно материалы этого архива легли в основу Gesammelte Schriften Беньямина, над подготовкой которого Адорно работал в последние годы жизни. Беньямин стал восприниматься как пример идейного сопротивления устоявшимся концепциям общественных наук, включая марксизм, которые ограничивали критический взгляд на события и явления. Показательна история Базисной группы Института Вальтера Беньямина, сформированной на короткое время студентами в конце зимнего семестра 1967/1968 в знак несогласия с традиционной системой преподавания германистики. Интересно, что Теодор Адорно этот молодежный протест не поддержал.

Сегодня изучение Беньямина осуществляется на основе материалов Архива Вальтера Беньямина, который находится в Академии искусств в Берлине, куда в 2004 году были переданы материалы «архив Беньямина» из Франкфурта-на-Майне и где к тому времени были сконцентрированы материалы, собранные в ГДР.

В период с 1972 по 1989 год осуществлялось издание семи томов Gesammelte Schriften. В период с 1995 до 2000 годы было опубликовано шесть томов писем Беньямина известным и неизвестным адресатам в период с 1910 по 1940 год.

В Берлине на доме, где жил Беньямин с 1930 по 1933 год на Принцрегентенштрассе, 66 находится мемориальная доска. А недалеко от Курфюрстендамм — площадь Вальтера Беньямина.

Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи (итал. Arpaia) «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.

Zur Kritik der Gewalt (Критика насилия / 1921).
Goethes Wahlverwandtschaften (Goethe’s Elective Affinities / 1922),
Ursprung des deutschen Trauerspiels («Происхождение немецкой барочной драмы», 1928)
Einbahnstraße («Улица с односторонним движением», 1928),
Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit («Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», 1936)
Berliner Kindheit um 1900 (Berlin Childhood around 1900 / 1950, опубликовано поcмepтно),
Über den Begriff der Geschichte («О понятии истории», 1939; опубликовано поcмepтно).
Das Paris des Second Empire bei Baudelaire (The Paris of the Second Empire in Baudelaire / 1938).

Почти все работы Беньямина и архивные документы, а также письма изданы в:

Gesammelte Schriften. 7 Bände. Frankfurt/M., 1972-1989.
Gesammelte Briefe. 6 Bände. Frankfurt/M., 1995-2000.

Вальтер Беньямин

Биография писателя

Ва́льтер Бе́ньямин (нем. Walter Benjamin; 15 июля 1892, Берлин — 27 сентября 1940, Порт-Бу (Портбоу), Испания) — немецкий философ, теоретик истории, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик.В 1917—1930 годах состоял в бpaке с Дорой Келлнер. В декабре—январе 1926—1927 годов посетил Москву, где много писал, работал в архивах. Свои впечатления, большей частью критические, оставил в «Московском дневнике», сохранившемся среди архивных материалов и составивших основу эссе «Москва».

Будучи евреем, антифашистом и левым радикалом, после прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию, откуда после оккупации Франции в 1940 собирался выехать через Испанию в США, уже эвакуировав туда большую часть архива. Однако на пограничном пункте ему было заявлено, что лица, не имеющие визы, должны быть возвращены во Францию. Беньямину было разрешено переночевать в местной гостинице «Hotel de Francia», где он в ночь с 27 на 28 сентября 1940 покончил жизнь самоубийством, отравившись морфином.

На другой день, под впечатлением от трагедии, испанцы пропустили всю группу (она благополучно добралась до Лиссабона 30 сентября), а через несколько дней вовсе сняли ограничения. Благодаря этому через испанскую границу смогла переправиться и Ханна Арендт, испытавшая большое влияние идей Беньямина, которая и перевезла в США один из вариантов его текста «О понятии истории», обнародованный ею под названием «Тезисы по философии истории». Некоторые исследователи сомневаются в его самоубийстве, указывая на то, что Беньямин уже был болен, и его cмepть во сне могла стать результатом стресса. В качестве доказательства приводится тот факт, что Беньямин был похоронен на местном католическом кладбище по христианскому обряду, в котором отказывают самоубийцам.

Дани Караван. Мемориал Вальтера Беньямина в Портбоу
Популярность идеи Беньямина стали приобретать во второй половине XX века. Особая заслуга в этом среди коллег и друзей Беньямина принадлежит Теодору Адорно и Гершому Шолему. Именно они, прежде всего Адорно, стремились комплексно, системно познакомить европейского, но в первую очередь немецкого, читателя с работами и идеями мыслителя. Однако Адорно представил, прежде всего, Беньямина-философа, Беньямина-теоретика культуры. Другие стороны творчества Беньямина долгое время были скрыты для исследователей, им не уделялось достаточного внимания.

Адорно не разделял труды Беньямина по значимости и «нужности». Поэтому буквально все обнаруженные — опубликованные и неопубликованные при жизни мыслителя — материалы, имеющие к нему отношение, в том числе записи, заметки, относящиеся к процессу работы над отдельными исследованиями, Адорно постарался собрать в одном месте и в результате этого в университете Франкфурта-на-Майне, где работал философ, возник «архив Беньямина», который он хранил и предоставлял для изучения. Именно материалы этого архива легли в основу Gesammelte Schriften Беньямина, над подготовкой которого Адорно работал в последние годы жизни. Беньямин стал восприниматься как пример идейного сопротивления устоявшимся концепциям общественных наук, включая марксизм, которые ограничивали критический взгляд на события и явления. Показательна история Базисной группы Института Вальтера Беньямина, сформированной на короткое время студентами в конце зимнего семестра 1967/1968 в знак несогласия с традиционной системой преподавания германистики. Интересно, что Теодор Адорно этот молодежный протест не поддержал.

Сегодня изучение Беньямина осуществляется на основе материалов Архива Вальтера Беньямина, который находится в Академии искусств в Берлине, куда в 2004 г. были переданы материалы «архив Беньямина» из Франкфурта-на-Майне и где к тому времени были сконцентрированы материалы, собранные в ГДР. В период с 1972 по 1989 гг. осуществлялось издание семи томов Gesammelte Schriften. В период с 1995 до 2000 гг. было опубликовано шесть томов писем Беньямина известным и неизвестным адресатам в период с 1910 по 1940 гг.

В Берлине на доме, где жил Беньямин с 1930 по 1933 гг. на Принцрегентенштрассе, 66 находится мемориальная доска. А недалеко от Курфюрстендамм — площадь Вальтера Беньямина. Жизни и гибели Беньямина посвящён роман Бруно Арпайи (итал. Arpaia) «Ангел истории» (2001), опера Брайана Фернихоу «Тёмное время» (2004) и др.


Битва на воже – рубикон для князя дмитрия донского

Прижатая к реке ордынская конница была почти вся уничтожена: «А наши воины погнали их, и били они татар, и секли, кололи, рассекали надвое, было убито множество татар, а иные в реке утопли»...

12 07 2024 10:25:29

Краткая биография нидзё

Краткая биография нидзё Нидзё родилась в 1258 году и принадлежала к высшему слою придворной аристократии...

11 07 2024 4:46:34

Краткая биография биэн

Краткая биография биэн Brendan Behan , ирл...

10 07 2024 20:12:15

Краткая биография дадзай

Краткая биография дадзай Механические сердца [ЛП] Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...

09 07 2024 5:10:59

Краткая биография берджес

Краткая биография берджес Отец Бёрджесса был кассиром и играл на фортепиано...

08 07 2024 22:20:19

Краткая биография клюев

Краткая биография клюев Николай рос в крестьянской старообрядческой семье...

07 07 2024 9:26:26

Карта галицко-волынского княжества

В самом начале феодальной раздробленности оно отделилось от Киевского княжества, претендуя на главенствующую роль во всём славянском государстве...

06 07 2024 23:28:30

Краткая биография гавальда

Краткая биография гавальда Как отмечают читатели, в книгах француженки герои «не мусолят чувства, не кричат о них», но каждая страница пронизана любовью и семейным теплом...

05 07 2024 3:46:58

Краткая биография лэ

Краткая биография лэ Члeн РКП(б) с 1922 года...

04 07 2024 15:49:34

Краткая биография толстой а. к.

Краткая биография толстой а. к. Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию...

03 07 2024 13:22:51

Краткая биография кларк

Краткая биография кларк Популярный английский писатель и ученый, изобретатель и футуролог, принял участие в создании «Космической одиссеи 2001» — культовой научно-фантастической кинокартины 1968 года...

02 07 2024 18:27:21

1812 г. поворот к реакции

1812 г. поворот к реакции Но даже в периоды своего расцвета либеральные начинания Александра I не получили дальнейшего развития...

29 06 2024 2:16:46

Краткая биография ростан

Краткая биография ростан Свое детство Эдмон провел так же в Марселе...

28 06 2024 17:25:29

Декабристы: тайные общества

Декабристы: тайные общества Каждый союз развивал идеи либерального развития России, с каждым годом организации проникали все глубже в управление страной...

26 06 2024 1:23:26

Краткая биография бедье

Краткая биография бедье в Париже 6- го и умерла 29 августа 1938 г...

25 06 2024 8:38:10

Краткая биография шелли п. б.

Краткая биография шелли п. б. Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии...

24 06 2024 19:16:42

Краткая биография сароян

Краткая биография сароян William Saroyan , арм...

23 06 2024 7:38:12

Краткая биография мaндельштам

Краткая биография мaндельштам Родился Осип в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Maндельштама, который занимался производством перчаток...

22 06 2024 21:28:38

Краткая биография бань

Краткая биография бань Более двух веков прошло после его cмepти, а интерес к написанным произведениям не угасает...

21 06 2024 1:56:57

Краткая биография родосский

Краткая биография родосский Благодарные жители острова Родос решили построить её в честь бога солнца Гелиоса, который помог им выстоять в неравной борьбе с захватчиками...

20 06 2024 17:30:59

Краткая биография фенелон

Краткая биография фенелон До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив...

19 06 2024 9:15:48

Краткая биография логфелло

Краткая биография логфелло Его романтическая поэзия – яркая страница в американской литературе и культуре...

18 06 2024 2:46:41

Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов

Изменение обстановки на морских театрах. задачи флотов На расширенном заседании Военного Совета ВМФ России, которое прошло в Санкт-Петербурге под руководством главнокомaндующего ВМФ адмирала Владимира Королева, были проанализированы результаты зимнего периода обучения и поставлены задачи на летний период 2017 года...

17 06 2024 4:26:15

Августовское антифашистское восстание румынского народа

Августовское антифашистское восстание румынского народа в Румынии является неотъемлемой частью антирусской идеологии, насаждаемой в румынском обществе с конца 1980-х...

15 06 2024 4:28:25

Краткая биография ремарк

Краткая биография ремарк В возрасте 18 лет он был вынужден отправиться на фронт, в результате чего ему удалось собственными глазами увидеть все ужасы войны...

14 06 2024 0:15:19

Боевые действия партизан

Боевые действия партизан Партизаны передают жителям деревни Антоново сводку Совинформбюро...

13 06 2024 8:59:35

Краткая биография катаев

Краткая биография катаев Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь...

12 06 2024 11:52:39

Краткая биография тэффи

Краткая биография тэффи Тэффи краткая биография и интересные факты Почему у Тэффи такой псевдоним? Тэффи: личная жизнь Тэффи: интересные факты Тэффи краткая биография и интересные факты Надежда Александровна Лохвицкая появилась на свет весной 1872 года в северной столице Российской империи в дворянской семье, которая привила ей любовь к литературе...

10 06 2024 7:22:45

Краткая биография кристи

Краткая биография кристи Ее книги переведены на десятки языков, до сих пор печатаются и расходятся миллионными тиражами...

09 06 2024 23:17:12

Краткая биография аполлинер

Краткая биография аполлинер 08 — 1880; Дата cмepти 09...

08 06 2024 1:27:11

Декларация прав народов россии

Декларация прав народов россии В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию...

07 06 2024 10:39:26

Краткая биография бретон

Краткая биография бретон Его авторству принадлежат 2 манифеста об этом направлении в искусстве...

06 06 2024 8:45:22

Краткая биография страпарола

Краткая биография страпарола Однако превратности бурного времени и ненависть врагов вынуждают его покинуть Милан и обосноваться в своей епископской резиденции в Лоди; но и там, поблизости от Милана, родственники-соперники не оставляют епископа в покое...

05 06 2024 9:31:55

Краткая биография робертс

Краткая биография робертс Ранние годы Актриса Джулия Фиона Робертс, младшая из троих детей, родилась 28 октября 1968 г...

04 06 2024 21:32:10

История формирования государственных органов россии

Зарождение российской государственности Основы российской государственности формируют два источника: византийско-христианский; татаро-монгольский...

02 06 2024 13:54:31

Краткая биография заболоцкий

Краткая биография заболоцкий Прожил Н...

01 06 2024 17:21:20

Женевская конференция по разоружению и её провал

Женевская конференция по разоружению и её провал Женевская конференция по разоружению 1932—1934 гг...

31 05 2024 4:14:49

Краткая биография межиров

Краткая биография межиров Родился 6 сентября 1923 в Москве, в семье юриста...

30 05 2024 14:50:42

Как была крещена русь?

Как была крещена русь? Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в...

29 05 2024 10:38:12

Император константин и христианство

Император константин и христианство Он закрепил в Европе христианство и ратовал за терпимость, однако всю жизнь оставался язычником и крайне жестоко расправлялся с конкурентами...

28 05 2024 0:44:53

Краткая биография бурлюк

Краткая биография бурлюк Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии...

27 05 2024 21:51:39

Застой в сельскохозяйственном производстве

Застой в сельскохозяйственном производстве , но положение улучшилось лишь в 1935 г...

26 05 2024 6:38:40

Краткая биография сайге

Краткая биография сайге К ножикам из прошлой записи обязательно вернемся, а сейчас пост о полноценном огнестреле...

25 05 2024 15:54:31

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::