Наш сегодняшний вечер посвящен замечательной семье, вклад

которой в дело музыкального образования в России трудно переоценить.

Это большая семья ГНЕСИНЫХ.

 

В настоящее время в Москве существуют:

Российская Академия музыки

Государственный Музыкальный Колледж

Средняя специальная школа-десятилетка

Московская детская музыкальная школа.

Все они носят имя Гнесиных.

 

Основательницей, идейной вдохновительницей и бессменной главой

этого комплекса в течение 72 лет была ЕЛЕНА ФАБИАНОВНА ГНЕСИНА. Она

прожила долгую (93 года), напряженную, красивую жизнь, полную

преданного служения музыке. Весной 2019 года ей исполнится 145 лет. В

память об этом человеке и обо всей этой уникальной семье – наш

сегодняшний концерт.

Начиналось все в Ростове-на-Дону, куда в 1864 году из Вильно

приехали родители будущих знаменитых педагогов и музыкантов.

 

                      Отец - Фабиан Осипович - четверть века

состоял на службе общественным раввином, был

членом городской управы и одновременно

банковским служащим. Пользовался большим

авторитетом и уважением у горожан.

               Мать  –  Белла    Исаевна  –  получила

музыкальное образование у известного

польского композитора Станислава Монюшко,

она прекрасно пела, но стать профессиональным

музыкантом не смогла по семейным обстоятельствам.

После замужества у нее родилось 12 детей, из которых

выжили 9. (Сестры Беллы Исаевны закончили

Петербургскую консерваторию, одна из них была

солисткой Миланского театра «Ла Скала»).

Применение своему музыкальному дару она нашла

дома: в семье часто звучала музыка, и все дети с малых

лет были приучены к фортепиано.

   

   Семья Гесиных, конечно, поразительная.

Гены и домашнее воспитание дали свои плоды:

только два старших брата не имели к музыке

никакого отношения, все остальные дети стали

профессиональными музыкантами. Сначала их

учила мама, потом - домашние педагоги, а потом родители

поняли, что и этого недостаточно. Необходимо

основательное образование.

   В 14 лет старшая дочь Евгения совершенно одна уезжает в Москву учиться

в консерваторию. Она попадает в класс Василия Сафонова, одного из лучших

педагогов того времени. 

 

     Следующей студенткой стала Елена.  В.Сафонов  к

 тому моменту уже директор  консерватории, определил

 «новую  Гнесину» в класс маэстро Ферруччо Бузони,

 который был очень доволен своей ученицей.

   

     Постепенно к старшим сестрам присоединились

 Мария и Елизавета. Все девочки находились в самом

 центе московской музыкальной жизни. Им преподавали

 Антон Аренский и Сергей Танеев. Они были знакомы с

П.И.Чайковским. На занятиях встречались со Скрябиным, Рахманиновым.

Глиэром.

 

   Здесь уместно рассказать историю,  связанную с Еленой Фабиановной и

Сергеем Васильевичем Рахманиновым. Они учились вместе в  младшем

отделении консерватории, даже сидели за одной партой.  Он помогал ей  по

французскому, а она ему с задачами по гармонии, так как  была старше его

по этому предмету. Гнесина очень любила свой музыкальный автограф

«EFG», обозначающий соответственно ноты Ми, ФА и СОЛЬ.

   Однажды, по какому-то случаю, она подарила Рахманинову  подушечку, на

которой гладью были вышиты эти три ноты. В ответ 24 марта 1916 года получила

автограф композитора с красивой гармонизацией этих аккордов. Этот подарок

Елена Фабиановна бережно хранила всю жизнь.

 

   В 1891 году отец Гнесиных, Фабиан Осипович, внезапно скончался.

У семьи больше не было средств, чтобы оплачивать обучение сестер в

консерватории. Девочки были в отчаянии, горевали по отцу, готовились

покинуть любимую школу, чтобы быть рядом с матерью. На помощь

пришли преподаватели талантливых учениц. Именно они нашли Елене

место учительницы музыки в гимназии Арсеньевых, навсегда определив

ее судьбу. Елена окончила консерваторию с серебряной медалью, начала

концертировать, выступала и как сольная пианистка и как аккомпаниатор

знаменитых русских певцов, в частности, Леонида Собинова, но душа ее

тянулась к ученикам. Евгения в это время набиралась художественного

опыта в Алексеевском драматическом кружке  (домашний театр отца

Константина Станиславского). Елене  удалось увлечь своей идеей старшую

сестру, и юные пианистки задумали невероятное — создать музыкальное

училище. На тот момент учиться музыке профессионально можно было

только в консерватории. Существовало немало частных школ и курсов, но

все они жили недолго, а уровень преподавания был невысок. У Гнесиных

появилась мечта, казавшаяся на первый взгляд неосуществимой. Но вокруг

были коллеги, которые верили в сестер. Преподаватели консерватории

поддерживали Гнесиных не только словом. Они помогли получить

официальное разрешение на открытие учебного заведения.  

 

   Сначала открыли музыкальную школу в доме в Гагаринском переулке,

где и жили все вместе. Занимались за одним роялем — на покупку еще

одного денег не было. Все организаторские функции взяла на себя Елена,

у которой обнаружилась необычайная деловая хватка и сила воли. Уже

к середине февраля 1895 года, когда средняя сестра Мария окончила

консерваторию и смогла присоединиться к предприимчивым родственницам,

девушки открыли «Училище сестер Е. и М. Гнесиных» («Е» здесь — и Елена,

и Евгения).  Представьте себе – эта первая вывеска заведения Гнесиных

сохранилась.


        Зачисление первой ученицы произошло 2 (по старому стилю 15) февраля 1895

года. С тех пор этот день вот уже скоро 125 лет отмечается  как День Рождения 

«гнесинки».  Принимали и детей, и взрослых. Многих учили бесплатно. Среди первых

учеников были дети Скрябина.

Поначалу Гнесины не могли позволить себе приглашать наемных педагогов.

Преподавали сами, все трое были пианистками, поэтому до 1901 года, пока

их сестра Елизавета не окончила консерваторию, в училище не было других

инструментов, кроме фортепиано. С приходом Елизаветы здесь зазвучала

скрипка. Она создала классы оркестра и ансамбля и полвека возглавляла

струнные подразделения училища и обеих музыкальных школ, открытых

Гнесиными впоследствии. Уже через пять лет  число учеников достигло

шестидесяти. Одной из первых выпускниц стала их младшая сестра Ольга.

Училище так разрослось, что в маленьком домике  в Гагринском переулке 

разместиться уже не получалось. Пришлось искать новое помещение.

  

   В 1900 сняли деревянный особняк на Собачьей площадке, 5, где и

прожили более полувека до тех самых пор, пока уютный уголок старой

Москвы не был уничтожен строительством Нового Арбата  в середине

60-х годов.

По утрам здесь проходили занятия, по вечерам собирались за чаем, приходили

друзья, поэты Серебряного века читали стихи, ученые спорили, философы

размышляли, много говорили о тревожной ситуации в стране. Ольга писала

картины. Уютная, почти домашняя атмосфера была характерной особенностью 

«Дома Гнесиных».  


   Сестры прилагали много усилий для создания собственной методики обучения

музыке. Они сразу взяли курс на разностороннее развитие учеников. Много

внимания  уделяется ансамблевому музицированию и  хоровому пению.

Репертуар для хора помогали  создавать композиторы А.Гречанинов и Р. Глиэр.

С 1905 года ежегодные Отчетные концерты проходили в Малом зале

консерватории и в зале Синодального училища. Знания в училище закладывались

столь основательные, что выпускников с радостью брали в свои классы

многие профессора консерватории.

 

           Одним из многочисленных друзей Елены Фабиановны

 был Анатолий Луначарский, будущий нарком просвещения.

 Они познакомились еще до революции в имении Полотняный

 завод, которое принадлежало в тот период Дмитрию

 Гончарову (внуку брата Натальи Гончаровой – жены Пушкина).

 Елена Фабиановна часто бывала в имении, так как Дмитрий

 Гончаров также был ее другом. Знакомство с Луначарским

 впоследствии очень помогло делу Гнесиных. После

 революции, когда стали закрываться многие частные

 учебные заведения, их училище не только не закрыли,

 но уже в 1919 году оно получило статус Государственного

и стало называться «Вторая московская государственная  музыкальная школа». 

В 1918-1921 годах  были изданы  также  ряд указов, которые помогли освободить

школу и личное имущество Гнесиных от реквизиции и сохранить их дом на Собачьей

площадке.

 

    В 1920 году, когда «гнесинка» праздновала свое 25-летие, произошло ее разделение

на две ступени. Младшее отделение  стало детской музыкальной школой, а  старшее –

«Третьим государственным показательным музыкальным техникумом». 

Самостоятельность этих учебных заведений не привела к разобщенности, а наоборот

решала проблему преемственности: лучшие ученики школы продолжали свое обучение

в техникуме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Февраль 1925 года. Юбилей. 30-летие!!

 

   К  этой  дате коллегия  Наркомпроса  присвоила  техникуму  официальное  имя

семьи Гнесиных, а Елене Фабиановне  и Евгении Фабиановне  было дано звание

Заслуженных  артисток  Республики.  Отчетный  концерт  впервые  проходил  на 

сцене  Большого  зала Московской консерватории.

   В 1923 году в техникум пришел работать Михаил Фабианович Гнесин. Об этом

человеке хочется сказать отдельно несколько слов. Выпускник Санкт-Петербургской 

консерватории,  ученик  Н. А. Римского  –  Корсакова,  он  видел  свое  главное

предназначение в просветительстве. В  своем  родном  городе Ростове – на – Дону 

он проводит различные фестивали, праздники искусств, читает  различные  лекции, 

открывает  три  музыкальные  школы  ( одна  из  которых  нынче  носит  его  имя),

музыкальную библиотеку и, наконец,  Донскую консерваторию!  Вся  эта  кипучая  

деятельность  разворачивалась  в  годы   Первой мировой  и  Гражданской  войн 

(в  1913 - 1920  годах),  на  фоне  сражений,  арестов, разрушений. Власть в Ростове 

постоянно переходила   из рук в руки, но энтузиазм Михаила  Фабиановича  убеждал 

и  белых  генералов  и   красных   комиссаров.  И, как  ни  странно,  его  планы 

воплощались  в  жизнь. Он  был  знаком  с  Мейерхольдом и   писал   музыку   к  его  

спектаклям.  Присоединившись к сестрам в их техникуме, Гнесин открывает в нем

композиторский факультет  и предлагает реформаторское решение  учебного  плана:  

вводит  свободное  сочинение  с  1  курса,  развивая,  таким  образом,  творческие 

способности  учащихся  на  ранних  стадиях.  В  1941  году М.Ф.Гнесин выпустил

учебник «Начальный курс практической композиции», который до сих пор не теряет

актуальности.  Среди его учеников  А.Хачатурян, Т.Хренников, А.Эшпай.

 

Рассказывая о замечательной семье Гнесиных, хочется хотя бы в нескольких словах

вспомнить о Григории  Фабиановиче  Гнесине, младшем из братьев, судьба которого

наименее  известна.  Он  тоже  был  очень  ярким,  талантливым  человеком.

По  образованию  химик,  Григорий  обладал  прекрасным  голосом. Учился пению  в

Италии и Санкт-Петербурге, много выступал с концертами, участвовал в любительских

и профессиональных  спектаклях.  Тесно общался с  Вс. Мейерхольдом и К. Чуковским,

хорошо  знал  Вл. Маяковского.  Занимался  переводами итальянских стихов, либретто

итальянских  опер,  неаполитанских  песен.  О  своих путешествиях по Италии написал

книгу  «Воспоминания  бродячего  певца.  Очерки  Италии».  Григорий  был  одним  из

крупнейших  в  Ленинграде  библиофилов,  заведовал  нотной  библиотекой  хоровой

капеллы.  В  30 - е  годы  вел  на  радио  очень популярную в то время передачу «Дядя

Гриша рассказывает . . . »,  сам  писал  для  своей  передачи  стихи,  сказки,  музыку.

Младший  Гнесин  стал  жертвой  сталинского  ГУЛАГа.   В 1937 году он был арестован

по  ложному  обвинению,   в  1938  –  расстрелян.  В  1956  –  реабилитирован.  Из - за

конфискации   имущества  после  ареста  уцелела  совсем  небольшая  часть  его

литературного и эпистолярного наследия. Архив Григория  хранится в музее Гнесиных.

 

   Книга «Воспоминания бродячего певца» в 1997 году была переиздана и тут же стала

бестселлером.  Сейчас  сотрудники  музея  мечтают   вновь переиздать  это сочинение.

   В  1932  году расширяющийся техникум получает в свое пользование  дом по адресу

Собачья площадка,7, так называемый  «Дом Хомякова», находящийся по соседству с

прежним.  До  революции  в  этом доме жил писатель Хомяков, затем в нем находился 

музей мебели XIX века. Потом показывать пролетариату  дворянскую мебель посчитали

не нужным. Музей закрыли. Здание передали Гнесиным.     

 

 

Работают  фортепианное, струнное, духовое, вокальное, композиторско-теоретическое

отделения.  Создан симфонический оркестр, открыт класс оперного пения. В 1933 году

в  техникуме  возникает  отделение  по  подготовке  специалистов для радиовещания и

впервые  вводится  педагогическая  практика. К началу сороковых  годов  общее число

учащихся  техникума  составляло    500    человек.  Елена  Фабиановна  добивается

организации строительства для него нового здания на улице Воровского  ( Поварской ) 

в расчете на то, что на Собачьей площадке останется детская  школа.  Но  в  процессе

строительства у этой энергичной женщины  возникает  новая  идея  -  создать в Москве 

новый  музыкальный  ВУЗ  для  подготовки  музыкально  -  педагогических  кадров. 

Консерватория выпускала прежде всего  исполнителей  и  педагогов  для  вузов, а  для 

открывающихся  по  всей  стране  музыкальных  училищ,  педагогов  с  высшим

образованием  не  хватало.  Это  и  стало главным аргументом Елены Гнесиной против

довода  Комитета по делам искусств  «а зачем Москве вторая консерватория?».

   Строительство здания на  улице  Воровского  было прервано начавшейся войной. 

Елена Фабиановна была эвакуирована  в Казань, но уже  в  1942  году вернулась в

Москву, возобновила занятия и начала готовить концертные бригады для фронта и

госпиталей. Добилась получения рабочих карточек для преподавателей, а затем  и

студентов. Это было  огромной  поддержкой  в  военные  годы.  В  1943  году  было

продолжено  строительство  нового  здания,  в  1944  году  вышло  распоряжение

Правительства  о  создании  Государственного  музыкально  -  педагогического

института имени Гнесиных. В 1946  году  открылась   Спецшкола - десятилетка при

ГМПИ имени Гнесиных, с 10 сентября 1946 года в новом  здании  начались занятия.

Там разместились Спецшкола ( 1 этаж ), училище ( 2 этаж ),  институт ( 3 - 4 этажи ).

Начинали работать новые факультеты: дирижерско-хоровой, народных инструментов.

Открылись вечернее и заочное отделения, аспирантура при институте.

 

   В  здание на улице Воровского  переехала  и семья Гнесиных. Они  всегда  жили

там, где и работали. Расставаться со старым домом было жаль, но находиться рядом

с учениками Гнесины считали делом первостепенной важности. В новой квартире все

постарались  обустроить  так  же,  как было на Собачьей площадке.  Благодаря этому,

мы  жители  XXI  века,  придя в эту квартиру, можем окунуться в уютный уголок старой

Москвы.  После  смерти  Елены  Фабиановны,  в 1969  году в  ее квартире  был создан

мемориальный  музей,  где  полностью  сохранена прижизненная обстановка и собран

весь  ее  огромный,  девяностолетний  архив.   В  эту  квартиру,  после  посвящения  в

студенты, обязательно приходят  первокурсники. Многие поколения фотографируются

в парадном вестибюле на фоне витража, составленного из  цветных  стекол XVIII века.   

    Здесь   проводят   экскурсии ,   и   можно   услышать   очень   много   интересного   и 

познавательного обо всех Гнесиных.

 

    В 50-60 – е годы «гнесинский комплекс» живет интенсивной творческой жизнью. А у

Елены  Фабиановны рождаются все новые планы  и  идеи, которые ей  всегда удается

воплотить  в  жизнь.  В  50 - е  годы  выстроены  вторая  очередь  здания  института  и

Концертный зал,  в  60-е  - общежитие  для  студентов института и кооперативный дом

для   преподавателей.   В  связи  со  сносом  домов  на  Собачьей  площадке,  детская

музыкальная школа переезжает в особняк Шуваловой, а школа-десятилетка  получает

новое здание на улице Фрунзе (ныне Знаменка). В1966 году начинается строительство 

нового 13-этажного здания для училища. Столь поразительные результаты - следствие

необыкновенных  организаторских  талантов  « железной  леди »  советской музыки, ее

упорства и дипломатически продуманных шагов в отношениях с властями. 

    Жизнь  Елены  Фибиановны,  такая  бурлящая  и  кипящая,  всегда  была  наполнена

встречами  с  разными  интересными  людьми.   Про  то,  что  она  была  знакома  с

Чайковским, сидела за одной партой с Рахманиновым, учила детей Скрябина, дружила

с  Луначарским,   мы  уже  рассказывали.  Хочется  показать  еще  пару  фотографий.

 

     В  1958 году, на Первый конкурс имени П.И.Чайковского,   в Москву  приезжала

королева Бельгии Елизавета.  Ее интерес к этому музыкальному состязанию  был

вполне объясним. С 1951 года в Брюсселе также проходит одно из самых крупных

и  престижных  состязаний  академических музыкантов  в  мире  –  конкурс  имени

королевы Елизаветы. Он был создан под ее  покровительством  и потому носит ее

имя. На фотографии три пожилые женщины:  Ольга  и  Елена  Гнесины и королева

Елизавета. Им есть о чем поговорить. Это, конечно, разговор о музыке.

 

     А это 1964 год. Елене Фабиановне  90 лет. Она уже не может самостоятельно

передвигаться. После перелома шейки бедра ее возят в инвалидной коляске, но

интереса к жизни она не теряет. Рожденная  в середине  XIX  века, она дожила и

до космической эры. Встреча с первым  космонавтом Земли  –  для нее,  судя по

лицам, большая радость. А это 1964 год. Елене Фабиановне  90  лет. Она уже не

может самостоятельно передвигаться. После перелома шейки бедра  ее  возят в

инвалидной коляске, но интереса к жизни она не теряет. Рожденная  в  середине

XIX  века,  она  дожила  и  до  космической  эры. Встреча с первым  космонавтом

Земли – для нее, судя по лицам, большая радость. 


   «От Чайковского до Гагарина» - так можно было бы назвать книгу  о жизни этой   

женщины  -  легенды.  Она  пережила  всех  своих сестер и братьев. В  1967  году

встретила свой 93 год рождения и через несколько дней умерла. Похоронены все

Гнесины на Новодевичьем кладбище. В  2004 году  перед  входом  в  Концертный

зал   РАМ   имени  Гнесиных   Елене   Фабиановне  установлен  памятник  работы

скульптора А. Н.  Бурганова. Молодая пианистка как бы взлетает вместе со своим

роялем  над землей на крыльях мечты. Все в ее жизни еще впереди!

 

   Счастливой можно назвать жизнь человека, чьи мечты воплотились в реальность.   

Масштаб  деятельности   Елены   Фабиановны  Гнесиной   как  создателя  системы

музыкального  образования  в  России  сопоставим только  с  деятельностью А. Г. и

Н. Г.  Рубинштейнов. Воспитанники « гнесинской  школы »  сеют  разумное,  доброе,

вечное и музыкальное по всему земному шару, в том числе  и  в  нашей фрязинской

школе искусств!