История отдела музыкальной теории и хоровых дисциплин

Отдел музыкальной теории и хоровых дисциплин

Структура отдела

Отдел музыкально-теоретических дисциплин имеет следующие структурные подразделения:

- хоровое

- сольфеджио и музыкальная литература

- ритмика

История отдела

   Первым преподавателем сольфеджио и хора был один из основателей Фрязинской музыкальной школы Лебедев Борис Иванович (1914 – 1986). Это был прекраснейший педагог и человек, на протяжении 40 лет открывавший своим ученикам волшебный мир музыки. Многие из них стали профессиональными музыкантами - работали и по сей день трудятся в оперных театрах, оркестрах, на радио, а так же преподают в лучших музыкальных ВУЗах, колледжах, детских музыкальных школах и школах искусств Москвы, Московской области, других городов страны и за рубежом. В нашей школе 33 преподавателя, его бывших воспитанников, продолжают дело своего Учителя.

    Своим огромным педагогическим опытом

 Борис Иванович щедро делился,  выступая

 с лекциями  и  докладами на всесоюзных и

 областных конференциях, а ученики занимали

 первые  места  на  Теоретических олимпиадах.

     Хоры  под  его  руководством  становились

 лауреатами различных конкурсов,  выступая

 на  лучших  концертных площадках столицы.

     Лебедев  Б. И.  –  участник  Великой

 Отечественной войны. Его боевой путь начался

 в 1939 году на Финской войне, а во время ВОВ

 он оборонял блокадный Ленинград, был ранен,

 пробивался со своей частью из окружения…

Позже, в составе своего воинского подразделения, он дошёл до Германии, где встретил

Победу. Заканчивал войну в 1946 году в Праге.

   За боевые заслуги старший сержант Лебедев Б.И. был отмечен орденом Отечественной   войны, медалью «За отвагу» и другими воинскими наградами.

   В 1946 году, в солдатских сапогах, он пришёл работать в музыкальную школу поселка   Фрязино, одновременно завершая музыкальное образование, прерванное военными годами. С 1963 по 1971 год в должности директора он возглавлял нашу музыкальную школу.

   За плодотворную, самоотверженную педагогическую деятельность Борис Иванович Лебедев был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, знака «За отличную работу» от Министерства культуры, многочисленные грамоты самого высокого ранга.

   В 60-70 годах на теоретическом отделе начали свою преподавательскую деятельность Мноян И.В. – руководитель академического хора, Галиева И.А., Гусева Т.Н., Быканова С.А., Солнцева И.Н. – преподаватели сольфеджио и музыкальной литературы.

В 1975 году в школе был организован народный хор. Его руководителем стала Антонова Г.Н..

1986г. 40 лет Фрязинской ДМШ

Преподаватели музыкально-теоретического отдела:

Антонова Г.Н.,Гусева Т.Н.,Мноян И.В.,

Галиева И.А.,Солнцева И.Н.,Быканова С.А.

   В 2015 состоялось объединение Фрязинской ДШИ и ДШИ «Лира». Теоретический отдел получил пополнение. Хормейстер Диденко Е.М. и преподаватели музыкально-теоретических дисциплин Комарова В.В. и Соломатина М.А. теперь тоже достойно его представляют.

  Преподаватели отдела, помимо педагогической деятельности, ведут большую музыкально-просветительскую работу, выступая с лекциями-концертами в школах, библиотеке, в центрах досуга. Хоровые коллективы участвуют во всех важнейших мероприятиях города Фрязино. Ученики успешно участвуют в хоровых конкурсах различного уровня, областных, зональных, городских олимпиадах по музыкально-теоретическим предметам, поступают в музыкальные колледжи и ВУЗы.

    

 

О музыкально-теоретических дисциплинах

 

Хор

  «Хор – как инструмент со многими голосами, он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие человеческой души» (Г.А.Струве)

 

Хоровое пение имеет большое значение в музыкальном воспитании и обучение детей.

Цель занятий хоровым пением:

- формирование певческих навыков

- развитие детского голоса

- знакомство с лучшими хоровыми произведениями русских и зарубежных композиторов

- обучение многоголосному пению

- выразительное, интонационно правильное исполнение мелодий песен.

 

Сольфеджио

   «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие» (В.Сухомлинский)

В переводе с итальянского языка слово «сольфеджио» означает «пение по нотам».

 

 

  Сольфеджио изучается на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная с музыкальной школы, заканчивая консерваторией.

     На уроках применяются следующие виды работы, направленные на развитие музыкальных способностей:

- изучение теории музыки, знакомство с простейшими музыкальными

формами

- сольфеджирование (пение по нотам одноголосных и двухголосных

примеров)

- развитие слуховых навыков, формирование абсолютного или ладового

слуха

- написание музыкальных диктантов (запись по памяти прослушанных

мелодий)

- творческие задания, подбор аккомпанемента, основы композиции

- метроритмические упражнения

 

Музыкальная литература

Музыкальная литература призвана расширить музыкальный кругозор, обогатить внутренний мир учащихся.

Основные цели учебных предметов «слушание музыки» в младших и «музыкальная литература» в старших классах ДШИ:

- Знакомство с известными и наиболее выдающимися произведениями музыкальной культуры.

- Изучение биографий и творчества крупнейших отечественных и зарубежных композиторов.

- Разбор музыкальных форм, жанровых особенностей сочинений.

- Освоение особенностей стилей и основных этапов развития мировой музыки.

- Выявление связей музыки с другими видами искусства.

- Анализ композиторского замысла, соотношения музыки и текста в вокальных сочинениях.

- Воспитание любви к классической музыке.

 

Ритмика.

Ритмика – это музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью

активизировать восприятие музыки через движение. На занятиях формируется умение управлять темпом движений, подчинять их музыке, придавать им целесообразность, стройность, уверенность.

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движении.

- развивать основы музыкальной культуры, музыкальность и творческие способности.

- уметь определять музыкальные жанры, виды ритмов, осваивать их в движении.

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластическим движениям в игре, танце, хороводе, упражнениях.

Основные направления занятий:

- упражнения на связь движения и музыки

- разучивание элементов танцев

- постановка танцев

- музыкально-ритмические и речевые игры


Педагоги:

 


Мноян Ирина Васильевна

Должность: руководитель академического хора.

Образование: среднее специальное

Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова.

Специальность: преподаватель хоровых дисциплин

Стаж работы60 лет

Педагогический стаж: 60 лет

Награды:

1980 – значок ВЦСПС

1985 – значок за отличную работу Министерства культуры

1986 – знак «Отличник хорового общества»

1988 – медаль «Ветеран труда»

1999 - звание «Заслуженный работник культуры РФ»

Преподаватель Мноян И.В. с младшим хором


 Антонова Галина Николаевна

Должность: заместитель директора по учебной части,

преподаватель народного хора

Образование: высшее

Московский государственный институт культуры и искусств

Специальность: преподаватель народного хора

Повышение квалификации:

Результаты аттестации: высшая педагогическая категория

Стаж работы: 43 года

Педагогический стаж: 43 года

Награды:

2009 – Благодарственное письмо Губернатора Московской области

2013 – Почетный знак Губернатора Московской области «За труды и усердие»

2016 – Сертификат Министерства Культуры Московской области «Инклюзивное образование»

2017 – Почетная грамота Министерства культуры Московской области»

2011, 2012 – Благодарственные письма и грамоты Главы города Фрязино

1997 – Медаль «Ветеран труда»

Народный хор. Руководитель Антонова Г.Н.,концертмейстер Горбылев А.Н.


Диденко Елена Михайловна

Должность: заместитель директора по учебной части,

преподаватель хора и вокала

Образование: Высшее педагогическое

Специальность: преподаватель хора

Повышение квалификации:

2012 – «Совершенствование педагогического мастерства и

методики обучения учащихся по специальности хоровое

дирижирование»

2013 – «Новые образовательные технологии в вокально-хоровой пpaктике»

Результаты аттестации: высшая педагогическая квалификация

Стаж работы: 36 лет

Педагогический стаж: 36 лет

Награды:

2011 – Благодарственное письмо Научно-методического центра Министерства культуры

Московской области

2013 – Благодарственное письмо Губернатора Московской области

2015 - Благодарственное письмо Научно-методического центра Министерства культуры

Московской области

2016 – Благодарственное письмо Министерства культуры Московской области.

2011, 2012 – Благодарственные письма и грамоты Главы города Фрязино

2011 – Грамота Главы города Фрязино как победителю конкурса «Профессионал года»

в номинации «Работник культуры»

Преподаватель Диденко Е.М. с учениками


Галиева Ирина Аркадьевна

Должность: заведующая музыкально-теоретического отдела,

преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы

Образование: среднее специальное

2-ое Московское областное музыкальное училище

Высшее: Уральская государственная консерватория имени

М.П.Мусоргского.

Специальность: музыковед, преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин и общего фортепиано.

Повышение квалификации:

2012 – «Психолого-педагогические основы художественного образования

детей в ДШИ»

2013 – «Совершенствование педагогического мастерства и методики

обучения учащихся по музыкально-теоретическим дисциплинам»

2017 – «Совершенствование теоретических и пpaктических

навыков на основе современных исследований в области теории музыки»

2018 – «Актуальные проблемы экспертной деятельности при проведении аттестации»

Результаты аттестации: высшая педагогическая категория

Стаж работы: 50 лет

Педагогический стаж: 50 лет

Награды:

2010 – Почетная грамота Министра культуры Правительства Московской области

2011 – Благодарственное письмо Губернатора Московской области.

2008, 2010 – Грамоты Главы города Фрязино.

2010, 2011, 2012, 2013,2014 – Грамоты и благодарственные письма от

Управления культуры города Фрязино

2017 – Благодарственное письмо за подготовку учащихся к конкурсу от

Министерства образования Московской области.

1997 – медаль «В память 850-летия МОСКВЫ»

2003 – медаль «Ветеран труда»

Преподаватель Галиева И.А. с выпускниками


Быканова Светлана Алексеевна

 

Должность: преподаватель сольфеджио, музыкальной

литературы и импровизации

Образование:

среднее специальное: 3-е Московское областное

музыкальное училище.

Московский колледж импровизационной музыки.

Специальность:

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

Повышение квалификации:

2017 -«Совершенствование теоретических и пpaктических навыков на

основе современных исследований в области теории музыки»

Результаты аттестации: высшая педагогическая квалификация

Стаж работы: 42 года

Педагогический стаж: 42 года

Награды:

2017 – Диплом лауреата I степени в Конкурсе теоретических работ

международного проекта «Волшебный мир искусства», проходившего

под эгидой РАМ им. Гнесиных и Международного фонда развития образования.

2014 - Грамоты и благодарственные письма от Управления культуры города Фрязино

Преподаватель Быканова С.А. с выпускниками


Солнцева Инесса Николаевна

 

Должность: преподаватель сольфеджио и

музыкальной литературы

Образование:

среднее специальное

Специальность: преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин.

Повышение квалификации:

НМЦ ГОУ СПО МО "Колледж искусств". 2011 г.

Стаж работы: 42 года

Педагогический стаж: 42 года

Преподаватель Солнцева И.Н. с учениками


Комарова Виктория Викторовна


Должность: преподаватель сольфеджио и

музыкальной литературы

Образование: среднее специальное

Специальность: преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин.

Повышение квалификации:

ИРО в сфере культуры и искусств «Орфей» -2017г.

ИРО в сфере культуры и искусств «Орфей» -2018г.

Результаты аттестации: высшая педагогическая категория

Стаж работы: 36 лет

Педагогический стаж: 36 лет

Награды:

2008, 2011 – Грамоты Главы города Фрязино

2011, 2018 – Грамоты Управления Культуры города Фрязино

Преподаватель Комарова В.В. с учениками


Саломатина Маргарита Александровна

 

Должность: преподаватель сольфеджио,

музыкальной литературы и ритмики

Образование:

среднее специальное - Красноярское училище искусств

высшее – Педагогический институт Красноярского

Государственного Университета

Специальность: преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин.

Повышение квалификации:

"Теория и история музыки". 2017 г.

Результаты аттестации: 1-ая квалификационная категория.

Стаж работы: 19 лет

Педагогический стаж: 19 лет