Краткая биография бакланов
Григорий Бакланов
Биография писателя
Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия — Фридман; 11 сентября 1923, Воронеж — 23 декабря 2009) — русский прозаик еврейского происхождения.
Вырос в интеллигентной семье. Рано осиротел, его и старшего брата (студент Московского университета, погиб в октябре 1941 под Москвой в ополчении) вырастили родственники. В 1940 перешёл из школы в авиационный техникум, в 1941 после начала войны сдал экстерном экзамены за среднюю школу — разнёсся слух, что в армию сначала будут брать тех, кто закончил десятилетку. Осенью 1941 ушёл добровольцем в армию, служил рядовым в гаубичном полку на Северо-Западном фронте, был самым молодым солдатом в полку. В ноябре 1942 Бакланова направили в артиллерийское училище. После окончания училища в августе 1943 (это был ускоренный выпуск) комaндовал взводом управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и Третьем Украинском фронтах — воевал в Украине, Молдове, Румынии, Венгрии, Австрии. Был тяжело ранен, имеет военные награды. Как хорошо сказал однажды Александр Твардовский о писателях этого поколения, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи, они «выше лейтенантов не поднимались и дальше комaндира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке» (Кондратович А. «Я люблю белорусскую поэзию. «: Из воспоминаний об А.Т.Твардовском // Неман. 1975. №1. С.153).
Первый рассказ Бакланов написал после войны, ожидая демобилизации; в 1946 был принят в Литературный институт имени Максима Горького, который окончил в 1951. Публиковаться начал в 1950. Писал очерки и рассказы, много ездил по стране, в основе первой повести «В Снегирях» (1954) — впечатления от этих поездок. Через несколько лет писатель обращается к жизненному материалу Великой Отечественной войны, и основанные на нём произведения принесли ему широкую известность. Бакланов много работал в кино: по его сценариям поставлено 8 кинофильмов (часть из них — экранизации его сочинений), самая большая удача — «Был месяц май» (1970), снятый Марленом Хуциевым по рассказу «Почём фунт лиха». Работал и для театра — следует отметить пьесу «Пристегните ремни» (1975), поставленную в Театре на Таганке Юрием Любимовым. В 1986-1993 возглавлял журнал «Знамя», сыгравший заметную роль в духовно-нравственной перестройке общества, в преодолении укоренившегося в литературе в сталинские и «застойные» времена идейного и эстетического догматизма, в разрушении возводившегося годами частокола запретов и табу.
В январе 1945 Илья Эренбург писал: «Если нашим детям повезёт, будущий Толстой покажет душу молодого советского офицера, который сейчас умирает под зимними звёздами» (Эренбург И. Летопись мужества. М., 1974. С.355). В эти январские дни, вспоминал Бакланов, «мы брали Секешфехервар, и отдавали, и снова брали, и однажды я даже позавидовал убитым. Мела позёмка, секло лицо сухим снегом, а мы шли сгорбленные, вымотанные до бесчувствия. А мёртвые лежали в кукурузе — и те, что недавно убиты, и с прошлого раза, — всех заметало снегом, ровняло с белой землёй. Словно среди сна очнувшись, я подумал, на них глядя: они лежат, а ты ещё побегаешь, а потом будешь лежать так». Только пережив подобное, можно рассказать о том, что было на душе молодого офицера, умиравшего на поле боя под зимними звёздами.
Первая военная повесть Бакланова «Южнее главного удара» (1957; первоначальное название — «Девять дней») и рассказывает об этом сражении за Секешфехервар. Тяжёлые бои с превосходящими силами врага, бои, когда в победном 45-м приходится и отступать, и прорываться из окружения, — это шло вразрез с официальной историографией войны. А то, как они изображены в повести, — без замалчивания жестоких батальных, бытовых, психологических подробностей, то, какими предстают её герои — не чудо-богатырями, которым всё нипочём, а обыкновенными cмepтными, чью жизнь в любой момент может оборвать пуля или осколок, которые страдают от голода, холода, усталости, — всё это не укладывалось в господствовавшую тогда, поддерживаемую властями фанфарно-парадную эстетику. Василь Быков, тоже бывший офицер-артиллерист, участник тех же боёв за Секешфехервар, свидетельствовал, что в повести правдиво запечатлена «неприкрашенная военная действительность». Однако эта повесть Бакланова во многом ещё была пробой пера, ей не хватало худож. выразительности.
Последовавшая за ней повесть «Пядь земли» (1959) стала событием лит. жизни: она имела большой успех у читателей и громкий резонанс в критике. Это произв. послужило благодарным материалом для осознания своеобразия, существенных особенностей литературы фронтового поколения (или, как её ещё называли, «лейтенантской литературы»), вызвало продолжавшиеся больше четверти века споры о «некрасовском направлении» в современной отечественной словесности (имеется в виду Виктор Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда»), «окопной правде», «ремаркизме», «дегероизации», «абстpaктном гуманизме». Если первая повесть Бакланова представляла собой авторское описание событий, то «Пядь земли» написана от первого лица, это рассказ о том, что происходит здесь и сейчас, на небольшом плацдарме на правом берегу Днестра, который у противника как кость в горле, и он стремится выбить оттуда не слишком многочисленных его защитников. Это рассказ о том, что наполняло повседневную жизнь на переднем крае. Происходящее столь приближено к читателю, что в сущности перестаёт быть лишь созерцаемой им картиной, — возникает эффект присутствия, более глубоким становится сопереживание. «Пядь земли» — исповедальная проза: «на виду» не только каждый поступок и каждое слово героя — лейтенанта-артиллериста Мотовилова, но и его мысли и чувства, затаённые движения души. В сущности повесть представляет духовный портрет поколения, к которому принадлежит Мотовилов. «Это было, — говорил Бакланов, — поколение достойное, гордое, с острым чувством долга. Когда разразилась война, поколение это в большинстве своём шло на фронт добровольцами, не дожидаясь призыва, считая, что главное дело нашей жизни — победить фашизм, отстоять Родину. И почти всё оно осталось на полях битв».
Позднее в повести «Навеки — девятнадцатилетние» (1979, Государственная премия СССР, 1982) Бакланов снова вернётся к судьбе этого поколения. У героя повести лейтенанта Третьякова много общего с лейтенантом Мотовиловым — и в короткой биографии (родительский дом, школа, фронт), и в житейских правилах и представлениях, неизменно справедливых, и в складе мыслей и чувств. Но теперь автор стремится показать, что его герой, на которого всей страшной тяжестью обрушилась война, ещё мальчик, лишь ступивший на порог юности, мало что видевший в жизни, незащищённый. «Навеки — девятнадцатилетние» — реквием по скошенному войной поколению, не щадившему себя, сражаясь с захватчиками.
Если в первых двух военных повестях Бакланова авторское внимание сосредоточено на духовных, нравств. истоках сопротивления, то позднее в его произв. на первый план выступают и др. проблемы, выходящие за пределы войны. «Мы не только с фашизмом воюем, — мы воюем за то, чтоб уничтожить всякую подлость, чтобы после войны жизнь на земле была человечной, правдивой, чистой», — уверен Мотовилов. От книги к книге этот мотив звучит у Бакланова всё сильнее и сильнее, острее и глубже становится критика бездушия и шкурничества, безнравственности и приспособленчества, демагогии и беззакония. В повести «Мёртвые сраму не имут» (1961) начальник штаба артиллерийского дивизиона Ищенко, равнодушный служака, занятый лишь своей карьерой, благополучием, в трудную минуту, спасая свою жизнь, бежит с поля боя, предав товарищей и подчинённых и свалив потом свою вину на погибших. В романе «Июль 41 года» (1964), повествуя о горьких событиях начала войны, автор стремится проникнуть в коренные, глубинные причины наших сокрушительных поражений. Они сфокусированы писателем (герои знают и понимают ещё меньше) на том, что стали называть «тридцать седьмым годом» (который в действительности начался много раньше и кончился много позже обозначенных выше временных рамок), на его общественных и нравств.
последствиях. Беззакония, массовые репрессии породили страх, подозрительность, смятение, воспитывали психологию «винтиков», нерассуждающих исполнителей предначертаний вождя и партии, взаимную отчуждённость, атрофию гражданского самосознания, боязнь ответственности. А чтобы выстоять в так страшно начавшейся войне, надо было прежде всего хотя бы в какой-то степени (пускай, увы, и не до конца) преодолеть эти духовно-нравственные деформации, ослабить их разрушительное действие. При военном превосходстве врага дело должен решать дух армии и народа — в этом отдают себе отчёт герои романа, мучительно размышляя над тем, что произошло, почему мы терпим такие поражения, почему нам приходится отступать. Таков круг исторических и духовно-нравственных проблем романа «Июль 41 года». Их исследование писатель продолжил уже на материале современности, ибо «тридцать седьмой год» был лишь крайним проявлением тоталитарного режима, родовые черты этого строя сохранялись и в более благополучные годы.
По-прежнему Бакланова больше всего интересуют люди военного поколения, он стремится проследить их судьбу в мирное время, показать, выдерживают ли они испытания, уготованные им гнетущими и растлевающими условиями комaндно-административной системы. Несправедливые и тяжкие удары судьбы преследуют героя повести «Карпухин» (1965): в войну он за чужие грехи попал в штрафную роту, а в годы послевоен. разорения за малую вину получил непомерно большой срок. И вот, когда только-только стала налаживаться его жизнь, он опять без вины под судом. И то, что с ним будет, зависит от непредвзятости, совестливости и мужества судей и свидетелей. А они повязаны служебными отношениями и очередными указаниями начальства, весы правосудия накренены в эту сторону. У всех свои заботы и интересы — карьерные и семейные, а иным и вовсе нет дела до человека, судьба которого в их руках, и не о нём они думают, а о себе. И засудили невинного. Нравственный суд, который вершит писатель над героями, происходит в традициях Льва Толстого — приверженность Бакланова этим традициям проступает тут ещё явственнее, чем в «военных» произведениях.
В романе «Друзья» (1975) охвачен более широкий диапазон социально-нравств. проблем. Жизненный успех — подлинный и мнимый, приспособленчество, сделки с совестью ради материального и карьерного преуспеяния, нравств. компромиссы и суетность, разрушающие талант, приводящие к бесплодию в творчестве, — об этом размышляет автор, описывая крушение давней дружбы двух архитекторов, бывших фронтовиков. Один из них решил добиться успеха любой ценой. Он предаёт и друга, и своё призвание. Правда, автор выписал друзей чересчур контрастными красками, здесь моралист потеснил художника. Интереснее в романе др. персонаж — маститый архитектор Немировский. Tрaнcформация его, человека способного, умного, неплохого, но душевно нестойкого, неравнодушного к жизненным благам, а особенно к занимаемому положению, в интеллигентного чиновника, погружённого в хитросплетения бюрократических игр, показана в романе во всей её неприпядности, но без упрощений. Немировский не всегда ничтожен, он не лишён обаяния и иногда вызывает сочувствие.
Ещё один фронтовик — герой повести «Меньший среди братьев» (1981) Илья Константинович переживает духовный кризис, мучается, что живёт не так, как хотел бы, не вровень со своей военной юностью. Многое не устраивает героя и в его семейных, и в его профессорско-преподавательских делах, время и силы уходят впустую, и ему не удаётся завершить работу, в которой заключён смысл его жизни. Это исследование, цель которого доказать, что Вторая мировая война не была неизбежной, её можно было предотвратить, — таким ему видится самый важный урок войны для современности. Герой судит свою суетную жизнь, свои прегрешения без всякого снисхождения. Поэтому он вызывает уважение. Не всякий способен на такую мужественную очистительную духовную работу, без которой человеческая личность деградирует, без которой нет пути к правде и добру.
Если Илья Константинович судит себя судом своей фронтовой юности, то для вельможного чиновника Евгения Степановича — героя повести «Свой человек» (1990) военная молодость — не более, чем выигрышная запись в «объективке», которая может способствовать карьере и которой надо умело, не чураясь «приписок», пользоваться. Вся жизнь отдана им одной цели — пробиваться ступень за ступенью «наверх», стать там «своим человеком». Это восхождение «наверх» сопровождается нравств. падением, духовным опустошением. В соответствии с волчьими нравами номенклатурной «стаи» семья превратилась в инструмент карьеры, друзей нет — вокруг только «нужные» люди. Жизнь его пронизана постоянным страхом — как бы не «выбpaковали», как бы вообще не сменилась нынешняя правящая «стая». Втайне герой тоскует по «стабильным» сталинским временам: «При нём был порядок. А сейчас что? Всё стало какое-то недолговечное». Автор изнутри показал мир тех, кто служил опорой тоталитарного режима, присвоив дорогой ценой одержанную народом победу.
Бакланов написал книги зарубежных очерков «Темп вечной погони» (1972) и «Канада» (1976), выступает и как эссеист (главная тема — война, её последствия, память о ней). В последние годы публикует мемуарные, «невыдуманные» рассказы, к ним примыкают воспоминания о писателях — Александре Твардовском, Юрии Трифонове, Сергее Орлове.
Читайте также Краткая биография клейстБакланов, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Фридман
премия им. Константина Симонова
Содержание
Биография
Григорий Бакланов родился в Воронеже в семье зубных врачей Якова Минаевича Фридмана (ум. 1933) и Хаи-Иты Герцевны Кантор (ум. 1935). В 1941 году ушёл на фронт рядовым. Воевал на Северо-Западном фронте в 387-м артиллерийском полку 34-й армии. С фронта был направлен в артиллерийское училище. По окончании его воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен, закончил войну комaндиром артдивизиона. Члeн КПСС с 1942 года.
После войны Бакланов поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Первый рассказ был опубликован в журнале «Крестьянка» в 1951-м. В начале творческого пути писатель обратился к новому тогда направлению русской литературы — «деревенской прозе», однако известность Бакланову принесли первые повести о войне — «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958) и сразу ставшая знаменитой «Пядь земли» (1959), рассказывающие о судьбе простого человека на фронте. Эта же тема оказалась в центре внимания и последующих произведений автора: повесть «Мёртвые сраму не имут» (1961), роман «Июль 41 года» (1964), в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны.
Вновь Бакланов заявил о себе как о писателе-фронтовике повестью «Навеки — девятнадцатилетние» (1979), посвящённой судьбам молодых парней — вчерашних школьников, — попавших на фронт. Эта повесть была отмечена Государственной премией СССР (1982).
По сценариям Григория Бакланова были сняты многие фильмы: «Познавая белый свет», «Был месяц май».
С 1986 по 1993 годы Бакланов был главным редактором журнала «Знамя».
Награды и звания
Председатель комиссии по литературному наследию Камила Икрамова (с 1990 года), сопредседатель фонда «Знамя» (с 1993). Академик Академии российского искусства (с 1995), члeн Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (1996—2001).
Произведения
Киносценарии
- 1960 — Чужая беда
- 1961 — Горизонт
- 1962 — 49 дней
- 1964 — Пядь земли
- 1969 — День и вся жизнь
- 1970 — Был месяц май
- 1970 — Салют, Мария!
- 1972 — Карпухин
- 1978 — Познавая белый свет
- 1984 — Меньший среди братьев
- 1989 — Навеки — девятнадцатилетние
Примечания
- ↑Указ президента РФ от 06.06.1998 № 657 о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года. www.kremlin.ru. Проверено 30 декабря 2011.
Литература
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
- Григорий Бакланов на сайте интернет-проекта «Журнальный зал»
Ссылки
- Бакланов, Григорий Яковлевич в библиотеке Максима Мошкова
- Бакланов Григорий: Окопная правда
- Эльга Бакланова. Мой муж Григорий Бакланов
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Emerson, Lake & Palmer
- Гимн партии большевиков
Смотреть что такое «Бакланов, Григорий Яковлевич» в других словарях:
Бакланов, Григорий Яковлевич — Григорий Яковлевич Бакланов. БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич (родился в 1923), русский писатель. В повестях Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961), романе Июль 41 года (1965) изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников (так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич — (р. 1923) русский писатель. В повестях Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961), романе Июль 41 года (1965) правдивое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников (т. н. окопная правда). Нравственно этическая проблематика в… … Большой Энциклопедический словарь
Бакланов Григорий Яковлевич — (р. 11.9.1923, Воронеж), русский советский писатель. Члeн КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1951). Начал печататься в 1950. Первая повесть ‒ «В Снегирях» (1954). Известность Б.… … Большая советская энциклопедия
БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич — (р. 11.09.1923, Воронеж), российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1982, за повесть «Навеки девятнадцатилетние»); Лауреат Государственной премии РФ (1998, за книгу «И тогда приходят мародеры»). Окончил Литературный институт имени … Энциклопедия кино
Бакланов Григорий Яковлевич — (р. 1923), русский писатель. В повестях «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961), романы «Июль 41 года» (1965), «Навеки девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982) правдивое… … Энциклопедический словарь
Бакланов, Григорий Яковлевич — (Фридман). Прозаик; родился 11 сентября 1923 г.; участник Великой Отечественной войны; окончил Литературный институт им. А. М. Горького; вел семинар прозаиков в Литературном институте; 1986 1993 главный редактор журнала «Знамя»; автор… … Большая биографическая энциклопедия
БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич — (р. 11.9.1923), советский писатель, драматург, сценарист. Члeн КПСС с 1942. В 1951 окончил Литературный институт имени Горького. Печатается с 1950. Первый фильм по сценарию Бакланова «Чужая беда» (по его повести «В Снегирях», 1960).… … Кино: Энциклопедический словарь
Григорий Яковлевич Бакланов — (Фридман) (род. 11 сентября 1923) русский советский писатель, родился в Воронеже. В 1941 ушёл на фронт рядовым. С фронта был направлен в артиллерийское училище. По окончании его воевал на Юго Западном, 3 м Украинском фронтах. Был тяжело ранен,… … Википедия
Григорий Яковлевич Фридман — Григорий Яковлевич Бакланов (Фридман) (род. 11 сентября 1923) русский советский писатель, родился в Воронеже. В 1941 ушёл на фронт рядовым. С фронта был направлен в артиллерийское училище. По окончании его воевал на Юго Западном, 3 м Украинском… … Википедия
«Лейтенантская проза» – Григорий Бакланов
Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман) родился 11 сентября 1923 года в городе Воронеже в семье зубных врачей. Отечественный писатель, публицист, один из наиболее ярких и известных представителей обширной плеяды прозаиков фронтового поколения, представитель так называемой «лейтенантской прозы», в чьих художественных произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне. В своей автобиографии Григорий Бакланов как-то указал: «Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твердым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано. Тогда мне было на редкость легко. Мне не хотелось делать никакой карьеры, мне было абсолютно безразлично, что будет со мной дальше. Я был твердо убежден: главное дело всей моей жизни уже сделано».
Григорий Бакланов рано потерял своих родителей, отец будущего писателя умер в 1933 году, мать в 1935, поэтому воспитывался он в семье своего дяди. Свои детские и юношеские годы провел в Воронеже. После окончания 9 класса, Григорий переходит учиться в авиационный техникум. Когда началась война, он работал слесарем на 18-м авиазаводе, который занимался производством штурмовиков Ил-2. Для того чтобы попасть в военное училище, Григорий Бакланов экстерном сдал экзамены за 10 класс (в то время пошел слух, что в армию будут брать только тех, кто успел окончить десятилетку), но, воспользовавшись случаем, вместо училища отправился на фронт рядовым, попал в артиллерию.
Тогда фронт был его главной целью, но попасть туда Григорий Бакланов смог лишь зимой. Он был отправлен на Северо-Западный фронт в гаубичный артиллерийский полк. С фронта его отправили на учебу во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, окончив которое он попал на Юго-западный фронт (позже 3-й Украинский). Во время боев за Запорожье в октябре 1943 года был тяжело ранен, но уже через полгода вернулся в свой родной полк и с боями прошел Молдавию. Принимал участие в боевых операциях в Венгрии, в районе озера Балатон, участвовал в штурме Будапешта и Вены. Закончил войну лейтенантом артиллерийской разведки на территории Австрии. Был награжден боевыми орденами и медалями, в частности: орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «за взятие Будапешта» и «за взятие Вены».
Переживания и впечатления фронтовой жизни легли в основу будущих художественных произведений писателя. Позднее Бакланов вспоминал, что для своих литературных героев он всегда брал фамилии тех людей, с которыми он воевал. Особенно погибших однополчан, с тем, чтобы хоть так оживить их.
После войны Григорий Бакланов окончил Литературный институт им. Максима Горького, печататься начал в 1950-е годы. Первые его очерки и рассказы можно было отнести к послевоенной «деревенской прозе» и были посвящены быту послевоенной колхозной деревни. Первый рассказ «Выговор» был напечатан в журнале «Крестьянка» в 1951 году, в 1954 году вышла повесть «В Снегирях», в 1955 году – очерк «Новый инженер». В то же время известность писателю принесли первые же его произведения о Великой Отечественной войне.
Первая военная повесть писателя «Южнее главного удара», которая увидела свет в 1958 году, по словам самого автора, еще оставляла желать лучшего, но содержала настоящую правду о войне, «мою» правду. В 1959 году в журнале «Новый мир» выходит вторая его военная повесть «Пядь земли», которая в последствие была издана в 36 странах мира. Это может показаться странным, но советская официальная критика восприняла ее резко отрицательно, расценив как образец как будто бы порочной «окопной правды». По какой-то причине в стране рабочих и крестьян это посчитали чем-то низменным. В какой-то мере данная проза противостояла во многом патетической военной литературе тех первых послевоенных лет, тому, что во время войны и сразу после ее окончания было создано военными корреспондентами.
В то же время в конце 1950-х годов в военной прозе события прошедшей войны начинаются воссоздаваться писателями не только как великий подвиг всего советского народа, но и как велика беда и катастрофа, которая сделала несчастными миллионы людей. Судьба конкретного, частного человека на фронте будет оставаться в центре внимания всех военных произведений Бакланова: повести «Мертвые сраму не имут» (1961 год), рассказе «Почем фунт лиха» (1962 год), романе «Июль 41 года» (1964 год). В своем романе «Июль 41 года» Григорий Бакланов одним из первых отечественных писателей назовет среди причин катастрофических поражений первых месяцев Великой Отечественной войны судебные процессы 1937 года, уничтожение Сталиным высшего комaндного состава Красной Армии. Роман, который успел выйти отдельной книгой, тем не менее был запрещен на 12 лет, хотя уже в 1967 году на IV съезде писателей СССР был признан одним из значительных произведений в советской литературе о прошедшей войне.
Последующие работы Бакланова – повесть «Карпухин» (1965), роман «Друзья» (1975), повесть «Меньший среди братьев» (1981) – рассказывали читателю уже о мирном времени, но героями этих произведений по-прежнему оставались представители поколения, которое прошло войну. Поэтому и свои поступки, совершаемые ими в этой мирной жизни, герои мерили нравственными мерками, которые сложились у них еще на войне.
Вновь очень громко Бакланов заявил о себе в 1979 году, когда свет увидела его повесть «Навеки — девятнадцатилетние», которая была отмечена Государственной премией СССР. В этой повести писатель снова обратился к военным будням. Из мирного далека Григорий Бакланов пытался всмотреться в ту войну, которую после публикации его книги назовут «лейтенантской войной», то есть увиденной не из штабов, а с поля боя. Молодыми людьми, которые только что получили свои первые офицерские звания – «чистыми, честными мальчишками», сложившими свои головы на полях сражений.
В повести «Навеки — девятнадцатилетние» как бы сконцентрировались главнее достоинства баклановской прозы. Позднее критика писала о нем: «ничего мнимофилософического, многозначительного. Бакланов всегда старается писать откровенно и просто. Писатель умеет остро переживать все происходящее с человеком и миром». Молодые лейтенанты – герои произведения Бакланова – обладают обостренным чувством ценности каждого прожитого ими на войне мгновения, каждого дня. Равным образом захватывают читателя и описания сражений, и частые у Бакланова описания природы, существование которой является альтернативой тому кошмару, который соорудили люди.
Помимо этого перу Бакланова принадлежали 2 книги зарубежных очерков: «Темп вечной погони» (1971) и «Канада» (1976), также он достаточно часто выступал в роли эссеиста и автора воспоминаний, которые были написаны в художественно-документальной манере. По сценариям Григория Бакланова было снято 8 художественных фильмов (часть являются экранизацией его книг), лучшим фильмом он считал «Был месяц май» (1970 год) режиссером которого выступил М. М. Хуциев. Самой значительной драматической работой писателя была пьеса «Пристегните ремни» (1975 год), которая была поставлена в Театре на Таганке режиссером Ю. П. Любимовым.
Так случилось, что война стала главным событием в жизни Григории Бакланова, как и многих других людей его поколения – они просто мало что кроме нее знали. До того как возглавить в годы перестройки журнал «Знамя», Бакланов нигде не работал – сперва он был солдатом, а потом все время писателем. В то же время роль, которую он сыграл на посту редактора данного журнала в 1986-1993 годах, очень велика. За несколько лет данный литературный журнал стал первым, который опубликовал многие произведения до этого бывшие под запретом, среди них: «По праву памяти» А. Твардовского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Ночевала тучка золотая…» А. Приставкина, «Верный Руслан» Г. Владимирова. Григорий Бакланов печатал в «Знамени» Пелевина и Кибирова, Булгакова и Платонова – в общем, он стал для журнала тем, кем когда-то смог стать Твардовский для «Нового мира».
Читайте также Краткая биография лафайетВ 1995 году вышел очередной роман писателя «И тогда приходят мародеры», произведение о поколении, которое пережило одну из самых страшных войн, но которое в силу трудных противоречий нового времени оказывается на пороге гражданской войны. Последний роман Бакланова написан уже не столько беллетристом, сколько публицистом. Московские события 1993 года еще не успели забыться и отстояться в памяти. Также в 1995 году в Москве вышла книга Григория Бакланова «Я не был убит на войне», а в следующем году книга воспоминаний «Входите узкими вратами».
Григорий Бакланов скончался 23 декабря 2009 года на 87-м году жизни, был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Григорий Бакланов — биография, информация, личная жизнь
Григорий Яковлевич Бакланов
Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман). Родился 11 сентября 1923 года в Воронеже — умер 23 декабря 2009 года в Москве. Русский советский писатель, сценарист.
Григорий Бакланов родился 11 сентября 1923 года в Воронеже в еврейской семье.
Отец — Яков Минаевич Фридман (1893-1933), служащий.
Мать — Ида Григорьевна Кантор (1892-1934), зубной врач, выпускница Воронежской Мариинской женской гимназии.
Старший брат — Юрий Яковлевич Фридман (1921-1941), погиб на фронте.
В конце 1920-х годов отец был объявлен лишенцем и выслан в Курган, в 1933 году покончил с собой. После cмepти матери в ноябре 1934 года воспитывался в семье тёти — сестры матери Берты Григорьевны Зелкинд, учительницы музыки, и её мужа — военного врача Давида Борисовича Зелкинда. Детские и юношеские годы провёл в Воронеже.
После окончания 9-го класса школы в 1940 году поступил в самолётно-монтажную группу Воронежского авиационного техникума.
Когда началась Великая Отечественная война, работал клепальщиком на 18-м авиазаводе, который выпускал штурмовики Ил-2. Для того, чтобы попасть в военное училище, экстерном сдал экзамены за 10 класс.
В 1941 году Воронежским РВК был призван в армию. Окончил артиллерийское училище.
В 1942 году вступил в ВКП(б).
С 1943 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.
В сентябре 1943 года был ранен в районе города Запорожье. За декабрьские бои 1944 года под Секешфехерваром получил орден Красной Звезды. Также был награждён медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией, в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени.
По состоянию на январь 1945 года — лейтенант, комaндир огневого взвода 1232-го пушечного артиллерийского полка 115-й пушечной артиллерийской Криворожской бригады. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.
Григорий Бакланов в молодости
В 1951 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В том же году начал печататься — рассказ «Выговор» в журнале «Крестьянка» был опубликован под его собственной фамилией Фридман. С 1952 года использовал псевдоним Бакланов.
В 1956 был принят в Союз писателей СССР.
Первые повести о войне, которые принесли Бакланову известность, «Южнее главного удара» и «Пядь земли», вышедшие во второй половине 1950-х годов, подверглись резкой критике. Впоследствии произведения о войне Бакланова выходили с трудом.
Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором описано уничтожение Сталиным офицерского корпуса Красной армии. После первой публикации «Июль 41 года», хотя и не был формально запрещен, не переиздавался в СССР 14 лет.
Книги Григория Бакланова переведены на многие языки и изданы в 36 странах мира.
По книгам и сценариям Бакланова снято несколько художественных фильмов и поставлено несколько театральных спектаклей. К самым известным относятся телефильм «Был месяц май» режиссёра Марлена Хуциева по рассказу «Почём фунт лиха», который и Бакланов переименовал потом в «Был месяц май», и спектакль Театра на Таганке «Пристегните ремни!» (постановка Юрия Любимова, 1975). Фильм «Был месяц май» награждён призом международного фестиваля телефильмов в Праге (1971).
В годы перестройки на посту главного редактора журнала «Знамя» (1986-1993) Бакланов, как и другие главные редакторы «толстых» журналов того времени, публиковал ранее запрещённые произведения: «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «По праву памяти» Александра Твардовского, «Верный Руслан» Ге opгия Владимова, «Новое назначение» Александра Бекa, «Добро вам!» Василия Гроссмана и др.
Делегат XIX конференции КПСС (1988).
Бакланов выступал за вывод войск из Афганистана и против чеченской войны. В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух».
В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне. В 2004 году опубликовал публицистическую повесть «Кумир», направленную против Солженицына.
Занимал руководящие должности в Союзе писателей. Был председателем комиссии по литературному наследию К. А. Икрамова (с 1990 года), сопредседателем фонда «Знамя» (с 1993 года), газеты «Культура» (с 1996), Стратегического правления фонда «Культурная инициатива» (затем Институт «Открытое общество» — фонд Дж. Сороса), члeном Русского ПЕН-центра, авторского совета РАО (с 1993), Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (1996-2001), совета международного историко-просветительского общества «Мемориал», межрегиональной общественной организации «Академия российского искусства» (с 1995 года).
Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.
11 сентября 2018 года в Российской государственной детской библиотеке прошёл вечер памяти Григория Яковлевича Бакланова, приуроченный к его 95-летию.
На вечере выступили друзья и коллеги писателя — известные литературоведы и деятели культуры. Историк русской литературы и культуры, доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А. М. Горького Сергeй Дмитренко рассказывал о том, как Бакланов вел в Литературном институте семинар прозы: «Он рассказывал, как принес свои первые рассказы Василию Гроссману, и тот, прочитав их, сказал: «Пишите и поступайте в Литинститут!» Так и начался литературный путь Григория Бакланова».
Бывшая студентка писателя Карина Зурабова отмечала: «Григорий Яковлевич всегда был справедливым, но в тоже время и суровым в оценке наших произведений. Например, любил перед началом занятия прочитать рассказ Антона Чехова или Льва Толстого, чтобы показать, что такое настоящее искусство».
Писатель, лауреат премии «Большая книга» Александр Кабаков уверен в том, что Бакланов был человеком с очень тонким чувством юмора. На встрече Кабаков вспоминал, как он пришел в журнал «Знамя», которым тогда руководил Бакланов, со своей повестью о страстной любви интеллигентной женщины и простого рабочего. «Эта моя вещь была очень эpoтическая, и Григорий Яковлевич начал наш разговор так: «Две позы убери, Саша, и тогда напечатаем». Я отказался, и мы весело поговорили на тему эpoтики в русской прозе. Но когда я уходил от Бакланова, то он громко сказал: «Коллеги, ставим эту пopнографию в номер!». С того времени я регулярно печатаюсь в «Знамени»».
Критик Лев Оборин говорил о военной прозе Бакланова: «Его лучшие вещи — «Пядь земли», «Июль 41 года» — это настоящая правдивая литература о войне глазами ее участника. Они, на мой взгляд, входят в списки лучших произведений о Великой Отечественной войне».
Личная жизнь Григория Бакланова:
Жена — Эльга Анатольевна Бакланова (урожденная Цукерман, 1926-2017), учительница русского языка и литературы. Были в бpaке с 1953 года.
Познакомились в 1953 году у общих знакомых. Эльга Анатольевна вспоминала: «Было весело, было много интересных людей. Я недавно окончила музыкальное училище по классу вокала, вот сестра и стала просить: спой да спой. Я и спела Венгерский танец Брамса № 1 («В чистом поле месяц засиял»). Не знаю, понравилось ли Грише мое пение, но он поехал меня провожать, а, проводив до дома, удивился: «Странно, я ведь тоже живу у Киевского вокзала». Он снимал комнату в доме «Известий». Оказалось, что между нами всего одна трамвайная остановка. А ведь мы могли никогда и не встретиться. На следующий день Гриша позвонил и пригласил меня в ресторан. Поженились (расписались) мы очень быстро, через месяц после знакомства. Наша женитьба прошла скромно и просто. Правда, нам назначили особый день — 9 Мая. В 1953 году праздник не отмечался, но у нас был праздник. Нам выпал такой прекрасный день!».
В бpaке родились сын Михаил Бакланов (1955 г.р.) и дочь Александра Попофф (1959 г.р.).
Александра Попофф — дочь Григория Бакланова
Библиография Григория Бакланова:
1954 — В Снегирях
1957 — Южнее главного удара
1959 — Пядь земли
1961 — Мёртвые сраму не имут
1964 — Июль 41 года
1965 — Карпухин
1972 — Темп вечной погони. Очерк об Америке
1975 — Был месяц май (Почём фунт лиха)
1975 — Друзья
1976 — Канада
1979 — Навеки девятнадцатилетние
1981 — Литературные портреты («Об А. Т. Твардовском», «О Павле Нилине» и др.)
1981 — Меньший среди братьев
1990 — Свой человек (Миг между прошлым и будущим)
1995 — И тогда приходят мародёры
1999 — Жизнь, подаренная дважды. Воспоминания
1999 — Мой генерал. Повесть
Сценарии Григория Бакланова:
1960 — Чужая беда
1961 — Горизонт
1962 — 49 дней
1964 — Пядь земли
1969 — День и вся жизнь
1970 — Был месяц май
1970 — Салют, Мария!
1972 — Карпухин
1978 — Познавая белый свет
1984 — Меньший среди братьев
1989 — Навеки — 19 / Навеки — девятнадцатилетние
последнее обновление информации: 21.10.2020
Григорий Бакланов
|