Краткая биография бакланов > Школа искусств
Школа искусств    

Краткая биография бакланов

Краткая биография бакланов

Григорий Бакланов

Биография писателя

Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия — Фридман; 11 сентября 1923, Воронеж — 23 декабря 2009) — русский прозаик еврейского происхождения.
Вырос в интеллигентной семье. Рано осиротел, его и старшего брата (студент Московского университета, погиб в октябре 1941 под Москвой в ополчении) вырастили родственники. В 1940 перешёл из школы в авиационный техникум, в 1941 после начала войны сдал экстерном экзамены за среднюю школу — разнёсся слух, что в армию сначала будут брать тех, кто закончил десятилетку. Осенью 1941 ушёл добровольцем в армию, служил рядовым в гаубичном полку на Северо-Западном фронте, был самым молодым солдатом в полку. В ноябре 1942 Бакланова направили в артиллерийское училище. После окончания училища в августе 1943 (это был ускоренный выпуск) комaндовал взводом управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и Третьем Украинском фронтах — воевал в Украине, Молдове, Румынии, Венгрии, Австрии. Был тяжело ранен, имеет военные награды. Как хорошо сказал однажды Александр Твардовский о писателях этого поколения, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи, они «выше лейтенантов не поднимались и дальше комaндира полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке» (Кондратович А. «Я люблю белорусскую поэзию. «: Из воспоминаний об А.Т.Твардовском // Неман. 1975. №1. С.153).

Первый рассказ Бакланов написал после войны, ожидая демобилизации; в 1946 был принят в Литературный институт имени Максима Горького, который окончил в 1951. Публиковаться начал в 1950. Писал очерки и рассказы, много ездил по стране, в основе первой повести «В Снегирях» (1954) — впечатления от этих поездок. Через несколько лет писатель обращается к жизненному материалу Великой Отечественной войны, и основанные на нём произведения принесли ему широкую известность. Бакланов много работал в кино: по его сценариям поставлено 8 кинофильмов (часть из них — экранизации его сочинений), самая большая удача — «Был месяц май» (1970), снятый Марленом Хуциевым по рассказу «Почём фунт лиха». Работал и для театра — следует отметить пьесу «Пристегните ремни» (1975), поставленную в Театре на Таганке Юрием Любимовым. В 1986-1993 возглавлял журнал «Знамя», сыгравший заметную роль в духовно-нравственной перестройке общества, в преодолении укоренившегося в литературе в сталинские и «застойные» времена идейного и эстетического догматизма, в разрушении возводившегося годами частокола запретов и табу.

В январе 1945 Илья Эренбург писал: «Если нашим детям повезёт, будущий Толстой покажет душу молодого советского офицера, который сейчас умирает под зимними звёздами» (Эренбург И. Летопись мужества. М., 1974. С.355). В эти январские дни, вспоминал Бакланов, «мы брали Секешфехервар, и отдавали, и снова брали, и однажды я даже позавидовал убитым. Мела позёмка, секло лицо сухим снегом, а мы шли сгорбленные, вымотанные до бесчувствия. А мёртвые лежали в кукурузе — и те, что недавно убиты, и с прошлого раза, — всех заметало снегом, ровняло с белой землёй. Словно среди сна очнувшись, я подумал, на них глядя: они лежат, а ты ещё побегаешь, а потом будешь лежать так». Только пережив подобное, можно рассказать о том, что было на душе молодого офицера, умиравшего на поле боя под зимними звёздами.

Первая военная повесть Бакланова «Южнее главного удара» (1957; первоначальное название — «Девять дней») и рассказывает об этом сражении за Секешфехервар. Тяжёлые бои с превосходящими силами врага, бои, когда в победном 45-м приходится и отступать, и прорываться из окружения, — это шло вразрез с официальной историографией войны. А то, как они изображены в повести, — без замалчивания жестоких батальных, бытовых, психологических подробностей, то, какими предстают её герои — не чудо-богатырями, которым всё нипочём, а обыкновенными cмepтными, чью жизнь в любой момент может оборвать пуля или осколок, которые страдают от голода, холода, усталости, — всё это не укладывалось в господствовавшую тогда, поддерживаемую властями фанфарно-парадную эстетику. Василь Быков, тоже бывший офицер-артиллерист, участник тех же боёв за Секешфехервар, свидетельствовал, что в повести правдиво запечатлена «неприкрашенная военная действительность». Однако эта повесть Бакланова во многом ещё была пробой пера, ей не хватало худож. выразительности.
Последовавшая за ней повесть «Пядь земли» (1959) стала событием лит. жизни: она имела большой успех у читателей и громкий резонанс в критике. Это произв. послужило благодарным материалом для осознания своеобразия, существенных особенностей литературы фронтового поколения (или, как её ещё называли, «лейтенантской литературы»), вызвало продолжавшиеся больше четверти века споры о «некрасовском направлении» в современной отечественной словесности (имеется в виду Виктор Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда»), «окопной правде», «ремаркизме», «дегероизации», «абстpaктном гуманизме». Если первая повесть Бакланова представляла собой авторское описание событий, то «Пядь земли» написана от первого лица, это рассказ о том, что происходит здесь и сейчас, на небольшом плацдарме на правом берегу Днестра, который у противника как кость в горле, и он стремится выбить оттуда не слишком многочисленных его защитников. Это рассказ о том, что наполняло повседневную жизнь на переднем крае. Происходящее столь приближено к читателю, что в сущности перестаёт быть лишь созерцаемой им картиной, — возникает эффект присутствия, более глубоким становится сопереживание. «Пядь земли» — исповедальная проза: «на виду» не только каждый поступок и каждое слово героя — лейтенанта-артиллериста Мотовилова, но и его мысли и чувства, затаённые движения души. В сущности повесть представляет духовный портрет поколения, к которому принадлежит Мотовилов. «Это было, — говорил Бакланов, — поколение достойное, гордое, с острым чувством долга. Когда разразилась война, поколение это в большинстве своём шло на фронт добровольцами, не дожидаясь призыва, считая, что главное дело нашей жизни — победить фашизм, отстоять Родину. И почти всё оно осталось на полях битв».

Позднее в повести «Навеки — девятнадцатилетние» (1979, Государственная премия СССР, 1982) Бакланов снова вернётся к судьбе этого поколения. У героя повести лейтенанта Третьякова много общего с лейтенантом Мотовиловым — и в короткой биографии (родительский дом, школа, фронт), и в житейских правилах и представлениях, неизменно справедливых, и в складе мыслей и чувств. Но теперь автор стремится показать, что его герой, на которого всей страшной тяжестью обрушилась война, ещё мальчик, лишь ступивший на порог юности, мало что видевший в жизни, незащищённый. «Навеки — девятнадцатилетние» — реквием по скошенному войной поколению, не щадившему себя, сражаясь с захватчиками.

Если в первых двух военных повестях Бакланова авторское внимание сосредоточено на духовных, нравств. истоках сопротивления, то позднее в его произв. на первый план выступают и др. проблемы, выходящие за пределы войны. «Мы не только с фашизмом воюем, — мы воюем за то, чтоб уничтожить всякую подлость, чтобы после войны жизнь на земле была человечной, правдивой, чистой», — уверен Мотовилов. От книги к книге этот мотив звучит у Бакланова всё сильнее и сильнее, острее и глубже становится критика бездушия и шкурничества, безнравственности и приспособленчества, демагогии и беззакония. В повести «Мёртвые сраму не имут» (1961) начальник штаба артиллерийского дивизиона Ищенко, равнодушный служака, занятый лишь своей карьерой, благополучием, в трудную минуту, спасая свою жизнь, бежит с поля боя, предав товарищей и подчинённых и свалив потом свою вину на погибших. В романе «Июль 41 года» (1964), повествуя о горьких событиях начала войны, автор стремится проникнуть в коренные, глубинные причины наших сокрушительных поражений. Они сфокусированы писателем (герои знают и понимают ещё меньше) на том, что стали называть «тридцать седьмым годом» (который в действительности начался много раньше и кончился много позже обозначенных выше временных рамок), на его общественных и нравств.

последствиях. Беззакония, массовые репрессии породили страх, подозрительность, смятение, воспитывали психологию «винтиков», нерассуждающих исполнителей предначертаний вождя и партии, взаимную отчуждённость, атрофию гражданского самосознания, боязнь ответственности. А чтобы выстоять в так страшно начавшейся войне, надо было прежде всего хотя бы в какой-то степени (пускай, увы, и не до конца) преодолеть эти духовно-нравственные деформации, ослабить их разрушительное действие. При военном превосходстве врага дело должен решать дух армии и народа — в этом отдают себе отчёт герои романа, мучительно размышляя над тем, что произошло, почему мы терпим такие поражения, почему нам приходится отступать. Таков круг исторических и духовно-нравственных проблем романа «Июль 41 года». Их исследование писатель продолжил уже на материале современности, ибо «тридцать седьмой год» был лишь крайним проявлением тоталитарного режима, родовые черты этого строя сохранялись и в более благополучные годы.

По-прежнему Бакланова больше всего интересуют люди военного поколения, он стремится проследить их судьбу в мирное время, показать, выдерживают ли они испытания, уготованные им гнетущими и растлевающими условиями комaндно-административной системы. Несправедливые и тяжкие удары судьбы преследуют героя повести «Карпухин» (1965): в войну он за чужие грехи попал в штрафную роту, а в годы послевоен. разорения за малую вину получил непомерно большой срок. И вот, когда только-только стала налаживаться его жизнь, он опять без вины под судом. И то, что с ним будет, зависит от непредвзятости, совестливости и мужества судей и свидетелей. А они повязаны служебными отношениями и очередными указаниями начальства, весы правосудия накренены в эту сторону. У всех свои заботы и интересы — карьерные и семейные, а иным и вовсе нет дела до человека, судьба которого в их руках, и не о нём они думают, а о себе. И засудили невинного. Нравственный суд, который вершит писатель над героями, происходит в традициях Льва Толстого — приверженность Бакланова этим традициям проступает тут ещё явственнее, чем в «военных» произведениях.

В романе «Друзья» (1975) охвачен более широкий диапазон социально-нравств. проблем. Жизненный успех — подлинный и мнимый, приспособленчество, сделки с совестью ради материального и карьерного преуспеяния, нравств. компромиссы и суетность, разрушающие талант, приводящие к бесплодию в творчестве, — об этом размышляет автор, описывая крушение давней дружбы двух архитекторов, бывших фронтовиков. Один из них решил добиться успеха любой ценой. Он предаёт и друга, и своё призвание. Правда, автор выписал друзей чересчур контрастными красками, здесь моралист потеснил художника. Интереснее в романе др. персонаж — маститый архитектор Немировский. Tрaнcформация его, человека способного, умного, неплохого, но душевно нестойкого, неравнодушного к жизненным благам, а особенно к занимаемому положению, в интеллигентного чиновника, погружённого в хитросплетения бюрократических игр, показана в романе во всей её неприпядности, но без упрощений. Немировский не всегда ничтожен, он не лишён обаяния и иногда вызывает сочувствие.
Ещё один фронтовик — герой повести «Меньший среди братьев» (1981) Илья Константинович переживает духовный кризис, мучается, что живёт не так, как хотел бы, не вровень со своей военной юностью. Многое не устраивает героя и в его семейных, и в его профессорско-преподавательских делах, время и силы уходят впустую, и ему не удаётся завершить работу, в которой заключён смысл его жизни. Это исследование, цель которого доказать, что Вторая мировая война не была неизбежной, её можно было предотвратить, — таким ему видится самый важный урок войны для современности. Герой судит свою суетную жизнь, свои прегрешения без всякого снисхождения. Поэтому он вызывает уважение. Не всякий способен на такую мужественную очистительную духовную работу, без которой человеческая личность деградирует, без которой нет пути к правде и добру.

Если Илья Константинович судит себя судом своей фронтовой юности, то для вельможного чиновника Евгения Степановича — героя повести «Свой человек» (1990) военная молодость — не более, чем выигрышная запись в «объективке», которая может способствовать карьере и которой надо умело, не чураясь «приписок», пользоваться. Вся жизнь отдана им одной цели — пробиваться ступень за ступенью «наверх», стать там «своим человеком». Это восхождение «наверх» сопровождается нравств. падением, духовным опустошением. В соответствии с волчьими нравами номенклатурной «стаи» семья превратилась в инструмент карьеры, друзей нет — вокруг только «нужные» люди. Жизнь его пронизана постоянным страхом — как бы не «выбpaковали», как бы вообще не сменилась нынешняя правящая «стая». Втайне герой тоскует по «стабильным» сталинским временам: «При нём был порядок. А сейчас что? Всё стало какое-то недолговечное». Автор изнутри показал мир тех, кто служил опорой тоталитарного режима, присвоив дорогой ценой одержанную народом победу.

Бакланов написал книги зарубежных очерков «Темп вечной погони» (1972) и «Канада» (1976), выступает и как эссеист (главная тема — война, её последствия, память о ней). В последние годы публикует мемуарные, «невыдуманные» рассказы, к ним примыкают воспоминания о писателях — Александре Твардовском, Юрии Трифонове, Сергее Орлове.

Читайте также  Краткая биография клейст

Бакланов, Григорий Яковлевич

Григорий Яковлевич Фридман

премия им. Константина Симонова

Содержание

Биография

Григорий Бакланов родился в Воронеже в семье зубных врачей Якова Минаевича Фридмана (ум. 1933) и Хаи-Иты Герцевны Кантор (ум. 1935). В 1941 году ушёл на фронт рядовым. Воевал на Северо-Западном фронте в 387-м артиллерийском полку 34-й армии. С фронта был направлен в артиллерийское училище. По окончании его воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах. Был тяжело ранен, закончил войну комaндиром артдивизиона. Члeн КПСС с 1942 года.

После войны Бакланов поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Первый рассказ был опубликован в журнале «Крестьянка» в 1951-м. В начале творческого пути писатель обратился к новому тогда направлению русской литературы — «деревенской прозе», однако известность Бакланову принесли первые повести о войне — «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958) и сразу ставшая знаменитой «Пядь земли» (1959), рассказывающие о судьбе простого человека на фронте. Эта же тема оказалась в центре внимания и последующих произведений автора: повесть «Мёртвые сраму не имут» (1961), роман «Июль 41 года» (1964), в котором писатель одним из первых поднял вопрос об ответственности Сталина за поражения Красной Армии в начале войны.

Вновь Бакланов заявил о себе как о писателе-фронтовике повестью «Навеки — девятнадцатилетние» (1979), посвящённой судьбам молодых парней — вчерашних школьников, — попавших на фронт. Эта повесть была отмечена Государственной премией СССР (1982).

По сценариям Григория Бакланова были сняты многие фильмы: «Познавая белый свет», «Был месяц май».

С 1986 по 1993 годы Бакланов был главным редактором журнала «Знамя».

Награды и звания

Председатель комиссии по литературному наследию Камила Икрамова (с 1990 года), сопредседатель фонда «Знамя» (с 1993). Академик Академии российского искусства (с 1995), члeн Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (1996—2001).

Произведения

Киносценарии

  1. 1960 — Чужая беда
  2. 1961 — Горизонт
  3. 1962 — 49 дней
  4. 1964 — Пядь земли
  5. 1969 — День и вся жизнь
  6. 1970 — Был месяц май
  7. 1970 — Салют, Мария!
  8. 1972 — Карпухин
  9. 1978 — Познавая белый свет
  10. 1984 — Меньший среди братьев
  11. 1989 — Навеки — девятнадцатилетние

Примечания

  1. Указ президента РФ от 06.06.1998 № 657 о присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года. www.kremlin.ru. Проверено 30 декабря 2011.

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Григорий Бакланов на сайте интернет-проекта «Журнальный зал»

Ссылки

  • Бакланов, Григорий Яковлевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Бакланов Григорий: Окопная правда
  • Эльга Бакланова. Мой муж Григорий Бакланов

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Emerson, Lake & Palmer
  • Гимн партии большевиков

Смотреть что такое «Бакланов, Григорий Яковлевич» в других словарях:

Бакланов, Григорий Яковлевич — Григорий Яковлевич Бакланов. БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич (родился в 1923), русский писатель. В повестях Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961), романе Июль 41 года (1965) изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников (так… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич — (р. 1923) русский писатель. В повестях Пядь земли (1959), Мертвые сраму не имут (1961), романе Июль 41 года (1965) правдивое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников (т. н. окопная правда). Нравственно этическая проблематика в… … Большой Энциклопедический словарь

Бакланов Григорий Яковлевич — (р. 11.9.1923, Воронеж), русский советский писатель. Члeн КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1951). Начал печататься в 1950. Первая повесть ‒ «В Снегирях» (1954). Известность Б.… … Большая советская энциклопедия

БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич — (р. 11.09.1923, Воронеж), российский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1982, за повесть «Навеки девятнадцатилетние»); Лауреат Государственной премии РФ (1998, за книгу «И тогда приходят мародеры»). Окончил Литературный институт имени … Энциклопедия кино

Бакланов Григорий Яковлевич — (р. 1923), русский писатель. В повестях «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961), романы «Июль 41 года» (1965), «Навеки девятнадцатилетние» (1979; Государственная премия СССР, 1982) правдивое… … Энциклопедический словарь

Бакланов, Григорий Яковлевич — (Фридман). Прозаик; родился 11 сентября 1923 г.; участник Великой Отечественной войны; окончил Литературный институт им. А. М. Горького; вел семинар прозаиков в Литературном институте; 1986 1993 главный редактор журнала «Знамя»; автор… … Большая биографическая энциклопедия

БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич — (р. 11.9.1923), советский писатель, драматург, сценарист. Члeн КПСС с 1942. В 1951 окончил Литературный институт имени Горького. Печатается с 1950. Первый фильм по сценарию Бакланова — «Чужая беда» (по его повести «В Снегирях», 1960).… … Кино: Энциклопедический словарь

Григорий Яковлевич Бакланов — (Фридман) (род. 11 сентября 1923) русский советский писатель, родился в Воронеже. В 1941 ушёл на фронт рядовым. С фронта был направлен в артиллерийское училище. По окончании его воевал на Юго Западном, 3 м Украинском фронтах. Был тяжело ранен,… … Википедия

Григорий Яковлевич Фридман — Григорий Яковлевич Бакланов (Фридман) (род. 11 сентября 1923) русский советский писатель, родился в Воронеже. В 1941 ушёл на фронт рядовым. С фронта был направлен в артиллерийское училище. По окончании его воевал на Юго Западном, 3 м Украинском… … Википедия

«Лейтенантская проза» – Григорий Бакланов

Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман) родился 11 сентября 1923 года в городе Воронеже в семье зубных врачей. Отечественный писатель, публицист, один из наиболее ярких и известных представителей обширной плеяды прозаиков фронтового поколения, представитель так называемой «лейтенантской прозы», в чьих художественных произведениях утверждалась правда о Великой Отечественной войне. В своей автобиографии Григорий Бакланов как-то указал: «Когда я вернулся домой с фронта, мне был 21 год. Я вернулся с войны с твердым убеждением в том, что главное в моей жизни уже сделано. Тогда мне было на редкость легко. Мне не хотелось делать никакой карьеры, мне было абсолютно безразлично, что будет со мной дальше. Я был твердо убежден: главное дело всей моей жизни уже сделано».

Григорий Бакланов рано потерял своих родителей, отец будущего писателя умер в 1933 году, мать в 1935, поэтому воспитывался он в семье своего дяди. Свои детские и юношеские годы провел в Воронеже. После окончания 9 класса, Григорий переходит учиться в авиационный техникум. Когда началась война, он работал слесарем на 18-м авиазаводе, который занимался производством штурмовиков Ил-2. Для того чтобы попасть в военное училище, Григорий Бакланов экстерном сдал экзамены за 10 класс (в то время пошел слух, что в армию будут брать только тех, кто успел окончить десятилетку), но, воспользовавшись случаем, вместо училища отправился на фронт рядовым, попал в артиллерию.

Тогда фронт был его главной целью, но попасть туда Григорий Бакланов смог лишь зимой. Он был отправлен на Северо-Западный фронт в гаубичный артиллерийский полк. С фронта его отправили на учебу во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, окончив которое он попал на Юго-западный фронт (позже 3-й Украинский). Во время боев за Запорожье в октябре 1943 года был тяжело ранен, но уже через полгода вернулся в свой родной полк и с боями прошел Молдавию. Принимал участие в боевых операциях в Венгрии, в районе озера Балатон, участвовал в штурме Будапешта и Вены. Закончил войну лейтенантом артиллерийской разведки на территории Австрии. Был награжден боевыми орденами и медалями, в частности: орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями «за взятие Будапешта» и «за взятие Вены».

Переживания и впечатления фронтовой жизни легли в основу будущих художественных произведений писателя. Позднее Бакланов вспоминал, что для своих литературных героев он всегда брал фамилии тех людей, с которыми он воевал. Особенно погибших однополчан, с тем, чтобы хоть так оживить их.

После войны Григорий Бакланов окончил Литературный институт им. Максима Горького, печататься начал в 1950-е годы. Первые его очерки и рассказы можно было отнести к послевоенной «деревенской прозе» и были посвящены быту послевоенной колхозной деревни. Первый рассказ «Выговор» был напечатан в журнале «Крестьянка» в 1951 году, в 1954 году вышла повесть «В Снегирях», в 1955 году – очерк «Новый инженер». В то же время известность писателю принесли первые же его произведения о Великой Отечественной войне.

Первая военная повесть писателя «Южнее главного удара», которая увидела свет в 1958 году, по словам самого автора, еще оставляла желать лучшего, но содержала настоящую правду о войне, «мою» правду. В 1959 году в журнале «Новый мир» выходит вторая его военная повесть «Пядь земли», которая в последствие была издана в 36 странах мира. Это может показаться странным, но советская официальная критика восприняла ее резко отрицательно, расценив как образец как будто бы порочной «окопной правды». По какой-то причине в стране рабочих и крестьян это посчитали чем-то низменным. В какой-то мере данная проза противостояла во многом патетической военной литературе тех первых послевоенных лет, тому, что во время войны и сразу после ее окончания было создано военными корреспондентами.

В то же время в конце 1950-х годов в военной прозе события прошедшей войны начинаются воссоздаваться писателями не только как великий подвиг всего советского народа, но и как велика беда и катастрофа, которая сделала несчастными миллионы людей. Судьба конкретного, частного человека на фронте будет оставаться в центре внимания всех военных произведений Бакланова: повести «Мертвые сраму не имут» (1961 год), рассказе «Почем фунт лиха» (1962 год), романе «Июль 41 года» (1964 год). В своем романе «Июль 41 года» Григорий Бакланов одним из первых отечественных писателей назовет среди причин катастрофических поражений первых месяцев Великой Отечественной войны судебные процессы 1937 года, уничтожение Сталиным высшего комaндного состава Красной Армии. Роман, который успел выйти отдельной книгой, тем не менее был запрещен на 12 лет, хотя уже в 1967 году на IV съезде писателей СССР был признан одним из значительных произведений в советской литературе о прошедшей войне.

Последующие работы Бакланова – повесть «Карпухин» (1965), роман «Друзья» (1975), повесть «Меньший среди братьев» (1981) – рассказывали читателю уже о мирном времени, но героями этих произведений по-прежнему оставались представители поколения, которое прошло войну. Поэтому и свои поступки, совершаемые ими в этой мирной жизни, герои мерили нравственными мерками, которые сложились у них еще на войне.

Вновь очень громко Бакланов заявил о себе в 1979 году, когда свет увидела его повесть «Навеки — девятнадцатилетние», которая была отмечена Государственной премией СССР. В этой повести писатель снова обратился к военным будням. Из мирного далека Григорий Бакланов пытался всмотреться в ту войну, которую после публикации его книги назовут «лейтенантской войной», то есть увиденной не из штабов, а с поля боя. Молодыми людьми, которые только что получили свои первые офицерские звания – «чистыми, честными мальчишками», сложившими свои головы на полях сражений.

В повести «Навеки — девятнадцатилетние» как бы сконцентрировались главнее достоинства баклановской прозы. Позднее критика писала о нем: «ничего мнимофилософического, многозначительного. Бакланов всегда старается писать откровенно и просто. Писатель умеет остро переживать все происходящее с человеком и миром». Молодые лейтенанты – герои произведения Бакланова – обладают обостренным чувством ценности каждого прожитого ими на войне мгновения, каждого дня. Равным образом захватывают читателя и описания сражений, и частые у Бакланова описания природы, существование которой является альтернативой тому кошмару, который соорудили люди.

Помимо этого перу Бакланова принадлежали 2 книги зарубежных очерков: «Темп вечной погони» (1971) и «Канада» (1976), также он достаточно часто выступал в роли эссеиста и автора воспоминаний, которые были написаны в художественно-документальной манере. По сценариям Григория Бакланова было снято 8 художественных фильмов (часть являются экранизацией его книг), лучшим фильмом он считал «Был месяц май» (1970 год) режиссером которого выступил М. М. Хуциев. Самой значительной драматической работой писателя была пьеса «Пристегните ремни» (1975 год), которая была поставлена в Театре на Таганке режиссером Ю. П. Любимовым.

Так случилось, что война стала главным событием в жизни Григории Бакланова, как и многих других людей его поколения – они просто мало что кроме нее знали. До того как возглавить в годы перестройки журнал «Знамя», Бакланов нигде не работал – сперва он был солдатом, а потом все время писателем. В то же время роль, которую он сыграл на посту редактора данного журнала в 1986-1993 годах, очень велика. За несколько лет данный литературный журнал стал первым, который опубликовал многие произведения до этого бывшие под запретом, среди них: «По праву памяти» А. Твардовского, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Ночевала тучка золотая…» А. Приставкина, «Верный Руслан» Г. Владимирова. Григорий Бакланов печатал в «Знамени» Пелевина и Кибирова, Булгакова и Платонова – в общем, он стал для журнала тем, кем когда-то смог стать Твардовский для «Нового мира».

Читайте также  Краткая биография лафайет

В 1995 году вышел очередной роман писателя «И тогда приходят мародеры», произведение о поколении, которое пережило одну из самых страшных войн, но которое в силу трудных противоречий нового времени оказывается на пороге гражданской войны. Последний роман Бакланова написан уже не столько беллетристом, сколько публицистом. Московские события 1993 года еще не успели забыться и отстояться в памяти. Также в 1995 году в Москве вышла книга Григория Бакланова «Я не был убит на войне», а в следующем году книга воспоминаний «Входите узкими вратами».

Григорий Бакланов скончался 23 декабря 2009 года на 87-м году жизни, был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Григорий Бакланов — биография, информация, личная жизнь

Григорий Яковлевич Бакланов

Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия Фридман). Родился 11 сентября 1923 года в Воронеже — умер 23 декабря 2009 года в Москве. Русский советский писатель, сценарист.

Григорий Бакланов родился 11 сентября 1923 года в Воронеже в еврейской семье.

Отец — Яков Минаевич Фридман (1893-1933), служащий.

Мать — Ида Григорьевна Кантор (1892-1934), зубной врач, выпускница Воронежской Мариинской женской гимназии.

Старший брат — Юрий Яковлевич Фридман (1921-1941), погиб на фронте.

В конце 1920-х годов отец был объявлен лишенцем и выслан в Курган, в 1933 году покончил с собой. После cмepти матери в ноябре 1934 года воспитывался в семье тёти — сестры матери Берты Григорьевны Зелкинд, учительницы музыки, и её мужа — военного врача Давида Борисовича Зелкинда. Детские и юношеские годы провёл в Воронеже.

После окончания 9-го класса школы в 1940 году поступил в самолётно-монтажную группу Воронежского авиационного техникума.

Когда началась Великая Отечественная война, работал клепальщиком на 18-м авиазаводе, который выпускал штурмовики Ил-2. Для того, чтобы попасть в военное училище, экстерном сдал экзамены за 10 класс.

В 1941 году Воронежским РВК был призван в армию. Окончил артиллерийское училище.

В 1942 году вступил в ВКП(б).

С 1943 года воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии.

В сентябре 1943 года был ранен в районе города Запорожье. За декабрьские бои 1944 года под Секешфехерваром получил орден Красной Звезды. Также был награждён медалями за взятие Будапешта и Вены, за победу над Германией, в 1985 году — орденом Отечественной войны I степени.

По состоянию на январь 1945 года — лейтенант, комaндир огневого взвода 1232-го пушечного артиллерийского полка 115-й пушечной артиллерийской Криворожской бригады. Закончил войну начальником разведки артиллерийского дивизиона.

Григорий Бакланов в молодости

В 1951 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького. В том же году начал печататься — рассказ «Выговор» в журнале «Крестьянка» был опубликован под его собственной фамилией Фридман. С 1952 года использовал псевдоним Бакланов.

В 1956 был принят в Союз писателей СССР.

Первые повести о войне, которые принесли Бакланову известность, «Южнее главного удара» и «Пядь земли», вышедшие во второй половине 1950-х годов, подверглись резкой критике. Впоследствии произведения о войне Бакланова выходили с трудом.

Самой трудной была судьба романа «Июль 41 года» (1964), в котором описано уничтожение Сталиным офицерского корпуса Красной армии. После первой публикации «Июль 41 года», хотя и не был формально запрещен, не переиздавался в СССР 14 лет.

Книги Григория Бакланова переведены на многие языки и изданы в 36 странах мира.

По книгам и сценариям Бакланова снято несколько художественных фильмов и поставлено несколько театральных спектаклей. К самым известным относятся телефильм «Был месяц май» режиссёра Марлена Хуциева по рассказу «Почём фунт лиха», который и Бакланов переименовал потом в «Был месяц май», и спектакль Театра на Таганке «Пристегните ремни!» (постановка Юрия Любимова, 1975). Фильм «Был месяц май» награждён призом международного фестиваля телефильмов в Праге (1971).

В годы перестройки на посту главного редактора журнала «Знамя» (1986-1993) Бакланов, как и другие главные редакторы «толстых» журналов того времени, публиковал ранее запрещённые произведения: «Собачье сердце» Михаила Булгакова, «По праву памяти» Александра Твардовского, «Верный Руслан» Ге opгия Владимова, «Новое назначение» Александра Бекa, «Добро вам!» Василия Гроссмана и др.

Делегат XIX конференции КПСС (1988).

Бакланов выступал за вывод войск из Афганистана и против чеченской войны. В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух».

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне. В 2004 году опубликовал публицистическую повесть «Кумир», направленную против Солженицына.

Занимал руководящие должности в Союзе писателей. Был председателем комиссии по литературному наследию К. А. Икрамова (с 1990 года), сопредседателем фонда «Знамя» (с 1993 года), газеты «Культура» (с 1996), Стратегического правления фонда «Культурная инициатива» (затем Институт «Открытое общество» — фонд Дж. Сороса), члeном Русского ПЕН-центра, авторского совета РАО (с 1993), Совета по культуре и искусству при Президенте РФ (1996-2001), совета международного историко-просветительского общества «Мемориал», межрегиональной общественной организации «Академия российского искусства» (с 1995 года).

Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

11 сентября 2018 года в Российской государственной детской библиотеке прошёл вечер памяти Григория Яковлевича Бакланова, приуроченный к его 95-летию.

На вечере выступили друзья и коллеги писателя — известные литературоведы и деятели культуры. Историк русской литературы и культуры, доцент кафедры новейшей русской литературы Литературного института им. А. М. Горького Сергeй Дмитренко рассказывал о том, как Бакланов вел в Литературном институте семинар прозы: «Он рассказывал, как принес свои первые рассказы Василию Гроссману, и тот, прочитав их, сказал: «Пишите и поступайте в Литинститут!» Так и начался литературный путь Григория Бакланова».

Бывшая студентка писателя Карина Зурабова отмечала: «Григорий Яковлевич всегда был справедливым, но в тоже время и суровым в оценке наших произведений. Например, любил перед началом занятия прочитать рассказ Антона Чехова или Льва Толстого, чтобы показать, что такое настоящее искусство».

Писатель, лауреат премии «Большая книга» Александр Кабаков уверен в том, что Бакланов был человеком с очень тонким чувством юмора. На встрече Кабаков вспоминал, как он пришел в журнал «Знамя», которым тогда руководил Бакланов, со своей повестью о страстной любви интеллигентной женщины и простого рабочего. «Эта моя вещь была очень эpoтическая, и Григорий Яковлевич начал наш разговор так: «Две позы убери, Саша, и тогда напечатаем». Я отказался, и мы весело поговорили на тему эpoтики в русской прозе. Но когда я уходил от Бакланова, то он громко сказал: «Коллеги, ставим эту пopнографию в номер!». С того времени я регулярно печатаюсь в «Знамени»».

Критик Лев Оборин говорил о военной прозе Бакланова: «Его лучшие вещи — «Пядь земли», «Июль 41 года» — это настоящая правдивая литература о войне глазами ее участника. Они, на мой взгляд, входят в списки лучших произведений о Великой Отечественной войне».

Личная жизнь Григория Бакланова:

Жена — Эльга Анатольевна Бакланова (урожденная Цукерман, 1926-2017), учительница русского языка и литературы. Были в бpaке с 1953 года.

Познакомились в 1953 году у общих знакомых. Эльга Анатольевна вспоминала: «Было весело, было много интересных людей. Я недавно окончила музыкальное училище по классу вокала, вот сестра и стала просить: спой да спой. Я и спела Венгерский танец Брамса № 1 («В чистом поле месяц засиял»). Не знаю, понравилось ли Грише мое пение, но он поехал меня провожать, а, проводив до дома, удивился: «Странно, я ведь тоже живу у Киевского вокзала». Он снимал комнату в доме «Известий». Оказалось, что между нами всего одна трамвайная остановка. А ведь мы могли никогда и не встретиться. На следующий день Гриша позвонил и пригласил меня в ресторан. Поженились (расписались) мы очень быстро, через месяц после знакомства. Наша женитьба прошла скромно и просто. Правда, нам назначили особый день — 9 Мая. В 1953 году праздник не отмечался, но у нас был праздник. Нам выпал такой прекрасный день!».

В бpaке родились сын Михаил Бакланов (1955 г.р.) и дочь Александра Попофф (1959 г.р.).

Александра Попофф — дочь Григория Бакланова

Библиография Григория Бакланова:

1954 — В Снегирях
1957 — Южнее главного удара
1959 — Пядь земли
1961 — Мёртвые сраму не имут
1964 — Июль 41 года
1965 — Карпухин
1972 — Темп вечной погони. Очерк об Америке
1975 — Был месяц май (Почём фунт лиха)
1975 — Друзья
1976 — Канада
1979 — Навеки девятнадцатилетние
1981 — Литературные портреты («Об А. Т. Твардовском», «О Павле Нилине» и др.)
1981 — Меньший среди братьев
1990 — Свой человек (Миг между прошлым и будущим)
1995 — И тогда приходят мародёры
1999 — Жизнь, подаренная дважды. Воспоминания
1999 — Мой генерал. Повесть

Сценарии Григория Бакланова:

1960 — Чужая беда
1961 — Горизонт
1962 — 49 дней
1964 — Пядь земли
1969 — День и вся жизнь
1970 — Был месяц май
1970 — Салют, Мария!
1972 — Карпухин
1978 — Познавая белый свет
1984 — Меньший среди братьев
1989 — Навеки — 19 / Навеки — девятнадцатилетние

последнее обновление информации: 21.10.2020

Григорий Бакланов

Страна: Россия
Родился: 11 сентября 1923 г.
Умер: 23 декабря 2009 г.

Настоящее имя:

Григорий Яковлевич Фридман

Григорий Яковлевич Бакланов (настоящая фамилия — Фридман) — русский советский писатель, сценарист, публицист. Начал творчество с «деревенской прозы», но известность приобрёл, написав произведения, основанные на личном опыте участия в Великой Отечественной войне.

Родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. Во времена НЭПа семья жила в Москве, откуда, лишив главу семейства избирательных прав, их сослали в Курган. В 11-тилетнем возрасте Григорий потерял обоих родителей и воспитывался с братом в семье тёти и её мужа в Воронеже. Окончив 9-й класс, в 1940 году поступил в самолётно-монтажную группу Воронежского авиационного техникума.

Когда началась война, Григорий проходил летнюю пpaктику на 18-м авиационном заводе. С этого времени упopно старался попасть на фронт (1923 год не призывали); прошёл медкомиссию в лётную школу; экстерном сдал экзамены за 10-й класс (тех, кто закончил десятилетку призывали с 18 лет). Осенью 1941 года в московском ополчении погибает старший брат Григория, а сам Григорий рядовым-добровольцем вступает в 387-ой гаубичный полк. С полком воюет на Северо-Западном фронте, вступает в ВКП(б).

В ноябре 1942 года отправлен во 2-е Ленинградское артиллерийское училище, по окончании которого в августе 1943 года становится комaндиром взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. В октябре 1943 года получает тяжёлое осколочное ранение в бою под Запорожьем. Полевой госпиталь, потом — Днепропетровский госпиталь. Перенёс несколько операций, признан негодным к строевой службе, но в апреле 1944 года возвращается в полк. Воевал на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии. В январе 1945 года контужен. Весной 1945 года в Австрии встретил конец войны. Закончил войну лейтенантом, начальником разведки артдивизиона. Награждён медалями, орденом Красной Звезды (1945), орденом Отечественной войны I степени (1985).

В декабре 1945 года демобилизуется и приезжает в Москву.

В 1946-51 годах Бакланов учился в Литературном институте им. М. Горького (в семинаре К. Паустовского). С 1950-го печатал очерки и рассказы, посвященные послевоенной деревне. Тогда же появился псевдоним Бакланов – фамилию Фридман в годы борьбы с космополитизмом забpaковали, за чересчур иностранное звучание: «В 49-м году я принес свой рассказ в одну редакцию, – вспоминал писатель, – а мне говорят: “Что такое Фридман? Может быть, нам этого Фридмана из Америки прислали. Давайте придумывайте себе русскую фамилию”. И я стал Баклановым».

Первый рассказ «Выговор» опубликован в журнале «Крестьянка» в 1951 году; в 1954 — повесть «В Снегирях»; в 1955 — очерк «Новый инженер»; это были произведения, которые можно отнести к новому направлению тогдашней «деревенской прозы». Но известность писателю принесли первые повести о войне — «Девять дней (Южнее главного удара)» (1958) и «Пядь земли» (1959). Последнюю официальная критика встретила резко отрицательно, расценив её как образец будто бы порочной «окопной правды».

Судьба частного человека на фронте окажется в центре внимания и последующих произведений Бакланова: повесть «Мёртвые сраму не имут» (1961), рассказ «Почём фунт лиха (Был месяц май)» (1962), роман «Июль 41 года» (1964). В 1967 году на IV съезде писателей СССР роман «Июль 41 года» был назван в числе значительных произведений в литературе о Великой Отечественной войне.

Последующие произведения Бакланова — повесть «Карпухин» (1965), роман «Друзья» (1975), повесть «Меньший среди братьев» (1981) — рассказывали о мирных днях, но герои этих книг по-прежнему являются представителями поколения, прошедшего войну. И поступки, совершаемые в этой мирной жизни, герои меряют нравственными мерками, сложившимися на войне.

Вновь Бакланов заявляет о себе в 1979 году повестью «Навеки — девятнадцатилетние», отмеченной Государственной премией. В ней он снова обращается к военным будням. «Лейтенанты» — молодые герои Бакланова — обострённо чувствуют ценность каждого прожитого дня, каждого мгновения.

Бакланов — автор многих рассказов, путевых заметок, критических статей, ему принадлежат сценарии восьми фильмов, среди них лиричный, несмотря на военную тематику, фильм «Был месяц май» (1970). В Театре на Таганке в Москве был поставлен спектакль по пьесе «Пристегните ремни!», написанной вместе с Ю. Любимовым.

С 1986 по 1993 годы Бакланов — главный редактор журнала «Знамя» , одного из ведущих журналов 1960-80-х. В 1990-е Бакланов продолжает активно выступать с публицистикой на темы вчерашней войны и нынешнего мира.

В 1995 году вышла повесть Бакланова «И тогда приходят мародёры» о поколении, которое пережило одну из самых страшных войн, но которое в силу трудных противоречий нынешнего времени оказалось почти на грани новой гражданской войны. Эта повесть написана не столько беллетристом, сколько публицистом.

В 1995 году была издана книга Бакланова «Я не был убит на войне», в 1996 — его книга воспоминаний «Входите узкими вратами». В 1999 году опубликована повесть «Мой генерал» и книга воспоминаний «Жизнь, подаренная дважды».

Умер 23 декабря 2009 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденом «Знак почёта» (1973), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1998).

Sidebar

Биография и публикации

«Я заново видел войну, все те годы, и дни, и часы, и месяцы, а час бывал длиннее многих жизней. Время осмысления для меня ещё не пришло, но нельзя было, чтобы всё то, что я видел и знал, исчезло бесследно. Мне и по ночам это снилось. И я уже знал: единственный способ избавиться –– написать».

«Жизнь, подаренная дважды».

Григорий Яковлевичродился 11 сентября 1923 в городе Воронеже в семье Якова Минаевича Фридмана (1893–1933), служащего, и Иды Григорьевны Кантор (1892–1934), зубного врача.

1928–30 (примерно). Ссылка Якова Минаевича с семьёй в Курган.

7 июля 1933. Cмepть Якова Минаевича.

Ноябрь 1935. Cмepть Иды Григорьевны от воспаления лёгких.

Ноябрь–декабрь 1935. Осиротевших братьев Григория и Юрия (род. 18 января 1921 года) берут к себе сёстры Иды Григорьевны. Григорий Яковлевич живёт в семье Берты Григорьевны (учительницы музыки) и Давида Борисовича Зелкинда (военного врача) в Воронеже.

1940. После 9-го класса поступает на второй курс Воронежского авиатехникума, в самолётно-монтажную группу.

1941. Летняя пpaктика на 18-м авиационном заводе, выпускающем штурмовики «Ил-2».

22 июня. С начала войны упopно старается попасть на фронт (1923 год не призывали); проходит медкомиссию в лётную школу. (Ускоренный выпуск этой школы не состоялся.) Экстерном сдаёт экзамены за 10-й класс. Остаётся в Воронеже, хотя авиатехникум и 18-й завод эвакуируют за Волгу

Октябрь. В районе р. Угры, погибает брат Григория Яковлевича, Юрий Яковлевич Фридман. Студент Московского университета, историк, Юрий Яковлевич вступил в московское ополчение летом 1941. Был комaндиром орудия в 975-м артиллерийском полку.

Осень 1941. С санитарным поездом, на который посадил дядя, Григорий Яковлевич добирается до станции Верещагино под Пермью. Туда пребывает артиллерийский полк, вырвавшийся из окружения. Комaндир 387-го гаубичного полка, майор Миронов, берёт Г.Я. Фридмана в свой полк рядовым.

1941, декабрь. Первые бои на Северо-Западном фронте в составе 387-го гаубичного полка 34-й армии.

1942 год, зима. Ранение пропеллером аэросаней (описано в повестях «Навеки девятнадцатилетние» и «Меньший среди братьев») едва не стоило жизни. Подозрение в члeновредительстве разбиралось особистом Котовским, который мог подвести под трибунал.

Здесь же, на Северо-Западном фронте в 18 лет вступает в ВКП(б).

Август 1943. Заканчивает 2-е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Башкирию (ускоренный выпуск). Присвоено звание младшего лейтенанта.

С 1943 комaндир взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Корректирует огонь 152-миллимитровых орудий.

11 октября 1943. Тяжёлое 5-осколочное ранение в бою под Запорожьем. Полевой госпиталь, потом––Днепропетровский госпиталь. После несколько операций признан негодным к строевой службе, однако возвращается в полк.

1944, апрель. Весеннее наступление. Воюет на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии.

Январь 1945. Тяжёлые бои за город Секешфехервар. Контузия.

Весна 1945. Австрия. Бои за Вену. Здесь встречает конец войны. Заканчивает войну лейтенантом, начальником разведки артдивизиона. Боевые награды: орден «Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды (за взятие города Секешфехервар).

Первый рассказ написал в 1945 году в Болгарии, в городе Пасарджик, где после войны стояла 9-я артиллерийская дивизия прорыва. Здесь впервые встречает И. Эренбурга, слушает его выступление перед армией.

Декабрь 1945. Демобилизация.

Осень 1946. Поступает в Литинститут. Принят в семинар Г. Паустовского. Среди сокурсников––Н. Коржавин, Б. Сарнов, В. Солоухин, В. Тендряков, Ю. Трифонов.

1947. Встреча с Василием Гроссманом, к которому приходит с первым рассказом. В дальнейшем посещает его семинар для молодых писателей.

1948. Начало кампании против «безродных космополитов». В Литинституте собрания против космополитов, или евреев, проводит критик Бушин. Григорий Яковлевич публично называет его фашистом. Следует исключение из партии. (В дальнейшем заменено строгим выговором).

1950. Комaндировка в Чувашию от «Литературной газеты». Очерк «Землестроитель» напечатан на первой полосе ЛГ. Встреча с К. Симоновым, редактором ЛГ, который публикует следующий очерк и предлагает ездить в комaндировки в качестве собственного корреспондета ЛГ. После истории в Литинституте предложение сотрудничать с ЛГ отменяется.

1951. Первый рассказ, «Выговор», напечатан в № 1 журнала «Крестьянка» под фамилией Фридман. Там же опубликованы рассказы «Семья Караваевых» (№10) и «Огни в степи» (№12).

Окончание Литинститута. Обойдя 25 редакций, убеждается в безнадёжности найти работу: евреев на работу не принимают.

1952. Под псевдонимом Григорий Бакланов опубликовал рассказ «Алексей Васин», ж-л «Огонёк», № 24.

1953. Рассказ «Осень в Каховке», журнал «Октябрь», №3, 1953.

Рассказ «С новой нефтью», журнал «Смена», №19, 1953

9 мая. Заключает бpaк с Эльгой Анатольевной Цукерман. В замужестве––Бакланова (1926–2017).

1954. Повесть «В Снегирях» («деревенская проза»). Отдельной книгой эта повесть вышла в 1955 (М., «Сов. писатель»). Повесть отмечена критикой; Бакланов приглашён на совещание молодых писателей, рекомендован в СП. В дальнейшем эту повесть он не включает в сборники: «Всё же о деревне должны писать те, кто там родился…» («Жизнь, подаренная дважды».)

12 декабря 1955. Родился сын Михаил.

1958. Повесть «Южнее главного удара» (первоначально названа «Девять дней»), ж-л «Знамя», №1.

1959. Повесть «Пядь земли», ж-л «Новый мир», №5–6. Повесть издана в 36 странах.

3 мая. Родилась дочь Александра.

1960. Кинофильм «Чужая беда».

1961. Повесть «Мёртвые сраму не имут», ж-л «Знамя», №6.

1962. Рассказ «Почём фунт лиха» (в дальнейшем– «Был месяц май»), ж-л «Знамя», №1.

Кинофильм «49 дней» (сценарий написан в соавторстве с Ю.Бондаревым и В. Тендряковым; опубликован также на английском в ж-ле «Soviet Literature», №7).

1964, декабрь. Кинофильм «Пядь земли». Сценарий Бакланова, режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин.

Поездка с Эренбургом в Чехословакию, Низкие Татры, на 20-летие Словацкого восстания.

1965. Роман «Июль 41 года», ж-л «Знамя», №1–2.

1966. Повесть «Карпухин».

1967. Телеспектакль по повести «Карпухин», режиссёр Андрей Смирнов. Публикация в ж-ле «Театр», №8.

1969, октябрь. Поездка с лекциями в Америку. В делегации–Фрида Лурье (переводчица) и писатель Михаил Алексеев. За месяц побывали в Вашингтоне, Атланте, Хьюстоне, Лос-Анджедесе, Сан-Франциско, Лас-Вегасе, Солт-Лей-Сити, Бостоне, Нью-Йорке.

1970. Телефильм «Был месяц май» (по рассказу «Почём фунт лиха»), режиссёр Марлен Хуциев.

Кинофильм «Салют, Мария!» по сценарию Бакланова. Режиссёр И. Хейфиц.

1971. Кинофильм «Карпухин», сценарий В.Венгерова, Ленфильм.

Очерки об Америке: «Атланта», ж-л «Подъём», №3; «No parking», ж-л «Новый мир», №8–9. В 1984 опубликована книга очерков об Америке «Темп вечной погони».

1972. Книга «О нашем призвании» (писатели о творчестве). Москва, «Советская Россия».

1973. Награждён орденом «Знак почёта» к 50-летию.

1974. Пьеса «Пристегните ремни»––написана совместно с Ю. Любимовым. Премьера в Театре на Таганке в 1975.

1975. Роман «Друзья», ж-л «Новый мир», №2–3, 1975.

Октябрь. Поездка с лекциями в Канаду.

1976. Очерк «Канада», ж-л «Октябрь», №7–8.

Пьеса «Чем люди живы», ж-л «Театр», №9.

1977. Очерк «Об А.Т. Твардовском», ж-л «Октябрь», №1.

1978. Премьера пьесы «Чем люди живы» в Театре Вахтангова.

1979. Повесть «Навеки девятнадцатилетние», ж-л «Октябрь», №5. Опубликована также в «Роман-газете», №10, 1980.

1981. Повесть «Меньший среди братьев». Опубликована позже в «Роман-газете», №8, 1987.

1982. Рассказы «Вот и кончилась война», «Надя», «Помню как сейчас», ж-л «Дружба народов», №1.

Государственная премия СССР за повесть «Навеки девятнадцатилетние».

1983. Орден Трудового Красного Знамени к 60-летию.

1984. «В городе Н». Пьесапо роману «Друзья». Москва: ВАПП, 1984.

Поездка в Америку на встречу советских и американских писателей.

1985. Пьеса по повести «Навеки девятнадцатилетние», ж-л «Советский театр», №2.

Рассказ «Свет вечерний», «Новый мир», №12.

Рассказы «Давай поудим рыбу когда-нибудь», «Федя высшей категории», ж-л «Дружба народов», №12.

Май, Тульский театр первым ставит пьесу по рассказу «Почём фунт лиха».

1986, назначен главным редактором ж-ла «Знамя» (по 1993 год). За годы редакторства тираж поднялся до 1 млна экземпляров.

Пьеса «Я и мы», ж-л «Театр», №6.

1988, июль. Выступление на XIX Партконференции в защиту гласности; с осуждением войны в Афганистане.

1989. Книга «Время собирать камни» (статьи, портреты, беседы). Москва: АПН.

1989–90. Письмо Горбачёву с протестом против открытой пропаганды национализма и антисемитизма обществом «Память». Письмо подписано видными деятелями культуры, в т.ч. Е.Евтушенко и Б.Окуджавой. (Копия в Центре Толерантности в Москве).

Январь 1991. Российские танки штурмуют телeбашню в Вильнюсе. Бакланов выходит из партии в знак протеста.

Повесть «Свой человек», ж-л «Знамя», №11.

1991. Отрывки из воспоминаний «В ожидании милостей», о пьесе «Пристегните ремни», «Неужели опять», об «Июле 41 года», о свержении Хрущёва», ж-л «Юность», №7.

«Невыдуманные рассказы», «Октябрь», №11.

1992. «Невыдуманные рассказы», ж-л «Знамя», №9.

1993 (примерно)–2001. Члeн правления фонда «Культурная инициатива», основанного Дж. Соросом.

Октябрь. Подписывает письмо сорока двух с обращением к Ельцыну и требующее, в т.ч., запретить все виды коммунистических и националистических партий и объединений.

1993. Рассказ «Непорочное зачатие», ж-л «Знамя», №10.

1994, декабрь. Выступление против первой чеченской войны. Телеграмма Ельцыну напечата на первой полосе «Известий». «Россия––великая, сильная страна, она может быть милосердной. Безмерно жаль молодые жизни. Пригласите Дудаева в Москву. Сделайте ещё этот шаг. Верю, он будет оценен и понят». («Жизнь, подаренная дважды».) Также: Интервью с Ириной Ришиной https://www.e-reading.club/chapter.php/94780/2/Baklanov_-_I_togda_prihodyat_marodery.html.

1995. Повесть «И тогда приходят мародёры», ж-л «Знамя», №5.

Рассказ «В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном», ж-л «Знамя», №10.

1996. Рассказ «Кондратий», ж-л «Знамя», №5.

Книга воспоминаний «Входите узкими вратами».

С 1996–2001, члeн Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

1997. Государственная премия РФ за повесть «И тогда приходят мародёры».

«Подводя итоги»––о работе главным редактором «Знамени», ж-л «Знамя», №10.

1998. Куратор проекта «Пушкинская библиотека». Проект предусматривал обеспечение 3,5 тысяч российских библиотек новейшей литературой. Проводился в рамках благотворительной программы Института «Открытое общество».

1999. Повесть «Мой генерал», ж-л «Знамя». №9.

2001. Рассказ «Нездешний», ж-л «Знамя», №1.

2002. «Из двух книг», ж-л «Знамя», №9.

2006. Очерк «Кумир» о Солженицыне, «Еврейская газета», №№ 43–44, 45–46, 47–48.


Краткая биография ермаков

В 1981—1983 служил в рядах советской армии в Афганистане...

03 07 2022 4:39:55

История россии 1985-1990 годов

1985–1990 Горбачев и перестройка Глава 33...

02 07 2022 10:28:28

Интервенция николая i в венгрии

Он получил клички Укротитель революций (Dompteur des revoluions) и Жандарм Европы...

01 07 2022 16:51:48

Краткая биография лажечников

Иван Иванович — сын советника коммерции, одного из самых богатых коломенских купцов, который славился своей любовью к образованию...

30 06 2022 17:44:31

Краткая биография борген

Краткая биография борген Юхан Борген (норв...

29 06 2022 9:42:38

Краткая биография бронте ш.

Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла её мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына...

28 06 2022 19:47:11

Краткая биография малларме

Родился 18 марта 1842 в Париже в семье Нумы Малларме, служашего Управления по делам собственности...

27 06 2022 12:56:15

Индустриализация национальных республик

Национальные республики и области в целом хаpaктеризуются резким преобладанием аграрного хозяйства над индустриальным...

26 06 2022 10:21:20

Xvii век в россии – время смуты

Этот период занимает в истории России серьезное место...

25 06 2022 13:37:16

Краткая биография мальро

На его работах «воспитывались» такие выдающиеся французские философы и писатели, как Альбер Камю и Жан Гренье...

24 06 2022 1:42:11

Краткая биография асеев

Сын страхового агента (по др...

22 06 2022 15:44:20

Краткая биография озеров

Краткая биография озеров Окончил кадетский корпус с первой золотой медалью; участвовал в занятии Бендер Потемкиным (1789); служил в лесном департаменте; несколько лет жил уединенно в деревне, в Казанской губернии...

20 06 2022 15:52:11

Краткая биография кольцов

Краткая биография кольцов Но, в крайнем случае, талант может обойтись и без этого...

19 06 2022 13:38:46

Краткая биография мaндельштам

Родился Осип в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Maндельштама, который занимался производством перчаток...

18 06 2022 16:32:21

Краткая биография городецкий

Родился 5 января 1884 года в Петербурге...

17 06 2022 23:59:59

Краткая биография азимов

Айзек Азимов (1920-1992гг), (имя при рождении Исаак Юдович Азимов (Озимов)), американский писатель-фантаст, биохимик, популяризатор науки...

16 06 2022 5:25:17

9 января — начало революции

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте...

14 06 2022 7:10:35

Краткая биография желязны

Уже в десять лет Роджер писал сказки...

13 06 2022 4:12:36

Краткая биография расин

Jean-Baptiste Racine , 21 декабря 1639 — 21 апреля 1699) — французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра»...

12 06 2022 2:35:30

Краткая биография аблесимов

Аблесимов Александр Онисимович [27 августа (7 сентября) 1742, Галичский уезд Костромской губернии — 1783, Москва], русский писатель, драматург...

11 06 2022 16:32:47

История россии в картах

Часть1...

10 06 2022 3:25:47

Краткая биография богданович

Место рождения: Минск, Беларусь Знак зодиака: Стрелец Деятельность: Поэт, публицист, переводчик, литературовед Дата cмepти: 25 мая 1917 г...

09 06 2022 22:43:36

Краткая биография маккалерс

Она была названа в честь бабушки по материнской линии Лулы Карсон Уотерс...

08 06 2022 11:12:12

Краткая биография сэлинджер

Jerome David Salinger; род...

07 06 2022 18:53:34

Краткая биография олби

Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (штат Коннектикут)...

06 06 2022 13:53:43

Краткая биография гиппиус

Однако, она стала в основном известной как автор дневников и воспоминаний...

05 06 2022 1:36:27

Краткая биография юнсон

Тяжелая жизнь в детстве, воспитание в родственников стало причиной того, что в 13 лет Юнсон пошел со школы в самостоятельную жизнь...

04 06 2022 20:49:27

Краткая биография исаковский

Окончил начальную школу...

03 06 2022 8:39:37

Краткая биография герцен

Краткая биография герцен Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию...

02 06 2022 20:11:26

Краткая биография бергман

А еще Бергман – блестящий продюсер, оператор и актер...

01 06 2022 14:52:59

Краткая биография сэй-сёнагон

清少納言 ), (ок...

31 05 2022 12:51:48

Закавказья в период возникновения рабовладельческого строя

Закавказья в период возникновения рабовладельческого строя Возникновение рабовладельческих государств...

30 05 2022 17:41:41

Краткая биография апдайк

Родился 18 марта 1932 в Шиллингтоне (шт...

29 05 2022 20:42:52

Краткая биография ходасевич

Его творческое наследие исчисляется пятью поэтическими сборниками, десятками критических статей, биографиями знаменитых людей...

28 05 2022 1:27:13

Краткая биография радзинский

Творческий талант плодотворного автора проявился не только в художественной и документальной литературе – Радзинский известен также созданием сценариев для кинофильмов и сериалов...

26 05 2022 3:54:22

История после середины 20 века

Одни из чистого любопытства к великим деятелям и их деяниям (пусть ужасным, но великим), другие же ищут исторические параллели, пытаются предсказать будущее, (ведь «История любит повторяться» — Фукидид), и это «один из её недостатков» (Клэренс Дэрроу) , так или иначе – история преследует нас, одни процессы вытекают из других...

25 05 2022 21:51:28

Аннексии и война ссср с финляндией

Советские города не знали затемнения...

24 05 2022 13:46:59

Краткая биография бхавабхути

В один из таких дней Сита и Рама осматривают картинную галерею, на многих полотнах которой запечатлена их былая судьба...

23 05 2022 20:19:35

Краткая биография оутс

Joyce Carol Oates ) — американская писательница, прозаик, поэт, драматург, критик...

22 05 2022 0:42:45

Иван iii как отец великорусской государственности

Правление Ивана 3 длилось с 1462 по 1505 годы...

21 05 2022 12:38:48

Боевые действия партизан и подпольщиков. «рельсовая война»

«рельсовая война» По указанию Ставки ВГК Центральный штаб партизанского, движения разработал план операции «Рельсовая война»...

20 05 2022 19:14:15

Антифеодальные выступления в хi веке

Антифеодальные выступления в хi веке территория древнерусского государства была разделена между его сыновьями...

19 05 2022 18:52:52

Краткая биография дюма — сын

Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание...

18 05 2022 4:34:38

Краткая биография костер

Charles-Theodore-Henri De Coster , 1827—1879) — бельгийский франкоязычный писатель...

17 05 2022 21:35:16

Кавказская война. минимум для егэ

Кавказская война. минимум для егэ Так, Кабарда ещё в XV! в...

16 05 2022 21:26:46

Краткая биография бодлер

Считается основоположником эстетики в декадансе и символизме...

15 05 2022 18:49:10

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::