Краткая биография карпентьер > Школа искусств
Школа искусств    


LED-22: спортивное и походное снаряжение

Краткая биография карпентьер

Краткая биография карпентьер

Карпентьер

Карпентьер, Алехо

Alejo Carpentier y Valmont

прозаик, журналист, музыкальный критик

Але́хо Карпентье́р (исп. Alejo Carpentier y Valmont , 16 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Содержание

Биография и творчество

Сын русской преподавательницы и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник Константина Бальмонта. Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1924 начал публиковаться в левой прессе, в 1927 за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем при поддержке Робера Десноса, с которым познакомился в Гаване, эмигрировал во Францию.

Во Франции Карпентьер познакомился с сюрреалистами, публиковался в бретоновском журнале «Сюрреалистическая революция». В 1930 подписал антибретоновский памфлет «Труп». Сблизился с Мигелем Анхелем Астуриасом, чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в антифашистском конгрессе писателей в Мадриде.

В 1939 Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки.

Впечатления от поездок на Гаити легли в основу исторического романа «Царство земное». Роман воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри-Кристофа, бывшего paба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королем. Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950–1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману.

В 1945–1959 Карпентьер жил в Венесуэле. В этой стране происходит действие его романа «Потерянные следы» (1953).

В 1962 Карпентьер издал исторический роман «Век просвещения», действие которого происходит в годы Великой Французской революции на Кубе, на Гаити, во Франции, на Гваделупе, во Французской Гвиане, в Испании. В основе романа лежат подлинные факты из жизни Виктора Юга — комиссара якобинского Конвента на Гваделупе, агента Директории во Французской Гвиане.

Карпентьер вернулся на Кубу после победы революции, принял деятельное участие в культурной жизни страны. С 1966 занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.

Роман «Превратности метода» (1974) — один из портретов латиноамериканского диктатора, наряду с романами «Сеньор Президент» Астуриаса, «Осень патриарха» Гарсиа Маркеса, «Я, Верховный» Роа Бастоса.

Последний роман Карпентьера «Весна священная» (1978) назван по имени балета Игоря Стравинского. Роман представляет собой широкую эпопею, охватывающую события XX века, от гражданской войны в Испании до революции на Кубе.

Признание

Произведения

  • El reino de este mundo/ Царство земное (1949)
  • Los Pasos perdidos/ Потерянные следы (1953)
  • Guerra del Tiempo/ Война времен (1958)
  • El siglo de las luces/ Век Просвещения (1962)
  • La ciudad de las columnas/ Город колонн (1970, эссе)
  • El recurso del método/ Превратности метода (1974)
  • Concierto barroco/ Концерт барокко (1974)
  • La consagración de la primavera/ Весна священная (1978)
  • El arpa y la sombra/ Арфа и тень (1979)

Сводные издания

  • Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
  • Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976

Публикации на русском языке

  • Музыка Кубы. Москва: МузГИЗ, 1962
  • Избранные произведения в 2 тт. М.: Художественная литература, 1974
  • Весна священная. М.: Радуга, 1982.
  • Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. М.: Радуга, 1984
  • Превратности метода. М.: Прогресс, 1987
  • Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. М.: Радуга, 1988 (Мастера современной прозы)

Литература

  • Зюкова Н. Алехо Карпентьер. Л.: Художественная литература, 1982.
  • Кутейщикова В., Осповат Л.Новый латиноамериканский роман. М.: Художественная литература, 1983
  • Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ РАН, 2007, с.231-232
  • Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. García Cambeiro, 1972
  • González Echevarría R. Alejo Carpentier, the pilgrim at home. Ithaca: Cornell UP, 1977
  • Márquez Rodríguez A. Lo barroco y lo real-maravilloso en la obra de Alejo Carpentier. México: Siglo Veintiuno Editores, 1982
  • Zamora L.P., Faris W.B. Magical realism: theory, history, community. Durham: Duke UP, 1995
  • Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. México: Fondo de Cultura Económica, 2002
  • Millares S. Alejo Carpentier. Madrid: Editorial Síntesis, 2004
  • Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en América Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006

Ссылки

  • [1]
  • [2]
  • [3] (исп.)
  • [4] (фр.)
  • Карпентьер, Алехо (англ.) на сайте Internet Movie Database

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Карпентье Питер де
  • Карпентьер А.

Смотреть что такое «Карпентьер» в других словарях:

КАРПЕНТЬЕР — (Carpentier) Алехо (1904 80), кубинский писатель. В романах Царство земное (1949), Век Просвещения (1962), в развивающем сюжетно образную символику балета И.Ф. Стравинского романе Весна священная (1978), повестях ( Концерт барокко , 1975) вера в… … Современная энциклопедия

Карпентьер А. — Алехо Карпентьер Alejo Carpentier Имя при рождении: Alejo Carpentier y Valmont Дата рождения: 16 декабря 1904(19041216) Место рождения: Лозанна … Википедия

Карпентьер — (Carpentier) Алехо (р. 26.12.1904, Гавана), кубинский писатель. Начав в 20 е гг. литературную деятельность, принадлежал к «группе меньшинства» (см. Куба, раздел Литература), редактировал прогрессивный журнал «Ревиста де авансе» («Revista… … Большая советская энциклопедия

Карпентьер А. — (Carpentier) Алехо (р. 26 XII 1904, Гавана) кубинский писатель, поэт, публицист, музыковед, обществ. деятель. Начальное муз. образование получил в Гаване. Совершенствовался в Париже, где изучал муз. дисциплины в лицее Жазон . С 1923… … Музыкальная энциклопедия

Карпентьер — (Carpentier) Алехо (1904, Гавана – 1980, Париж), кубинский писатель, поэт, музыковед, публицист. В Гаване изучал архитектуру, затем в Парижском лицее Жазан занимался музыкой. Активно участвовал в борьбе против диктатуры генерала Мачадо, работал в … Литературная энциклопедия

Карпентьер А. — КАРПЕНТЬÉР (Carpentier) Алехо (1904–80), кубин. писатель. В ром. Царство земное (1949), Век Просвещения (1962), в развивающем сюжетно образную символику балета И. Ф. Стравинского ром. Весна священная (1978), повестях ( Концерт барокко ,… … Биографический словарь

Карпентьер Алехо — Карпентьер (Carpentier) Алехо (р. 26.12.1904, Гавана), кубинский писатель. Начав в 20 е гг. литературную деятельность, принадлежал к «группе меньшинства» (см. Куба, раздел Литература), редактировал прогрессивный журнал «Ревиста де авансе»… … Большая советская энциклопедия

КАРПЕНТЬЕР (Carpentier) Алехо — (1904 80) кубинский писатель. Реалистические романы Экуэ Ямба о (1933), Потерянные следы (1953), Век Просвещения (1962), Превратности метода (1974) показывают судьбу Латинской Америки в связи с историей всего человечества. Роман Весна священная… … Большой Энциклопедический словарь

Карпентьер, Алехо — КАРПЕНТЬЕР (Carpentier) Алехо (1904 80), кубинский писатель. В романах Царство земное (1949), Век Просвещения (1962), в развивающем сюжетно образную символику балета И.Ф. Стравинского романе Весна священная (1978), повестях ( Концерт барокко ,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карпентьер, Алехо — Алехо Карпентьер Alejo Carpentier Имя при рождении … Википедия

Алехо Карпентьер (1904—1980)

Понадобились странные причуды судьбы для того, чтобы Алехо Карпентьер — выдающийся кубинский писатель, всё творчество которого теснейшим образом связано с культурой, традициями, историей этого острова, — стал кубинцем. В его жилах не было ни капли латиноамериканской крови. Отец писателя — француз, а мать — русская, приехавшая в Швейцарию изучать медицину. Молодому архитектору, как вспоминал много лет спустя его сын, «осточертела Европа», супругам хотелось начать совершенно новую жизнь, и они отправились на Кубу, где в 1904 г. и родился Алехо.

Читайте также  Краткая биография милн

Будущий писатель изучал в Гаване архитектуру, а в Париже — музыку и даже написал работу «Музыка Кубы» (1946 г.). Исследователи часто отмечают параллели между романами Карпентьера и музыкальными произведениями, так же как и «архитектурную» стройность его книг. Молодой человек, впрочем, довольно рано понял, что его призвание — литература и политическая борьба. Уже с 18 лет он начал печататься и вёл рубрику в одной из кубинских газет.

С самого начала Карпентьер стремился описать мир кубинской, и прежде всего афрокубинской, культуры. Его первый роман, созданный в тюремной камере, назван на диалекте кубинских негров «Экуэ Ямба-о» (1933 г.), что означает «Хвала Богу», и посвящён жизни и обычаям цветных обитателей Кубы. Огромный интерес к негритянскому фольклору и религии сохранится и позже проявится в романе «Царство земное» (1949 г.). Эта книга рассказывает о событиях, происходивших в начале XIX в. на Гаити; писатель воспроизвёл их, тщательно изучив множество исторических источников. Главный герой бедный негр Ти Ноэль принимает участие в восстании чернокожих под предводительством Макандаля и видит его подавление; до него доходят отголоски Великой французской революции и событий наполеоновской эпохи; он много работает: сначала на своего белого господина, а затем — возводя замок для чёрного императора Гаити, бывшего повара и содержателя гостиницы Анри Кристофа.

Несмотря на достоверность исторических фактов и появление на страницах романа вполне реальных персонажей, он полон фантастических элементов. В предисловии к роману Карпентьер, прекрасно разбиравшийся в новейших течениях европейского искусства, резко противопоставил латиноамериканское фантастическое начало, эту «полную чудес действительность», поискам европейских писателей и художников, в первую очередь сюрреалистов. Их «мир чудесного» он жёстко определил как «плод жалких потуг. убого представленный профессиональным штукарством и профессиональным уpoдством ярмарочных фигляров».

Карпентьеру казались вымученными и ненужными попытки европейских авангардистов создать некие искусственные фантастические конструкции, в то время как в Латинской Америке «необычное — повседневность, и так было всегда». Ти Ноэль жадно слушает рассказы о великих африканских королях-богах, обладавших сверхъестественными способностями. Повстанцы убеждены, что их вождь умеет превращаться в животных, и ни на секунду не верят в возможность его казни. Негры собираются на площади посмотреть не на то, как белые сожгут Макандаля, а на то, как он обманет белых, обернувшись комаром. Вера этих людей так сильна, что они видят происходящее чудо и не замечают, как на самом деле их предводитель сгорает на костре. В конце жизни усталый и измученный Ти Ноэль тоже обнаруживает у себя способность превращаться в других существ и вселяется в тела птицы, муравья, осла. В романе «Царство земное» были заложены основы той тенденции латиноамериканской литературы, которая позже получит название «магический реализм».

В более поздних произведениях Карпентьера фантастическое начало отходит на задний план, хотя полностью не исчезает. В исторических романах писатель часто нарочно смешивает пласты времён. В повести «Концерт барокко» (1974 г.) некий богатый мексиканец и его слуга отправляются в Европу вроде бы в XVIII столетии, ведь в Италии им встречаются великие композиторы Вивальди, Скарлатти и Гендель. Однако вдруг, без каких-либо видимых перемен, действие переносится сначала в XIX, а затем и в XX век.

С годами на первое место в творчестве Карпентьера выходят проблемы эстетические. Герой романа «Потерянные следы» (1953 г.) — талантливый латиноамериканский композитор, живущий в Соединённых Штатах и испытывающий тяжёлый духовный кризис. Он недоволен жизнью, разочарован в североамериканской и европейской культуре, испытывает ужас перед цивилизацией, породившей фашизм. Переломный момент в его судьбе наступает, когда герой отправляется в Латинскую Америку изучать индейские музыкальные инструменты. Здесь он попадает в отрезанный от мира город, основанный золотоискателем в долине, которую населяют индейцы. Атмосфера таинственного города и любовь к прекрасной Росарио вызывают у героя желание остаться тут навсегда, однако в этом естественном мире его музыка никому не нужна. К тому же жизнь местных обитателей оказывается совсем не такой простой и ясной, какой виделась ему сначала. Композитор возвращается к цивилизации, как он думает, лишь на время, но его попытка снова отправиться в далёкий город оканчивается неудачей, и он вынужден остаться в привычном мире.

Человеческие судьбы на фоне истории всегда привлекали Карпентьера. В последнем своём романе — «Весна священная» — (1978 г.) он делает кубинца Энрике и русскую Веру свидетелями или участниками многих важнейших событий XX в. Энрике сражался в интербригадах во время гражданской войны в Испании, Вера бежала из России от революции, позже они, уже вместе, покинут Европу, спасаясь от наступления фашизма. Писатель показывает нам любящих друг друга и при этом очень разных людей. Оба они презирают добропорядочное мещанство и тонко ценят искусство. Но Энрике всё время болезненно переживает политические события, происходящие как на Кубе, так и в Европе. Вера же, ещё в детстве испытавшая ужас перед революцией, лишившей её родины, не хочет ничего знать о политике. Она балерина, и единственное, что её по-настоящему волнует, — это школа танца, которую она создала на Кубе. Однако бурный водоворот истории не оставляет никого в стороне. События вынуждают Веру по-новому оценить действительность. Несколько талантливых танцоров из её школы за революционную деятельность оказываются зверски убиты полицией. Сначала героиня испытывает желание просто скрыться, исчезнуть из Гаваны. Но вскоре она уже приветствует революцию. «Весна священная» — балет И. Ф. Стравинского, который Вера всю жизнь мечтала поставить на сцене, — является в то же время символом весны, наступающей, по мнению автора, на кубинской земле.

КАРПЕНТЬЕР, КАРПЕНТЬЕР-И-ВАЛЬМОНТ АЛЕХО

КАРПЕНТЬЕР, КАРПЕНТЬЕР-И-ВАЛЬМОНТ АЛЕХО — ку­бинский пи­са­тель, му­зы­ко­вед, об­щественный дея­тель.

Сын русской учи­тель­ни­цы и французского ар­хи­тек­то­ра, по ма­те­рин­ской ли­нии род­ст­вен­ник К.Д. Баль­мон­та. В 12 лет с семь­ёй прие­хал в Па­риж, где в ли­цее изу­чал тео­рию му­зы­ки. В 1921 году по­се­щал кур­сы по ар­хи­тек­ту­ре в Га­ван­ском университете. При­мк­нул к аван­гар­ди­ст­ско­му литературно-по­ли­тическому объ­е­ди­не­нию «Груп­па мень­шин­ст­ва» (1923 год), пуб­ли­ко­вал­ся в прес­се. В 1927-1928 годы за вы­сту­п­ле­ния про­тив дик­та­ту­ры 7 месяцев от­бы­вал тю­рем­ное за­клю­че­ние. В 1928-1939 годах жил в эмиг­ра­ции во Фран­ции; соз­да­вал ба­лет­ные либ­рет­то, кри­тические эс­се, вёл пе­ре­да­чи на ра­дио. По­зна­ко­мил­ся с Л. Ара­го­ном, А. Бре­то­ном, П. Пи­кас­со, М. Ас­ту­риа­сом и др.; ис­пы­тал влия­ние сюр­реа­лиз­ма. Ин­те­рес к нра­вам, ре­лигиозным обы­ча­ям, ма­гическим об­ря­дам ку­бинских нег­ров на­шёл вы­ра­же­ние в ро­ма­не «Экуэ Ям­ба-о» («Ecué Yamba-ó», 1933 год). По­сле воз­вра­ще­ния на Ку­бу (1939 год) изу­чал фольк­лор­ную му­зы­ку (книга «Му­зы­ка Ку­бы», «La música en Cuba», 1946 год, русский перевод 1962 год). В 1945-1959 годы жил в эмиг­ра­ции в Ве­не­су­эле, пре­по­да­вал в Выс­шей шко­ле пла­стических ис­кусств Ка­ра­ка­са. Ис­то­рические со­бы­тия, свя­зан­ные с ос­во­бо­дительной борь­бой нег­ров и му­ла­тов про­тив бе­лых ко­ло­ни­за­то­ров в XVIII-XIX веках, лег­ли в ос­но­ву ро­ма­на «Цар­ст­во зем­ное» («El reino de este mundo», 1949 год, русский перевод 1962 года), став­ше­го од­ним из пер­вых про­изве­де­ний ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма. Пе­ре­ос­мыс­лив тра­диционные нег­ри­тян­ские ми­фы и ска­за­ния, Карпентьер вос­соз­дал вто­рую, «чу­дес­ную дей­ст­ви­тель­ность», про­сту­паю­щую за са­мы­ми обыч­ны­ми пред­ме­та­ми и по­ступ­ка­ми лю­дей. Прин­ци­пы «уни­вер­саль­ной литературы», об­ра­щён­ной ко все­му че­ло­ве­че­ст­ву и син­те­зи­рую­щей весь его ин­тел­лек­ту­аль­ный опыт, во­пло­ти­лись в ро­ма­не «По­те­рян­ные сле­ды» («Los pa­sos perdidos», 1953 год, русский перевод 1964 года): пу­те­ше­ст­вие ге­роя по США и Ве­не­су­эле с их раз­ны­ми ук­ла­да­ми жиз­ни тpaк­то­ва­но как пе­ре­ме­ще­ние во вре­ме­ни, а Латинская Аме­ри­ка пред­ста­ёт ме­стом встре­чи всех куль­тур и ци­ви­ли­за­ций. По­сле воз­вра­ще­ния на Ку­бу в 1959 году Карпентьер стал про­фес­со­ром Га­ван­ско­го университета, вы­сту­пал в прес­се как пуб­ли­цист. В 1966-1980 годах жил во Фран­ции, ра­бо­тал в долж­но­сти по­сла и ат­та­ше по куль­ту­ре. В ро­ма­не «Пре­врат­но­сти ме­то­да» («El recurso del método», 1974 год, русский перевод 1978 года) Карпентьер под­верг кри­ти­ке ра­цио­на­лизм Р. Де­кар­та, по­ка­зы­вая, что ев­ропейский ра­цио­на­лизм не в си­лах по­стичь мыш­ле­ние и куль­ту­ру жи­те­лей Латинской Аме­ри­ки, а аде­к­ват­ное пред­став­ле­ние ре­аль­но­сти не­воз­мож­но без мно­го­ас­пект­но­го взгля­да, учё­та всех то­чек зре­ния. Схо­жей иде­ей про­ник­нут ро­ман Карпентьера «Кон­церт ба­рок­ко» («Concierto bar­roco», 1974 год, русский перевод 1978 года), где ве­не­ци­ан­ский кар­на­вал ста­но­вит­ся мо­де­лью латино-американской куль­ту­ры с её при­чуд­ли­вым со­су­ще­ст­во­ва­ни­ем различных тра­ди­ций и ук­ла­дов. В ро­ма­не «Вес­на свя­щен­ная» («La consa­gra­ción de la pri­ma­vera», 1978 год, русский перевод 1982 года) при по­мо­щи тех­ни­ки мон­та­жа (вос­по­ми­на­ний, ци­тат, фраг­мен­тов литературных про­из­ве­де­ний) пред­став­ле­на па­но­ра­ма важ­ней­ших ис­то­рических со­бы­тий XX века, вос­при­ня­тых ге­роя­ми, при­над­ле­жав­ши­ми раз­ным куль­ту­рам. Сре­ди других про­из­ве­де­ний Карпентьера: по­этический сборник «Ан­тиль­ские сти­хи» («Poe­mas de las An­til­las», 1929 год), по­весть «По­го­ня» («El aco­so», 1956 год), ро­ма­ны «Век Про­све­ще­ния» («El siglo de las luces», 1962 год, русский перевод 1968 года), «Ар­фа и тень» («El ar­pa y la som­bra», 1979 год). Ху­дожественной про­зе Карпентьера, близ­кой по ду­ху эс­те­ти­ке ба­рок­ко, при­сущ на­ме­рен­но ус­лож­нён­ный стиль, на­сы­щен­ный изы­скан­ны­ми эпи­те­та­ми и ме­та­фо­ра­ми; она про­ник­ну­та стрем­ле­ни­ем про­де­мон­ст­ри­ро­вать из­на­чаль­ное един­ст­во и уни­вер­саль­ность че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры.

Читайте также  Краткая биография габбе

Сочинения:

Из­бран­ные про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1974;

Obras completas. Méx., 1983–[1994]. Vol. 1–16;

Мы ис­ка­ли и на­шли се­бя. Ху­до­же­ст­вен­ная пуб­ли­ци­сти­ка. М., 1984;

Из­бран­ное. М., 1988.

Дополнительная литература:

Зю­ко­ва Н. С. А. Кар­пен­ть­ер. Л., 1982;

Velayos Zurdo L. O. Historia y utopía en A. Car­pentier. Salamanca, 1990;

Herling­haus H. A. Carpentier: persönliche Geschichte eines li­terarischen Moderneprojekts. Münch., 1991;

Ab­sire A. A. Carpentier. P., 1994;

Zamborlin Ch. La narrativa di A. Carpentier: il mito del mon­do migliore. Roma, 1995;

Rubio Navarro G. M. Música y escritura en A. Carpentier. Alicante, 1999;

Chaple S. Estudios carpenterianos. Santiago de Cuba, 2004;

Wakefield S. Carpen­tier’s baroque fiction: returning Medusa’s gaze. Ro­chester, 2004.

Краткая биография карпентьер

Что это за бред? Не советую к прочтению.

Механические сердца [ЛП]

Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром

Нелюбимый [ЛП]

Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и

Наемница

Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.

Исчезновения [litres]

Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.

Исчезновения [litres]

Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое

Заговор пятой расы

Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ

Carpentier Alejo

Об авторе

Алехо Карпентьер (исп. Alejo Carpentier y Valmont, 16 декабря 1904, Лозанна — 24 апреля 1980, Париж) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.

Биография и творчество

Сын русской преподавательницы и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник К. Бальмонта. Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1924 начал публиковаться в левой прессе, в 1927 за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем при поддержке Робера Десноса, с которым познакомился в Гаване, эмигрировал во Францию. Прожил там 11 лет. Познакомился с сюрреалистами, публиковался в бретоновском журнале «Сюрреалистическая революция». В 1930 подписал антибретоновский памфлет «Труп». Сблизился с М. А.Астуриасом, чей интерес к доколумбовой мифологии Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера. В 1937 участвовал в Мадридском антифашистском конгрессе писателей.

В 1939 Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки. Впечатления от поездок на Гаити легли в основу романа «Царство земное», который обозначил — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко, с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — приход «фантастического» или «магического реализма» в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950—1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману.

В 1945—1959 Карпентьер спасался от диктатуры Батисты в Венесуэле, тамошний опыт составил основу исторического романа «Потерянные следы». Вернулся на Кубу после победы революции, принял участие в культурной жизни страны. С 1966 занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.

Лауреат Премии Чино дель Дука (1975), Премии «Мигель де Сервантес» (1977), французской Премии Медичи за иностранный роман (1979).

* El reino de este mundo/ Царство земное (1949)
* Los Pasos perdidos/ Потерянные следы (1953)
* Guerra del Tiempo/ Война времен (1958)
* El siglo de las luces/ Век Просвещения (1962)
* La ciudad de las columnas/ Город колонн (1970, эссе)
* El recurso del método/ Превратности метода (1974)
* Concierto barroco/ Концерт барокко (1974)
* La consagración de la primavera/ Весна священная (1978)
* El arpa y la sombra/ Арфа и тень (1979)

* Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
* Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976

Публикации на русском языке

* Музыка Кубы. Москва: МузГИЗ, 1962
* Избранные произведения в 2 тт. М.: Художественная литература, 1974
* Весна священная. М.: Радуга, 1982.
* Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. М.: Радуга, 1984
* Превратности метода. М.: Прогресс, 1987
* Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. М.: Радуга, 1988 (Мастера современной прозы)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

АЛЕХО КАРПЕНТЬЕР (ALEJO CARPENTIER. 1904-1980)

— прозаик, эссеист, искусствовед и теоретик литературы; видный общественный деятель. Музыкант и исследователь истории музыки. Его концепции оказали влияние на художественную манеру создателей нового латиноамериканского романа, одним из которых явился он сам. Полное имя писателя — Алехо Карпентьер-и-Вальмонт. Отец его был французом, мать — русской, и по материнской линии он состоял в родстве с К. Бальмонтом. Его родители переехали из Европы на Кубу в 1902 г. Начальное образование Карпентьер получил на Кубе; в Париже изучал теорию музыки и сочинял импровизации для фортепьяно. Творческий путь он начал с литературной и музыкальной критики, сотрудничая в кубинских журналах. После установления на Кубе диктаторского режима А. Мачадо Карпентьер был арестован и провел в тюрьме семь месяцев, создав там первый вариант мифологического романа в духе эстетики негризма «Экуэ-Ямба-О!». В марте 1928 г. он тайно отплыл во Францию. В Париже Карпентьер сблизился с Л. Арагоном, А. Бретоном, П. Пикассо, И.Танги; первые рассказы он пишет по-французски. Конец 1920-х — середина 1930-х гг. — этап «сюрреалистской» деятельности Карпентьера. В этот период (до конца 40-х гг.) он проявил себя в основном в жанре критики, а также увлеченно работал над монографией о кубинской музыке. Историческая повесть «Царство земное» (изд. в 1949 г.), рассказывающая о Гаити XVIII— XIX вв., открыла цикл произведений, посвященных важнейшим духовным проблемам Латинской Америки. Повесть воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри-Кристофа, бывшего paба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королем. Человек обретает свое величие лишь в Царстве земном — такова философская концепция автора. В конце 1945 г. Карпентьер уехал в Венесуэлу, где возглавил кафедру истории и культуры в Высшей школе пластических искусств Каpaкаса, и возвратился на Кубу только в 1959 г., после падения диктатуры Батисты. В романе «Потерянные следы» (1952) Карпентьер воплотил новую теорию романа, пришедшую на смену концепции «чудесной реальности»: необходимость «универсальной литературы», обращенной ко всему человечеству. Поэтому ни имени главного героя (сообщается лишь, что он композитор, сын испанки и немца), ни названия города, где развивается действие, автор не дает. Форма повествования — путевые заметки. Совершая путешествие «во времени» (в том числе в глубь времен, к прошлым эпохам), герой приходит к выводу: художнику невозможно «ускользнуть» от изменчивой реальности. В повести «Погоня» (1955) ставится проблема индивидуального террора как несостоятельного метода борьбы. Автор обновляет литературную технику, художественно осмысляя категорию времени: есть «литературное» время — 46 минут, время действия повести (столько, сколько звучит в исполнении оркестра «Героическая симфония» Бетховена) и «субъективное» время — для каждого из героев свое. Один из временных планов — история главного героя, Беглеца, точнее, его воспоминания. Прошлое и настоящее героя слиты воедино. Сущность «музыкальной» композиции повести объяснил сам писатель: «Погоня» построена в сонатной форме. Первая часть — экспозиция, далее следуют три темы, семнадцать вариаций и заключение, или кода. » В 1973 г. опубликован роман «Превратности метода», в центре которого — проблема военной диктатуры. У карпентьеровского Главы Нации есть реальные прототипы, но в целом образ просвещенного тирана, предпочитающего жить в цивилизованной стране, — собирательный, обобщенный. В романе, действие которого ограничено 1913—1927 гг., отражены разноплановые исторические события, хотя политическая лексика почти не используется: язык с его барочной избыточностью как бы существует независимо от идейной концепции автора. В повести «Концерт барокко» (1974) царит «гармония барокко» — свобода воображения и изобретательность, единство разнородных элементов, сочетание несочетаемого, разнообразие впечатлений, стилей и ритмов. «Гармония барокко», по Карпентьеру, — метафора всей латиноамериканской действительности, ее культуры с присущими ей контрастными началами. Роман «Арфа и тень» (1979), в котором Христофор Колумб вспоминает незадолго до cмepти всю свою жизнь, вновь возвращает читателя в прошлое Латинской Америки. Здесь писатель продолжает эксперимент с художественным временем (дробится линейность повествования, переносящего читателя то в XVI, то в XIX в.).

Читайте также  Краткая биография лимонов

Век Просвещения (El siglo de las Luces. 1962)

— роман, Построенный на фрагментах биографии Виктора Юга, лица исторического, комиссара якобинского Конвента во французских колониях. Произведение насыщено конкретными историческими реалиями, событиями, приобретающими вместе с тем обобщенное звучание. Первая часть «Века Просвещения» (Гавана, конец XVIII в.) разворачивается в форме семейной хроники; герои — Карлос, София, Эстебан — стремятся замкнуться в мире фантазий, оградить себя от действительности. Неожиданно в их старинном доме появляется Виктор Юг — сама жизнь, само действие, — как бы пробуждающий каждого из героев, вовлекающий их в мир политики. Форма повествования меняется, оно все больше напоминает историю «стрaнcтвий молодого человека». Путешествия — духовное формирование — увлечение деятельностью Виктора Юга, затем разочарование в ней. Таковы этапы становления личности Эстебана, и в этом смысле его можно сопоставить с героем европейского романа или философской повести XIX в., пережившим утрату иллюзий. А Виктор Юг предстает в конечном счете как тип буржуазного политика вообще, легко меняющего роли, теряющего в итоге свою индивидуальность. Для структуры «Века Просвещения» хаpaктерна симметричность отдельных частей, параллелизм, рациональная четкость.

Весна священная (La consagración de la primavera. 1978)

— роман отразил идейные искания Карпентьера на протяжении всего творческого пути: время действия — 1915—1961 гг. Здесь воплотились, иногда в новой интерпретации, темы и мотивы предыдущих произведений прозаика: столкновение с действительностью, историей, утрата иллюзий, бегство от реальности, «стрaнcтвия», творческий поиск и обретение собственного «я». «Все мои предшествующие книги я назвал бы этапами того пути, что привел меня к Весне»,— пояснял Карпентьер. Роман вобрал богатейший жизненный и творческий опыт автора, преломившийся в судьбах главных героев — кубинского архитектора Энрике и балерины Веры, по национальности русской. Помимо внесюжетных фрагментов — воспоминаний, отрывков из любимых литературных произведений, ассоциативных отступлений, — в книге приведены конкретные исторические факты. Судьбы героев — а «Весну священную» называют также романом о современной интеллигенции— показаны в прямой взаимосвязи с путями исторического движения. Эпический мир «Весны священной» заключен в рамки субъективного повествования, как бы пропущен сквозь индивидуальное восприятие героев-рассказчиков, проходящих нелегкими путями духовного совершенствования.

Зюкова Н. Алехо Карпентьер. — Л.: Худож. лит., 1982. — 166 с.; Пискунова С., Пискунов В. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в культуре XX века. — Вопросы лит., 1984, № 7, с. 74—95. Asedios a Carpentier: Once ensayos críticos sobre el novelista cubano / Sel. y nota prelim. de K. Müller-Bergh. — Santiago: Ed. Universitaria, 1972. — 233 р.; Entrevistas / Сотр., sel., pról. y notas de V. López Lemiis. — Habana: Letras cubanas, 1985. — 548 р.; Recopilación de textos sobre Alejo Carpentier / Compil. y pról. de S. Arias. — Habana: Casa de las Américas, 1977. — 585 p.


История россии в картах

Часть1...

19 06 2025 3:30:39

Краткая биография гашек

Краткая биография гашек В сатирическом романе он описал важнейшие проблемы века, сделав их легкими для восприятия современников и потомков...

18 06 2025 17:57:10

Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана

Борьба за досрочное выполнение пятилетнего плана в развитии промышленности СССР...

17 06 2025 7:33:32

Краткая биография сад

Краткая биография сад Место рождения: Париж, Франция Знак зодиака: Близнецы Деятельность: Писатель, философ, политик Дата cмepти: 2 декабря 1814 г...

15 06 2025 5:15:14

Краткая биография цинь

Краткая биография цинь Мужчина вошел в историю как создатель терpaкотовой армии и других памятников, которыми сегодня гордится густонаселенная азиатская страна...

14 06 2025 19:31:45

Краткая биография сэй-сёнагон

Краткая биография сэй-сёнагон 清少納言 ), (ок...

13 06 2025 6:21:54

Краткая биография екимов

Краткая биография екимов Жизнь и творчество Борис Петрович Екимов (1938 года рождения) относится к знаменитой плеяде русских прозаиков, а также публицистов...

12 06 2025 3:31:17

Краткая биография балтер

Краткая биография балтер Место рождения: Киев, Украина Знак зодиака: Лев Деятельность: Актриса театра и кино Дата cмepти: 14 июля 2000 г...

11 06 2025 15:21:22

Краткая биография мэтьюрин

Краткая биография мэтьюрин Умер: 30 октября 1824 г...

10 06 2025 1:33:31

Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция

Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция , были заинтересованные в решение спopных вопросов государства: США, Великобритания (и ее доминионы), Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай...

09 06 2025 3:42:48

Краткая биография можаев

Краткая биография можаев Пителино Рязанской области...

08 06 2025 8:14:10

Закавказье в период римских завоеваний

Закавказье в период римских завоеваний Оно навязывало легитимной боспорской царице Динамии (внучке царя Митридата) своих ставленников в мужья, чтобы те были царями...

07 06 2025 3:28:28

Краткая биография бронте ш.

Краткая биография бронте ш. Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла её мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына...

06 06 2025 15:18:35

Краткая биография стерн

Краткая биография стерн Его отец, Роджер Стерн, был прапорщиком в британском полку, который к тому времени недавно вернулся из Дюнкерка...

05 06 2025 7:21:30

Краткая биография кьеркегор

Краткая биография кьеркегор На пути к ней человек подвергается испытанию страхом и страданием»...

04 06 2025 20:35:40

Краткая биография чосер

Краткая биография чосер 1340/1345 года в Лондоне...

03 06 2025 4:29:31

Допетровские военные реформы русского войска

Допетровские военные реформы русского войска Однако воинские реформы случались и ранее – о том, для чего они затевались в прошлом, и пойдет наш рассказ...

02 06 2025 14:47:42

Краткая биография тэффи

Краткая биография тэффи Тэффи краткая биография и интересные факты Почему у Тэффи такой псевдоним? Тэффи: личная жизнь Тэффи: интересные факты Тэффи краткая биография и интересные факты Надежда Александровна Лохвицкая появилась на свет весной 1872 года в северной столице Российской империи в дворянской семье, которая привила ей любовь к литературе...

01 06 2025 4:41:35

Краткая биография житков

Краткая биография житков В семье уже росло три сестры: Вера, Саша и Надя...

31 05 2025 2:19:36

Ближайшие поводы восточной войны

Ближайшие поводы восточной войны Египет против Эфиопии Причины и поводы: О том, что война между этими странами – лишь вопрос времени, многие аналитики с большой долей уверенности заявляли еще несколько лет назад...

29 05 2025 12:10:45

Битва на марне – ее значение для мировой истории

Битва на марне – ее значение для мировой истории 5 сентября 1914 началось сражение между объединенными войсками французов и англичан с одной стороны и немецкой 1-й и 2-й армиями с другой...

28 05 2025 15:43:35

Биография льва борисовича каменева

Биография льва борисовича каменева Лев Каменев – лектор первой партийной школы в Лонжюмо, неоднократно подвергался арестам, побывал в ссылке в Туруханском крае...

27 05 2025 18:18:59

Изобразительные искусства и архитектура

Изобразительные искусства и архитектура Из него мы узнаем, как происходило развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия...

26 05 2025 12:57:47

Карта: восточная политика ивана грозного

Карта: восточная политика ивана грозного Западное: стремление установить обширные, прочные и надёжные связи с европейскими государствами и выйти на Балтийское море для ведения торговли с Европой; Цели и задачи Основными целями внешнеполитической деятельности Ивана IV было расширение границ Руси и укрепление её авторитета...

25 05 2025 6:54:16

Краткая биография уэйн

Краткая биография уэйн Биография этого человека — классическая история успеха темнокожего парня из нeблагополучной семьи, который вопреки всему «пробился» и доказал миру, что талантлив и достоин большего...

24 05 2025 0:46:50

Краткая биография фриш

Краткая биография фриш В 1934 г...

23 05 2025 6:23:58

Краткая биография биэн

Краткая биография биэн Brendan Behan , ирл...

22 05 2025 17:28:44

Краткая биография портер

Краткая биография портер Книги американского автора учили юных и взрослых читателей преодолевать жизненные трудности не при помощи денег, революционной борьбы или сказочных фей, а посредством оптимизма и человеколюбия...

21 05 2025 3:37:14

Краткая биография пиранделло

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства» – родился 28 июня 1867 года в Агридженто (Италия) в богатой семье...

20 05 2025 1:46:11

Краткая биография рощин

Содержание Биография Михаил Рощин родился в Казани 10 февраля 1933 года, в семье Михаила Наумовича Гибельмана (род...

19 05 2025 4:17:18

Краткая биография дефо

Краткая биография дефо Знаменит по приключенческому роману «Робинзон Крузо», прошел большой жизненный путь, попробовал себя в предпринимательстве, журналистике и даже в политике...

17 05 2025 15:47:23

Краткая биография кокто

Краткая биография кокто Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим трaнc-опиумом и снами наяву...

16 05 2025 12:21:41

Краткая биография светлов

Краткая биография светлов ↑ Детство...

14 05 2025 6:29:20

Краткая биография лимонов

Краткая биография лимонов В России свою первую статью он смог опубликовать во время пребывания в США...

13 05 2025 11:53:20

Краткая биография набоков

Краткая биография набоков По его произведениям до сих пор ставят спектакли и снимают фильмы...

11 05 2025 7:17:54

52 интересных факта о соловьях

52 интересных факта о соловьях У них уникальная способность имитировать звуки других птиц и даже звуки окружающей среды...

10 05 2025 13:15:10

Краткая биография аполлинер

Краткая биография аполлинер 08 — 1880; Дата cмepти 09...

09 05 2025 19:21:10

Краткая биография шатобриан

Краткая биография шатобриан Учился в коллеже г...

08 05 2025 8:27:21

Аннексии и война ссср с финляндией

Аннексии и война ссср с финляндией Советские города не знали затемнения...

06 05 2025 21:48:42

Дипломатические договоры и соглашения россии второй половины xviii века

Дипломатические договоры и соглашения россии второй половины xviii века Дипломатия России в период правления Петра I и Екатерины II...

05 05 2025 4:50:38

Краткая биография ильф и петров

Краткая биография ильф и петров Ну, а образование потом, конечно же, в Москве получать...

04 05 2025 11:25:34

Краткая биография бальмонт

Краткая биография бальмонт Является одним из ярчайших представителей русской поэзии Серебряного века...

03 05 2025 22:55:38

Краткая биография жуковский

Краткая биография жуковский Помещик А...

02 05 2025 8:17:44

Краткая биография гарт

Краткая биография гарт Родился в городке Олбани штата Нью-Йорк, где отец его был преподавателем греческого языка в колледже...

01 05 2025 8:20:25

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::