Краткая биография клейст
Генрих фон Клейст (1777—1811)
Немецкий драматург и прозаик Клейст, с необычайной страстью и самозабвением боровшийся за поэтическую славу, при жизни так её и не дождался. Его короткая жизнь была как бы непрерывным самосожжением: и в творчестве, и в своей общественной деятельности он всегда доходил до последнего предела.
Бернд Вильгельм Генрих фон Клейст родился во Франкфурте-на-Одере в старинной дворянской семье, где военная карьера была прочно укоренившейся традицией. Отдавая ей дань, Клейст становится гвардейским офицером, юношей участвует в походах против революционной Франции. Но в возрасте 22 лет он расстаётся с армией и поступает во Франкфуртский университет, где изучает философию. Знакомство с теорией Иммануила Канта о непознаваемости мира вызывает у него жестокий духовный кризис.
В 1801 — 1802 гг. Клейст пишет свои первые драмы: трагедии «Семейство Шроффенштейн» и «Роберт Гискар».
Одержимый творческим честолюбием, Клейст страстно желал, чтобы его пьесы одобрил боготворимый им Гёте. Но Гёте относился к ним сдержанно или даже с откровенным осуждением. (Позднее, после неудачной постановки в Веймаре в 1806 г. комедии Клейста «Разбитый кувшин», их отношения завершились полным разрывом.)
Старый поэт Виланд, которому Клейст в его имении близ Веймара читал первый вариант трагедии о Гискаре (впоследствии уничтоженный), предсказал автору великое будущее: «Если бы духи Эсхила, Софокла и Шекспира соединились, чтобы создать трагедию, она была бы такой, как „Cмepть норманна Гискара» Клейста, если бы она в целом соответствовала тому, что я тогда от него услышал. С этой минуты я решил, что Клейст родился для того, чтобы заполнить большой пробел в нашей литературе, который (по крайней мере, по моему мнению) не заполнили даже Гёте и Шиллер. »
После страшного поражения, которое Пруссия потерпела от Наполеона под Йеной в 1806 г., в творчестве Клейста происходит явный перелом. Отныне главной его целью становится борьба против французов, фактически поработивших Германию. Он пишет публицистические произведения и стихи, призывающие к беспощадной битве с врагом, и патриотическую драму «Битва Германа» (1808 г.), основанную на рассказе древнеримского историка Тацита о победе германского князя над римскими легионами Квинтилия Вара. Смысл этой аллегории был прозрачен для современников.
Борясь с тяжёлой нуждой и непризнанием, Клейст проявляет чудеса энергии: он издаёт в Дрездене журнал «Феб», где печатает свои драмы и рассказы; переехав в 1810 г. в Берлин, выпускает «Берлинские вечерние листки». Здесь он завязывает отношения с писателями-романтиками — А. фон Шамиссо, Л. Тиком, Л. А. фон Арнимом, К. Брентано, Й. Эйхендорфом. Однако бурный патриотический порыв Клейста вызывает неодобрение прусского двора, не желавшего открытого конфликта с Наполеоном. Множатся цензурные препятствия, из-за которых в марте 1811 г. Клейст прекращает издание «Листков». Не видя конца унижению нации и своим невзгодам, писатель решает добровольно уйти из жизни: в ноябре 1811 г. он застрелился вместе со своей подругой Генриэттой Фогель. В прощальном письме к сестре, Ульрике фон Клейст, сказаны ставшие впоследствии знаменитыми слова: «Горькая истина заключается в том, что на земле мне уже ничто не могло помочь».
В центре драматургии Клейста — человек, наделённый могучими страстями, который оказывается лицом к лицу со своей судьбой. Громадный творческий дар Клейста позволял ему создавать хаpaктеры подчас шекспировской мощи. Герой его ранней драмы «Роберт Гискар», победоносный вождь норманнов, осадил столицу Восточной Римской империи. Нечеловеческая воля Гискара внушает трепет, на него как бы ложится отсвет фантастической военной карьеры современника Клейста — Наполеона. Однако Клейст не хочет допустить последнего триумфа завоевателя: в лагере Гискара свирепствует чума, болен и он сам, хотя невероятным усилием воли скрывает свою болезнь от войска.
Драма «Пентесилея» — история страстной, но несчастливой любви царицы амaзoнок Пентесилеи и греческого героя Ахилла. Клейст здесь интерпретирует античность совсем иначе, чем Гёте и Шиллер, как бы предвосхищая будущее «дионисийство» Ф. Ницше. Не красота и гармония, а яростное буйство страстей господствует в его драме. Полюбив Ахилла, Пентесилея готова отступить от бесчеловечного устава амaзoнок, который требует отказа от любви. За это её жестоко упрекает верховная жрица. Пентесилея теряет власть над собой и впадает в безумие. Любящих ждёт гибель. Перед нами поистине «поединок роковой» двух сильных натур, их трагическое единоборство. Драма написана звучным выразительным стихом и отличается редкостной психологической глубиной. Отдельные лирические сцены, в которых автор вдохновенно прославляет власть любви, несколько искупают мрачный в целом колорит трагедии.
Трагедия Клейста «Роберт Гискар» так и осталась фрагментом, но Т. Манн по праву считал этот фрагмент одним из величайших произведений немецкой литературы
Высшие достижения Клейста-драматурга — комедия «Разбитый кувшин» (издана в 1811 г.), самое жизнерадостное его произведение, а также трагедия «Принц Фридрих Гомбургский» (1809—1810 гг., издана в 1821 г.). Множество комических ситуаций возникает по ходу судебного разбирательства, начатого из-за того, что поздним вечером кто-то разбил кувшин у крестьянки Марты. «Изюминка» этого дела в том, что кувшин разбил сам судья, плешивый деревенский волокита Адам, решивший приударить за дочерью Марты — Евой. Во время суда Адам искусно пытается запутать дело и обвинить в содеянном жениха Евы, Руперта, но приезжий ревизор разбирается во всём и отстраняет его от должности. Если во время ночного визита Адам пострадал, так сказать, телесно (заработав себе шишки и синяки), то теперь он терпит мopaльное и служебное фиаско.
В пьесе царствует стихия искромётного народного юмора (отлично переданная и в русском переводе Б. Л. Пастернака), и выведена целая галерея неподражаемых комических типов во главе со старым плутом Адамом. По отзыву одного из выдающихся немецких драматургов, «со времён Фальстафа в области комедии не было создано ни одного персонажа, достойного хотя бы развязать шнурки на башмаках деревенского судьи Адама». «Разбитый кувшин» остался единственной комедией Клейста.
Темы родины и чести, так волновавшие писателя с момента наполеоновского вторжения в Германию, нашли своё завершение в последней его трагедии «Принц Фридрих Гомбургский», в этом «совершенном произведении искусства, которое не с чем сравнить в немецкой драматической литературе», как выразился знаменитый театральный критик Г. Иеринг. В более ранней драме «Битва Германа» патриотизм Клейста принимал форму восхваления германского варварства и первобытного коварства. В «Принце Гомбургском» Клейст обращается к эпизоду из прусской истории XVII в. и выдвигает иную, парадоксальную, но глубоко гуманную концепцию патриотизма и воинской славы. Герой драмы юный принц Фридрих Гомбургский — пылкий мечтатель романтического склада, несколько отрешённый от действительности и всецело поглощённый любовью к принцессе Наталии Оранской, племяннице бранденбургского курфюрста. Он не обращает внимания на диспозицию сражения и вопреки приказу слишком рано бросает свой полк в атаку. Разгневанный курфюрст объявляет, что виновник достоин cмepти и будет предан суду военного трибунала, хотя именно действия принца и привели армию к победе.
Узнав о приговоре, Фридрих Гомбургский вначале испытывает непреодолимый страх. Однако побеждает минутную слабость и позднее, когда ему предоставляют самому решить свою участь, твёрдо заявляет, что готов искупить вину ценой собственной жизни. Тогда курфюрст уничтожает cмepтный приговор и велит Наталии увенчать принца лавровым венком победителя.
Таково своего рода нравственное и политическое назидание автора правителям Пруссии: не безжалостный воинский долг, на все лады превозносимый апологетами прусской славы, а мудрая человечность, гармония личного и общественного должна, по мысли Клейста, стать незыблемой основой государства.
Драма вызвала явное неудовольствие двора. Наиболее проницательное её толкование дал известный драматург Ф. Геббель: «. в этой драме, как ни в одной другой, изображается становление незаурядной личности во всей его непосредственности». Принц Гомбургский не рождается героем, он становится им. Так возникает глубоко традиционная для немецкой литературы тема воспитания личности, преодоления своеволия.
Литературовед В. М. Жирмунский отметил связь новеллистики Клейста с классической традицией, и в первую очередь с новеллами Сервантеса: «Он (Клейст. — Прим, ред.) ищет в искусстве композиционной строгости и законченности, не музыкальных, а прежде всего — архитектонических эффектов»
Клейст — прирождённый повествователь. Эта грань дарования писателя раскрывается в его новеллах. Их отличают захватывающий сюжет, редкая выразительность слова, чёткая продуманность каждой детали.
Действие одной из самых совершенных в художественном отношении новелл Клейста — «Обручение на Сан-Доминго» (1811 г.), повествующей о трогательной любви молодого французского офицера Густава фон дер Рида и юной метиски Тони, разворачивается в 1803 г., во время мятежа негров во французских колониях. Изобретательность Тони, которая с помощью хитрой уловки хочет спасти Густава от ярости мстительного негра Гоанго, оказывается для неё роковой. Заподозрив предательство, Густав стреляет в дeвyшку, затем, убедившись в её невиновности, убивает себя. Стихийный порыв чувства представлен здесь как высшая человеческая ценность. Новеллы Клейста (подобно некоторым его драмам, в том числе «Пентесилее») отмечены высоким эмоциональным напряжением и вместе с тем строго продуманной композицией.
Клейст написал всего восемь новелл. Известно, что им был создан и большой роман, но рукопись его пропала в берлинской типографии
Могучий творческий дар Клейста ярко проявился в исторической повести «Михаэль Кольхаас» (1808— 1810 гг.). Это история мятежника, защищающего закон и своё человеческое достоинство. Действие происходит в XVI в.; герой повести — торговец лошадьми Кольхаас, у которого юнкер фон Тронка незаконно отнял пару вороных. Жалоба Кольхааса остаётся без внимания, избитый челядью юнкера, гибнет его конюх Херзе, а затем умирает и верная жена Лисбет. Лишь после этого Кольхаас решается на открытый бунт. Потомок старого дворянского рода, Клейст с необычайной силой изображает круговую поруку в феодальном обществе и произвол власть имущих. В повести постоянно чувствуется дыхание эпохи Реформации и народных мятежей (кстати, воплощением справедливости здесь является сам Мартин Лютер, выступающий и против Кольхааса, и против его гонителей).
В то же время Клейст далёк от идеализации своего героя, этого, по выражению Пастернака, «немецкого Пугачёва». Кольхаас предстаёт в двойственном освещении: вначале он свершитель праведного возмездия, но успех мятежа кружит голову, и подчас он выступает как самозванный князёк — появляется перед своей ватагой в сопровождении факельщиков, а перед ним несут на кожаной подушке «меч справедливости». «Михаэль Кольхаас», таким образом, в чём-то перекликается с «Разбойниками» Шиллера: Клейст сурово осуждает неправедное и порочное общество, но не верит, что его можно изменить к лучшему путём вооружённой борьбы.
В большинстве произведений Клейста гневно осуждается малейшее ущемление человеческого достоинства и торжествует человечность. Но свойственная писателю безудержность подчас проявлялась то в националистической патетике, то в нездоровой экзальтации чувств. В XX столетии Клейста оценили по достоинству. Его боготворили бунтари-экспрессионисты, борцы против насилия и унижения человека, считавшие себя его наследниками. Были и такие, для кого в первую очередь важен «истинно германский» дух его творчества. Высоко ставили Клейста Ф. Кафка, унаследовавший от него парадоксальное сочетание строгой, продуманной формы с необычной, эксцентрической проблематикой, и Т. Манн, писавший: «. он был одним из величайших, отважнейших, устремлённых к дерзновенным целям немецких поэтов, бесподобный драматург и бесподобный прозаик, повествователь совершенно неповторимый, выламывающийся из любых уставов и традиций. но глубоко несчастный человек, предъявлявший к себе такие требования, которые его подтачивали. ».
Клейст, Генрих фон
родоначальник жанра «рассказ»
Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist ; 18 октября 1777, Франкфурт-на-Одере — 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) — немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («Маркиза д’О» 1808, «Землетрясение в Чили», «Обручение на Сан-Доминго»).
В 1912 году, в год столетия со дня cмepти писателя, была основана престижная немецкая литературная премия Генриха Клейста.
Содержание
Биография
Семья Клейстов происходила из старинной знатной семьи. Отец, Иоахим Фридрих фон Клейст, служил штабс-капитаном от инфантерии (пехоты) в гарнизоне Франкфурта-на-Одере. Мать Генриха, Юлиана Ульрике, была второй женой Иоахима Фридриха. У них родилось пятеро детей: Фридерика, Августа Каролина, Генрих, Леопольд Фридрих и Юлиана.
Читайте также Краткая биография бёлльПосле cмepти отца в 1788 году Генриха послали учиться в Берлин. В 1792 году Генрих поступил на службу в гвардейский полк в Потсдаме и в 1796 году принял участие в войне против Франции. Во время службы Генриха, 3 февраля 1793 года умирает его мать. Ушел со службы в 1799 году в ранге лейтенанта. Затем изучал математику, физику и латынь в университете Виадрина, в 1800 году получил пост чиновника в министерстве финансов в Берлине.
После поездки по Франции со своей сестрой, Ульрикой, Клейст переезжает в Берн, где завершает свою первую пьесу «Семейство Шроффенштейн». В 1802 году ссорится со своей невестой Вильгельминой и впадает в ещё большую депрессию. Врачи диагностируют «чёрную меланхолию». Ульрика (сестра Генриха) вернула его в Веймар. Драма «Семейство Шроффенштейн» была опубликована анонимно в следующем году. В этом же году он отправляется в масштабное путешествие по Европе, посещает Лейпциг, Дрезден, Берн (в июле), Милан, Женеву, Париж (в середине октября). В октябре, после записи рукописи «Роберта Гвискара» — второй своей пьесы — Клейст тайно покидает столицу Франции, и едет в лагерь Булонь, не имея при себе паспорта, чтобы вступить в ряды французской армии, готовившей вторжение в Великобританию. Затем, отказавшись от своих планов, он получил паспорт в посольстве Пруссии и вернулся в Германию. Заболел вскоре после того, как остановился в Майнце, оставался в постели шесть месяцев и закончил за это время работу над «Робертом Гвискаром».
В 1808 Клейст, в сотрудничестве с Адамом Мюллером издает первый номер литературного журнала «Феб». Клейст предлагает Гете сотрудничать с журналом, но тот отказался, резко критикуя Генриха. «Феб» издается всего год. В том же году в печати появилась новелла «Маркиза д’О» в тот же момент Клейст представляет публике свою пьесу «Разбитый кувшин».
В 1810 году подружился с Генриеттой Фогель, больной paком. И они решили… покончить с собой — осуществить навязчивую идею, с которой Клейст не раз уже обращался к своей жене Марии, которой он с большим воодушевлением написал перед cмepтью: «Я нашёл подругу с душой, парящей подобно молодому орлу, согласную умереть со мной». В 1811 Клейст застрелился, предварительно застрелив свою подругу.
«Истина в том, что мне ничто не подходит на этой Земле», — его дневниковая запись непосредственно перед тем, как свести счёты с жизнью.
Пьесы
- «Семейство Шроффенштейн» (издана 1803)
- «Роберт Гвискар» (1803, сожжена автором, сохранился лишь первый акт)
- «Пентесилея» (1805-07, издана 1808)
- «Кэтхен из Хайльбронна, или Испытание огнём» (1807, издана 1810)
- «Разбитый кувшин» (1806?, издана 1811?)
- «Амфитрион» (1807, по одноимённой пьесеМольера)
- «Битва Германа» (1808, издана 1821)
- «Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана 1821).
Наследие и признание
На сочинения Генриха фон Клейста писали музыку такие известные композиторы как Август Вильгельм Амброз, Хуго Вольф (симфоническая поэма «Пентесилея»), Ханс Пфицнер (опера «Кэтхен из Хайльбронна»), Ханс Вернер Хенце (опера «Фридрих Гомбургский»).
Его драмы, новеллы и даже эссе многократно экранизировались.
Издания на русском языке
- Собрание сочинений в 2-х тт. — М.; Л.: Всемирная литература,1923
- Собрание новелл. — Л.: Academia, 1928
- Пьесы. — М.: Искусство, 1962
- Избранное. — М.: Художественная литература, 1977
Литература
- Клейст, Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Бент М. И. Гете и романтизм. — Изд-во Челябинского ун-та, 1986.
- Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. — Изд-во Иркутского ун-та, 1987.
- Allan S. The plays of Heinrich von Kleist: ideals and illusions. — Cambridge; New York: Cambridge UP, 1996.
- Heinrich von Kleist: neue Wege der Forschung / Hrsg. von A. Knittel, I. Kording. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2003.
- Griffiths E. Political change and human emancipation in the works of Heinrich von Kleist. — Rochester: Camden House, 2005.
- Генрих фон Клейст: Биобиблиографический указатель / Сост. Н. И. Лопатина. — М .: Книга, 1991.
- Пастернак Б.Генрих Клейст; Г. фон Клейст : Об аскетике в культуре // Собрание сочинений в 5-ти тт. — М .: Художественная литература, 1991. — Т. 4. — С. 379—385, 675—682.
- Берковский Н. Я.Генрих фон Клейст. изд-во Маргинем. Архивировано из первоисточника 26 мая 2012.Проверено 15 марта 2012.
- Манн Т.Генрих фон Клейст и его повести // Иностранная литература. — 2003. — № 9.
Ссылки
фОТО на Викискладе ? |
- Клейст, Генрих фон — статья из Литературной энциклопедии 1929—1939
- Клейст, Генрих фон в энциклопедии «Кругосвет»
- Страница на сайте IMDB
- Слава, трагедия и тайна Генриха фон Клейста
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Толстоганова, Виктория Викторовна
- Валютный своп
Смотреть что такое «Клейст, Генрих фон» в других словарях:
Клейст Генрих фон — (Kleist) (1777 1811), немецкий писатель романтик. В творчестве Клейста иррациональное (мистические силы, темы рока, носителями которых выступает и сам человек) сплавлено с повседневным (стихотворные драмы «Пентесилея», 1808, «Кетхен из… … Энциклопедический словарь
Клейст Генрих фон — Генрих фон Клейст Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт на Одере 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («[[Маркиза д’О] 1808… … Википедия
Клейст Генрих фон — Клейст (Kleist) Генрих фон (18.10. 1777, Франкфурт на Одере,‒21.11.1811, Ванзе, около Потсдама), немецкий писатель. В трагедиях «Семейство Шроффенштейн» (издана 1803), «Роберт Гискар» (сохранился фрагмент). «Пентесилея» (1805‒07, издана 1808) и в … Большая советская энциклопедия
Клейст, Генрих фон — КЛЕЙСТ (Kleist) Генрих фон (1777 1811), немецкий писатель романтик. Неразрешимость трагических конфликтов, в которых носителями темы рока выступают не только мистические силы, но сам человек с его иррациональными страстями и подточенными… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЛЕЙСТ Генрих фон — КЛЕЙСТ, Клайст (Kleist) Генрих фон (17771811), немецкий писатель. Трагедии, в т.ч. «Семейство Штроффенштейн» (1803), «Роберт Гискар» (сохранился фрагмент), «Пентесилия» (1808), драмы, в т.ч. «Кетхен из Гeйльбронна, или Испытание огнём»… … Литературный энциклопедический словарь
КЛЕЙСТ Генрих фон — (Kleist, Heinrich von) ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ (1801) (1777 1811), немецкий писатель. Полное имя Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist). Родился 18 октября 1777 во Франкфурте на Одере. Пятнадцатилетним подростком поступил … Энциклопедия Кольера
Клейст, Эвальд фон — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клейст. Эвальд фон Клейст Ewald von Kleist … Википедия
Клейст, Генрих — Генрих фон Клейст Генрих фон Клейст (нем. Bernd Heinrich Wilhelm von Kleist; 18 октября 1777, Франкфурт на Одере 21 ноября 1811, Ванзее, около Потсдама) немецкий драматург, поэт и прозаик. Один из зачинателей жанра рассказа («[[Маркиза д’О] 1808… … Википедия
Клейст (Kleist) Генрих фон — (17771811), немецкий писатель романтик. В творчестве Клейста иррациональное (мистические силы, тема рока, носителем которых выступает и сам человек) сплавлено с повседневным (стихотворные драмы «Пентесилея», 1808, «Кетхен из Гeйльбронна»,… … Большой Энциклопедический словарь
Генрих фон Клейст — … Википедия
Слава, трагедия и тайна Генриха фон Клейста
Генрих фон Клейст, поэт, прозаик, драматург, считается одним из ведущих классиков немецкой литературы. При этом написал он очень мало и прожил на свете всего 34 года, покончив жизнь самоубийством 21 ноября 1811 года.
Имя Генриха фон Клейста (Heinrich von Kleist) известно в Германии всем. Невероятно, но факт: драматург, при жизни которого была поставлена одна-единственная его пьеса, к тому же закончившаяся провалом, успевший написать всего восемь новелл, прежде чем покончить жизнь самоубийством в 34 года, считается одним из признанных классиков немецкой литературы. Значение его настолько бесспopно, что нынешний год, в который отмечается 200-летие со дня его cмepти, объявлен в Германии Годом Клейста.
Беспокойное сердце
Он жил в конце XVIII — начале XIX веков, в эпоху войн, переворотов и революций, и сам был на редкость неуравновешенным, мятущимся, беспокойным человеком. «Все во мне спyтaно», — писал о себе Клейст. Он не мог дождаться дня, когда, наконец, сбросит ненавистный офицерский мундир и уйдет в отставку, — и прославлял в своих произведениях полководцев и воинов, вступал в наполеоновскую армию и носился с планами убийства Наполеона, был одновременно романтиком и реакционером. У него репутация «патриотического» поэта, прославлявшего прусское отечество, и его считали своим творческим предтечей аполитичные экспрессионисты.
Генрих фон Клейст в 1801 (справа) и 1808 годах
Тяжелое душевное заболевание, которым страдал Клейст, бросало его из стороны в сторону, из страны в страну. Оно привело к тому, что Клейст сжег рукопись одной из своих драм («Роберт Гискар»), о монументальности которой мы можем судить лишь по ее первому акту: автор восстановил его, хотел восстановить всю драму, но потом бросил эту работу. Его беспокойное сердце и мрачное отчаяние, которое часто охватывало Клейста, стали, в конце концов, причиной самоубийства.
Геббельс против Клейста
Самая известная пьеса Генриха фон Клейста — «Разбитый кувшин» («Der zerbrochene Krug»). Это чуть ли не единственная комедия, вошедшая в золотой фонд немецкого театра. Один из российских критиков нашел в ней параллели с гоголевским «Ревизором». Причем это вовсе не политическая сатира: автор с явной симпатией изображает главного отрицательного персонажа — плутоватого судью Адама. Впрочем, министр пропаганды «третьего рейха» Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) усмотрел здесь карикатуру на самого себя (тем более, что он прихрамывал, как и Адам в комедии), и поэтому запретил вышедший в 1937 году в Германии фильм с Эмилем Яннингсом (Emil Jannings) в главной роли. Лишь благодаря вражде и интригам внутри нацистской верхушки комедия, в конце концов, вышла в прокат.
Эмиль Яннингс в фильме »Разбитый кувшин»
«Разбитый кувшин» выходил на русском языке несколько раз, чаще всего в отличном переводе Бориса Пастернака, который переводил и другие произведения Клейста. Пастернак даже написал предисловие к одному из изданий. В нем говорится, в частности, о родстве мотивов у Клейста и Пушкина. Имеются ввиду образы Михаэля Кольхааса (у Пастернака — Кольгааса) в одноименной новелле Клейста и пушкинского Дубровского. Это образы «благородных разбойников», причем весьма неоднозначные. «Читая у Клейста описание поджогов и убийств, совершенных из высоких побуждений, нельзя отделаться от ощущения, что Пушкин мог знать Клейста, когда писал Дубровского», — подчеркивает Пастернак.
Пастернак знал и любил творчество Клейста с юношеских лет. Первую статью о нем Пастернак написал еще в 1911 году, к столетию cмepти Клейста, а «Разбитый кувшин» перевел в 1914 году (кстати говоря, всего за месяц). Впрочем, критик Александр Белый, уже в наше время полемизируя с Пастернаком, заметил, что в пушкинском наследии никаких упоминаний о Клейсте нет, по-немецки Пушкин не читал, а в России в его времена Клейста почти не знали. Тем не менее, Белый считает очень существенным контекст, в котором сделано это сравнение.
Двойное самоубийство
К 200-летию cмepти Генриха фон Клейста в Германии вышло сразу несколько новых книг, рассказывающих о его жизни, творчестве и его трагедии. Впрочем, такие книги выходили и в предыдущие годы. Столь высокий интерес к личности Клейста объясняется не только его выдающимся литературным наследием, но и множеством загадок, которые он оставил. Пожалуй, самая главная: почему Клейсту понадобился для самоубийства второй человек?
Могилы Генриха фон Клейста и Генриетты Фогель
В 1810 году Клейст познакомился и близко сошелся с Генриеттой Фогель (Henriette Vogel), которая была старше его, замужем и страдала неизличимой болезнью. Трудно сказать сегодня, кто именно выступил «инициатором» двойного самоубийства. Любовь здесь была не при чем. Клейст на протяжении нескольких лет много раз возвращался к мыслям о том, чтобы покончить с жизнью. Как бы там ни было, но 21 ноября 1811 года он пришел на берег озера Ванзее вместе с Генриеттой и застрелил сначала ее, а потом себя. Тем они и похоронены. Рядом стоят большой обелиск — над могилой Клейста и надгробный камень поменьше — над могилой Генриетты.
Читайте также Краткая биография тэффиАвтор: Ефим Шуман
Редактор: Виктория Зарянка
Контекст
Марбургская любовь Бориса Пастернака
Всего одно лето пробыл юный Борис Пастернак в старинном немецком университетском городе Марбурге, но это лето оставило в его судьбе неизгладимый след и сделало из него поэта.
Русский Гёте: горные вершины и страна Лимония
«Россия пришла к Гёте», — подчеркивает автор очерка о «следах Гёте» в русской литературе. Можно только удивляться тому, насколько прочно великий немецкий поэт вошел в русскую литературу и русский язык.
Европейский университет Виадрина: два десятилетия на стыке культур
Европейский университет Виадрина отмечает 20-летний юбилей. Вуз находится в ста километрах от Берлина, рядом с польским городком Слюбице. Каждый день его студенты преодолевают культурные и географические границы.
Книга недели
Новинки книжного рынка Германии, немецкие издания о России, интервью с авторами литературных премьер и издателями — в авторском досье обозревателя Deutsche Welle Ефима Шумана.
- Дата 21.11.2011
- ТемыСуицид, Борис Пастернак
- Ключевые словаКлейст, 200 лет, Пастернак, Разбитый кувшин, cмepть, самоубийство, Геббельс, Борис Пастернак
- НапечататьНапечатать эту страницу
- Постоянная ссылка https://p.dw.com/p/13Cae
Также по теме
Почему детей не страшно пугать злодеями и ведьмами 07.06.2021
Именно злые герои провоцируют хороших совершать добро, подчеркивают на мюнхенской выставке про злодеев в детской и юношеской литературе.
Как прожигала жизнь берлинская молодежь в 90-е? 27.05.2021
Бесконечные вечеринки, алкоголь, ceкc и. поиски смысла жизни и своей идентичности. Новая книга рассказывает о ночной жизни Берлина после падения Стены.
Ядовитое содержание. Что прятали в книжных тайниках XVII века 10.05.2021
Такие книжные тайники были популярны в эпоху барокко. В них хранили не только любовные письма и драгоценности.
Краткая биография клейст
Военная служба – «живой монумент тирании»
Генрих фон Клейст родился 18 октября 1777 года во Франкфурте-на-Одере. Незыблемой традицией старинного прусского дворянского рода Клейстов была служба мужчин офицерами в армии. После ранней cмepти отца, комaндира роты инфантерии в гарнизоне Франкфурта-на-Одере, Генрих в 1792 году определяется, в соответствии с обычаями своего времени, в гвардейский полк в Потсдаме.
Читателю, видимо, будет небезынтересно узнать, что Эвальд фон Клейст (Ewald von Kleist), комaндующий 1-й танковой группой вермахта при нападении нацистской Германии на СССР, затем комaндующий группой армий «А», с февраля 1943 года генерал-фельдмаршал – представитель этого рода.
В качестве солдата, а затем унтер-офицера пятнадцатилетний Генрих фон Клейст принимал непосредственное участие в боевых действиях прусской армии против революционной Франции в 1792-1793 годах. Рукопашные схватки и штыковые атаки, потоки крови, проливаемые на поле боя, cмepть, человеческие страдания – кошмарные впечатления этих лет, пережитые в столь юном возрасте, глубоко запали в душу впечатлительного Генриха, сыграли – в сублимированном, преображённом виде – немаловажную роль при формировании его творческой личности и судьбы.
Генрих фон Клейст рано осознал, что военная служба – не его призвание, её он назвал «живым монументом тирании». Отслужив семь лет, в 1799 году, преодолевая сопротивление своих шестерых братьев и сестёр и многочисленной родни (мать умерла в феврале 1793 года), в чине лейтенанта он уходит из армии.
Он решает посвятить себя изучению естественных наук, полагая, что таким образом он сможет не только постичь себя, общество и окружающий мир, но и улучшить его.
В карете, верхом на лошади и пешком
Генрих фон Клейст поступает в университет Франкфурта-на-Одере, но после трёх семестров разочаровывается в душеспасительной силе образования и бросает учёбу.
Во время учёбы он обручился с дочерью генерала, подругой детства Вильгельмине фон Ценге (Wilhelmine von Zenge), художником-любителем, но бpaк этот так и не «склеился». Кстати, именно ей принадлежит один из двух портретов Клейста (датированный 1801 годом), которым ныне сопровождаются все упоминания о нём. Последующая жизнь Клейста – это постоянные скитания. Он посещает, иногда многократно, города Германии, Австрии, Франции, Италии, Чехии, Швейцарии, не задерживаясь в них, часто и подолгу болеет, страдая припадками временного помешательства. Придя к выводу, что главное призвание его жизни – литература, Клейст ставит себе исключительно дерзкие цели – он призван затмить Эсхила, Софокла, Шекспира, Гёте.
Подсчитано, что за эти десять лет Клейст преодолел в карете, верхом на лошади и пешком больше 15 000 километров. Его обуревали желания самые разнообразные, порой явно противоречивые и невыполнимые. То под воздействием трудов французского философа Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau) он поселяется на одиноком острове на реке в Швейцарии, чтобы заняться крестьянским трудом и вести жизнь, возможно близкую к природе, а затем в Кобленце учился ремеслу столяра. То едет в Париж, чтобы убить там французского императора Наполеона (Napoléon Bonaparte), то загорается стремлением вступить во французскую армию, готовившуюся к вторжению в Великобританию, и найти cмepть на поле боя.
Несколько раз он нанимался на государственную службу и всякий раз бросал её.
В 1807 году французские власти заподозрили Клейста в шпионаже, его поместили в парижскую тюрьму, и только вмешательство королевы Пруссии Луизы (Königin Luise) спасло его от cмepтной казни.
Клейст в Берлине – непризнанный гений
14 февраля 1810 года Генрих фон Клейст приехал в Берлин.
За время скитаний по Европе, а затем и пребывания в Берлине, он написал восемь пьес, столько же повестей и рассказов, издал сборник стихотворений, написал обширный роман (не дошедший до нас), несколько не утративших актуальности и поныне философско-эстетических эссе, его стараниями полгода в Берлине издавалась ежедневная вечерняя газета, пользовавшаяся популярностью у широких кругов населения. Его фельетоны, печатавшиеся в этой газете, – и по сегодня образец немецкой журналистики.
Ныне не вызывает сомнений, что Клейст, наряду с Фридрихом Шиллером (Friedrich von Schiller) – одна из двух вершин немецкой драматургии, автор лучшей немецкой комедии «Разбитый кувшин». Здесь в центре искусно закрученного сюжета – деревенский судья, хитрый и изворотливый. Запутавшийся в нагромождениях своей лжи, волей диковинного переплетения событий он превращается в подсудимого (с известной долей натяжки можно сказать, что эта комедия занимает у немцев такое же место, как в российской литературе «Ревизор» Гоголя).
Клейст – превосходный новеллист, его повесть «Михаэль Кольхаас» считается прозаическим шедевром. Как пишет литературовед Л. Е. Генин, «новеллы Клейста отличаются напряжённым драматизмом сюжета и тонкой нюансировкой душевных состояний».
Значительная часть творческого наследия Клейста носит ярко выраженную антифранцузскую направленность. Клейст принял очень близко к сердцу поражения Пруссии в войне с наполеоновской Францией в 1806 году, оккупацию Пруссии французскими войсками.
В 1808 году Клейст пишет драму «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht»), в которой использует исторический сюжет – в 9 году нашей эры вождь древнегерманского племени херусков Арминий (Герман) завлёк римлян в глубь своей страны, выдавая себя за их друга и союзника, а затем уничтожил их. Это сражение привело к освобождению германских земель из-под власти Римской империи.
Но рассказывая о победе древних германцев над римлянами, Клейст на самом деле изображает современных ему захватчиков-французов и немцев. В этой драме, в патриотических стихах, в воззвании «Катехизис немцев» он призывает соотечественников подняться на борьбу с оккупантами.
Клейст как литератор работал в Берлине чрезвычайно интенсивно, «на износ», но оставался непризнанным. Его пьесы не ставили, новеллы не пользовались успехом, газета, основанная им в Берлине, обанкротилась.
Особенно огорчало Клейста неприязненное отношение к нему великого Гёте (Johann Wolfgang von Goethe), который о Клейсте отозвался так: «Его произведения так же безнадёжно больны, как и их автор».
Резко ухудшилось состояние здоровья Клейста, всё чаще мучают его проявления, как говорили тогда врачи, «чёрной меланхолии», неврастении. Резко нарастало и без того обычное для него трагическое ощущение жизни, её «разлаженности».
От Клейста отшатнулись все родственники, он остался без средств к существованию. Острый духовный кризис, переживаемый Клейстом, усугублялся трагической ситуацией, в которой оказалась горячо любимая им Пруссия.
«Клянусь тебе, я не могу больше жить»
Мысль о самоубийстве, никогда не покидавшая Клейста, становится всё более явственной, настойчивой.
В одном из последних писем своей родственнице Мари фон Клейст (Marie von Kleist) он так объяснял своё состояние: «Клянусь тебе, я не могу больше жить, моя душа так изранена, что когда я высовываю свой нос из окна, то мне больно от дневного света».
Клейст нашёл родственную душу, человека, который согласился уйти из жизни вместе с ним, – это была Генриетте Фогель (Henriette Vogel), младше его на три года, неизлечимо больная paком.
21 ноября 1811 года, холодным осенним днём, Генрих фон Клейст застрелил Генриетту Фогель, а затем пустил пулю себе в голову. Произошло это на юго-западе Берлина, в одном из самых живописных уголков в окрестностях города, на озере, которое тогда называлось Stolper Loch, сегодня это – der kleine Wannsee (малое Ваннзее).
Похоронены они были там же, без соблюдения церковного ритуала, их могилы находятся на этом месте до сих пор.
Случайный свидетель утверждал, что на место самоубийства, на берег озера, Клейст и Фогель принесли кофе и еду, что перед cмepтью они шутили и даже развлекались, бросая камешки в воду.
Существует мнение, что Клейст, как мастер трагедии, как настоящий художник, старательно инсценировал свою гибель, заранее сочинив эффектную романтическую пьесу, в которой главным действующим лицом был он сам.
Клейст и Фогель написали совместно предcмepтное письмо, в котором есть такие строки: «Всего вам доброго, дорогие друзья, вспоминайте в радости и печали двух необычных людей, которых вскорости ждёт великое путешествие в неведомое».
«Без пяти минут Достоевский»
В Германии Клейст не скоро завоевал известность, интерес к нему возник только к концу XIX века. В 1911 году, в год столетия со дня cмepти писателя, в Германии была учреждена престижная литературная премия Генриха Клейста, присуждаемая ежегодно.
В настоящее время Клейст – один из любимейших и почитаемых немецких писателей.
По Клейсту человеческая жизнь – это трагедия, игралище тёмных иррациональных сил, инстинктов, которые управляют поведением людей, заставляют их действовать против собственных принципов, против своей воли. Для Клейста мир катастрофичен.
Задолго до экзистенциалистов (философского учения, возникшего в XX веке) Клейст указывал на изначальную трагичность человеческого существования. По Клейсту люди отнюдь не братья (как, например, у Шиллера), у человека нет опоры среди других людей, он обречён на обособленность и отчуждённость.
Все страсти и желания у Клейста резко преувеличены, нередко доведены до патологии.
Клейст, проникающий в глубины подсознательного, – это предтеча, предшественник модернистских течений в искусстве второй половины XIX и XX века, это, как утверждает литературовед Игорь Гарин, «без пяти минут Достоевский».
Есть основания утверждать, что Достоевский был знаком с творчеством Клейста, специалисты находят, что роман «Бесы» – это своего рода полемика и перекличка с повестью «Михаэль Кольхаас», посвящённой, как и «Бесы», проблеме индивидуального террора.
Интересно, что один из любимых писателей Франца Кафки (Franz Kafka), наряду с Достоевским, – Генрих фон Клейст. Считается, что именно у Клейста Кафка учился манере письма: неспешный, размеренный язык повествования и – гротескность, кошмарная абсурдность ситуаций, в которые попадают персонажи.
В Германии 2011 год объявлен «годом Клейста»
В городах Германии, прежде всего в Берлине и в родном городе писателя Франкфурте-на-Одере, организуются в память о Клейсте семинары, литературные чтения, концерты, лекции, театральные мастер-классы, выставки художников.
В разных немецких издательствах напечатаны обширные биографии Клейста, монографии и исследования, посвящённые его жизни и творчеству, много внимания уделяли этой дате СМИ в Германии и за рубежом.
Читайте также Краткая биография лэВ ноябре берлинский театр имени Максима Горького проводил «Фестиваль Клейста» – постановки по шести пьесам Клейста. Одно из ключевых событий «Года Клейста» – выставка «Клейст: кризис и эксперимент», открывшаяся одновременно в Берлине и во Франкфурте-на-Одере.
А Немецкий литературный архив в Марбахе (Баден-Вюртемберг) представил выставку «Судьба», посвящённую Клейсту.
Генрих фон Клейст
Наиболее значительная страница в истории немецкого романтизма в начале XIX столетия связана с творчеством драматурга и прозаика Генриха фон Клейста (1777—1811), по праву считающегося классиком мировой литературы. Жизнь и судьба Клейста романтически спyтaнны и наполнены трагическими событиями и душевными надломами. Он принадлежал к древнему дворянскому роду, в традиции которого входило следование абсолютным нормам кастового послушания, служения суверену (мужская линия этого рода реализовала себя в военной карьере). До конца 1790-х гг.
Клейст, одаренный, впечатлительный и крайне честолюбивый юноша, развивался в традиционном для семьи русле. Испытывая неудовлетворенность предустановленной карьерой, Клейст пытается получить «гражданское» образование: он занимается во Франкфуртском университете физикой, математикой, философией.
Внутренним событием колоссальной важности, оказавшим воздействие и на дальнейшую судьбу Клейста, и на его творческий путь, предстает его знакомство с философскими сочинениями Иммануила Канта, в частности с учением о непознаваемости «вещи в себе». Умозаключения Канта, изложенные с присущим немецкой классической философии академизмом, Клейст воспринял романтически страстно и личностно: суть вещей непознаваема для человеческого разума. Не существует способов логического доказательства истинности или ложности того или иного явления или мopaльного принципа. Человек на земле остается без нравственных ориентиров, без точки опоры в мире.
Мировосприятие Клейста связано с обостренным чувством непрочности мира, уязвимости, хрупкости человека. Трагизм бытия клейстов- ских героев обусловлен их стремлением к утверждению абсолюта. В этом смысле клейстовские герои вполне остаются в русле канонического развития романтизма с его неистовой верой в возможности человеческого духа и в высшее предназначение человека, с восприятием личности как меры всех вещей, неподвластной обыденности и всем земным установлениям. Более того, клейсговский герой по уровню страстей и притязаний явно превышает героев раннеромантической литературы. Но именно здесь и намечается существенное своеобразие клейстовской модели личности. Клейст не выходит за пределы романтического миросозерцания, однако он обращается к тем формам человеческого бытия и страдания, которые ранний романтизм либо не учитывал вовсе, либо едва наметил.
Клейст подвергает жестокой проверке правомерность притязаний романтической личности на «идеальность», суверенность и непогрешимость. Сомнение во всесилии индивида, в раннеромантической литературе лишь обозначенное (Гёльдерлин, Вакенродер), у Клейста выдвигается на первый план, определяет этику и эстетику его творчества. Тема разлада, раздвоения человеческой души приобретает у Клейста центральное значение. Его герои сопротивляются этому состоянию — бунтуют против него и погибают (Пентесилея в одноименной трагедии) либо примиряются с ним (Алкмена в «Амфитрионе»).
Клейстовский герой вступает в поединок и с враждебными надличностными силами, и с напряженными противоречиями в своем внутреннем мире. При этом Клейст отказывается от традиционного в раннем романтизме обращения к личности творческой, к «художественному гению», избраннику муз, тем самым утяжеляя для себя как писателя задачу, поскольку его герои лишены спасительного прибежища, каковым является высокое искусство. Они — часть мира, их самоутверждение возможно только в его рамках, в пределах человеческого общежития.
Клейст — величайший мастер немецкой драмы. Уже первые его произведения опрокидывают каноны просветительского театра с его уверенностью в неизбежном торжестве разума. У Клейста почти аскетическая, классическая, «разумная» форма противопоставлена «неразумному», полному трагических нелепостей и ошибок содержанию жизни его героев.
В «Семействе Шроффенштейн» (1803), первом завершенном произведении Клейста, в качестве общего идейного каркаса автор обращается к «трагедии рока»: цепь непрекращающихся убийств в конце пьесы объясняется нелепой случайностью, недоразумением, несчастливым стечением обстоятельств. Однако художественное ядро трагедии составляют не внешние события, а психологическая драма персонажей. Главный «герой» здесь — недоверие человека к человеку, и все события являются лишь следствием этого душевного порока вовлеченных в драму персонажей.
В двух отличающихся друг от друга по времени действия и исходному материалу комедиях «Амфитрион» (1807) и «Разбитый кувшин» (1808) Клейст обращается к ситуациям, казалось бы, легким, искрометно-веселым, юмористическим, однако и здесь он не отступает от своей изначальной темы. В «Амфитрионе», представляющем собой переделку молье- ровской пьесы, Клейст, первоначально собиравшийся лишь перевести ее на немецкий язык, постепенно увлекается собственным ходом мысли, все более отклоняется от текста оригинала.
Центральный персонаж пьесы — Алкмена, преданно любящая своего супруга. По прихоти бога Юпитера, принявшего облик Амфитриона и овладевшего героиней, она оказывается в ситуации, приводящей к «разладу души». Поколeблена ее вера в собственную чистоту, в подлинность чувства. Классицистская «комедия положений» превращается у Клейста в «трагедию доверия», в испытание перед лицом всесильной и жестокой судьбы.
В «Разбитом кувшине» Клейст демонстрирует виртуозное владение искусством комедийной интриги. На сцене разворачивается судебное разбирательство по иску крестьянки Марты Рулль, касающееся кувшина, разбитого неизвестным мужчиной, который ночыо прокрался в комнату Евы, ее дочери, и был застигнут женихом дeвyшки. Перед зрителем разыгрываются разные и порой самые невероятные варианты событий, произошедших ночыо в деревне. Бытовой колорит пьесы, живой разговорный язык, юмористически обрисованные социальные типажи, вне всякого сомнения, связаны с обращением Клейста к традициям мольеровской комедии. Однако за изначально комической и вызывающей смех ситуацией (судья, разбирающий дело, в котором он одновременно является обвиняемым) вновь таятся чисто клейстовские темы. Судья Адам, комически приземленное воплощение зла и дьявольской силы (бегство из деревни судьи, прихрамывающего на одну ногу, — говорящая за себя деталь), — не главный антагонист Евы, отстаивающей во время судебного разбирательства свою честь и любовь. Главный противник — недоверие ее жениха Рупрехта, которого она своим молчанием пытается спасти от неправедного судьи. Он обязан верить ей вопреки всем фактам, вопреки всем обличьям реальности, всем маскам бытия, которые, как выясняется, так легко сменяемы и взаимозаменяемы. Вера в себя и доверие к собственному чувству и чувству другого человека вопреки рассудку, вопреки тому, что видят твои глаза, по Клейсту, — единственная нравственная задача для личности, стоящая усилий, единственное средство в борьбе с жестоким и неправедным миром, единственная возможность сохранить цельность, не разрушить собственное «Я».
В новелле «Маркиза д’О» (1808) центральной является проблема веры в человека, в нравственное чувство вопреки самым безжалостно порочащим его обстоятельствам. Клейст идет на смелый эксперимент, соединяя в сюжете анекдотическое происшествие (благородная, безупречного поведения вдова и мать двоих детей не только оказывается в интересном положении, но и не подозревает, кто отец ее будущего ребенка) с одним из самых возвышенных евангельских преданий — с историей о непорочном зачатии Девы Марии. Маркиза уверена в своей безупречности, она настаивает на праве на доверие со стороны окружающих ее и близких ей людей вопреки очевиднейшим обстоятельствам и вопреки собственному телу. Появление графа Ф., виновного в случившемся и стремящегося загладить свою вину, не приводит к счастливой развязке, а лишь придает ситуации новый трагический поворот. Маркиза оказывается у той крайней черты, за которой добро и зло вдруг предстают неотличимыми друг от друга, являя себя в одном человеке: «он не показался бы ей тогда дьяволом, если бы при первом своем появлении не представился ей ангелом».
Пьеса «Пентесилея» (1808) — одно из самых значительных и мрачных произведений Клейста. Автор обращается к античному материалу, однако его тpaктовка античности резко отличается от восприятия классической древности, известного по Винкельману и веймарской классике. Клейст «варваризи- рует» хаpaктеры своих героев, наделяет их неистовыми желаниями. Захваченная порывом неудержимой страсти к Ахиллу, военачальнику греков, Пентесилея, предводительница амaзoнок, не может победить его в открытом бою, чтобы увести с собой и у себя на родине предаться сжигающему ее чувству. Отречься от своей внешней судьбы, от закона амaзoнок Пентесилея не в состоянии. Она вновь бросается в битву, натравливет на Ахилла собак и сама, потеряв человеческий облик, терзает зубами его несчастное тело. Пентесилея наделена безмерным, необъятным чувством любви, и эта безмерность становится для нее (и для всех последующих героев Клейста) трагической проблемой. Безмерные притязания чувства сталкиваются с неумолимыми надличностными законами, приводя к гибели Пентесилеи.
Клейст обращается к проблеме абсолютного чувства в одном из самых известных своих прозаических произведений — в новелле «Михаэль Коль- хаас. Из старой хроники» (1810). Он наделяет своего героя, обычного лошадиного барышника, до предела обостренным чувством справедливости. Вера в абсолют, бескомпромиссное следование некоей нравственной максиме в столкновении с внешним миром, с силами произвола и беззакония в нем, превращают Кольхааса в «одного из самых справедливых, но и самых страшных людей» своего времени.
Клейст помещает своего героя в достаточно конкретный исторический контекст, однако главной задачей писателя не было разоблачение социальных порядков Германии XV в. В центре повести — проблема испытания человеческого хаpaктера. Михаэль Кольхаас идет на это испытание, в противном случае его вера в справедливость, в незыблемые мировые законы была бы поколeблена. Он жертвует ради торжества справедливости всем, что имел: домом, делом, семьей и даже добрым именем. В процессе этого испытания он сам становится преступником и насильником, поскольку обычными средствами воздействовать на механизм феодальной государственной системы с ее круговой порукой, хитросплетениями бюрократических рогаток и родственных связей ему не удается. В финале повести «гибнет мир и торжествует истина»: обидчик наказан, но должен понести наказание и Кольхаас — его ведут на казнь.
Клейст как писатель-романтик вновь рассматривает одну из центральных духовных проблем романтизма — проблему прав и пределов абсолютного чувства. Он разделяет пафос искания справедливости, которым одержим его герой, однако писателя пугает стихия бунта. Поиски идеала для Клейста весьма мучительны, и осуждение романтического индивидуализма и максимализма дается ему нелегкой ценой.
Повесть «Михаэль Кольхаас» относится к позднему периоду творчества Клейста (1808—1811). В эти годы мировоззрение и творчество немецкого драматурга теснейшим образом связано с национально-освободительными настроениями, охватившими значительную часть немецкого общества после вторжения Наполеона в Германию. Не знающий середины ни в любви, ни в ненависти, Клейст целиком захвачен идеей борьбы, мести Наполеону как узурпатору, лишившему народ его великого права на свободу. Драма «Битва Германа» (1808), сюжетную основу которой составляет подвиг вождя херусков Арминия (Германа), объединившего вокруг себя германские племена и разбившего в Тевтобургском лесу римские легионы Вара, пронизана национально-патриотической идеей. Борьба против поработителей оправдывает все средства: Герман идет на обман, предательство, провокацию, на убийство беззащитного человека, спасая свой народ от римского владычества.
Близкая по своему идейному звучанию к «Битве Германа» драма «Принц Фридрих Гомбургский» (1810) возникла в той же политической атмосфере военных поражений Австрии и Пруссии, выражая страстную надежду автора на активную борьбу немцев за национальное освобождение. Если в первой драме эта надежда связывается с объединением немцев под руководством одного правителя, то в «Принце Гомбургском» главная политическая идея концентрируется в образе идеального монарха.
Драматургическое движение Клейста в определенной мере возможно оценить и как своеобразное возвращение к некоторым просветительским идеям (столкновение чувства и долга), к поэтике просветительского театра.
В «Принце Гомбургском» автор пытается отыскать точку соприкосновения страстной, порывистой личности и холодного, рационально устроенного мира, ту точку, которая позволила бы человеку воплотить свои неистовые стремления и желания вопреки узким рамкам жизненной реальности и одновременно оживить, динамизировать эту реальность. В личной биографии Генриха Клейста столкновение поэта с реальностью завершилось трагедией: в 1811 г. он, встретивший лишь холодное недоброжелательство со стороны прусского короля в ответ на свои искренние и глубокие патриотические порывы, покончил жизнь самоубийством.
Родился в Швейцарии в Конольфиген 5 января 1921 г...
07 10 2024 10:19:45
Каждый союз развивал идеи либерального развития России, с каждым годом организации проникали все глубже в управление страной...
06 10 2024 2:15:24
Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей...
04 10 2024 6:12:31
Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию...
01 10 2024 13:26:26
(194) Рецензии, критика, отзывы (109) Зарубежная литература (88) Новинки литературы (54) Литературные герои (17) Российские писатели (11) Книжные цитаты (10) Зарубежные писатели (7) Русская литература (5) История моды...
28 09 2024 14:21:39
В Ставке Верховного Главнокомaндования разpaбатывались планы по нанесению мощных ударов, открывающих путь к освобождению стран Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова...
27 09 2024 3:15:13
Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа...
26 09 2024 11:20:29
Дважды Герой Советского Союза и генерал-майор авиации...
25 09 2024 17:18:29
Он очень любил родную природу и рассказывал о ней в книгах, которые писал для детей...
23 09 2024 18:33:27
Подготовку пакта Бриана — Келлога — негативно, во многом оттого, что Ссср и на этот раз не пригласили к переговорному процессу...
20 09 2024 1:53:53
Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в...
18 09 2024 20:22:27
Стро гий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журна лист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия...
17 09 2024 21:24:56
Род Мельниковых принадлежал к старинному дворянству, но он не был ни знатным, ни богатым...
16 09 2024 17:23:16
Фет входил в когорту поэтов «чистого искусства», для которой хаpaктерно первостепенное выражение чувств и эмоций...
13 09 2024 2:31:32
К сожалению, многие произведения не сохранились до наших дней, и это серьезная утрата...
11 09 2024 12:50:35
Его отец был юристом, помимо этого он был преподавателем Варшавского университета...
10 09 2024 16:50:22
Вряд ли кто-то не слышал о лисе, которая хитростью отняла у ворона сыр, или же о сыновьях, которые в поисках сокровища вскопали весь виноградник...
02 09 2024 18:29:19
Книги американского автора учили юных и взрослых читателей преодолевать жизненные трудности не при помощи денег, революционной борьбы или сказочных фей, а посредством оптимизма и человеколюбия...
01 09 2024 19:14:27
В основу культовой кинокартины легли фантастические повести Евгения Велтистова, открывающие цикл произведений о мальчике-роботе...
31 08 2024 10:42:32
Апулей — древнеримский писатель и поэт, философ, ритор — родился приблизительно в 124 г...
30 08 2024 8:17:23
За 50 лет творчества Роллан создал более 20 эпохальных романов, десяток сборников пьес и статей, за что на середине жизненного пути удостоился высшей награды — Нобелевской премии...
29 08 2024 18:44:39
Heinrich Mann, 27 марта 1871, Любек, Германия, — 11 марта 1950, Санта-Моника, США) — немецкий писатель-прозаик и общественный деятель, старший брат Томаса Манна...
28 08 2024 2:25:49
1872-1956) — один из писателей «поколения 98-го года», родился в Сан-Себастьяне в семье горного инженера-баска...
27 08 2024 22:22:47
Она есть Слово без артикуляции, свободное от определений, пылающий источник, который, как меч, отсекает всякое противостояние...
26 08 2024 18:35:13
Мальчик, который в детские годы совсем не хотел учиться, став взрослым, догнал и перегнал ровесников во всем...
25 08 2024 17:26:39
Walter Benjamin) — немецкий философ, теоретик истории, эстетик, историк фотографии, литературный критик, писатель и переводчик...
24 08 2024 5:49:36
Однако роман писательницы о революционере, борющемся за независимость Италии от австрийских оккупантов, наибольшую популярность получил в царской России и СССР...
23 08 2024 17:48:55
Причины неудач Красной Армии...
22 08 2024 7:18:45
Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл родился в Эдинбурге 22 мая 1859 года...
20 08 2024 18:43:58
Пантеле́ев (настоящее имя — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев [1] , 9 (22 августа) 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1988, Ленинград) — русский советский писатель...
19 08 2024 21:15:40
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::