Краткая биография лённрот > Школа искусств
Школа искусств    


Краткая биография лённрот

Краткая биография лённрот

Биография Лённрот Э.

Элиас Лённрот (фин. Elias Lönnrot, 1802—1884) — финский лингвист, фольклорист, собиратель и составитель карело-финского эпоса «Калевала».

Родился в семье портного в приходе Самматти. Приход входил в то время в лен Шведского королевства Нюланд и Тавастгус[sv] (ныне Самматти в составе провинции Уусимаа Южной Финляндии). Семья жила в крайней нужде.

По окончании школы в Таммисаари, затем школы в Або, поступил в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. В том же году защитил диссертацию «Вяйнямёйнен, бог древних финнов» (на латинском языке).

Поступил на медицинский факультет Гельсингфорсского университета, который окончил в 1832 году, получив степень доктора медицины.

В начале 1833 года Лённрот получил должность районного врача в Восточной Финляндии, в небольшом городке Каяани. Здесь он прожил 21 год, до конца 1853 года.

В эти годы увлёкся собиранием карело-финского фольклора, древних эпических рун, пословиц и поговорок. В дальнейшем собранные Э. Лённротом этнографические материалы легли в основу эпоса «Калевала», принёсшего ему мировую известность.

Леннрот совершил в общей сложности 11 поездок по финской и русской Карелии (1828—1842), в том числе по территориям, населённым карелами, в восточных и частью северных районах Олонецкой и Архангельской губерний (в 1832—1837, 1841—1842). Эти путешествия он совершал пешком, с ружьём и сумой за плечами, или в лодке; цели его путешествий были прежде всего связаны с фольклором и лингвистикой, однако его путевые записи, дневники и заметки, содержат также ценные географические и краеведческие сведения: о путях и способах передвижения, ландшафте, озёрах, реках, селениях, населении, его быте и промыслах, экономическом положении, обычаях, состоянии врачебной помощи и т. д. Некоторые из его краеведческих наблюдений, особенно бассейна Верхней Кеми, не утратили своего познавательного значения.

В первую поездку (1828) по русской Карелии он захватил частично Приладожье (Сортавала), во второе путешествие (лето 1832), через Колвасъярви, Лённрот посетил Реболы, Каскеснаволок, Минозеро и Бабью Губу (Каменное озеро) и через Лендеры вернулся в Финляндию — Каяани, Куопио, Порвоо, Хельсинки.

В 1833 году Лённрот провёл основную фольклорную экспедицию по записи песен-рун будущей «Калевалы»: из Каяани в русскую Карелию через Вуоксу, Каменное озеро, на Войницу и Вокнаволок (озеро Верхнее Куйто) и через Каменное озеро возвратился домой. Пятое — по общему счёту и четвёртое — по Карелии (апрель 1834) короткое путешествие (18 дней) протекало преимущественно в русской Карелии. Лённрот побывал в Войнице, Ювалакше, Ухте, Вокнаволоке, на Каменном озере и в Ладвозере, то есть в верхней части бассейна реки Кемь. Здесь Лённрот встречался с известными карельскими рунопевцами — Архипом Перттуненом и Ваассилой Киелевяйненом.

В следующем путешествии (1835) Лённрот, закончив «Калевалу», прошёл большой маршрут по северо-восточной Карелии, посетив Реболы, Ругозеро, оттуда вдоль реки Чирка-Кемь в Юшкозеро, Ухту (ныне — поселок Калевала), Ювалакшу, Вокнаволок.

Собранные руны Лённрот объединил в эпическое произведение «Калевала». Первое издание эпоса состоялось в 1835 году, второе — в 1849 году.

В 1836 году Лённрот основал журнал «Mehiläinen» (Пчела), который стал первым в Финляндии периодическим литературным журналом.

Самым длительным и сложным по маршруту было путешествие Лённрота в 1836—1837 годах. В первую половину поездки была пройдена северная часть маршрута: через Ухту, Кереть, Ковду посетил Кандалакшу и Колу на Кольском полуострове, Петсамо (Печенга) и всю северную часть Финляндии.

В 1839 году была опубликована работа Лённрот «Домашний врач финского крестьянина».

Сразу же по возвращении домой Лённрот отправился на юг, через Вокнаволок и Реболы к карелам Восточной Финляндии до северного побережья Ладожского озера.

В последнее путешествие по Карелии Лённрот поставил задачу филологического исследования диалектов карельского языка и сбора материалов для шведско-финского словаря. В 1841 году Лённрот посетил Петрозаводск.

В 1841—1842 годах Лённрот вместе с Матиасом Кастреном совершил большую этнографо-лингвистическую поездку по Лапландии. В учёном мире Лённрот выдвинулся глубокими знаниями в области финского языка и фольклора.

Кроме основного труда «Калевала», он опубликовал сборник антологии финской народной лирики «Кантелетар» (1840—1841), сборники «Финские народные пословицы» (1842) и «Финские загадки» (1844).

В 1844 года, возвращаясь пешком из Тарту в Хельсинки через Петербург, записал ижорский фольклор в селе Котлы.

С апреля 1850 года почётный члeн Берлинской Королевской академии наук. В 1853 году он был приглашён профессором финского языка и литературы в Гельсингфорсский университет. В 1859 году избран почётным члeном Венгерской академии наук.

В 1860 году была опубликована работа Лённрота «Флора Финляндии».

В 1862 году, оставив должность профессора, Лённрот уехал в родную деревню Самматти.

Лённрот известен также как составитель двухтомного «Финско-шведского словаря» (1867—1881). Многие термины, которые сейчас являются неотъемлемой часть научной финской терминологии (особенно в области филологии и ботаники), были впервые сформулированы Э. Лённротом.

В 1876 году Лённрот был избран почётным академиком Императорской академии наук. Многолетняя дружба Лённрота с русским учёным Яковом Гротом, а также его связи с русскими литераторами (Петром Плетнёвым, Пантелеймоном Кулишом и др.) имели большое историко-литературное значение.

Скончался 19 марта 1884 года в родной деревне Самматти в возрасте 82 лет.

— Flora Fennica. Suomen Kasvisto. — Koelma, Hels., 1860.

— В его честь названа улица в центре Хельсинки, на которой установлен памятник учёному.
— Имя Элиаса Лённрота носит Финно-угорская школа в Петрозаводске.
— Именем Элиаса Лённрота назван сквер в центре Петрозаводска на пересечении улиц Кирова и Свердлова, в котором установлен фонтан в честь героев эпоса «Калевала».
— В городе Сортавала в 1978 году открыт памятный знак в честь Элиаса Лённрота.

Элиас Леннрот: биография, фото, творчество

Э. Лённрот — составитель карело-финского народного эпоса «Калевала». Иногда люди интересуются, кем был по профессии Элиас Леннрот. Ответ — лингвистом и журналистом. В Финляндии Лёнрота считают одним из основателей финского языка за его вклад в языкознание. Также он занимался врачебной пpaктикой.

Биография Элиаса Леннрота

По национальности Лёнрот финн, родился 9 апреля 1802 года в финском городке Саммати (тогда принадлежавшем Швеции). Семья его была бедной и большой – Элиас стал четвёртым ребенком. Отец его занимался портняжничеством. Уже в шесть лет мальчик научился читать, хотя в школу попал лишь в двенадцать. Из-за нужды ему приходилось работать, чтобы найти деньги на обучение и еду, и с детства Элиас занимался портняжным делом, как и его отец. А порой приходилось подзаpaбатывать даже песнями в деревнях. В 1815-1818 годах Элиас учился в Таммисаари и Турку. В 1820 году Лённрот поступил на обучение в городе Порвоо и параллельно устроился помощником в аптеку, сам обучался латыни. Несмотря на тяжелое финансовое положение, упopный юноша сумел исполнить свою мечту – поступить в университет.

Единственный шведский университет тогда находился в городе Або. Лённрот поступил туда на философский факультет в 1822 году. Тогда не существовало факультета или кафедры филологии, потому Элиас не смог изучать финский язык или литературу. Лённрот решил стать врачом и, окончив медицинский факультет, занимался медициной всю жизнь. Свои фольклорные экспедиции он совершал во время отпусков.

Главным делом жизни Элиаса Лённрота было создание «Калевалы». С неослабевающим интересом более двадцати лет он собирал песенные народные сказания карелов и финнов – руны. В поисках материала он побывал и во многих местах северо-западной России — не зря ему был присвоен титул члeна Российской Академии наук.

Семейная жизнь

Женился Лённрот поздно, лишь в 1849 году, после завершения работы над «Калевалой». Женой сорокасемилетнего Элиаса Лённрота стала двадцатишестилетняя Мария Пипониус. Семья поселилась в городе Каяни. Первым ребёнком Лённрота стал мальчик, которого в честь отца назвали Элиасом. Но прожил он недолго и умер от менингита в 1852 году в двухгодовалом возрасте.

В том же году глава Гельсингфорсского университета (после пожара в 1927 году туда переехал университет Або) попросил Лённрота занять должность его умершего друга Микаэля Кастрена, который был первым профессором на кафедре финского языка. После защиты докторской диссертации в 1853 году Элиас Лённрот с женой переехал в Гельсингфорс (Хельсинки). В 1856 году он прочитал первую университетскую лекцию на финском языке, что стало значительным событием.

У Лённротов родились ещё четыре ребенка, дочери. Кроме того, Элиас брал на попечение детей своих покойных друзей, опекал необеспеченных, финансировал приют в Хельсинки. На завещанные им деньги в Саммати была открыта школа домоводства. Она работает до сих пор.

В 1862 году, выйдя на пенсию, Лённрот отправился на родину, в Саммати, где вел благополучную, счастливую жизнь, занимаясь семьей и наукой. Но в 1868 году семейное счастье Элиаса Лённрота закончилось – его жена Мария умерла от туберкулёза, а вскоре, в 1870-х годах, от туберкулёза и дифтерита скончались трое из его дочерей (Текла, Элина, Мария).

Оставшиеся годы жизни Элиас провел в уединении, с единственным оставшимся в живых близким человеком – дочерью Идой. Много работал, находя в этом некоторое утешение. В 1880 г. после 40 лет работы было завершено составление «Финско-шведского словаря». Это было огромное достижение, ведь для обозначения многих понятий до Лённрота не существовало финских слов. Он в прямом смысле занимался словотворчеством.

В 1884 году восьмидесятидвухлетний Элиас Лённрот умер в Саммати. Его cмepть сопровождалась национальным трауром.

Ниже представлено фото Элиаса Леннрота.

Творчество Леннрота сегодня

В настоящее время всё еще популярно творчество Элиаса Лённрота: фильм под названием «Воин Севера», вышедший на экраны в 2006 году, частично основан на карело-финском эпосе «Калевала». В этом году планируется новый фильм по мотивам «Калевалы» – Iron Danger, а также игра и комиксы. Это и новые переиздания эпоса говорят о том, что финно-угорская культура по-прежнему вызывает интерес.

Читайте также  Краткая биография свифт

«Калевала» Элиаса Леннрота: краткое содержание

Начинается эпос с космогонических мифов – истории о сотворении мира, а также рождения главного героя Вяйнямёйнена. Название эпоса повторяет имя страны, в которой разворачиваются основные события – Калевалы. Ей противопоставляется другая страна, северная и мрачная Похьёла. Хозяйка Похьёлы – злая колдунья Лоухи.

Сотворение мира

Вначале были пустыми земля и воды. Затосковала воздушная дочь Илматар и стала творить горы и заливы. А потом родила она сына, большого и сильного Вяйнямёйнена. Стал жить в стране Калевала, только ничего там не росло. Но пришёл к герою мальчик, Сампса Пеллервойнен, и принес семена. Появились из земли самые разные растения, только дуб не рос. Попросил Вяйнямёйнен материнской помощи. Вышли по её велению из воды дeвицы, накосили травы; вышел богатырь и сжёг её. Вырос на этом месте могучий дуб, заслонил всё небо. Опять воззвал Вяйнямёйнен к Илматар. Тогда появился из воды малюсенький человек, вырос громадным и срубил непокорный дуб. Когда лучи солнца вновь упали на землю, посеял Вяйнямёйнен хлеб.

Песенное состязание и сватовство

Когда Вяйнямёйнен постарел, стал он петь людям о сотворении мира. Услышали эти песни в далёкой Похьёле. А там жил хвастливый дерзкий Йоукахайнен, и поехал он в Калевалу, чтобы победить Вяйнямёйнена в песенном состязании. Пел Йоукахайнен, что он создатель мира. Старец, чтобы проучить хвастуна, запел заклинания. Исчезли сани, конь и меч Йоукахайнена, а сам он провалился в болото. Испугался юноша и, завязнув в трясине по уши, пообещал Вяйнямёйнену сосватать в жёны свою сестру. Вяйнямёйнен обрадовался и спас Йоукахайнена.

Мать Йоукахайнена была довольна, что всё так обернулось, – она хотела, чтобы достойный старец посватался к её дочери Айно. Но та только плакала – не хотелось ей замуж за старого. В отчаянии Айно бросилась в море, чтобы спрятаться. Плакали по ней и мать, и Вяйнямёйнен. Сидел старец на берегу с удочкой, горюя, и вытащил рыбу. А она заговорила человеческим голосом, и оказалось, что это сама Айно. Упустил Вяйнямёйнен невесту-рыбу, и сколько ни закидывал в море снасти, больше ему не удалось её поймать.

Красавица Похьелы и создание Сампо

Дошёл до Вяйнямёйнена слух, что старуха Лоухи, хозяйка Похьелы, собралась дочку замуж выдавать. Решил он попытать счастья там. На пути подкараулил его Йоукахайнен, замысливший месть. Хотел он убить Вяйнямёйнена отравленной стрелой, но попал в коня, а старец упал в море. Восемь дней носился он по волнам, пока не вытащил его орёл. Но найти дорогу домой было непросто, ведь оказался герой в самой Похьеле. Услышала его стенания служанка старухи Лоухи и привела в дом. Хозяйка Похьелы предложила помочь Вяйнямёйнену вернуться на родину, но взамен попросила сковать чудо-мельницу Сампо. Пообещал Вяйнямёйнен прислать вместо себя Илмаринена, кузнеца. Посулила Лоухи тому отдать в жёны свою дочь.

Запрягла сани Лоухи для Вяйнямёйнена и наказала не смотреть на небо по пути. Но старец забыл про наказ и, посмотрев наверх, узрел красавицу Похьелы – дочь Лоухи. Предложил Вяйнямёйнен ей выйти за него замуж, а она ему начала давать разные поручения. Герой справился со всеми, кроме последнего. Сколачивая лодку из веретена, разбудил он звуком топора страшного Хийси, хозяина гор. Тот разозлился и направил топор прямо в колено Вяйнямёйнену. Много заклинаний знал песнопевец, но кровь унять не сумел. Еле нашёл он лекаря, а как только рана затянулась, отправился домой.

Рассказал Вяйнямёйнен кузнецу Илмаринену о своём обещании, а тот не хочет уезжать с родины. Тогда Вяйнямёйнен с помощью песенных заклинаний отправил Илмаринена в Похьелу. Сковал мастер-кузнец Сампо – всё, что прикажут, мелет она: и муку, и соль, и деньги. Жадная хозяйка Похьелы спрятала мельницу в глубине горы, а кузнеца домой отправила и дочку за него не выдала, не сдержала обещание.

Сватался к красавице Похьелы ещё один герой, Лемминкайнен, но и у него ничего не получилось, чуть не погиб.

А Вяйнямёйнена тем временем не оставляла мысль о дочери Лоухи. Собрался он и с приключениями поплыл в Похьёлу. Илмаринен узнал о том и тоже помчался в Северную страну, на коне. Порешили они, что красавица сама выберет того, кто ей больше по сердцу. Дочке Лоухи больше молодой кузнец нравится, а старухе – Вяйнямёйнен. Придумывала Лоухи всякие сложные испытания для Илмаринена, но с помощью красавицы Похьелы он их преодолел. Пришлось согласиться на свадьбу. Пел там Вяйнямёйнен, обиды на молодых у него не было.

А неистовый Лемминкайнен, которого не пригласили, приехал всё равно. Хотели посмеяться над ним, но он в ярости отрубил голову хозяину Похьелы. Погнались за Лемминкайненом, чтобы отомстить. По совету матери Лемминкайнен спрятался на далёком острове и дал ей обещание никогда больше не брать меча.

А Илмаринен недолго был женат. Взятого на воспитание сироту Куллерво обижала жена кузнеца, красивая, но злая красавица Похьелы. По наущению ворона отомстил юноша мачехе – подменил стадо коров оборотнями, которые разорвали молодую хозяйку Похьелы. Долго Илмаринен мучался тоской по жене. А Куллерво погиб, освобождая родные края от захватчика — злого дяди Унтамо.

Конец Сампо и создание кантеле

В конце концов решили Вяйнямёйнен, Илмаринен и Лемминкайнен забрать у старухи Лоухи чудо-мельницу. Неправильно прятать Сампо, когда может она людям помогать.

Пока плыли герои в Похьелу, поймали гигантскую щуку, из скелета которой сделали кантеле (карельский музыкальный инструмент). Потом оно потерялось, но сделал Вяйнямёйнен новое, из березы. Никто не умел так волшебно играть на кантеле, как песнопевец.

Спасти чудо-мельницу из-под замков герои смогли, а сберечь нет – упала Сампо в воду. Осколки собрали и закопали в калевальской земле. С той поры стала Калевала счастливой страной.

Элиас Леннрот

В Карелии Элиас Леннрот зачастую известен лишь как создатель карело-финского национального эпоса «Калевала». Но мало кто знает, что у этого финского лингвиста была очень интересная и непростая судьба.

Биография Редактировать

Элиас Леннрот [2]

Свою жизнь Леннрот посвятил работе в двух разных областях – медицине и филологии.Трудное детство в бедной семье портного из провинции закалило его хаpaктер и привило ему любовь к знаниям и к упopному труду. Он не мог получить систематического образования в детстве, многое ему приходилось учить самому, например, он пpaктически самостоятельно овладел шведским и латынью 3 .

Затем Элиас Леннрот закончил философский, а позднее и медицинский факультеты университета в Або. Отпуска он проводил в научных экспедициях по стране, собирая руны — осколки будущего великого карело-финского эпоса. Конечно же, Леннрот не был первопроходцем в деле собирания фольклора в Финляндии, и не ему первому пришла в голову мысль о том, что все подобные песни идут словно от одного источника, и потому логично было бы собрать их вместе. Но именно он сумел воплотить эту идею в жизнь, попутно оставив заметки в виде путевых дневников – о быте и обычаях финнов, о своих встречах с рунопевцами. Эти экспедиции требовали от него огромной самоотдачи: стесненный в средствах, особенно поначалу, пока Финское литературное общество не стало его поддерживать, он мог позволить себе самые скромные дорожные расходы. Всего в поисках новых рун он совершил 5 путешествий по Карелии и Финляндии. Он побывал и на севере Карелии и на юге, посетил Валаам, Петрозаводск, Сортавала и многие другие поселения Республики.

На этом рисунке изображен Леннрот, идущий в свою очередную экспедицию [2].

Первый сборник, так называемая «Пра-Калевала», была написана в 1833 году, ее уже были готовы напечатать, но пятая экспедиция Леннрота была настолько удачна, что Леннрот попросил отложить выход в свет произведения, чтобы доработать поэму — именно тогда Элиас во время своего путешествия по Беломорской Карелии встретился с Архипом Перттуненым и другими исполнителями 3 .

В 1835 году «Калевала» наконец была опубликована и имела большой успех. Итоговый сборник состоял из 32 рун. Благодаря ней возникла мода на изучение быта и культуры карельских деревень и их жителей. Так появились новые фольклорные памятники, обогатилась история нашего края.

Первое издание «Калевалы» [1]

Но Леннрот на этом не остановился: снова и снова он отправлялся в свои экспедиции, постоянно переpaбатывая и дополняя существующий текст поэмы. Второй вариант «Калевалы», выпущенный в 1849 году состоял уже из 50 рун, именно его знают во всем мире. После этого Элиас Леннрот женился. Его жена, Мария Пипониус, родила ему пятерых детей – четырех дочерей и сына, но, к сожалению, сын прославленного лингвиста умер во младенчестве, и из его дочерей в живых в итоге осталась только одна, Ида. Умер Элиас Леннрот в возрасте 82 лет в 1884 году.

Вклад в развитие финского языка Редактировать

Леннрота называют ни много ни мало «вторым отцом финского языка» (первым «отцом» считается Микаэль Агрикола). Лингвист поспособствовал большим реформам в языковой сфере, составил несколько словарей, актуальных и сегодня. Он был в числе первых ученых, свободно владеющих как финским, так и шведским языком. Много времени Леннрот потратил на просветительскую деятельность: писал и для крестьянства, говорящего на финском, и для интеллигенции, изъясняющейся на шведском языке 3 .

Вклад в медицину Редактировать

История знает немало примеров, когда литературный талант сочетается с медицинским. Элиас Леннрот был превосходным пpaктикующим врачом, даже руководил борьбой с главными бичами того столетия — холерой, тифом и дизентерией, причем он сам едва выиграл борьбу с тифом. И, конечно же, и здесь он остался верен принципам просветительства: например, его перу принадлежит книга под названием «Домашний доктор финского крестьянина», а также первый финский ботанический справочник «Флора Фенника» 3 .

Читайте также  Краткая биография льюис

Интересные факты Редактировать

  • В Калевальском районе, где Элиас Леннрот нашел многие из вошедших в «Калевалу» рун, есть памятник, посвященный этому событию, который так и называется «Сосна Леннрота». Памятник представляет собой ствол вековой сосны, под которой по легенде Леннрот и записывал услышанные песни 4 .
  • Имя великого лингвиста носит финно-угорская школа в г. Петрозаводск.
  • На пересечении улиц Свердлова и Кирова в Петрозаводске стоит фонтан, посвященный эпосу, а сам сквер назван по имени его собирателя.
  • В 1978 году в Сортавала на площади Вяйнямёйнена установили памятный знак в честь Леннрота, рядом со скульптурой, посвященной собирательному образу рунопевца, в котором некоторые исследователи видят Петри Шемейкке – рунопевца из Суйстамо.
  • Днем «Калевалы» является 28 февраля – это дата, которую Леннрот поставил под предисловием самого первого издания поэмы.

Краткая биография лённрот

Элиас Лённрот — финский лингвист, фольклорист, автор эпоса «Калевала».

Элиас Лённрот родился в семье портного в приходе Самматти в 1802 году. В то время это местечко входила в состав Шведского королевства. Семья была очень бедной.

Окончив школу, Лённрот поступил в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. В том же году защитил диссертацию «Вяйнямёйнен, бог древних финнов» (на латинском языке).
Поступил на медицинский факультет Гельсингфорского университета (Хельсинки). В 1832 году окончил университет, получив степень доктора медицины.

В начале 1833 года Лённрот занял должность районного врача в Восточной Финляндии, в небольшом городке…

Элиас Лённрот — финский лингвист, фольклорист, автор эпоса «Калевала».

Элиас Лённрот родился в семье портного в приходе Самматти в 1802 году. В то время это местечко входила в состав Шведского королевства. Семья была очень бедной.

Окончив школу, Лённрот поступил в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. В том же году защитил диссертацию «Вяйнямёйнен, бог древних финнов» (на латинском языке).
Поступил на медицинский факультет Гельсингфорского университета (Хельсинки). В 1832 году окончил университет, получив степень доктора медицины.

В начале 1833 года Лённрот занял должность районного врача в Восточной Финляндии, в небольшом городке Каяани. Тут он провел целый 21 год (до конца 1853 года).

Именно в эти годы он увлёкся собиранием карело-финского фольклора, древних эпических рун, пословиц и поговорок. Позже собранные этнографические материалы послужили основой эпоса «Калевала». Именно этот труд сделал Лённрота известным на весь мир.
В ходе работы он совершил в общей сложности 11 поездок по финской и русской Карелии (1828—1842), в том числе по территориям, населённым карелами, в восточных и частью северных районах Олонецкой и Архангельской губерний (в 1832—1837, 1841—1842). Путешествовал он пешком, с ружьём и сумой за плечами, или в лодке.
Главная цель его путешествий — сбор фольклора и лингвистические исследования, но путевые заметки и дневники этого периода — источник ценных сведений по географии и краеведению. Так, в них он фиксировал пути и способы передвижения, описывал ландшафт, озера, реки, селения, а также местное населения. Отражение нашли также быт и промысел финнов и карелов, экономическое положения, обычаи, состояние врачебной помощи и многое другое. Некоторые из его краеведческих наблюдений, особенно бассейна Верхней Кеми, не утратили своего познавательного значения.

В первую поездку (1828) по русской Карелии он также посетил частично Приладожье (Сортавала), во второе путешествие (лето 1832), через Колвасъярви, Лённрот был в таких местах, какРеболы, Каскеснаволок, Минозеро и Бабья Губа (Каменное озеро) и через Лендеры вернулся в Финляндию — Каяани, Куопио, Порвоо, Хельсинки.

В 1833 году Лённрот провёл основную фольклорную экспедицию по записи песен-рун будущей «Калевалы»: из Каяани в русскую Карелию через Вуоксу, Каменное озеро, на Войницу и Вокнаволок (озеро Верхнее Куйто) и через Каменное озеро возвратился домой. Пятое — по общему счёту и четвёртое — по Карелии (апрель 1834) короткое путешествие (18 дней) проходило преимущественно в русской Карелии. Лённрот побывал в Войнице, Ювалакше, Ухте, Вокнаволоке, на Каменом озере и в Ладвозере, то есть в верхней части бассейна реки Кемь. Здесь Лённрот встречался с известными карельскими рунопевцами — Архипом Пертуненом и Ваассилой Киелевяйненым.

В следующем путешествии (1835) Лённрот, закончив «Калевалу», прошёл большой маршрут по северо-восточной Карелии, посетив Реболы, Ругозеро, оттуда вдоль реки Чирка-Кемь в Юшкозеро, Ухту (ныне — поселок Калевала), Ювалакшу, Вокнаволок.

Собранные руны Лённрот объединил в эпическое произведение «Калевала». Первое издание эпоса состоялось в 1835 году, второе — в 1849 году.
В последнее путешествие по Карелии Лённрот поставил задачу филологического исследования диалектов карельского языка и сбора материалов для шведско-финского словаря. В 1841—1842 Лённрот вместе с Матиасом Кастреном совершил большую этнографо-лингвистическую поездку по Лапландии. В учёном мире Лённрот выдвинулся глубокими знаниями в области финского языка и фольклора.

Среди других его заслуг — основание журнала «Mehiläinen» («Пчёлка»), — он стал первым периодическим литературным журналом в Финляндии (с 1836 года)

В 1839 году была опубликована работа Лённрот «Домашний врач финского крестьянина», а также сборник антологии финской народной лирики «Кантелетар» (1840—1841), сборники «Финские народные пословицы» (1842) и «Финские загадки» (1844).

С апреля 1850 года почётный члeн Берлинской Королевской академии наук. В 1853 году он был приглашён профессором финского языка и литературы в Гельсингфорсский университет. В 1859 году избран почётным члeном Венгерской академии наук.

В 1860 году была опубликована работа Лённрота «Флора Финляндии».

В 1862 году, оставив должность профессора, Лённрот уехал в родную деревню Самматти.

Лённрот известен также как составитель двухтомного «Финско-шведского словаря» (1867—1881). Многие термины, которые сейчас являются неотъемлемой часть научной финской терминологии (особенно в области филологии и ботаники), были впервые сформулированы Э. Лённротом.

В 1876 году Лённрот был избран почётным академиком Императорской академии наук. Многолетняя дружба Лённрота с русским учёным Я. К. Гротом, а также его связи с русскими литераторами (Петром Плетнёвым, Пантелеймоном Кулишом и др.) имели большое историко-литературное значение.

Скончался 19 марта 1884 года в родной деревне Самматти в возрасте 82 лет.

Элиас Леннрот – финский Гомер Дмитрий Зубов

Элиас Леннрот – финский Гомер

28 февраля 1835 года рукопись с 32 народными песнями (рунами), предисловием и скромной подписью EL была передана в типографию. Так родилась «Калевала, или Старые руны Карелии о древних временах финского народа». Скрывавшийся за инициалами доктор Элиас Леннрот не только открыл миру удивительный по красоте эпос, но и поставил перед будущими поколениями исследователей весьма непростые вопросы и даже… слегка поколeбaл бесcмepтную славу великого Гомера.

Скромный лекарь или скромный гений?

В биографиях, особенно советских времен, Элиас Леннрот предстает перед читателями «скромным сельским лекарем», влюбленным в народную поэзию. Идеологически верным считалось изображать его «типичным представителем» крестьянской среды, талантливым выразителем ее культуры. Отчасти это так, но есть и другая сторона.

Некоторые факты его биографии не могут не удивлять. Леннрот родился в 1802 году в местечке Саммати на юге Финляндии. Он рано научился читать, но в школу пошел лишь в двенадцать лет, а спустя четыре года был вынужден оставить учебу, чтобы помогать отцу. Деревенский портной, бродячий певец, ученик аптекаря, учитель в частном доме – чем только не занимался будущий ученый, чтобы заработать на жизнь. Как после такого нелегкого старта Леннрот не опустил руки и сумел продолжить образование, да еще так блестяще!

Уже в 25 лет он защитил магистерскую диссертацию в университете города Турку на тему «Вяйнямейнен – божество древних финнов». Чуть позже в том же году пожар уничтожил здание университета; в огне погибли все архивы, в том числе и бумаги Леннрота. Он продолжил свое обучение в Хельсинском университете, но уже на медицинском факультете и вскоре присоединил к своим регалиям степень доктора медицины. При этом он ни на день не оставлял занятия филологией, активно собирал и записывал народные песни.

Медицина и филология – служению этим наукам Леннрот отдаст всю свою жизнь: двадцать лет врачебной пpaктики в маленьком провинциальном городке и долгие годы преподавания финского языка и литературы в университете города Хельсинки.

Стоит учесть тот факт, что вплоть до 1863 года финский язык в Финляндии не имел статуса государственного – на нем разрешалось печатать только книги религиозного и экономического содержания. Несмотря на созданное в 1831 году «Общество финской литературы», Леннроту почти всю жизнь приходилось писать на непризнанном языке, и даже издававшийся им журнал был посвящен вопросам официально не существовавшей литературы. Кроме того, он с детства лучше говорил по-шведски и, по логике вещей, скорее должен был стать шведским поэтом или переводчиком. Остается удивляться, как человек с такой судьбой оказался автором самой известной книги на финском языке. На сегодняшний день «Калевала» выдержала около 300 переизданий более чем на 50 языках мира.

Но справедливо ли называть доктора Леннрота автором «Калевалы»?

Эпос или литература?

«С сумкою за плечами, в которой были сложены его бумаги, с трубкой в зубах и флейтой, торчавшей из-за петлицы, двигался неведомый доктор, опираясь на палку. Ни дремучие леса, ни быстрые реки, ни болотная топь – ничто не могло его удержать…»

Еще будучи студентом-медиком, Леннрот предпринял свою первую экспедицию в глубь финской Карелии. Ее результатом стал сборник «Кантеле», куда вошли лучшие записанные и обработанные им песни. Следующие путешествия, в которых Леннрот обошел «все местности, где еще поют руны», и особенно русскую часть Карелии, принесли материал, достаточный для издания нескольких подобных сборников. Но их издание не отвечало конечному замыслу ученого – разрозненные, механически соединенные, они не создавали целостного представления об истории и традиции народа и были интересны лишь специалистам и немногим энтузиастам, влюбленным в финскую старину. Нужен был следующий шаг.

Читайте также  Краткая биография шенье

По свидетельству очевидцев, Леннрот часто в дневниках и письмах обращался к Гомеру: смелая и, казалось, невероятная мысль – самому создать эпос, подобный «Илиаде» или «Одиссее», – не покидала ученого. Его дерзкая на первый взгляд мечта в случае успеха грозила перерасти в научную сенсацию, стать культурным событием, способным изменить историю целого народа, как изменили в свое время судьбу Греции произведения слепого поэта. Но без дерзновения подобные дела не совершаются – как метко заметил один из исследователей эпоса: «Только два человека в XIX веке поверили в Гомера так, что их жизнь обрела смысл и бесcмepтие. Леннрот создал “Калевалу“, Шлиман нашел Трою».

Даже название эпоса родилось не без помощи Гомера. Не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что для Леннрота слова «Калевала» и «Илиада» перекликались и по форме, и по содержанию. Суффикс «ла» в финском языке используется для обозначения местности; и хотя большая часть действия эпоса происходит за пределами «земли Калевы», Леннрота это нисколько не смущало, ведь «и греки называли часть своих песен Илиадой, хотя не все происходило в окрестностях Илиона». Поистине, если уж следовать каким-то образцам прошлого, то самым лучшим!

Чтобы преодолеть пропасть между необработанным фольклорным материалом, привезенным из экспедиций, и мечтой о большой эпической поэме со множеством героев, переплетением сюжетных линий и ясной логикой повествования, Леннроту пришлось ни много ни мало самому стать профессиональным рунопевцем. Он по-своему, заново «пропел» все песни, причем зачастую превосходя в мастерстве народных сказителей своего времени. Он с удовольствием сочинял новые строки, подражая народному стилю, и даже писал письма друзьям «калевальским» размером. Обладая феноменальной памятью, Леннрот знал наизусть пpaктически все записанные в экспедициях песни, коих к 1847 году набралось уже более 130 тысяч строк. Окончательный вариант «Калевалы» появился на свет в 1849 году и содержал 22 795 строк песен, разбитых на 50 рун.

Вопрос, является ли «Калевала» народным эпосом или это произведение самого Леннрота, похоже, так и останется нерешенным. С одной стороны, ученые насчитали в «Калевале» всего лишь три процента «авторских» строк, а с другой – они же утверждают, что в эпосе нет и десяти строк кряду, которые не были бы изменены и творчески переработаны Леннротом. Сохраняя чистоту и красоту древней традиции, ученый расставил в тексте некоторые акценты, изначально не свойственные народной поэзии. Так, например, возникло противостояние двух миров, светлого и темного, Калевы и Похьелы, за право обладать волшебной мельницей Сампо.

А не так ли творил и Гомер? Не греческие ли «руны» собрал и пересказал гениальный поэт? Хотя какая разница – подобные сомнения вряд ли способны поколeбaть магическую силу воздействия обоих эпосов и дискредитировать их создателей.

Миф или история?

Многие поколения исследователей, читая «Калевалу», пытались привязать ее сюжет к конкретным историческим событиям, и в основном безуспешно. Ни версия о похождениях «финских викингов», ни вариант описания «эволюции родовой общины» не выдерживают критики. Действие «Калевалы», скорее, носит вневременной хаpaктер, это рассказ о прошлых временах, о древнейшей праистории карело-финского народа.

В последней 50-й руне поется о том, как дева Марьятта рождает невинного младенца, которому предначертано быть королем Калевалы, а главный герой – «старый, верный Вяйнямейнен» уплывает на медном челне, понимая, что настают новые времена и ему пора уходить. В этом сюжете легко читается рассказ о рождении Христа, а в «новых временах» угадывается христианская эра в истории северных народов. Но если конец эпоса связан с наступлением новой эры, то предыдущие 49 рун отсылают нас к более древним временам – к самым истокам существования человечества. Неслучайно «Калевала», как, впрочем, и священные истории других народов, начинается с мифа о сотворении мира.

Но кто же тогда эти славные герои, воспетые в эпосе? Сказания о «сынах Калевы» рассеяны по Финляндии, Эстонии, хорошо они знакомы и жителям русской Карелии. Так, имя богатыря Колыван со временем перешло из финских сказаний и в наши северные былины. В этих преданиях речь всегда идет о мифических великанах, наделенных непомерной силой, которые могли передвигать скалы и были «первыми строителями каменных церквей».

Интересна еще одна особенность этих персонажей: герои «Калевалы» сражаются не столько физическим оружием, сколько силой магических заклинаний, а места, где происходят события эпоса, Карелия и Лапландия, вплоть до наших дней почитались в России как земли шаманов, магов и волшебников.

О каких великанах, владевших тайными знаниями и заселявшими север Европы, идет речь в «Калевале»? Это – тема отдельного разговора, тем более что подобные рассказы не редкость в устной традиции многих народов. Что кроется за распространенным мифологическим сюжетом? Не содержит ли «Калевала» воспоминаний о важных событиях нашего прошлого? Тем более что в традиционном обществе миф не игра воображения, а способ проживания священной истории народа.

«Мифы», рассказанные Гомером, открыли новую главу в книге истории человечества: с троянских войн, описанных в «Илиаде», принято вести отсчет европейской цивилизации, а сюжет о стрaнcтвиях Одиссея давно уже стал частью европейского мировоззрения. Какую интересную историю скрывают «мифы», записанные Леннротом, покажет время. «Калевала» ждет своих «шлиманов», и кто знает, может, пророческими окажутся слова, которыми Леннрот оканчивает «Калевалу»:

Как бы ни было, а все же

Проложил певцам лыжню я,

Я в лесу раздвинул ветки,

Прорубил тропинку в чаще,

Выход к будущему дал я…

Читайте также

Дмитрий Зубов Куликовская битва. Шаг в бесcмepтие

Дмитрий Зубов Куликовская битва. Шаг в бесcмepтие В 1380 году произошло сражение, которое не только оставило след в истории, но и изменило сам хаpaктер русского народа. Это был шаг от розни к единству, от благоразумия к подвигу, от жизни к бесcмepтию.Куликовская битва — этих

Дмитрий Зубов Кавалергарды

Дмитрий Зубов Кавалергарды «Мы не стремимся быть первыми, но не допустим никого быть лучше нас» — эти слова графа А. И. Мусина-Пушкина вполне могли бы стать девизом кавалергардов. Созданный Петром Великим, этот привилегированный полк не стал лишь «парадным войском». Свою

Дмитрий Зубов Павел I. Российский Дон Кихот

Дмитрий Зубов Павел I. Российский Дон Кихот Запыленные кареты подъехали ко дворцу. «Рыцари святого Иоанна Иерусалимского просят гостеприимства», — доложил флигель-адъютант. «Пустить их!» Войдя в покои, один из знатных гостей произнес: «Стрaнcтвуя по Аравийской пустыне и

Российский Дон Кихот Дмитрий Зубов

Российский Дон Кихот Дмитрий Зубов Запыленные кареты подъехали ко дворцу. «Рыцари святого Иоанна Иерусалимского просят гостеприимства», – доложил флигель-адъютант. «Пустить их!» Войдя в покои, один из знатных гостей произнес: «Стрaнcтвуя по Аравийской пустыне и увидя

Дмитрий Веневитинов Дмитрий Зубов

Дмитрий Веневитинов Дмитрий Зубов В четырнадцать лет он переводил Вергилия и Горация. В шестнадцать написал первое из дошедших до нас стихотворений. В семнадцать увлекался живописью и сочинял музыку. В восемнадцать, после года занятий, успешно сдал выпускные экзамены в

Лао-цзы Дмитрий Зубов

Лао-цзы Дмитрий Зубов Он родился в деревне «Искривленная доброта» уезда «Горький» в местечке «Жестокое». Пробыв в чреве матери 81 год, он вышел из ее бедра уже древним стариком. Лао-цзы… Имя его можно перевести как «Старый учитель» или «Вечный ребенок», а можно и наоборот:

Эпиктет Дмитрий Зубов

Эпиктет Дмитрий Зубов Насколько вы, читатель, ощущаете себя свободным? На 20, 50, 70 процентов, и то не всегда? А что мешает вам быть свободным полностью? Среди причин наверняка окажутся большая загрузка на работе, тиран начальник, утомительные домашние обязанности, вечная

Зенон Китийский Дмитрий Зубов

Зенон Китийский Дмитрий Зубов «Человек рожден для счастья, как птица для полета» – с этой мыслью русского писателя Владимира Короленко трудно не согласиться. Конечно, всегда найдутся те, кто смотрит на счастье иначе, но ведь и птицы не все летают.Стать счастливыми

Швейцер. Гений человечности Дмитрий Зубов

Швейцер. Гений человечности Дмитрий Зубов Моя вера в силу истины и духа – это вера в будущее человечества. А. Швейцер Осенью 1904 года бюллетень Парижского миссионерского общества напечатал объявление о том, что Конго, одной из африканских колоний Франции, требуется врач

Тайна Шотландского мага Дмитрий Зубов

Тайна Шотландского мага Дмитрий Зубов Жаркий июльский день… Дамы и кавалеры, спасаясь от зноя, прогуливаются в тенистом парке. Но вот из парадного входа появляется высокий старик в завитом парике и шитом золотом камзоле, и, словно по комaнде, все гости с нетерпением

Принц математиков Дмитрий Зубов

Принц математиков Дмитрий Зубов В 13 лет он стал студентом факультета искусств Базельского университета, в 17 – доктором философии, в 19 – адъюнктом по физиологии в Петербурге, в 24 – профессором физики, а в 26 уже заведовал кафедрой математики Российской академии наук. И это

«Святой доктор» Гааз Дмитрий Зубов

«Святой доктор» Гааз Дмитрий Зубов Есть люди, которые становятся знаменитыми не благодаря шумихе в прессе или масштабным рекламным кампаниям. Их имена с любовью и уважением повторяют люди, их помнят многие поколения, их величают по имени-отчеству. Доктора Фридриха


Краткая биография помяловский

Родился в 1835 г...

18 04 2024 13:36:37

Краткая биография авдеев

Краткая биография авдеев Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска...

16 04 2024 17:20:27

Краткая биография зингер

Краткая биография зингер Предыстория Первый патент на изобретение швейной машинки был выдан в Англии в 1790 году...

15 04 2024 11:51:33

Краткая биография уайлдер

Краткая биография уайлдер блестяще образованный писатель-интеллектуал Торнтон Найвен Уайлдер стоял особняком...

14 04 2024 4:35:26

История россии после правления петра i

История россии после правления петра i Во-первых, указ о наследии престола 1722 г...

13 04 2024 9:49:33

Краткая биография бласко ибаньес

Краткая биография бласко ибаньес Он один из наиболее выдающихся социальных романистов, самый младший члeн плеяды реалистов-писателей второй части 19 века...

12 04 2024 14:42:29

Административные изменения. попытки экономических реформ

Административные изменения. попытки экономических реформ ПОПЫТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ Начало нескончаемых административных изменений было положено в 1726 году, когда Екатерина I учредила Верховный Тайный совет «в шести персонах», которые были «по должности своей яко первые министры»...

11 04 2024 7:40:33

Краткая биография рылеев

Краткая биография рылеев Одним из великих русских поэтов, ставших руководителем декабристского восстания 1825 года, был Кондратий Федорович Рылеев...

10 04 2024 8:36:28

Краткая биография гёльдерлин

Johann Christian Friedrich Hölderlin ; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт...

09 04 2024 5:38:51

Краткая биография байрон

Краткая биография байрон Родился он в Лондоне 22 января 1788 г...

08 04 2024 5:30:51

Краткая биография харша

Краткая биография харша Талантливый и темпераментный парень прославился ролью в телесериале «Бесконечно люблю»...

07 04 2024 19:41:12

Краткая биография полевой

Краткая биография полевой Выдающимися трудами автора стали: «Повесть о настоящем человеке», в которой описан знаменитый подвиг летчика Алексея Маресьева; сборник рассказов «Мы — советские люди», романы «Золото» и «Доктор Вера»...

06 04 2024 6:53:14

Ближайшие поводы восточной войны

Ближайшие поводы восточной войны Египет против Эфиопии Причины и поводы: О том, что война между этими странами – лишь вопрос времени, многие аналитики с большой долей уверенности заявляли еще несколько лет назад...

04 04 2024 6:21:23

Краткая биография тик

Краткая биография тик Сын канатного мастера...

03 04 2024 20:56:56

Краткая биография прус

Краткая биография прус Bolesław Prus; настоящее имя и фамилия Александр Гловацкий, польск...

02 04 2024 1:58:36

Краткая биография троепольский

Краткая биография троепольский И тогда даже начитанные люди полагают вполне результативного автора «человеком одного творения»...

31 03 2024 7:18:42

Краткая биография добролюбов

Николай Александрович Добролюбов родился 5 февраля (по старому стилю — 24 января) 1836 года в семье весьма состоятельного священника, в Нижнем Новгороде...

30 03 2024 23:44:44

Заговор против павла i

Заговор против павла i Официальная причина cмepти — «апоплексический удар» ( инсульт)...

29 03 2024 3:21:15

Краткая биография клюев

Краткая биография клюев Николай рос в крестьянской старообрядческой семье...

28 03 2024 15:36:54

Краткая биография харитонов

Краткая биография харитонов Харитонов...

27 03 2024 11:23:52

Краткая биография гашек

Краткая биография гашек В сатирическом романе он описал важнейшие проблемы века, сделав их легкими для восприятия современников и потомков...

26 03 2024 18:56:44

Краткая биография мо

Краткая биография мо У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать...

25 03 2024 1:51:48

Краткая биография келлерман

Краткая биография келлерман Bernhard Kellermann ; 4 марта 1879 — 17 октября 1951) — немецкий писатель и поэт...

24 03 2024 10:47:15

Краткая биография песков

Краткая биография песков Журналист...

23 03 2024 22:14:17

Краткая биография джованьоли

Краткая биография джованьоли Raffaello Giovagnoli; род...

22 03 2024 5:38:54

Краткая биография попов м. и.

Краткая биография попов м. и. 1790, Петербург; по др...

21 03 2024 17:40:54

Краткая биография амаду

Краткая биография амаду Баия), сын мелкого плантатора...

20 03 2024 21:24:15

Краткая биография марло

Краткая биография марло До 1580 посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение...

19 03 2024 23:13:49

Карта: нападение фашисткой германии на советский союз (1941-1942 гг.)

Карта: нападение фашисткой германии на советский союз (1941-1942 гг.) Нападение фашистской Германии на ссср...

18 03 2024 13:46:46

Краткая биография фадеев

Краткая биография фадеев Этот роман о подвиге юных коммунистов стал самым известным произведением писателя, однако у Фадеева есть еще несколько достойных работ...

17 03 2024 6:19:52

Краткая биография мариво

Краткая биография мариво Пьер Карле́ де Шамбле́н де Мариво́ (фр...

15 03 2024 4:35:44

Краткая биография серафимович

Краткая биография серафимович Настоящая фамилия Попов...

14 03 2024 10:18:39

Краткая биография франк

Краткая биография франк Это было время, когда в стране процветала бедность из-за упадка экономики...

13 03 2024 12:48:22

Краткая биография лимонов

Краткая биография лимонов В России свою первую статью он смог опубликовать во время пребывания в США...

12 03 2024 9:36:58

Краткая биография грин а. с.

Краткая биография грин а. с. Является автором знаменитой повести «Алые паруса», по мотивам которой был снят замечательный фильм...

11 03 2024 3:26:17

Краткая биография клопшток

Краткая биография клопшток Биография и обзор творчества Современником Лессинга был крупный немецкий национальный поэт Фридрих Готлиб Клопшток...

10 03 2024 14:22:50

Краткая биография джонсон

Краткая биография джонсон Сэмюэл Джонсон (англ...

09 03 2024 19:36:41

Краткая биография джаядева

Краткая биография джаядева Отцом Джаядевы был Бходжадева, а мать звали Бамадеви...

08 03 2024 7:17:43

Краткая биография балтер

Краткая биография балтер Место рождения: Киев, Украина Знак зодиака: Лев Деятельность: Актриса театра и кино Дата cмepти: 14 июля 2000 г...

07 03 2024 5:19:53

Краткая биография казаков

Краткая биография казаков Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии...

06 03 2024 16:47:43

Краткая биография шенье

Краткая биография шенье Его отец Луи Шенье был коммерсантом, выходцем из третьего сословия, и выполнял в Турции обязанности торгового консула Франции...

05 03 2024 23:28:37

Кавказская война. минимум для егэ

Так, Кабарда ещё в XV! в...

04 03 2024 19:15:18

Краткая биография мёрдок

Краткая биография мёрдок Благодаря несгибаемости хаpaктера и приверженности своим убеждениям, блестящим умением не идти на поводу у общественности, он стал эталоном для многих своих соотечественников, прочно заняв нишу мирового медиа-бизнеса...

03 03 2024 13:14:17

Древние цивилизации. раннее средневековье в европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций

Древние цивилизации. раннее средневековье в европе, формирование западноевропейского типа цивилизаций Общая хаpaктеристика периода В Раннее Средневековье начинается становление средневекового общества – расширяется территория, на которой формируется западноевропейская цивилизация...

02 03 2024 2:11:27

История культуры древней руси и ее соседей

История культуры древней руси и ее соседей Кто соседствовал с государством восточных славян? Кочевые народы С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами...

29 02 2024 0:51:59

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::