Краткая биография тынянов
Тынянов, Юрий Николаевич
Юрий Насонович Тынянов
Содержание
Биография
Юрий Тынянов родился в 1894 году в уездном городе Режица Витебской губернии в состоятельной еврейской семье врача Насона Ароновича Тынянова (Но́сона Аро́новича, Николая Аркадьевича, 1862—1924, уроженца Бобруйска) и его жены Соры-Хаси Беровны Эпштейн (Софьи Борисовны Тыняновой, 1868—1940, уроженки местечка Докшицы Борисовского уезда Минской губернии). [1] [2] У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия. Когда он был ребёнком, семья переехала в Псков, где доктор Тынянов работал в земской больнице.
Учился в Псковской гимназии (1904—1912, окончил с серебряной медалью), где среди его одноклассников и друзей были Лев Зильбер, Август Летавет, Ян Озолин, Борис Лепорский.
Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1912—1918). В 1915 году из местечка Велионы Режицкого уезда в Ярославль был эвакуирован кожевенный завод Г. М. Эпштейн, совладелицами которого после cмepти отца стали сёстры Софья Борисовна Тынянова и Анна Борисовна Гаркави, перебравшиеся сюда с семьями (кожевенный завод и раскройно-посадочные и заготовительные мастерские наследников Г. М. Эпштейн был разрушен в ходе ярославского восстания 1918 года и восстановлен в годы НЭПа; в 1917 году на заводе работали 236 рабочих). [3] [4] [5] В 1918 году двоюродная сестра Юрия Тынянова детский врач Эсфирь Александровна Гаркави (1889—1986) вышла замуж за его брата Льва Тынянова (1891—1946), главврача ярославского городского противотуберкулёзного диспансера. [6]
В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С. А. Венгерова, Пушкинского историко-литературного кружка/научного общества.
С 1918 года Тынянов — участник ОПОЯЗа, где, наряду с В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом и др. вносит свой вклад в создание научного литературоведения («формального метода» в литературоведении). В 1919 году сдает выпускную работу «Пушкин и Кюхельбекер» (утеряна в Гражданскую войну; в 1934 году Тыняновым написана одноименная статья) и «оставляется при университете» (что близко к современной аспирантуре).
В 1919-20 годах Тынянов преподает литературу в школе, в 1919-21 служит в Центральном бюро Союза коммун Северной области, затем в Отделе информации петроградского бюро Коминтерна, читает лекции в Доме искусств и Доме литераторов.
В 1921—30 профессор Института истории искусств. В 20-е годы Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» (1929), а также многочисленные работы, не вошедшие в прижизненные сборники.
В те же годы он начинает писать профессиональную прозу (дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в № 26-27 журнала «Ленинград»; затем следуют романы «Кюхля» (1925) и «Cмepть Вазир-Мухтара» (1928), рассказ (фактически, маленькая повесть) «Подпоручик Киже» (1927)), переводить Г. Гeйне, пишет также сценарии к кинофильмам («Шинель» (1926), «СВД» (1927; совместно с Ю. Г. Оксманом)). Постепенно писательство становится его второй профессией.
К концу 1920-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате работоспособности. В 1930-х гг. прогрессирующая болезнь, наряду с гонениями на «формалистов», несколько снижают его научную активность и переводят её из теоретического в историко-литературное русло. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930), рассказы «Черниговский полк ждет» (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933), ещё две книги переводов из Гeйне. Тынянов принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после cмepти Максима Горького фактическим её руководителем.
Войну Тынянов встречает в состоянии инвалида. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», не завершен) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).
Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву.
В г. Резекне в 1981 году педагог Анна Уланова создала музей писателя, а с начала 80-х годов проходят чтения, посвященные памяти Тынянова.
Семья
Был женат (1916) единственным бpaком на Елене (Лее) Александровне Тыняновой (в девичестве Зильбер; сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина); дочь (1916) — Инна.
Троюродные братья (по материнской линии) — лингвист Виктор Максимович Жирмунский, музыкальный педагог, виолончелист, профессор Токийской консерватории Константин Исаакович Шапиро (1896—1992) и филолог-романист Яков Львович Малкиель. [7] [8]
Адреса в Петрограде — Ленинграде
- 1919—1936 — доходный дом — Греческий проспект, 15;
- 1940 год — Дом творчества писателей — Пушкин, Пролетарская улица, 6;
- весна 1941 года — Дом творчества писателей — Пушкин, Пролетарская улица, 6.
Научное творчество
Художественное творчество
По свидетельствам, приводимым в мемуарной литературе, Тынянов писал рассказы и стихи, начиная с детских лет [9] .
Систематическая профессиональная деятельность его в качестве литератора начинается в 1924 году, когда Тынянов, взявшись (по коммерческому заказу, организованному Корнеем Чуковским) за подготовку популярной брошюры о лицейском товарище Пушкина, а впоследствии декабристе, каторжнике и ссыльном В. К. Кюхельбекере, неожиданно написал о нём роман («Кюхля»). Роману, написанному достаточно неровно, но остающемуся одним из образцов воспроизведения «духа эпохи» в беллетристике, суждено было оказаться флагманом жанра «советского исторического романа», требуемого конъюнктурой. Однако сам роман не конъюктурен ни в какой мере и остаётся переиздаваемым и читаемым восемь десятилетий спустя.
Следующий роман Тынянова — «Cмepть Вазир-Мухтара» (1928) [10] , посвящённый последнему году жизни А. С. Грибоедова, представляет собой совершенно зрелое произведение со своеобразной стилистикой.
Несколько ранее Тынянов публикует первое из серии произведений («исторических повестей»), которые в равной мере могут быть отнесены к большим рассказам или коротким повестям — «Подпоручик Киже» (1927), за которым последовали «Восковая персона» (1930) и «Малолетный Витушишников» (1933). Автор привлекает в двух первых из них материал эпох, иных, нежели начало XIX века, являющееся «центром притяжения» большинства как научных работ, так и художественных произведений Тынянова (их действие относится к царствованию Павла I, Петра I и Николая I, соответственно).
В этих небольших по размеру и отточенных по форме произведениях сочетаются историческая стилизация языка (включая элементы сказовости, особенно в «Восковой персоне») с тонким пародированием «социологической прозы», получившей определённое распространение в советской литературе 1920-х — начала 1930-х годов (отчасти это относится и к миниатюрным зарисовкам, опубликованным в 1930 году под названием «Исторические рассказы»).
Согласно опубликованному Н. Л. Степановым списку (относящемуся к 1932 году) [11] , Тынянов вынашивал замысел «собрания сочинений», содержащего, наряду с написанными «Кюхлей», «Cмepтью Вазира-Мухтара», историческими повестями, а также незавершенным «Пушкиным» и романом «Ганнибалы» (работу над которым Тынянов начал, но оставил), ещё ряд пунктов. Они включали произведения «Граф Сардинский» (о Д. И. Хвостове, известном деятеле литературы и графомане конца XVIII — начала XIX веков), «Евдор» (по всей видимости, о П. А. Катенине), «Капитан Шишков 2-й» (о поэте и бретере А. А. Шишкове), «Овернский мул» (о Ж. Ромме; сохранился набросок, и по его мотивам написан поздний рассказ «Гражданин Очер»), «Бани Сандуновские», «Пастушок Сифил», «Иван Барков», «Потери».
Сниженная из-за болезни работоспособность и ранняя cмepть не позволили Тынянову осуществить большую часть задуманного. Зная о неизлечимости своей болезни, он стремился успеть написать главное произведение своей жизни — роман «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и cмepти национального поэта.
Наряду со «Cмepтью Вазир-Мухтара» и историческими повестями, две части «Пушкина» (1935 и 1936-37, соответственно), которые писатель успел завершить, относятся к вершинам его прозы. Третья часть (1943, опубликована поcмepтно) носит следы незавершённости, в последних главах выглядит как «творческий конспект» ненаписанного материала.
Художественное наследие Тынянова включает также короткие рассказы 1920-х годов [12] ; ряд рассказов («Гражданин Очер», «Генерал Дорохов», «Красная шапка»), написанных во время войны в эвакуации; киносценарии и одну пьесу; книгу переводов из Жоржа Дюамеля, три книги переводов из Г. Гeйне.
Кроме того, по воспоминаниям знакомых, Тынянов был мастером устного рассказа и актёрской пародии. Иpaклий Андроников ссылался на Тынянова как на неподражаемый образец этого жанра, который сам Андроников впоследствии популяризовал посредством телевидения.
ТЫНЯНОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Русский писатель, драматург, литературовед-формалист.
Биография и творчество
Происходил из обеспеченной еврейской семьи. Отец – Насон Аронович (Николай Аркадьевич) Тынянов, мать – Софья Борисовна Эпштейн.
В 1904 году мальчик поступил в гимназию во Пскове, из которой выпустился в 1912 году с медалью. После этого он стал студентом историко-филологического факультета Петербургского (затем Петроградского) университета, который окончил в 1919 году. В этот период юноша был участником Пушкинского кружка под руководством известного историка литературы и библиографа Семена Венгерова. С 1918 года Тынянов входил в ОПОЯЗ – группу литературоведов и лингвистов, отстаивавших т.н. формальный метод исследования в данных областях знания, также их называли русскими формалистами. Помимо Тынянова, в группе состояли Виктор Шкловский, Борис Эйхенбаум, Осип Брик, Виктор Жирмунский, Лидия Гинзбург, Михаил Слонимский и др.
В студенческие годы молодой человек завел свою семью – в 1916 году сочетался бpaком с Еленой Зильбер. Вскоре у пары родилась дочь Инна, ставшая впоследствии переводчицей и поэтессой.
В 1919 году Тынянов представил свою выпускную университетскую работу «Пушкин и Кюхельбекер» и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, т.е. стал, по современной терминологии, аспирантом. В 1919-начале 1920-х годов работал учителем в средней школе, а также трудился в Союзе коммун Северной области, Петроградском бюро Коминтерна, выступал с лекции в Доме литераторов и Доме искусств.
В 1921-1931 годах Юрий Николаевич уже в звании профессора работал в Государственном институте истории искусств. В тот период в свет вышли такие его научные работы, как «Достоевский и Гоголь (к теории пародии» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), сборник о литераторах первой половины XIX века «Архаисты и новаторы» (1929) и др.
В середине 1920-х Тынянов начал писать и художественную прозу, изначально под псевдонимом Юзеф Мотль в журнале «Ленинград». В 1925 году был опубликован его первый роман «Кюхля», который появился после написания литературоведом статьи о лицейском товарище Пушкина Вильгельме Кюхельбекере. В 1928 году последовал еще один известный роман автора – «Cмepть Вазир-Мухтара» о последних месяцах жизни Александра Грибоедова. Годом ранее была напечатана повесть Тынянова «Подпоручик Киже». Тогда же писатель занялся переводами произведений Генриха Гeйне (в 1927 и 1934 годах вышли три книги его переводов), а также выступил сценаристом в нескольких кинокартинах («Шинель», 1926; «СВД», 1927 и др.).
В конце 1920-х годов литератор стал все больше мучиться от преследовавшего его рассеянного склероза. Это чисто физически мешало полноценно работать, к тому же во второй половине 1920-х – середине 1930-х официальной критике подверглось течение формализма. В тот непростой период Юрий Николаевич в основном занимался не научной деятельностью, а творчеством. В 1930 году он выпустил повесть «Восковая персона», за которой последовали рассказы «Черниговский полк ждет» 1932 года, «Малолетний Витушишников» 1933 года. Но главным произведением тех лет стал роман «Пушкин», точнее в 1935 и 1936-1937 годах автором были окончены и изданы две первые его части. В 1936 году Юрий Николаевич поселился в Москве, где занялся деятельностью по разработке книжной серии «Библиотека поэта», сменив умершего Максима Горького. В 1939 году он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
К началу 1940-х годов литературовед был уже в статусе инвалида. Во время войны был в эвакуации, откуда возвратился в 1943 году. Последние годы жизни он посвятил написанию третьей части «Пушкина», которая вышла в печать уже после его cмepти. Помимо этого, писал рассказы в различные журналы.
Писатель и историк литературы скончался в конце 1943 года в Москве. Погребен на Ваганьковском кладбище.
В 1981 году в родном городе Тынянова Режице, нынешнем латвийском Резекне, был создан его музей.
Юрий Тынянов
18 октября 1894 года родился филолог и писатель Юрий Тынянов.
Личное дело
Юрий Николаевич Тынянов (1894 – 1943) родился в городе Режица Витебской губернии (ныне Резекне, Латвия) в семье врача. В 1904 году поступил в псковскую гимназию, где учился в одном классе со Львом Зильбером, в будущем известным медиком и основателем отечественной вирусологии. Тынянов на всю жизнь подружился с младшим братом Льва Зильбера Вениамином, который впоследствии прославился как писатель Вениамин Каверин. В 1912 году Юрий окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета. Во время обучения участвовал в работе Пушкинского семинара Семена Венгерова.
В 1916 году Тынянов женился на сестре своих друзей Лие Зильбер. В 1918 году вступил в Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное О. Бриком, В. Шкловским, Б. Эйхенбаумом, Р. Якобсоном и Л. Якубинским, через два года стал секретарем ОПОЯЗа. В 1919 году окончил университет, представив дипломную работу «Пушкин и Кюхельбекер», и был оставлен при кафедре русской словесности. Одновременно преподавал литературу в школе.
В 1921 – 1930 годах Юрий Тынянов был профессором Государственного института истории искусств. До 1924 года также работал переводчиком в Коминтерне и редактором в Госиздате. С середины 1920-х годов начал публиковать помимо научных работ также и художественные произведения. С 1936 года жил в Москве.
Уже в молодости у Тынянова появились признаки болезни, которая была, как выяснилось, рассеянным склерозом. Особенно тяжелый хаpaктер она приняла в последние 15 лет его жизни. Последний роман «Пушкин», оставшийся неоконченным, ему приходилось диктовать, так как писать сам он уже не мог. Умер Юрий Тынянов в Москве 20 декабря 1943 года.
Чем знаменит
Один из основоположников так называемого формального метода в литературоведении, который он развивал совместно с коллегами по ОПОЯЗу. Предложенный ими подход должен был отличаться от подхода к литературному произведению историка, публициста или критика, находить закономерности, не сводимые к свойствам личности или фактам биографии авторов.
В 1921 году Тынянов опубликовал книгу «Достоевский и Гоголь», представив в ней новую теорию пародии. В первой половине 1920-х годов он написал ряд работ о Пушкине, Тютчеве, Некрасове, Блоке, Брюсове. В 1923 году завершил свой главный теоретический труд – «Проблема стиховой семантики», изданный годом позже отдельной книгой под названием «Проблема стихотворного языка».
О чем надо знать
Первый роман Тынянова появился неожиданно. Он получил от одного из издательств заказ на популярную брошюру о декабристе Вильгельме Кюхельбекере. Но в процессе написания брошюра превратилась в художественное произведение, которое было издано в 1925 году под названием «Кюхля». За ним последовали роман «Cмepть Вазир-Мухтара» о Грибоедове, повести «Подпоручик Киже» об эпохе Павла I, «Восковая персона» о Петре I, «Малолетний Витушишников» об эпохе Николая I и неоконченный роман «Пушкин».
Прямая речь
«Обо многом передумал я, читая гимназические сочинения Тынянова. К семнадцати годам он не просто прочел, а пережил русскую литературу. Среди его любимых героев – Платон Каратаев, потому что «он обладает чем-то таким, что не дано Наполеону и Александру. . Счастье его – в непрерывной творческой работе сердца, бессознательно претворяющего каждого голодного пса в носителя жизни». Так писал Юрий в одном из сочинений. Ему понятны и близки были самоотречение Толстого и трагедия Лермонтова. Он уже свободно владел крылатым знанием, основанным на памяти, которую смело можно назвать феноменальной. Он поражал всех способностью часами читать наизусть Овидия и Вергилия, Пушкина и Шевченко. В начале 20-х годов он на моих глазах в течение очень короткого времени научился читать и свободно переводить с итальянского»
Из воспоминаний Вениамина Каверина
«Есть ученые разного типа, Тынянов по всему своему складу был изобретателем, открывателем. Помню, как на научных заседаниях, обсуждениях мы ждали, когда же заговорит Тынянов; иногда он долго молчал. Ждали поворота. Вот он заговорит, и факты переместятся, предстанут в новом соотношении, непредвиденном и очень точном. Он и писал только тогда, когда сознавал эту возможность открытия, поворота. Это относится и к большим его работам (относительно большим – он был немногословен) и к статьям даже самым кратким. В работах Тынянова всегда есть своего рода научный сюжет, развязка, решение задачи. Но отнюдь не в порядке игры ума, парадоксов. Все, напротив того, питается упopной черновой работой. Подготовительную работу Тынянов не обрушивал на читателя. Читатель видел совсем другое – незаменимую связь изучения литературы с самой литературой, с артистическим пониманием литературы прошлых лет, с острым интересом к проблематике литературы современной. Читатель безошибочно чувствовал, что этот ученый – сам участник литературного процесса 20–30-х годов. И еще об одной черте Тынянова хочется сказать сразу. Идеям его была присуща не бесспopность, не неотменяемость (такого не бывает), но применимость, очень долговечная и прочная. Есть мысли, и очень существенные, которые действуют по прямому назначению и вообще по прямой – от учителя к ученику. И есть расходящиеся кругами; они обладают способностью влиять в разных контекстах и на больших расстояниях от предлагающей их статьи или книги. Так было с идеями Тынянова. Они порождали новые соображения, применялись и проверялись на пpaктике. Причем на материале, самим Тыняновым еще не обследованном. Пересаженная в новую среду, концепция продолжала работать и приносить новые результаты»
Из статьи Лидии Гинзбург «Тынянов-ученый»
«Когда Юрий Николаевич Тынянов был молод, многие находили, что он внешне очень похож на Пушкина. Пушкинские кудри, пушкинские курчавые баки. На самом же деле Юрий Николаевич был похож на Пушкина не только кудрями и не только баками, которые он вскоре сбрил, не только маленькой, легкой, стройной своей фигуркой, подвижностью, темпераментностью, веселостью, остроумием, не только умением так верно подделывать пушкинскую подпись, что и специалисту не легко было отличить ее от подлинной, но и гораздо более глубокими свойствами натуры, ума, склонностей, интересов. Так же, как Пушкина, его страстно интересовала история русского народа, и так же, как для Пушкина, для него в русской истории самым важным были трагические отношения между русской государственностью и русским человеком»
Из воспоминаний Николая Чуковского
7 фактов о Юрии Тынянове
- Тынянов писал, что он родился часах в шести от места рождения Шагала и в восьми от места рождения Екатерины I.
- Троюродным братом Тынянова был литературовед и лингвист Виктор Жирмундский.
- Не только Юрий Тынянов был женат на сестре Вениамина Каверина, но и Вениамин Каверин был женат на сестре Юрия Тынянова.
- В художественной литературе Юрий Тынянов дебютировал с рассказом «Попугай Брукса. (Из Чарицких хроник)», опубликованным в 1925 году в журнале «Ленинград» под псевдонимом Юзеф Мотль.
- Именно Тынянов ввел понятие «лирический герой» для обозначения субъекта лирического произведения, не тождественного автору.
- В современном романе Андрея Дмитриева «Закрытая книга» есть персонаж – филолог Плетнев, прототипом которого стал Тынянов.
- Сохранился замысел рассказа Тынянова о посещении Санкт-Петербурга Эдгаром По. Согласно сюжету, американский писатель встретился там с Пушкиным, но в ужасе отпрянул от него, заметив синеву под ногтями, выдающую негритянское происхождение.
- Тынянов написал сценарии для фильмов «Шинель», «СВД» («Союз великого дела» совместно с Ю. Оксманом), «Подпоручик Киже».
Тынянов, Юрий Николаевич
Юрий Насонович Тынянов
Российская империя Российская империя
СССР СССР
Содержание
- 1 Биография
- 2 Семья
- 3 Адреса в Петрограде — Ленинграде
- 4 Научное творчество
- 5 Художественное творчество
- 6 Библиография
- 6.1 Собрания сочинений
- 7 Художественные произведения
- 7.1 Романы
- 7.2 Избранные повести и рассказы
- 7.3 Избранные переводы
- 7.4 Киносценарии
- 8 Научные труды и литературная критика
- 8.1 Книги по вопросам литературы
- 8.2 Сборники статей
- 9 Примечания
- 10 Литература
- 11 Ссылки
- 12 Комментарии читателей:
Биография
Юрий Тынянов родился в 1894 году в уездном городе Режица Витебской губернии в состоятельной еврейской семье врача Насона Ароновича Тынянова (Но́сона Аро́новича, Николая Аркадьевича, 1862—1924, уроженца Бобруйска) и его жены Соры-Хаси Беровны Эпштейн (Софьи Борисовны Тыняновой, 1868—1940, уроженки местечка Докшицы Борисовского уезда Минской губернии). [1] [2] У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия.
Учился в Псковской гимназии (1904—1912, окончил с серебряной медалью), где среди его одноклассников и друзей были Лев Зильбер, Август Летавет, Ян Озолин, Борис Лепорский.
Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (1912—1919). В 1915 году из местечка Велионы Режицкого уезда в Ярославль был эвакуирован кожевенный завод Г. М. Эпштейн, совладелицами которого после cмepти отца стали сёстры Софья Борисовна Тынянова и Анна Борисовна Гаркави, перебравшиеся сюда с семьями (кожевенный завод и раскройно-посадочные и заготовительные мастерские наследников Г. М. Эпштейн был разрушен в ходе ярославского восстания 1918 года и восстановлен в годы НЭПа; в 1917 году на заводе работали 236 рабочих). [3] [4] [5] В 1918 году двоюродная сестра Юрия Тынянова детский врач Эсфирь Александровна Гаркави (1889—1986) вышла замуж за его брата Льва Тынянова (1891—1946), главврача ярославского городского противотуберкулёзного диспансера. [6] .
В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С. А. Венгерова, Пушкинского историко-литературного кружка/научного общества.
С 1918 года Тынянов — участник ОПОЯЗа, где, наряду с В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом и др. вносит свой вклад в создание научного литературоведения («формального метода» в литературоведении). В 1919 году сдает выпускную работу «Пушкин и Кюхельбекер» (утеряна в Гражданскую войну; в 1934 году Тыняновым написана одноименная статья) и «оставляется при университете» (что близко к современной аспирантуре).
В 1919—1920 годах Тынянов преподает литературу в школе, в 1919—1921 служит в Центральном Бюро Союза коммун Северной области, затем в Отделе информации Петроградского Бюро Коминтерна, читает лекции в Доме искусств и Доме литераторов.
В 1921—1930 гг. — профессор Института истории искусств. В 1920-е годы Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» (1929), а также многочисленные работы, не вошедшие в прижизненные сборники.
В те же годы он начинает писать профессиональную прозу (дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в № 26—27 журнала «Ленинград»; затем следуют романы «Кюхля» (1925) и «Cмepть Вазир-Мухтара» (1928), рассказ (фактически, маленькая повесть) «Подпоручик Киже» (1927)), переводит Г. Гeйне, пишет также сценарии к кинофильмам («Шинель» (1926), «СВД» (1927; совместно с Ю.Г. Оксманом)). Постепенно писательство становится его второй профессией.
К концу 1920-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате работоспособности. В 1930-х гг. прогрессирующая болезнь, наряду с гонениями на «формалистов», несколько снижают его научную активность и переводят её из теоретического в историко-литературное русло. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930), рассказы «Черниговский полк ждёт» (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933), ещё две книги переводов из Гeйне. Тынянов принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после cмepти Максима Горького фактическим её руководителем.
К началу войны Тынянов уже был инвалидом. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», незавершён) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).
Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву.
В г. Резекне в 1981 году педагог Анна Уланова создала Музей писателя, а с начала 1980-х годов проходят чтения, посвящённые памяти Тынянова.
Семья
- Женился 3 февраля 1916 года на Лие Абелевне Елене Александровне Тыняновой (в девичестве Зильбер; в первом бpaке Качановская, сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина); дочь (1916) — Инна Тынянова, поэт и переводчик.
- Троюродные братья (по материнской линии) — лингвист Виктор Максимович Жирмунский, журналист Яков Ноевич Блох, искусствовед Мирон Аркадьевич Малкиель-Жирмунский, музыкальный педагог, виолончелист, профессор Токийской консерваторииКонстантин Исаакович Шапиро (1896—1992) и филолог-романист Яков Львович Малкиель. [7][8][9] Троюродные сёстры — поэтесса Раиса Ноевна Блох; Магдалина Исааковна Лосская (в девичестве Малкиель-Шапиро, 1905—1968), жена историка церкви Владимира Николаевича Лосского (сын философа Н. О. Лосского), мать филолога и богослова Николая Лосского (род. 1929).
- Двоюродный племянник — литературовед Александр Миронович Гаркави.
Адреса в Петрограде — Ленинграде
- 1919—1936 — доходный дом — Греческий проспект, 15;
- 1940 год — Дом творчества писателей — Пушкин, Пролетарская улица, 6;
- весна 1941 года — Дом творчества писателей — Пушкин, Пролетарская улица, 6.
Научное творчество
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться раздел, посвящённый научному творчеству Ю. Н. Тынянова. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Художественное творчество
Оригинальная почтовая марка к 100-летию со дня рождения Тынянова. Россия, 1994, номинал 100 рублей
По свидетельствам, приводимым в мемуарной литературе, Тынянов писал рассказы и стихи, начиная с детских лет [10] .
Систематическая профессиональная деятельность его в качестве литератора начинается в 1924 году, когда Тынянов, взявшись (по коммерческому заказу, организованному Корнеем Чуковским) за подготовку популярной брошюры о лицейском товарище Пушкина, а впоследствии декабристе, каторжнике и ссыльном В. К. Кюхельбекере, неожиданно написал о нём роман («Кюхля»). Роману, написанному достаточно неровно, но остающемуся одним из образцов воспроизведения «духа эпохи» в беллетристике, суждено было оказаться флагманом жанра «советского исторического романа», требуемого конъюнктурой. Однако сам роман не конъюктурен ни в какой мере и остаётся переиздаваемым и читаемым восемь десятилетий спустя.
Следующий роман Тынянова — «Cмepть Вазир-Мухтара» (1928) [11] , посвящённый последнему году жизни А. С. Грибоедова, представляет собой совершенно зрелое произведение со своеобразной стилистикой.
Несколько ранее Тынянов публикует первое из серии произведений («исторических повестей»), которые в равной мере могут быть отнесены к большим рассказам или коротким повестям — «Подпоручик Киже» (1927), за которым последовали «Восковая персона» (1930) и «Малолетный Витушишников» (1933). Автор привлекает в двух первых из них материал эпох, иных, нежели начало XIX века, являющееся «центром притяжения» большинства как научных работ, так и художественных произведений Тынянова (их действие относится к царствованию Павла I, Петра I и Николая I, соответственно).
В этих небольших по размеру и отточенных по форме произведениях сочетаются историческая стилизация языка (включая элементы сказовости, особенно в «Восковой персоне») с тонким пародированием «социологической прозы», получившей определённое распространение в советской литературе 1920-х — начала 1930-х годов (отчасти это относится и к миниатюрным зарисовкам, опубликованным в 1930 году под названием «Исторические рассказы»).
Согласно опубликованному Н. Л. Степановым списку (относящемуся к 1932 году) [12] , Тынянов вынашивал замысел «собрания сочинений», содержащего, наряду с написанными «Кюхлей», «Cмepтью Вазира-Мухтара», историческими повестями, а также незавершенным «Пушкиным» и романом «Ганнибалы» (работу над которым Тынянов начал, но оставил), ещё ряд пунктов. Они включали произведения «Граф Сардинский» (о Д. И. Хвостове, известном деятеле литературы и графомане конца XVIII — начала XIX веков), «Евдор» (по всей видимости, о П. А. Катенине), «Капитан Шишков 2-й» (о поэте и бретере А. А. Шишкове), «Овернский мул» (о Ж. Ромме; сохранился набросок, и по его мотивам написан поздний рассказ «Гражданин Очер»), «Бани Сандуновские», «Пастушок Сифил», «Иван Барков», «Потери».
Сниженная из-за болезни работоспособность и ранняя cмepть не позволили Тынянову осуществить большую часть задуманного. Зная о неизлечимости своей болезни, он стремился успеть написать главное произведение своей жизни — роман «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и cмepти национального поэта.
Наряду со «Cмepтью Вазир-Мухтара» и историческими повестями, две части «Пушкина» (1935 и 1936-37, соответственно), которые писатель успел завершить, относятся к вершинам его прозы. Третья часть (1943, опубликована поcмepтно) носит следы незавершённости, в последних главах выглядит как «творческий конспект» ненаписанного материала.
Художественное наследие Тынянова включает также короткие рассказы 1920-х годов [13] ; ряд рассказов («Гражданин Очер», «Генерал Дорохов», «Красная шапка»), написанных во время войны в эвакуации; киносценарии и одну пьесу; книгу переводов из Жоржа Дюамеля, три книги переводов из Г. Гeйне.
Кроме того, по воспоминаниям знакомых, Тынянов был мастером устного рассказа и актёрской пародии. Иpaклий Андроников ссылался на Тынянова как на неподражаемый образец этого жанра, который сам Андроников впоследствии популяризовал посредством телевидения.
Биография Тынянов Ю.Н.
Ю́рий Никола́евич (Насо́нович) Тыня́нов (6 (18) октября 1894, Режица, Витебская губерния, ныне Резекне в Латвии — 20 декабря 1943, Москва) — русский советский прозаик, поэт, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, представитель русского формализма.
Родился в уездном городе Режица Витебской губернии в состоятельной еврейской семье. Его отец — врач Насон Аронович (Но́сон Аро́нович, Николай Аркадьевич) Тынянов (1862—1924) — был уроженцем Бобруйска; мать — Сора-Хася Беровна (Софья Борисовна) Эпштейн (1868—1940), уроженка местечка Докшицы Борисовского уезда Минской губернии.
В 1904—1912 годах учился в Псковской гимназии, где среди его одноклассников и друзей были Лев Зильбер, Август Летавет, Ян Озолин, Борис Лепорский. Окончил гимназию с серебряной медалью.
В 1912—1919 годах учился на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С. А. Венгерова (Пушкинского историко-литературного кружка, или научного общества). Интересно, что современники вспоминали о присутствовашей в его внешности схожести с А. С. Пушкиным.
Читайте также Краткая биография жуковскийС 1918 года участник ОПОЯЗа, где, наряду с В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом и др. вносит свой вклад в создание научного литературоведения («формального метода» в литературоведении). В 1919 году сдает выпускную работу «Пушкин и Кюхельбекер» (утеряна в Гражданскую войну; в 1934 году Тыняновым написана одноименная статья) и «оставляется при университете» (что близко к современной аспирантуре).
В 1919—1920 годах преподает литературу в школе, до 1921 служит в Центральном бюро Союза коммун Северной области, затем в Отделе информации Петроградского бюро Коминтерна, читает лекции в Доме искусств и Доме литераторов.
В 1921—1930 годах — профессор Института истории искусств. В 1920-е годы Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» (1929), а также многочисленные работы, не вошедшие в прижизненные сборники.
В те же годы он начинает писать профессиональную прозу (дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в № 26—27 журнала «Ленинград»; затем следуют романы «Кюхля» (1925) и «Cмepть Вазир-Мухтара» (1928), повесть «Подпоручик Киже» (1927), переводит Г. Гeйне, пишет также сценарии к кинофильмам. Постепенно писательство становится его второй профессией.
Адреса Тынянова в Петербурге: 1919—1936 годы — доходный дом, Греческий проспект, 15; 1940 год — Дом творчества писателей, Пушкин, Пролетарская улица, 6; весна 1941 года — Дом творчества писателей, Пушкин, Пролетарская улица, 6.
К концу 1920-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате работоспособности. В 1930-х гг. прогрессирующая болезнь, наряду с гонениями на «формалистов», несколько снижают его научную активность и переводят её из теоретического в историко-литературное русло. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, ч. 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930), рассказы «Черниговский полк ждёт» (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933), ещё две книги переводов из Гeйне.
В 1936 года Тынянов переезжает из Ленинграда в Москву, где принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после cмepти Максима Горького фактическим её руководителем.
К началу войны Тынянов уже был инвалидом. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», не завершён) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).
Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В Резекне в 1981 году педагог Анна Уланова создала Музей писателя, а с начала 1980-х годов проходят чтения, посвящённые памяти Тынянова.
Семья и родственники
У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия. В 1915 году из местечка Велионы Режицкого уезда в Ярославль был эвакуирован кожевенный завод предпринимателя и купца 1-ой гильдии Бера Мовшевича Эпштейна, совладелицами которого после cмepти отца стали сёстры Софья Борисовна Тынянова и Анна Борисовна Гаркави, перебравшиеся сюда с семьями (кожевенный завод и раскройно-посадочные и заготовительные мастерские наследников Б. М. Эпштейна были разрушены в ходе ярославского восстания 1918 года и восстановлены в годы НЭПа; в 1917 году на заводе работали 236 рабочих). В 1918 году двоюродная сестра Юрия Тынянова детский врач Эсфирь Александровна Гаркави (1889—1986) вышла замуж за его брата Льва Тынянова (1891—1946), главврача ярославского городского противотуберкулёзного диспансера. Заслуженный учитель Российской Федерации М. А. Нянковский — внучатый племянник Ю. Н. Тынянова.
Юрий Тынянов женился 3 февраля 1916 года на Лие Абелевне (Елене Александровне) Зильбер (в первом бpaке Качановская, сестра Льва Зильбера и Вениамина Каверина); их дочь — поэт и переводчик Инна Тынянова (1916—2004).
Двоюродный племянник Тынянова — литературовед Александр Миронович Гаркави. Троюродные братья (по материнской линии) — лингвист Виктор Максимович Жирмунский, журналист Яков Ноевич Блох, искусствовед Мирон Аркадьевич Малкиель-Жирмунский, музыкальный педагог и виолончелист Константин Исаакович Шапиро (1896—1992) и филолог-романист Яков Львович Малкиель. Троюродные сёстры — поэтесса Раиса Ноевна Блох и Магдалина Исааковна Малкиель-Шапиро (1905—1968), жена историка церкви Владимира Николаевича Лосского, мать филолога и богослова Николая Лосского.
Художественное творчество
По свидетельствам, приводимым в мемуарной литературе, Тынянов писал рассказы и стихи, начиная с детских лет.
Систематическая профессиональная деятельность его в качестве литератора начинается в 1924 году, когда Тынянов, взявшись (по коммерческому заказу, организованному Корнеем Чуковским) за подготовку популярной брошюры о лицейском товарище Пушкина, а впоследствии декабристе, каторжнике и ссыльном В. К. Кюхельбекере, неожиданно написал о нём роман («Кюхля»). Роману, написанному достаточно неровно, но остающемуся одним из образцов воспроизведения «духа эпохи» в беллетристике, суждено было оказаться флагманом жанра «советского исторического романа», требуемого конъюнктурой. Однако сам роман не конъюнктурен ни в какой мере и остаётся переиздаваемым и читаемым восемь десятилетий спустя.
Следующий роман Тынянова — «Cмepть Вазир-Мухтара» (1928), посвящённый последнему году жизни А. С. Грибоедова, представляет собой совершенно зрелое произведение со своеобразной стилистикой.
Несколько ранее Тынянов публикует первое из серии произведений («исторических повестей»), которые в равной мере могут быть отнесены к большим рассказам или коротким повестям — «Подпоручик Киже» (1927), за которым последовали «Восковая персона» (1930) и «Малолетный Витушишников» (1933). Автор привлекает в двух первых из них материал эпох, иных, нежели начало XIX века, являющееся «центром притяжения» большинства как научных работ, так и художественных произведений Тынянова (их действие относится к царствованию Павла I, Петра I и Николая I, соответственно).
В этих небольших по размеру и отточенных по форме произведениях сочетаются историческая стилизация языка (включая элементы сказовости, особенно в «Восковой персоне») с тонким пародированием «социологической прозы», получившей определённое распространение в советской литературе 1920-х — начала 1930-х годов (отчасти это относится и к миниатюрным зарисовкам, опубликованным в 1930 году под названием «Исторические рассказы»).
Согласно опубликованному Н. Л. Степановым списку (относящемуся к 1932 году), Тынянов вынашивал замысел «собрания сочинений», содержащего, наряду с написанными «Кюхлей», «Cмepтью Вазира-Мухтара», историческими повестями, а также незавершенным «Пушкиным» и романом «Ганнибалы» (работу над которым Тынянов начал, но оставил), ещё ряд пунктов. Они включали произведения «Граф Сардинский» (о Д. И. Хвостове, известном деятеле литературы и графомане конца XVIII — начала XIX веков), «Евдор» (по всей видимости, о П. А. Катенине), «Капитан Шишков 2-й» (о поэте и бретере А. А. Шишкове), «Овернский мул» (о Ж. Ромме; сохранился набросок, и по его мотивам написан поздний рассказ «Гражданин Очер»), «Бани Сандуновские», «Пастушок Сифил», «Иван Барков», «Потери».
Сниженная из-за болезни работоспособность и ранняя cмepть не позволили Тынянову осуществить большую часть задуманного. Зная о неизлечимости своей болезни, он стремился успеть написать главное произведение своей жизни — роман «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и cмepти национального поэта.
Наряду со «Cмepтью Вазир-Мухтара» и историческими повестями, две части «Пушкина» (1935 и 1936-37, соответственно), которые писатель успел завершить, относятся к вершинам его прозы. Третья часть (1943, опубликована поcмepтно) носит следы незавершённости, в последних главах выглядит как «творческий конспект» ненаписанного материала.
Художественное наследие Тынянова включает также короткие рассказы 1920-х годов; ряд рассказов («Гражданин Очер», «Генерал Дорохов», «Красная шапка»), написанных во время войны в эвакуации; киносценарии и одну пьесу; книгу переводов из Жоржа Дюамеля, три книги переводов из Г. Гeйне.
Кроме того, по воспоминаниям знакомых, Тынянов был мастером устного рассказа и актёрской пародии. Иpaклий Андроников ссылался на Тынянова как на неподражаемый образец этого жанра, который сам Андроников впоследствии популяризовал посредством телевидения.
Художественные произведения
Романы
— Кюхля. Л., Кубуч, 1925. — 6000 экз.
— Cмepть Вазир-Мухтара. (Л., Прибой, 1929)
— Пушкин (не окончен). Ч. 1., Л., Художественная литература, 1936.
Избранные повести и рассказы
— Подпоручик Киже Л., изд. писателей, 1930
— Восковая персона. (Л.-М., ОГИЗ, 1931)
— Малолетный Витушишников. (Л., 1933)
— Побег. Из жизни декабриста. М., 1928 (Библиотека «Огонёк»)
— Черниговский полк ждёт. Рассказ. М.: Молодая гвардия, 1932
— Рассказы. — М., 1935
Избранные переводы
— Г. Гeйне. Сатиры. (1927)
— Г. Гeйне. Германия. Зимняя сказка. (Л., 1933, 1934)
— Г. Гeйне. Стихотворения. (Л., 1934)
Киносценарии
— Шинель (1926)
— «СВД» (1927; совместно с Ю. Г. Оксманом)
— Поручик Киже (1934)
Научные труды и литературная критика
Книги по вопросам литературы
— Достоевский и Гоголь (к теории пародии) Опояз, 1921. — 1500 экз.
— Проблема стихотворного языка Л., Academia,(1924)
— Архаисты и новаторы Л., Прибой, 1929. — 596 с., 3000 экз.
Сборники статей
Академическое собрание сочинений писателя никогда не издавалось, но его статьи печатались в следующих сборниках:
— Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
— Пушкин и его современники. — М.: Наука, 1969. — 424 с.
— История литературы. Критика. — СПб.: Азбука-классика, 2001.
— Литературная эволюция: Избранные труды. — М.: Аграф, 2002. — 496 с.
— Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 1. — С. 517-702. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5.
— орден Трудового Красного Знамени (31.01.1939)
Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии...
17 09 2024 14:11:21
Читатели и литературные критики назвали книгу Эмили Бронте шедевром: для своего времени произведение оказалось новаторским...
16 09 2024 23:50:42
Родился в Швейцарии в Конольфиген 5 января 1921 г...
13 09 2024 4:54:48
Walt Whitman , 31 мая 1819, Уэст-Хиллс, Хантингтон, Нью-Йорк, США — 26 марта 1892, Камден, Нью-Джерси, США) — американский поэт, публицист...
12 09 2024 10:58:24
Отец будущего писателя – достаточно влиятельный в то время землевладелец, судья по профессии, впоследствии даже занявший пост конгрессмена...
11 09 2024 23:15:37
Стро гий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журна лист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия...
10 09 2024 7:49:12
Произведения автора написаны как образцы commedia dell’arte...
09 09 2024 13:15:35
впервые Нобелевская премия по литературе была присуждена японскому писателю...
07 09 2024 20:27:44
Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками...
06 09 2024 18:58:26
У ее матери, Эдит Рут Тейх австо-итальянские корни (родилась в Вене), сначала она работала учительницей, а позже переквалифицировалась в психотерапевта...
05 09 2024 13:44:39
Он был в числе главных теоретиков йенского романтизма...
04 09 2024 0:19:17
Я пережил всё то, что и другие люди пережили за это время: две войны, революцию, «великое переселение народов» после войны, бедствия, добрые времена, тревоги и динамику нынешнего столетия...
03 09 2024 2:52:42
Унитаризм представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции центром...
02 09 2024 8:55:23
Лучшие литературные произведения в стиле социалистического реализма создавались в начале и середине 1920–1930-х годов...
29 08 2024 15:57:53
Его перу принадлежат слова знаменитых песен, одна из которых – «Я люблю тебя, жизнь», стала визитной карточкой автора...
28 08 2024 0:51:44
Является одним из самых выдающихся представителей золотого века русской поэзии...
27 08 2024 0:17:44
Литература русского зарубежья Сергeй Федякин, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома Русского зарубежья имени Солженицына, доцент Литературного института...
25 08 2024 12:38:43
Его лучшими произведениями считаются «Книга джунглей» (про Маугли), «Ким», а также многочисленные стихотворения...
24 08 2024 19:26:20
Место рождения: Минск, Беларусь Знак зодиака: Стрелец Деятельность: Поэт, публицист, переводчик, литературовед Дата cмepти: 25 мая 1917 г...
23 08 2024 17:21:38
За свою творческую жизнь она имела много наград на различных международных и национальных фестивалях...
22 08 2024 11:49:14
Биография Александр Дюма родился в 1802 году близ Суассона, Его отец, Тома Дюма, был близким другом Наполеона, однако дружба закончилась, когда генерал Дюма не поддержал египетскую кампанию корсиканца...
21 08 2024 3:30:32
Их восстание произошло 14 декабря (а по новому стилю 26 декабря) 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге...
20 08 2024 7:38:25
Древнерусское государство было зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока, Русь сыграла выдающуюся роль в судьбе Европы своего времени: отразила натиски печенегов, половцев, монголов, став щитом, заслонившим Европу от кочевников! Она участвовала в отражении славянскими и прибалтийскими народами агрессии с Запада, разбила крестовый поход шести держав на Прибалтику и Русь, изменив этим соотношение сил в Европе...
19 08 2024 11:39:48
Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства...
17 08 2024 21:57:15
Эта фраза приходит в голову, когда начинаешь анализировать сегодняшние события на фоне прошлых, исторических...
15 08 2024 8:53:14
С ранних лет маленький Витя с большим удовольствием рисовал, и родители отправили его учиться в художественную школу, где он делал успехи...
14 08 2024 13:10:33
Родился 12 февраля 1758 в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье...
13 08 2024 14:17:43
Биография и избранные произведения Элиза Ожешко (Orzeszkowa, урождённая — Эльжбета Павловская) родилась 6 июня (25 мая) 1841 года в местечке Мильковщина Гродненского уезда Гродненской губернии в семье богатого помещика и адвоката...
11 08 2024 8:17:41
Похоже, что сегодня, после выхода из Европейского Союза, в Лондоне готовы коренным образом изменить расклад сил в Евразии...
10 08 2024 17:48:39
В ее произведениях главенствовали идеи свободы и гуманизма, а в душе бушевали страсти...
09 08 2024 14:44:39
შოთა რუსთაველი, около 1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII века...
07 08 2024 20:47:34
Родные браться – Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие, вне всяких сомнений, ярчайшие звезды в целой плеяде талантливейших авторов, работающих в таком непростом литературном жанре, как научная фантастика...
06 08 2024 22:32:15
Писатель Джозеф Конрад был писателем, которого помнят по романам вроде «Сердце тьмы», которые опирались на его опыт моряка и затрагивали глубокие темы природы и бытия...
04 08 2024 12:31:17
Его произведения отличаются самобытностью, мистическими захватывающими сюжетами, остротой языка и легкостью восприятия, а роман «Женщина в белом» его авторства станет украшением библиотеки каждого книголюба...
03 08 2024 1:58:35
3 февраля православные верующие празднуют память преподобного Максима Грека...
02 08 2024 4:48:57
Но даже в периоды своего расцвета либеральные начинания Александра I не получили дальнейшего развития...
01 08 2024 21:35:44
Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении...
31 07 2024 15:48:52
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::