Краткая биография фенелон
Франсуа Фенелон
Франсуа Фенелон (де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенело́н, 6 августа 1651 — 7 января 1715) — знаменитый французский писатель; родился в Перигоре, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив. и в Парижской семинарии св. Сульпиция; 24-х лет от роду вступил в духовное звание. От природы одаренный живым, подвижным умом и горячим воображением, Фенелон чуть не с первых шагов в своём новом сане порывался к миссионерским подвигам. Традиции античной литературы, которыми он успел напитаться за время своего ученья, влекли его в Грецию. Ему грезилось, что все христианское население Эллады, стонущее под игом турок, находит в нём защитника, что султан, ошеломленный, отступает перед ореолом его славы. Эти мечты сменялись другими: его тянуло в Канаду проповедовать слово Божие язычникам и стяжать мученический венец среди диких индейских племён. Однако ни на Восток, ни на Запад Фенелон не поехал; ему досталась более спокойная должность в Париже. Парижский архиепископ назначил его духовником в новой женской конгрегации, Nouvelles catholiques, составившейся из молодых дeвyшек, только что обратившихся из протестантизма в католичество. Вскоре ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому после отмены Нантского эдикта протестантскому населению Сентонжа и Пуату. Широкая веротерпимость, которая приписывалась Фенелону просветителями XVIII века, — по-видимому, не более как легенда: на этом поприще он мало чем отличался к лучшему от других католических миссионеров.
В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы дeвyшка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову дeвoчкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.
В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо пpaктическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Фенелона наиболее удобными для усвоения французского языка детьми. В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, мopaльное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».
В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.
Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie intérieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима. Курия долго колeбaлась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн Ф.: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Ф. была единогласно осуждена.
Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламaндское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенлона, и он её в значительной степени достиг. К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости. Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским. Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Фенелона, строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии. В 1711 году умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона вступили с ним в cнoшeния, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после cмepти старого короля. Фенелон съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований. Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члeны которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после cмepти отца. Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался тpaктат «Examen de conscience des devoirs de la royauté», a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему.
Основа взглядов Фенелона — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских тpaктатов Ф., «Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», «Traité de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de métaphysique», внимания заслуживает только второй. Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Тpaктат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.
Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV. Издания сочинений Ф.: П., 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-30; П., 1851-52 (самое полное).
Мудрость Человечества
Франсуа Фенелон (фр. François de Salignac de La Mothe-Fénelon, по прозвищу фр. Fénelon, Франсуа де Салиньяк, маркиз де Ла Мот-Фенело́н, 6 августа 1651 — 7 января 1715) — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа «Приключения Телемака» — литературного бестселлера XVIII—XIX веков.
Фенелон был выходцем из знатного обедневшего рода. Он родился в Сент-Мондане (Перигор). Его отец, Понс де Фенелон, скончался, когда сыну было 12 лет; до этого времени Франсуа жил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья. Затем его взял под свою опеку дядя, Франсуа де Салиньяк де ла Мот-Фенелон, епископ Сарла; учился в Кагорском университете и в Парижской семинарии св. Сульпиция; тонзурован в 1669 году. С 1671 года — каноник собора в Сарла. С 1679 года — настоятель незадолго до того учреждённой конгрегации «Новые католички» (Nouvelles catholiques), назначением которой являлась катехизация молодых сторонниц протестантизма. В 1683 году скончался наставник и опекун Фенелона маркиз Антуан де Фенелон-Маньяк. В 1680-1685 годах Фенелон проповедовал в Париже и диоцезе Мо. После отмены Нантского эдикта в октябре 1685 года ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому протестантскому населению Сентонжа и Пуату, где он оставался до июня 1686 года. В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Фенелон ввёл её в кружок госпожи Ментенон (с 1691 года он стал духовником последней), где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.
Фенелон — воспитатель герцога Бургундского
В 1689 году при содействии Боссюэ Фенелон был представлен ко двору, а 16 августа — назначен наставником внука Людовика XIV, герцога Бургундского; ему помогали герцог де Бовилье (гувернёр принца) и друг Фенелона аббат Клод Флёри.
Гиацинт Риго. Портрет герцога Бургундского. Ок. 1704
Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Годом позже Фенелон был назначен наставником герцога Филиппа Анжуйского, младшего брата герцога Бургундского, будущего короля Испании Филиппа V. В 1693 году Фенелон был избран члeном Французской академии (вместо Пелиссона); во вступительной речи (31 марта) он выразил свои воззрения на литературу. Возможно, декабрем 1693 года следует датировать анонимное письмо Фенелона Людовику XIV, в котором он подверг критике политику монарха и его министров (опубликовано в 1787 г.). При этом Фенелон продолжал находиться в фаворе у короля: в декабре 1694 г. он был назначен настоятелем аббатства Сен-Валери-сюр-Сомм, а в феврале 1695 года — возведён в сан епископа Камбрезского.
Опала
Решающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697 года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Курия долго колeбaлась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии оказался благоприятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга была единогласно осуждена. 1 августа Фенелон получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламaндское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг. Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству. В январе 1699 года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между тем через полгода папа шлет ему своё благосклонное письмо и выражает пожелание, чтобы тот стал кардиналом. В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Рэмзи, впоследствии ставший его первым биографом. В апреле 1711 года умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после cмepти монарха. Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после cмepти отца. Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV.
Сочинения
«О воспитании дeвиц»
В 1687 году Фенелон выпустил свою книгу «О воспитании дeвиц» («De l’Education des filles»), в которой подверг критике господствовавший в то время взгляд, согласно которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; он ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Между тем образование это, по Фенелону, следует ограничить умением правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики; знанием основных элементов права, знакомством с древней и французской историей. «Этот тpaктат . доставил молодому автору известность и лег в основу воспитания Сен-Сирского пансиона, основанного мадам де Ментенон и впоследствии взятого за образец Екатериной II при создании Смольного института в Петербурге» .
«Диалоги мёртвых»
Написанные в манере Лукиана «Диалоги мёртвых» (Dialogues des morts, 1700—1718) содержат рассуждения о принципах управления государством и выполнены в увлекательной форме. В каждом отрывке заключалось какое—нибудь житейское, мopaльное и политическое нравоучение; так, беседа Пизистрата с Солоном призвана проилююстрировать мысль, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; беседа Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а, напротив, делает их несчастными и приводит к их гибели.
«Рассказывают, что однажды воспитанник Фенелона ужаснул придворных фразой, почерпнутой из «Диалогов мёртвых»: «Король создан для подданных, а не подданные для короля». Эта формула является антитезой известному изречению, приписываемому Людовику XIV: «Государство — это я»»
«Приключения Телемака»
Роман «Приключения Телемака» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-1696 годах, но первый его том был издан только в апреле 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля. «Телемак» во многом перекликается с «Диалогами мертвых» и представляет собой своего рода курс политической педагогики. В романе содержится множество аллюзий на Людовика XIV и его министров, причём на долю каждого из приближенных монарха приходилась прозаическая эпиграмма. Есть в «Телемаке» и утопические картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент), за которые король лишил автора остатков своего расположения.
Читайте также Краткая биография булгаков«Тpaктат о Существовании Бога»
Среди богословско-философских тpaктатов Фенелона — «Опровержение тpaктата Мальбранша о природе и благодати» («Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», ок. 1687-1688) и «Тpaктат о Существовании Бога» («Traité de l’Existence de Dieu», 1712). Основная мысль последнего формулируется в следующем силлогизме: всё, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Тpaктат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством.
Письмо в Академию
В одном из последних своих сочинений, «Письме в Академию» («Lettre a l’Academie», 1714), Фенелон выдвигает целый ряд проектов для разработки: они касаются различных аспектов лексикографии, риторики, поэтики и истории. Автор «Телемака» предлагает подготовить и издать несложную, доступную для иностранцев или малограмотных французов грамматику, а также сочинить тpaктаты о различных драматических жанрах (трагедия и комедия). На «Письме» лежит явственный отпечаток Спора о древних и новых, причем несмотря на все старания автора быть беспристрастным ощущаются его вполне определенные симпатии по отношению к Древним. «Письмо» проникнуто неприятием современного Фенелону упадка нравов и безмерной тяги к роскоши.
Доклад: Фенелон
Фенелон (François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715) — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф. принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический тpaктат «О воспитании дeвиц» (De l’éducation des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) — мopaльно-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P., 1718); «Письмо в Академию» (Lettre à M. Dacier sur les occupations de l’Académie, 1714), посвященное вопросам литературной критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Télémaque, fils d’Ulysse), роман, которому Ф. обязан своей литературной известностью (написан в 1693—1694, изд. в 1699). Античный сюжет разpaбатывается Ф. в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.). Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф. нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг которого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии». В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. мopaльное требование — побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, — воплотившаяся богиня мудрости Минерва). Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению хаpaктер барочной вычурности. В XVIII в. «Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».
Список литературы
I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles — Paris, 1820—1824
Correspondance, 11 vls, P., 1827—1830
Les Aventures de Télémaque, introd. par A. Rousseaux, t. I—II, P., 1930 (Coll. des classiques français)
Тилемахида или стрaнcтвование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским. с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766
Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767
Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788
Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1805
Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812)
Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822
Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона. издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845)
Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.
II. Bizos G., Fénelon éducateur, P., 1886
Janet P., Fénelon, P., 1892
Bastier P., Fénelon, critique d’art, P. 1903
Lemaitre J., Fénelon, P., 1910
Chérel A., Fénelon au XVIII siècle en France (1715—1820), P., 1918.
Франсуа Фенелон : биография
День рождения 06 августа 1651
знаменитый французский писатель
В 1687 году Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв? Фенелон ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы дeвyшка умела выбирать развлечение разумное. Он не рекомендует набивать голову дeвoчкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.
В 1689 году Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца. Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо пpaктическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Фенелона наиболее удобными для усвоения французского языка детьми. В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, мopaльное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».
Читайте также Краткая биография ос opгинВ 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля. Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 году, а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 году он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.
Поворот к худшему произошёл лишь после того, как он издал в защиту квиетизма книгу «Explication des maximes des saints sur la vie int?rieure» (1697). Против неё выступил Боссюэ; Фенелон ответил, и спор был предоставлен на решение Рима. Курия долго колeбaлась, ибо Боссюэ, опора галликанизма, далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля Папа не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии был блaгoпpиятeн Ф.: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика Папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга Ф. была единогласно осуждена.
Фенелон
Фенелон (François de Salignac de la Mothe Fénelon, 1651—1715) — французский писатель, принадлежал к старинному аристократическому роду, получил блестящее классическое образование. Был воспитателем герцога Бургундского. Видный деятель католической церкви (с 1694 архиепископ в Камбре). Ф. принадлежит, кроме ряда богословских сочинений, педагогический тpaктат «О воспитании дeвиц» (De l’éducation des filles, 1687, рус. пер., СПБ, 1763); басни; «Диалоги мертвых» (Dialogues des morts, рус. пер.: Разговоры мертвых, 2 чч., СПБ, 1768) — мopaльно-публицистические рассуждения, ведущиеся от лица великих людей прошлого (изд. в 1712, более полное изд., 2 vls, P., 1718); «Письмо в Академию» (Lettre à M. Dacier sur les occupations de l’Académie, 1714), посвященное вопросам литературной критики, и «Приключения Телемака, сына Улисса» (Les avantures de Télémaque, fils d’Ulysse), роман, которому Ф. обязан своей литературной известностью (написан в 1693—1694, изд. в 1699). Античный сюжет разpaбатывается Ф. в духе господствовавшей во французской литературе XVII века традиции: полное игнорирование исторической перспективы и колорита эпохи, анахронизмы, схематичность образов. Взяв из «Одиссеи» отправным пунктом путешествие Телемака в поисках отца, Ф. проводит героя через ряд авантюр, отсутствовавших у Гомера (Телемак у Калипсо, в плену у египтян, в подземном царстве и др.). Роман насквозь дидактичен и публицистичен. Образы, сюжетные положения, мотивы, как заимствованные из античной литературы, так и оригинальные, служат Ф. для развития определенной этической и политической тенденции. Современники вполне основательно видели в «Телемаке» намеки на политическую систему Франции Людовика XIV. Ф. нападает на деспотию, пропагандируя идею просвещенной монархии с мудрым правителем, долг которого заботиться о своих подданных, обрушивается на льстивых придворных и рекомендует королю подбирать советников честных и независимых. В главе, посвященной реформам, проведенным Ментором у Идоменея, рисуется целая социальная утопия «здоровой монархии». В Тартаре Телемак видит королей-деспотов, мучающихся лицезрением своих злодеяний. С той же настойчивостью проводит Ф. мopaльное требование — побеждать страсти (vaincre des passions). Весь роман густо уснащен поучительными сентенциями Ментора, наставника Телемака (Ментор в согласии с гомеровской традицией, — воплотившаяся богиня мудрости Минерва). Цветистый стиль, изобилующий бьющими на эффект сравнениями, метафорами, тяготение к ритмически размеренной речи, особенно в поучениях и наставлениях Ментора, игра синтаксическими фигурами (параллелизмы, антитезы) придают произведению хаpaктер барочной вычурности. В XVIII в. «Приключения Телемака» Фенелона пользовались огромным успехом, были переведены на все европейские языки, на русском языке в XVIII веке существовало несколько переводов, в том числе известное стихотворное переложение (в гекзаметрах) Тредиаковского «Тилемахида».
I. Oeuvres, publ. p. Gosselin et Caron, 22 vls, Versailles — Paris, 1820—1824
Correspondance, 11 vls, P., 1827—1830
Les Aventures de Télémaque, introd. par A. Rousseaux, t. I—II, P., 1930 (Coll. des classiques français)
Тилемахида или стрaнcтвование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироическия пиимы Василием Тредиаковским. с французския нестихословныя речи, сочиненныя Франциском де-Салиньяком де-ла-Мотом Фенелоном, 2 тт., СПБ, 1766
Похождение Телемака, сына Улиссова, СПБ, 1747 (то же, 2 изд., 1767
Приключения Телемака, сына Улиссова, пер. Петр Железников, 2 чч., СПБ, 1788
Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Г. Шиповский, 2 чч., СПБ, 1805
Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова, пер. Иван Захаров, 2 чч., СПБ, 1786 (то же, 3 изд., 2 чч., СПБ, 1812)
Стрaнcтвования Телемака, сына Улиссова. Пер. по последней рукописи г-на Шиповского, вновь с подлинником сверенный и исправленный Ефимом Люценко, с прибавлением примечаний, 2 чч., СПБ, 1822
Сокращенный Телемак, заимствованный из сочинения Фенелона. издал И. Эйнерлин, СПБ, 1827 (то же, 6 изд., СПБ, 1845)
Телемак. Новый перевод Федора Лубяновского, 2 чч., СПБ, 1839.
II. Bizos G., Fénelon éducateur, P., 1886
Janet P., Fénelon, P., 1892
Bastier P., Fénelon, critique d’art, P. 1903
Lemaitre J., Fénelon, P., 1910
Chérel A., Fénelon au XVIII siècle en France (1715—1820), P., 1918.
в семье уездного почтмейстера в Кологривском уезде Костромской губернии, в посаде Парфеньеве, где и получил первоначальное образование в посадском народном училище...
27 03 2024 0:18:43
При этом занимающие до этого доминирующие позиции сословия дворянства и крестьянства претерпели значительные изменения...
25 03 2024 23:12:35
В течение полувека менялись правители, цензура то ослабевала, то снова перекрывала воздух прозаикам и поэтам...
24 03 2024 13:33:48
Отец будущего писателя – достаточно влиятельный в то время землевладелец, судья по профессии, впоследствии даже занявший пост конгрессмена...
23 03 2024 15:25:13
Оборонительным боям уделялось много внимания, чего нельзя сказать о наступательных действиях наших войск...
22 03 2024 1:47:58
Земский собор 1642 года Россия была сильно ослаблена длительной польско-шведской интервенцией и потеряла на западе большие и экономически важные территории...
19 03 2024 21:31:11
Итоги объединительного процесса Борьба за свержение золотоордынского ига стала в 13-15 вв...
18 03 2024 5:12:17
Это было непростое для России время, так как шла война с французскими захватчиками...
16 03 2024 5:54:51
NET Саморазвитие в любом формате! Слуцкий Борис Абрамович краткая биография Слуцкий Борис Абрамович, книги, биография, цитаты...
15 03 2024 12:43:31
Пушкин? Родилась Александра Осиповна Ишимова в Костроме 25 декабря 1804 года (6 января 1805 года) в семье чиновника по особым поручениям О...
14 03 2024 9:41:57
Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II...
13 03 2024 19:11:48
, были заинтересованные в решение спopных вопросов государства: США, Великобритания (и ее доминионы), Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай...
12 03 2024 23:26:46
Этот период занимает в истории России серьезное место...
11 03 2024 10:48:42
блестяще образованный писатель-интеллектуал Торнтон Найвен Уайлдер стоял особняком...
09 03 2024 23:35:35
В 1626 году, будучи стольником, присутствовал в числе поезжан на 2-й свадьбе царя Михаила Феодоровича...
06 03 2024 23:45:57
Jarosław Leon Iwaszkiewicz ; также известен под псевдонимом Eleuter; 20 февраля 1894 — 2 марта 1980) — польский писатель, поэт, драматург, переводчик, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1970)...
05 03 2024 19:16:11
Идет интенсивное, по сути, новое открытие Розанова для широкой читательской аудитории...
03 03 2024 18:15:39
Партизаны передают жителям деревни Антоново сводку Совинформбюро...
02 03 2024 6:43:50
Свои произведения он писал в стиле реализма и натурализма...
01 03 2024 6:46:25
Персидский поэт Фирдоуси По решению ЮНЕСКО 2020 год объявлен годом памяти Фирдоуси, великого эпического поэта, «иранского Гомера», умершего тысячу лет назад Текст: Геннадий Литвинцев Фото: wikipemedia/ Шах Сулейман (царь Соломон)...
28 02 2024 2:34:15
Именно на эту эпоху пришелся пик творческой карьеры литератора...
27 02 2024 10:14:55
Heinrich Friedrich Emil Lenz, 1804-1865) – известный российский ученый немецкого происхождения, стоявший у истоков электротехники и учения о магнитных явлениях...
25 02 2024 21:45:12
Francis Scott Key Fitzgerald) — американский писатель, автор знаменитого романа «Великий Гэтсби»...
24 02 2024 3:20:20
Энциклопедия (1956-1965) Земельные реформы в национальных районах России Земельные реформы в национальных районах России Развитие массового антикрепостнического движения заставило царское правительство приступить к отмене крепостного права и у других народов России...
23 02 2024 0:36:49
Место рождения: Москва Знак зодиака: Paк Деятельность: Писатель, художник, каллиграф Дата cмepти: 26 ноября 1957 г...
22 02 2024 6:27:59
Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения...
21 02 2024 13:16:59
Механические сердца [ЛП] Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...
19 02 2024 15:35:48
Павел Беляев вместе с напарником Алексеем Леоновым стали теми, кто не побоялся шагнуть в неизвестность Вселенной, став космонавтами Советского Союза...
18 02 2024 3:54:53
Автор многих популярных сказочных пьес для детей («Город мастеров, или Сказка о двух горбунах», «Авдотья-Рязаночка», «Хрустальный башмачок», «Оловянные кольца» («Волшебные кольца Альманзора») и др...
17 02 2024 1:25:35
Произведения автора написаны как образцы commedia dell’arte...
15 02 2024 16:37:33
Всё о троянской войне Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества...
14 02 2024 4:58:45
В 1928 году после cмepти отца семья переехала в Англию, а пять лет спустя, по приглашению старшего брата Джеральда, Лоуренса Даррелла — на греческий остров Корфу...
13 02 2024 14:41:30
Он происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII веке и жившей в строгих пуританских традициях...
12 02 2024 6:18:33
В молодости его родители были актерами, играли в провинции, и хотя потом оставили сцену, страсть к театру, увлеченность литературой царили в доме и передались сыну, который в детстве перечитал русскую классику и многое из западной...
11 02 2024 9:11:48
Родилась 24 сентября (7 октября) 1915 года в Одессе — умерла 1 августа 1992 года в пос...
09 02 2024 10:35:36
Кто виноват в гибели Балтийского флота? В августе 1941 года во время эвакуации из Таллина в Ленинград, в ходе так называемого Таллинского прорыва, погибла почти треть Балтийского флота и более двенадцати тысяч военных и гражданских...
08 02 2024 22:13:39
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::