Краткая биография кокто
Жан Кокто
Биография
Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же ceкcуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим трaнc-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.
Детство и юность
Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет cмepть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.
Жан Кокто в молодости
Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.
Творчество
Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.
Стихи Жана Кокто
Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».
В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до cмepти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.
Книги Жана Кокто
В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.
В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».
Жан Кокто и Эдит Пиаф
Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.
Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Пeтyx и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».
Портрет Жана Кокто в молодости
Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.
В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений пpaктически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».
Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:
«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».
Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.
Жан Кокто
В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:
«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.
Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.
Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»
Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.
Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и прострaнcтво. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.
Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»
За несколько месяцев до cмepти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.
Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.
Личная жизнь
Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был биceкcуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой cмepти состоял в отношениях с Жаном Маре.
Жан Кокто и Наталья Палей
История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.
Жан Кокто и Жан Маре
Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.
Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.
Cмepть
Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.
К cмepти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Хаpaктер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после cмepти обязательно вернется.
В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.
Библиография
- 1918 — «Пeтyx и Арлекин»
- 1919 — «Потомак»
- 1923 — «Самозванец Тома»
- 1926 — «Призыв к порядку»
- 1929 — «Ужасные дети»
- 1935 — «Портреты-воспоминания»
- 1962 — «Реквием»
Цитаты
«С самого дня моего рождения моя cмepть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и поcмepтным художником одновременно».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».
Кокто, Жан
Жан Мори́с Эже́н Клема́н Кокто́ (фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau ; 5 июля 1889 — 11 октября 1963) — французский писатель, художник и кинорежиссёр, предвосхитивший появление сюрреализма. Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX века.
Содержание
Биография
Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Около 20 лет спутником жизни Кокто был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах. [1]
Признание
С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран члeном Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Комaндор ордена Почётного легиона, члeн Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
Читайте также Краткая биография пушкинКокто и музыканты
Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX века имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.
— ( Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)
Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
— ( Жан Кокто, из книги «Мои священные чудовища», 1979 г.)
Творчество
Пьесы
- Орфей (Orphée, 1926)
- Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
- Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
Пьеса, написанная для Эдит Пиаф — «Равнодушный красавец»
Кинофильмы
- 1932 — Кровь Поэта (фр.Le Sang d’un poète )
- 1946 — Красавица и Чудовище (фр.La Belle et la Bête )
- 1947 — Двуглавый Орел (фр.L’Aigle à Deux Têtes )
- 1948 — Ужасные Родители (фр.Les Parents terribles )
- 1950 — Орфей (фр.Orphée )
- 1959 — Завещание Орфея (фр.Le Testament d’Orphée )
- 1965 — Самозванец Тома / Thomas l’imposteur
Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).
Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».
Публикации на русском языке
- Самозванец Тома. М.: Никитинские субботники, 1925. Пер. с франц. В. Мониной.
- Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — М.: Известия, 1985.
- Пeтyx и арлекин. СПб: Изд-во «Кристалл», 2000 (Содерж.: Лирика; Самозванец Тома: Роман; Театр: Пьесы: Орфей; Человеческий голос; Трудные родители; Священные чудовища; Карманный театр; Корот. пьесы, сценарии и монологи; Кинематограф: Неосуществленные синопсисы; Беседы о кинематографе; Эссе).
- Пeтyx и Арлекин : Либретто. Воспоминания. Ст. о музыке и театре. (Изд. подгот. М. А. Сапонов; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, Каф. истории зарубеж. музыки.) — М.: Прест,2000. (Литературные памятники музыкального авангарда; Вып. 1).
- Сочинения в 3-х тт. М.: Аграф, 2001—2005.
- Портреты-воспоминания. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2002.
- Тяжесть бытия. СПб.: Азбука-Классика, 2003. (Содерж.: Самозванец Тома; Призыв к порядку; Тяжесть бытия; Беседы о кинематографе; Из кн.»Критическая поэзия»; Несобранные эссе; Из лирики).
- Портреты-воспоминания (2-е изд.). СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
- Ужасные дети. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.
- Стихотворения. — Перевод с фр. М. Яснова. — М. Текст, 2012.
Литература
- Aschengreen E. Jean Cocteau and the dance. Kobenhavn, 1986.
- Brosse J. Cocteau. P.,1970
- Brown F. An impersonation of angels. A biography of Jean Cocteau. NY, 1968.
- Crosland M. Jean Cocteau; a biography. New York: Knopf, 1956.
- Evans A.B. Jean Cocteau and his films of Orfic identity. Philadelphia, 1977.
- Fowlie W. Jean Cocteau: the history of a poet’s age. Bloomington: Indiana UP, 1966
- Fraigneau A. Cocteau par lui-même. P., 1957
- Jejcic M. Le savoir du poète. Œdipe selon Jean Cocteau, éd. Agalma, 1996
- Kihm J.-J. Jean Cocteau. P., 1960
- Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. Paris: J.-C. Lattès, 1989
- Mourgue G. Cocteau.P.,1990
- Oxenhandler N. Scandal & parade: the theater of Jean Cocteau. New Brunswick: Rutgers UP, 1957.
- Sprigge E. and Kihm J.-J. Jean Cocteau. NY, 1968.
- Steegmuller F. Cocteau. A biography. Boston-Toronto, 1970.
- Touzot J. Jean Cocteau. Lyon: Manufacture, 1989
- Touzot J. Jean Cocteau, qui êtes-vous? Lyon, 1990.
- Caizergues P. Jean Cocteau, quarante ans après: 1963—2003. Montpellier: Centre d’étude du XXe siècle, Université Paul-Valéry, Montpellier III; Paris: Centre Pompidou, 2005
- Jemma-Jejcic M. Jean Cocteau ou l’énigme du désir. Ce que le poète apprend au psych***yste. Ramonville Saint-Agne: Editions Eres, 2006
- Гофмайстер А. О творчестве поэта Кокто. Пер. Аронович Е. // Кокто Ж. Пeтyx и Арлекин. — М.: Кристалл, 2000. — ISBN 5-8191-0056-5. — С. 803—807.
- Дубровина С. Н.Мифологический театр Кокто («Антигона», «Царь Эдип», «Орфей», «Адская машина»): Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук. М., 2001. (2001). Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.Проверено 10 ноября 2012.
- Клименок А.В.Классицизм и романтизм в драме Ж. Кокто «Двуглавый орёл». «Казанская наука» № 7 (2012). — Статья в научном сборнике. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012.Проверено 10 ноября 2012.
- Клименок А.В. Особенности интерпретации античного мифа в драме Ж. Кокто «Орфей» // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Вып. 15. Межлитературные связи: общее и особенное. СПб., 2011. С. 86-89.
- Клименок А.В. Стиль как способ хаpaктеристики персонажа в драме Ж. Кокто «Двуглавый орел» // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Вып. 16. Зарубежная литература в университетском образовании. СПб., 2012. С. 91-93
- Марэ Ж. О моей жизни : С поэт. прил. неизд. стихов Жана Кокто. М.: ТПФ «Союз театр», 1994.
- Маре Ж. Непостижимый Жан Кокто. М.: Текст, 2003.
- Рыкова Н.Я. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orphée. La Voix humaine. La Machine à écrire. Poésies. M., 1976. С. 314-336.
- Трыков В. П. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003
Примечания
- ↑Жан Маре и Жан Кокто
- ↑Жан Кокто Пeтyx и Арлекин. — М .: Прест, 2000. — С. 139.
- ↑Жан Кокто Портреты-воспоминания. — М .: Известия, 1985. — С. 94-96.
- ↑Жан Кокто Портреты-воспоминания. — М .: Известия, 1985. — С. 98.
Ссылки
Кокто, Жан на Викискладе ? |
- Кокто, Жан в библиотеке Максима Мошкова
- Официальный сайт (фр.)
- (фр.)
- Фотогалерея Жана Кокто и Жана Маре
- Трыков В. П., Луков Вл. А.Кокто Жан. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.Проверено 27 ноября 2011.
Les Six | |
---|---|
Идейные вдохновители | Эрик Сати • Жан Кокто |
Композиторы | Луи Дюрей • Дариус Мийо • Артюр Онеггер • Жорж Орик • Жермен Тайфер • Франсис Пуленк |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Линейный батальон
- Молот (значения)
Смотреть что такое «Кокто, Жан» в других словарях:
Кокто Жан — Жан Морис Эжен Клемент Кокто Jean Maurice Eugène Clément Cocteau Дата рождения: 5 июля 1889(18890705) … Википедия
Кокто Жан — (Cocteau) (1889 1963), французский писатель, художник, театральный деятель, киносценарист и режиссёр. Творчество Кокто, утверждавшее экспериментальные формы (в литературе и живописи), развивалось от дадаизма («Стихи», 1920) к сюрреализму (сборник … Энциклопедический словарь
Кокто, Жан — Жан Кокто. КОКТО (Cocteau) Жан (1889 1963), французский писатель, художник, театральный деятель, киносценарист и режиссер. Творчество Кокто, утверждавшее экспериментальные формы (в литературе и живописи), развивалось от дадаизма ( Стихи , 1920) к … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОКТО Жан — (Cocteau) (5.7.188911.10.1963), французский поэт, драматург, художник, режиссёр. Члeн Института Франции (1955). Учился в лицее Кондорсе. Для Кокто хаpaктерны разнообразие и непостоянство творческих устремлений; чрезвычайно восприимчивый к… … Кино: Энциклопедический словарь
КОКТО Жан — КОКТО (Сосteau) Жан (05. 07. 1889 11. 10. 1963), французский поэт, драматург, прозаик, сценарист, кинорежиссер, актер, график. Один из виднейших представителей авангарда в европейском искусстве 20 века. Образование получил в лицее Кондорсе. В… … Энциклопедия кино
Кокто Жан — Кокто (Cocteau) Жан (5.7.1889, Мезон Лаффит, департамент Сена и Уаза, ‒ 11.10.1963, Мийи ла Форе, департамент Сена и Уаза), французский писатель, киносценарист. Члeн Французской академии (1955). Дебютировал как поэт символист. Поэтическое… … Большая советская энциклопедия
КОКТО Жан — КОКТО (Cocteau) Жан (18891963), французский писатель, художник, театральный деятель, киносценарист и кинорежиссер. Сб. стихов и поэм «Стихи» (1920), «Словарь» (1922), «Церковное пение» (1923), «Опера» (1927), «Аллегории» (1941), «Леона»… … Литературный энциклопедический словарь
КОКТО Жан — (Cocteau, Jean) (1889 1963), французский писатель и художник. Обладатель поистине ренессансного темперамента, он не только писал стихи, романы, пьесы и сценарии, но и иллюстрировал свои книги и даже расписывал церкви. Едва ли не наибольшую… … Энциклопедия Кольера
Кокто — Кокто, Жан Жан Морис Эжен Клемент Кокто Jean Maurice Eugène Clément Cocteau Дата рождения: 5 июля 1889 … Википедия
Жан Кокто — Жан Морис Эжен Клемент Кокто Jean Maurice Eugène Clément Cocteau Дата рождения: 5 июля 1889(18890705) … Википедия
Жан Кокто. Знаковая фигура французской богемы
Жизнь некоторых людей настолько невероятна и удивительна, что гораздо больше похожа на вымысел, чем если бы такую удивительную историю и впрямь пытались придумать. Жан Кокто – известный писатель, поэт, драматург, художник, режиссер и человек, повлиявший на многих деятелей XX века. Он прожил исключительно невероятную жизнь.
Читайте также Краткая биография зайцевИстоки любви к творчеству
Родился Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau) в 1889 году во Франции. Его отец покончил с собой, когда Жану было 9 лет. Воспитанием мальчика занялся дед, который привил будущему деятелю любовь к искусству. В 1910-1920 годы Жан сформировался как поэт, отдавая дань уважения дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». С середины 1910-х годов он вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.
Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «пeтyxа».
Единственной формой визуального искусства, которую он не пpaктиковал, была фотография. Однако сам Кокто позировал величайшим фотографам мира — Анри Картье-Брессону, Жаку-Анри Лартигу, Мэну Рэю, Ирвингу Пенну. Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника. А в жизни чаще бывает совершенно наоборот.
Яркая жизнь и влияние на видных деятелей
Кокто стал человеком, которого ненавидела и преследовала вся Франция, и в этом была лишь щепотка его параноидальной мании величия. Постоянный налёт скандальности из-за употрeбления наркотиков и обвинений в развращении молодых людей никогда не покидал его. Он первым открыто занимался такими вещами, как самопиар и самораскрутка, став первым медийным самопиарщиком двадцатого столетия.
В 1930 году он дебютировал с кинофильмом «Кровь поэта», хотя, по собственному признанию, совершенно ничего не понимал в кино.
«Мои ошибки впоследствии были приняты за находки и открытия», — признавался он позже.
И ставка на кино сработала: в наше время редко увидишь выставку картин Кокто в музеях или его пьесу в театре, даже книг на прилавках магазинов что-то не видно. Зато фильмы Кокто (от «Крови поэта» до «Завещания поэта») можно отыскать без труда и употребить именно в том виде, в котором они были задуманы и исполнены самим Кокто. Его картины оказали прямое и непосредственное влияние на всю без исключения Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвиль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен. То есть на любого из когорты «священных чудовищ» и «проклятых поэтов» кино. А «Кровь поэта» Кокто ни много ни мало дала начало альтернативной ветке арт-кино, последней из ярких работ в которой стоит киноцикл Мэтью Барни «Кремастер».
Внутри Кокто, как у многих людей творчества и художников, противоборствовали прямо противоположные и несовместимые наклонности и стремления. Всю жизнь он страдал от опиумной наркозависимости (в середине 1930-х Кокто выкуривал 30 трубок опиума в день), которая плохо сочеталась с его превалирующей гомоceкcуальностью, и еще меньше — с непоколебимой католической верой. И всё это отражалось весьма причудливо в его работах. Хотя Кокто не делал секрета из своей гомоceкcуальности, он так и не написал никогда неприкрыто гомоceкcуального текста и даже в мемуарах аккуратно обходил эту тему.
За несколько месяцев до своей cмepти Жан Кокто снял свой последний фильм. Это была 25-минутная короткометражка под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». На ней изображен сам режиссер, который обращался к потомкам. Когда послание для XXI века было отснято, плёнку спрятали в коробку, запечатали и отправили по почте с тем условием, что открыто оно должно быть не раньше 2000 года. Умер Жан Кокто 11 октября 1963 года, оставив немалый след в истории и творчестве.
Жан Кокто – биография, фото, личная жизнь, книги, cмepть
Жан Кокто: биография
Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же ceкcуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим трaнc-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.
Детство и юность
Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет cмepть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.
Жан Кокто в молодости
Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.
Творчество
Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.
Стихи Жана Кокто
Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».
В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до cмepти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.
Книги Жана Кокто
В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.
В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».
Жан Кокто и Эдит Пиаф
Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.
Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Пeтyx и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».
Портрет Жана Кокто в молодости
Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.
В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений пpaктически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».
Жан Кокто и его автопортрет
Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:
«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».
Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.
Жан Кокто
В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:
«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».
Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.
Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.
Читайте также Краткая биография лонгфеллоЖан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»
Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.
Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и прострaнcтво. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.
Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»
За несколько месяцев до cмepти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.
Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.
Личная жизнь
Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был биceкcуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой cмepти состоял в отношениях с Жаном Маре.
Жан Кокто и Наталья Палей
История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.
Жан Кокто и Жан Маре
Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.
Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.
Cмepть
Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.
Музей Жана Кокто в Ментоне
К cмepти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Хаpaктер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после cмepти обязательно вернется.
В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.
Библиография
- 1918 — «Пeтyx и Арлекин»
- 1919 — «Потомак»
- 1923 — «Самозванец Тома»
- 1926 — «Призыв к порядку»
- 1929 — «Ужасные дети»
- 1935 — «Портреты-воспоминания»
- 1962 — «Реквием»
Цитаты
«С самого дня моего рождения моя cмepть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».
«Надо быть и живым человеком, и поcмepтным художником одновременно».
«Время от времени следует отдохнуть от безделья».
«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».
Краткая биография кокто
Что это за бред? Не советую к прочтению.
Механические сердца [ЛП]
Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром
Нелюбимый [ЛП]
Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и
Наемница
Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.
Исчезновения [litres]
Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.
Исчезновения [litres]
Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое
Заговор пятой расы
Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ
Кокто Жан
Об авторе
Жан Морис Эжен Клеман Кокто (фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau; 5 июля1889 — 11 октября 1963) — французский писатель, художник и режиссёр, предвосхитивший появление сюрреализма.
Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние насюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф. Известен многолетним творческим и любовным союзом с актёром Жаном Маре, с которым прожил вместе около 25 лет.
С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран члeном Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Комaндор ордена Почётного легиона, члeн Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
«…Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь… Он был весь в музыке физически… Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии…»
— ( Анри Соге, «Жан Кокто и музыка»)
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX века имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.
«Внешне Сати был, похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. Эрик Сати был моим наставником, Радиге — экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то по крайней мере знал, в чём ошибся…»
— ( Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)
Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
«История нашей „Шестёрки“ похожа на историю трёх мушкетёров, которых вместе с д’Артаньяном было четверо. Так и я в „Шестёрке“ был седьмым. Говоря точнее, ещё больше эта история похожа на „Двадцать лет спустя“ и даже на „Виконта де Бражелона“, потому что всё это было очень давно и сыновья уже заменили отцов. Сходство дополняется тем, что нас объединяла не столько эстетика, сколько этика. А это, по-моему особенно важно в нашу эпоху, помешанную на ярлычках и этикетках…»
— ( Жан Кокто, из книги «Мои священные чудовища», 1979 г.)
Пьесы
Орфей (Orphée, 1926)
Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
Кинофильмы
1932 — Кровь Поэта (фр. Le Sang d’un poète)
1946 — Красавица и Чудовище (фр. La Belle et la Bête)
1947 — Двуглавый Орел (фр. L’Aigle à Deux Têtes)
1948 — Ужасные Родители (фр. Les Parents terribles)
1950 — Орфей (фр. Orphée)
1959 — Завещание Орфея (фильм) (фр. Le Testament d’Orphée)
1965 — Самозванец Тома / Thomas l’imposteur
Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Трудные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. ПозднееБертолуччи переосмыслил тот же сюжет в фильме «Мечтатели» (2003).
Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Антониони «Тайна Обервальда», а у П.Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».
Взято с википедии
Родился в 1834 году (по другим сведениям в 1830 году), в дворянской, хотя и безземельной, семье Киевской губернии...
01 11 2024 17:23:40
Затем был город Чембар Пензенской губернии...
31 10 2024 20:43:12
Государственный деятель незнатного происхождения сумел сделать блистательную карьеру благодаря уму и трудолюбию...
28 10 2024 4:55:11
И это — признак бесконечности мира, его ир-рациональности (см...
27 10 2024 19:37:56
Искусство Руси в эпоху татаро-монгольского ига (около 1225–1400 гг...
26 10 2024 14:15:55
Великий писатель прожил довольно однообразную и недолгую жизнь...
23 10 2024 20:16:22
Известен стихами и поэмами, написанными на языках, которые принято называть равнинным шотландским и английским...
22 10 2024 23:38:37
Творческий талант плодотворного автора проявился не только в художественной и документальной литературе – Радзинский известен также созданием сценариев для кинофильмов и сериалов...
21 10 2024 4:27:43
Бенна Бени: творческий путь; особенности лирического «я»...
20 10 2024 0:10:41
Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором...
19 10 2024 11:49:13
В его произведениях пейзаж не просто фон, на котором разворачивается событие, он, с кор ее, с лу жит материалом для раскрытия хаpaктера персонажей...
18 10 2024 7:45:42
Краткая история отечественного права Вы узнаете о Русской Правде, Судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном Уложении, Своде законов Российской Империи, множестве Основных законов и нормативных актов СССР, Конституции РФ 1993 года и основных документах современности...
17 10 2024 12:27:38
Его отец был юристом, помимо этого он был преподавателем Варшавского университета...
16 10 2024 23:26:36
Возникновение рабовладельческих государств...
15 10 2024 23:47:45
Сын неудачливого еврейского торговца, вскоре бросившего семью...
13 10 2024 13:22:22
Крона каждого дерева у озера и малая травинка у ручья разнятся цветом под закатным небом…» (из «Дневника» Мурасаки)...
12 10 2024 21:18:58
Gilbert Keith Chesterton; 29 мая 1874, Лондон, Англия — 14 июня 1936, Биконсфилд (англ...
10 10 2024 4:36:27
Творчество писателя зарождалось как увлекательное хобби, а признание пришло в зрелости, когда он уже получил опыт работы в британской разведке...
08 10 2024 6:44:34
Он начинал с работы журналиста в небольшом издании, а теперь его работы переводят на разные языки мира...
07 10 2024 13:11:42
06 10 2024 3:16:22
перед представителями московского дворянства...
04 10 2024 22:59:30
И тогда даже начитанные люди полагают вполне результативного автора «человеком одного творения»...
03 10 2024 22:13:31
Секретарь второй канцелярии, отвечавшей за дипломатические отношения страны...
02 10 2024 20:27:34
Родители Петра скончались, когда он был еще маленьким...
01 10 2024 4:18:38
Этот удивительный писатель, окончивший лишь 5 классов и школу юнг, создавал яркие исторические романы...
28 09 2024 1:45:20
Апулей — древнеримский писатель и поэт, философ, ритор — родился приблизительно в 124 г...
27 09 2024 3:48:23
Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии...
26 09 2024 19:33:24
Harold Pinter; 10 октября 1930, Лондон — 24 декабря 2008, Лондон) — английский драматург, поэт, режиссёр, актёр, общественный деятель...
25 09 2024 8:57:35
Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001) Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове...
24 09 2024 22:43:12
Деникин родился в семье русского офицера...
23 09 2024 13:46:41
В сатирическом романе он описал важнейшие проблемы века, сделав их легкими для восприятия современников и потомков...
22 09 2024 7:44:14
Русским войском руководил великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович (1350—1389; внук Иваны Калиты)...
21 09 2024 10:25:11
Вряд ли кто-то не слышал о лисе, которая хитростью отняла у ворона сыр, или же о сыновьях, которые в поисках сокровища вскопали весь виноградник...
20 09 2024 12:33:59
Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении...
18 09 2024 4:30:22
«рельсовая война» По указанию Ставки ВГК Центральный штаб партизанского, движения разработал план операции «Рельсовая война»...
17 09 2024 7:33:26
Это течение хаpaктеризовалось сменой парадигм как следствием творчества художников, а также инновациями в эстетике и языке...
16 09 2024 1:35:30
Но, в крайнем случае, талант может обойтись и без этого...
15 09 2024 10:15:15
Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание...
14 09 2024 18:56:39
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::