Краткая биография крестовский
Всеволод Владимирович Крестовский
Творчество Всеволода Владимировича Крестовского – уникальное явление в русской литературе. Всеволод Крестовский – талантливый писатель, интересный человек. Так, вышло, что своим творчеством и своими мыслями, рубив правду матку, Крестовский много кому перешел дорогу. Всеволода не любили поляки и евреи. Не жаловали писателя и представители прогрессивной общественности, ненавидели либералы и не любили консерваторы. Чем же знаменит Всеволод Владимирович Крестовский ? – Прежде всего, своим романом «Петербургские трущобы». Роман Крестовского стал, чуть ли не самой популярной книгой в 19 веке… Большое достижение, не правда ли?
Всеволод Владимирович Крестовский родился в феврале 1840 года, в селе Малая Березянка, которая была частью Тарощанского уезда, уезд же в свою очередь был частью Киевской губернии. Отец Крестовского был офицером русской армии. Большую часть детства Крестовский провел у бабашки, в ее имении. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он стал учеником Петербургской гимназии, которая была предназначена для дворянских детей. Именно здесь Всеволод получил первые знания для своей будущей литературной деятельности. Тяга к литературе была хаpaктерна для мальчика. Уже в четвертом классе, он писал стихи. Разразился Крестовский и рассказиком «Вдовушка». Произведение вышло весьма пикантным, и инспектор гимназии, предал рукопись к сожжению.
В 1857 году, в журнале «Общезанимательный вестник» публикуется рассказ Крестовского в стихах – «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». Когда гимназия была окончена, Крестовский решает продолжить обучения. Всеволод Владимирович поступает в Петербургский университет на юридический факультет. Во время учебы в университете, Крестовский знакомится с известными литераторами своего времени: Достоевским, Курочкиным, Писаревым. Всеволод Крестовский был одаренным человеком, творческим, начитанным, умным. Он легко стал своим в кругу известных литераторов, входивших в кружок Л. Мея. Любовную лирику Крестовского ценили самые разные слои русского общества. Так его баллада «Ванька-ключник» стала народной песней. Стихи Всеволода Владимировича «Прости на вечную разлуку» и «Под душистую ветвью сирени» — стали романсами.
Крестовский активно занимался литературой. Писал в нескольких журналах, сочинял стихи и рассказы. Так же Всеволод занимался переводами произведений античных поэтов, сотрудничал с русским композитором Римским-Корсаковым. В 1863 году Крестовский забыл друзей юности, и стал антинигилистом. После того как Всеволод публично высмеял роман Чернышевского, «Что делать?», «друзья» сразу же назвали Крестовского писателем второсортным. Писарев, со страниц журналов обзывал Всеволода «продажным стиходеятелем».
В 1865 году Всеволод Крестовский отправляется в Польшу. В комaндировку Крестовский едет, как члeн комиссии по исследованию подземелий Варшавы. Эти подземелья использовались польские восставшие, когда прятались от русской армии. Пребывание в Польше нашло отражение на листе бумаги, так вышла дилогия «Кровавый пуф: Хроника о новом смутном времени Государства Российского». Дилогия состояла из двух романов Крестовского «Две силы» и «Панургово стадо». Произведение имело антипольскую сущность, патриотическую идею и отрицание нигилизма. В революционной среде на писателя обрушился шквал критики. Конечно, им, революционерам по нраву были все те, кто разрушал государство русское, топтал русские устои и традиции, стрелял в русского солдата. Крестовский же таким идеям явно не сочувствовал. В 1867 году Крестовский путешествовал по Волге. В городах он устраивал литературно-музыкальные вечера. Путешествие его нашло отражение в публикации серии очерков о провинциальных нравах, о Нижнем Новгороде и о злоупотрeблениях на соляных промыслах. Крестовский был обвинен в клевете. На суде писатель отказался от адвоката, и защищал себя сам. Справился с блеском, обвинение было бессильно, и суд оправдал Крестовского. В 1868 году Крестовский поступил в 140ый Уланский полк Ямбургский полк, который стоял в Гродненской губернии. Пройдет два года, и Крестовского комaндируют в Главный штаб русской армии в столице российской Империи. Сам император Александр II, поручил Всеволоду написать историю лейб-гвардии Уланского полка.
Крестовский получил доступ к архивам, и благодаря этому написал историческую повесть о царствовании Павла I – «Деды». Когда началась очередная Русско-турецкая война(1877-1878 годы), Всеволод Крестовский был в действующей русской армии, работал корреспондентом «Правительственного вестника». Очерки писателя вошли в два больших тома – «Двадцать месяцев в действующей армии». На войне Крестовский участвовал и в боях. Так писатель, был награжден орденами Российской Империи – орденом Святой Анны и Святого Владимира, сербским орденом Такова, черногорским – орденом князя Даниила. Корреспондента Крестовского, его сводки с фронта, читал сам император. В 1880 году Всеволод Крестовский участвовал в кругосветном путешествии. Чуть позже, более полугода пробыл в Японском порту Нагасаки, где исполнял дипломатическую миссию. В 1882 году Всеволод побывал в Бухару и Хиву. После работал в МВД, был чиновником по особым поручениям.
Много Крестовский ездил по Российской Империи, а свои впечатления переносил на бумагу. Крестовский написал трилогию о мошеннике и крестившийся еврейке. В трилогию вошли книги «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид», «Торжество Ваала». Сюжет романа разворачивается на фоне Балканской войны. В трилогии, Крестовский, по мнению критиков, выдал самое яркое и правдивое описание событий Балканской войны. Героизм русских солдат и офицеров, преступления «Товарищества Грегор, Горвиц и Коган», которые занимались интендантскими поставками в русскую армию. 18 января 1895 года Всеволода Владимировича Крестовского не стало. Писатель скончался от болезни почек, которая осложнилась на фоне простуды. Крестовский был похоронен в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Всеволод Владимирович Крестовский замечательный русский писатель, автор многих очерков и романов, исследований. Писатель с боевым прошлым, генерал-майор, рубивший правду матку, служивший на благо Отечества. Жаль, что его имя пpaктически забыто, и мало кто из наших сегодняшних современников знает об этом замечательном русском писателе.
Всеволод Крестовский — биография
Биография
КРЕСТОВСКИЙ, ВСЕВОЛОД ВЛАДИМИРОВИЧ (1839–1895), русский поэт, прозаик. Родился 11 (23) февраль 1839 в с. Малая Березянка Тарощанского уезда Киевской губ. в семье уланского офицера. Детство Крестовского прошло в имении бабушки. В 1850 поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. Будучи гимназистом, Крестовский начал писать стихи и делать поэтические переводы. В 1857 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1861 оставил учебу с формулировкой «по болезни». Во время учебы произошло знакомство с Д.Писаревым, повлиявшее на мировоззрение Крестовского. Вскоре, благодаря природному обаянию и разносторонней одаренности (артистической, музыкальной, живописной), он стал завсегдатаем литературных салонов.
В 1857 состоялся литературный дебют Крестовского: в журнале «Общезанимательный вестник» были напечатаны его перевод оды Горация, рассказ в стихах Офицерша и рассказ Переписка двух уездных барышень. В 1858 он получил признание в кружке поэта Л.Мея. В 1859 сотрудничал в журнале «Искра», напечатав сатирический очерк о ярмарочных нравах Сплошь да рядом и стихи. Общительность Крестовского способствовала его сближению с А.Григорьевым, а затем с кружком почвенников при журналах «Светоч» и «Время». В число его близких знакомых вскоре вошел Ф.М.Достоевский.
В 1860–1861 Крестовский написал стихотворный цикл Испанские мотивы, отмеченный откровенным эpoтизмом, за что был прозван в сатирических журналах Клубничкиным. В 1861–1862 печатал статьи, стихи и прозу в журнале «Русское слово», отдавая дань в равной мере как почвенническим, так и радикально-нигилистическим идеям в духе Писарева, что дало основание А.Григорьеву заметить, что «натуры в нем нет», а критику Д.Минаеву отозваться на стихотворный сборник Крестовского Стихи (1862) статьей На все отозвался, ни до чего не договорился.
В 1863 Крестовский отказался от своих нигилистических взглядов, о чем написал в рассказе Любовь в двух часах (1863). С этого времени начал высмеивать нигилистов – в частности, увлекающихся романом Что делать? Н.Г.Чернышевского (статья Заметки постороннего, 1863, и др.). Это дало основание Писареву назвать его «продажным стиходелателем», а журналу «Русское слово» – порвать с Крестовским.
Крестовский перевел некоторые стихи античных поэтов (Анакреон, Алкей, Гораций, Сафо) и И.В.Гете, Г.Гeйне, Т.Г.Шевченко, написал либретто оперы Н.Римского-Корсакова «Псковитянка», сделал переложение сказки Теремок, написал стихи романсов Под душистою ветвью сирени и Прости, на вечную разлуку и революционных песен Владимирка и Полоса. Писал светские фельетоны для журнала «Модный магазин» и газеты «Петербургский листок», сотрудничал с другими изданиями.
Любимой темой прозаических произведений Крестовского была драма брошенной женщины (Погибшее, но милое создание, 1861, Бесенок, 1861, и др.). Его рассказам и повестям свойственны как романтические штампы, так и выразительные картины быта – например, гимназического в повести Не первый и не последний. Неоконченные записки студента (1861). Способность к точному литературному воплощению житейских картин и нравов привела Крестовского к созданию физиологических очерков Гнилушница с Чернышева моста (1864), Извозчик Ванька (1864) и др. В 1865 издал три книги физиологических очерков – Петербургские типы, Петербургские золотопромышленники, Фотографические карточки петербургской жизни.
В 1862–1863 Крестовского заинтересовала жизнь петербургского «дна», и он начал собирать материал о его обитателях. Писатель Н.Помяловский дал ему идею большого романа в духе Парижских тайн Э.Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции. В 1864–1867 был написан роман Петербургские трущобы. Авантюрный сюжет включал в себя историю двух поколений князей Шадурских, их законных и незаконных жен и детей, а также связанных с ними мошенников, воров и фальшивомонетчиков. Это дало основание критикам написать о том, что герои романа – это «смесь сливок общества с его подонками». Запyтaнная детективная интрига сочеталась в Петербургских трущобах с описанием нравов различных слоев общества. В романе описывались ночлежки, притоны, публичные дома, тюрьмы.
Читайте также Краткая биография ленглендРоман Петербургские трущобы, пользовавшийся огромной популярностью у массового читателя, вызвал противоречивые оценки просвещенных современников. И.Тургенев назвал его «чепухой», А.Суворин иронически отметил «стенографизм» Крестовского, Вас.И.Немирович-Данченко положительно оценил динамичность действия.
В 1865–1866 в качестве «члeна-литератора» специальной комиссии Крестовский исследовал подземелья Варшавы, о чем написал в очерке Подземный ход (1867). В 1867 путешествовал по Поволжью (очерк По дороге, 1867). В 1868 стал офицером уланского полка, расквартированного в Гродно. К этому времени у него сложилось убеждение, что российский нигилизм является следствием «польской интриги». Эта идея проводилась в дилогии Крестовского Кровавый пуф. Хроника о новом смутном времени Государства Российского (1875). Дилогия состояла из романов Панургово стадо (1869) и Две силы (1874). Антинигилистическая идея была облечена в авантюрно-детективный сюжет, в котором присутствовали все элементы «бульварного» романа – например, главный герой, «нигилист по стечению обстоятельств», был обольщен коварной красавицей-полькой. Сюжет разворачивался на фоне событий 1861–1863 – польского восстания, петербургских пожаров, студенческих волнений и др.
Впоследствии Крестовский писал в основном тенденциозные очерки. Так, в Очерках кавалерийской жизни (1892) идеализировал военных, в очерках На зимних квартирах (1872) оправдывал антисемитизм. По заданию царя Александра II написал Историю лейб-гвардейского Уланского Его Величества полка (опубл. 1876) и, использовав собранный для этой работы материал, историческую повесть Деды (1875).
В качестве официально прикомaндированного к штабу русской армии журналиста участвовал в русско-турецкой войне, издал книгу очерков Двадцать месяцев в действующей армии (1877–1878) (1879). Впоследствии издал этнографические очерки о Дальнем Востоке, Китае и Японии (1885), где побывал как секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры; очерки В гостях у эмира Бухарского. Путевой дневник (1884), написанные во время службы чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе, и многие другие очерки, связанные с перемещениями по службе.
В 1888–1891 Крестовский написал трилогию под условным названием Жид идет!, в романах которой Тьма египетская, Тамара Бендавид и Торжество Ваала проводилась мысль о еврейском заговоре. Авантюрный сюжет о похождениях мошенника и судьбе крестившейся еврейки разворачивался на фоне политических событий 1870-х годов – русско-турецкой войны, обострения восточного вопроса и т.д. Несмотря на идеологическую поддержку Крестовского, консервативная критика отметила падение его мастерства – например, критик К.Буренин написал о трилогии: «Сухо, скучно, книжно и отдает посредственностью».
В 1892 Крестовский был назначен редактором официальной газеты «Варшавский дневник», в которой печатал свои статьи и рассказы. Большинство его знакомых отмечали не только деградацию его как прозаика, но и «способность к дурным поступкам» (Достоевский) и «разврат ума», которым «пересиливается его прекрасное и мягкое сердце» (А.Григорьев).
Умер Крестовский в Варшаве 18 (30) января 1895.
Крестовский, Всеволод Владимирович
село Малая Березянка, Таращанский уезд, Киевская губерния
Все́волод Влади́мирович Кресто́вский (11 [23] февраля 1840, село Малая Березянка Таращанского уезда Киевской губернии — 18 [30] января 1895, Варшава) — русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева) и скульптора И. В. Крестовского, дед художника Ярослава Крестовского.
Содержание
Биография
Сын уланского офицера, выходца из польского дворянского рода. Учился в 1-й Санкт-Петербургской гимназии (1850—1857); под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя В. И. Водовозова начал писать стихи и делать переводы. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857—1861).
В 1857 году опубликовал первые произведения. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским, М. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях. Женился на актрисе В. Д. Гринёвой (1861). В 1865—1866 был члeном-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге (1867).
В 1868 году вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874). По предложению Александра II составил «Историю л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876). В качестве журналиста, прикомaндированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878. В 1880—1881 годах секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры, с 1882 года чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве, в 1884 году был причислен к Министерству внутренних дел. С 1892 года до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник».
Литературная деятельность
Блаженством равен тот богам,
Кто близ тебя сидит, внимая
Твоим чарующим речам,
И видит, как в истоме тая.
От этих уст к его устам
Летит улыбка молодая.
И каждый раз, как только я
С тобой сойдусь, от нежной
встречи
Замлеет вдруг душа моя
И на устах немеют речи.
А пламя острое любви
Быстрей по жилам пробегает.
И звон в ушах. и бунт в крови.
И пот холодный проступает.
А тело, — тело всё дрожит.
Цветка поблекшего бледнее
Мой истомлённый страстью
вид.
Я бездыханна. и, немея,
В глазах, я чую, меркнет свет.
Гляжу, не видя. Сил уж нет.
И жду в беспамятстве. и знаю —
Вот-вот умру. вот умираю.
В 1857 в журнале «Общезанимательный вестник» опубликовал перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша», рассказ «Переписка двух уездных барышень». Очерк «Сплошь да рядом» и стихи поместил в журнале «Искра» (1859, 1861). Стихи, повести и рассказы, критические статьи печатал в журналах «Время» (1861), «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861—1862). Писал фельетоны для журнала «Модный магазин» (1862—1864) и газеты «Петербургский листок» (1864—1865), участвовал в журналах «Заноза» и «Оса» (1863), позднее очерки военного быта помещал в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация». Во время русско-турецкой войны 1877—1878 редактировал газету «Военно-летучий листок», писал корреспонденции для газеты «Правительственный вестник» и очерки для журнала «Русский вестник». Позднее очерки о Дальнем Востоке, Японии, Китае, Туркестане печатал в «Русском вестнике», выступал также в «Историческом вестнике», писал передовые статьи в газете «Свет» (1885—1892).
Выпустил сборник стихов «Стихи» (т. 1—2, Санкт-Петербург, 1862), принятый критикой неодобрительно. Некоторые стихотворения Крестовского стали популярными городскими романсами («Под душистою ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» — известной народной песней. Переводил стихотворные произведения Анакреона, Алкея, Горация, Сапфо, римские элегии И. В. Гёте, стихи Г. Гeйне, Т. Г. Шевченко. Кроме того, стихотворения Крестовского «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н. А. Некрасову, — получили в народе статус революционных песен. (См. Стихи В. В. Крестовского, в том числе «Владимирка» и «Полоса»)
Автор либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. А. Мея и оперы «Наташа, или Волжские разбойники» с музыкой К. П. Вильбоа.
Прозаические произведения в жанре физиологического очерка издал в трёх книгах «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни» (1865). Очерки военного быта издал в сборнике «Очерки кавалерийской жизни» (Санкт-Петербург, 1892). Собранный при подготовке «Истории л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876) материал использовал в исторической повести «Деды» (отдельные издания 1875, 1885, 1891). Очерки о русско-турецкой войне, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник», вошли в книгу «Двадцать месяцев в действующей армии (1877—1878)» (т. 1—2, Санкт-Петербург, 1879).
Наиболее значительным произведением считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864—1866), отрывки также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман «Петербургские трущобы» Н. С. Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке» [2] .
Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нём знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества — всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение. Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал незаслуженно забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом. В 1994 году по его мотивам начал сниматься телесериал «Петербургские тайны». Однако авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссёры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие хаpaктеры и поступки персонажей.
Антинигилистические романы «Панургово стадо» (опубликован в «Русском вестнике», 1869; отдельное издание Лейпциг, 1870) и «Две силы» (опубликован в «Русском вестнике», 1874) составили дилогию «Кровавый пуф. Хроника о новом Смутном времени Государства Российского» (т. 1—4, Санкт-Петербург, 1875).
Читайте также Краткая биография виньиРоманы трилогии «Жид идёт»: [3]
- «Тьма египетская» («Русский вестник», 1888; отдельное издание 1889),
- «Тамара Бендавид» («Русский вестник», 1889—1890; отдельное издание 1890),
- «Торжество Ваала» (не закончен; «Русский вестник», 1891)
изображают рост влияния еврейства.
Примечания
- ↑ Семейное место, где была похоронена и его жена, Марфа Осиповна (урождённая Тович) (1810—1896) после перезахоронения было разорено.
- ↑Архивные справочники
- ↑Заглавие заимствовано из статьи «Жид идет!» суворинского «Нового времени» (23 марта 1880 г.)
Литература
- Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 3: К — М. Москва: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 146—149.
Ссылки
- Биографические данные
- Произведения, критика и справки о писателе
- Кругосвет, биография В. В. Крестовского, портрет В. В. Крестовского.
- Надгробный памятник на могиле Крестовского
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Дума
- Компендиум (образование)
Смотреть что такое «Крестовский, Всеволод Владимирович» в других словарях:
Крестовский, Всеволод Владимирович — известный писатель (1840 1895). Учился в с. петербургской I гимназии, был затем студентом историко филологического факультета в спб. университете, но курса не кончил. Литературную свою деятельность начал стихотворениями (отд. изд. СПб. 1862).… … Большая биографическая энциклопедия
Крестовский Всеволод Владимирович — известный писатель (1840 1895). Был студентом историко филологического факультета в Петербургском университете, но курса не кончил. Литературную деятельность начал стихотворениями (отдельное издание, СПб., 1862). Широкую известность ему доставил… … Биографический словарь
КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович — (1840 95) русский писатель. В романе Петербургские трущобы (1864 67) авантюрный сюжет, картины городского дна . Антинигилистические романы Панургово стадо (1869) и Две силы (1874) … Большой Энциклопедический словарь
Крестовский Всеволод Владимирович — [11(23).2.1840, село М. Березанка, ныне Яготинского района Киевской области, 18(30).1.1895, Варшава], русский писатель. Родился в дворянской семье. В начале 60 х гг. был близок к демократической молодёжи, сотрудничал в «Русском слове», затем… … Большая советская энциклопедия
Крестовский, Всеволод Владимирович — КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович (1840 95), русский писатель. В романе Петербургские трущобы (1864 67) авантюрный сюжет, картины городского дна . Антинигилистические романы Панургово стадо (1869) и Две силы (1874). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Крестовский Всеволод Владимирович — (1840 1895), русский писатель. В романе «Петербургские трущобы» (1864 1867) авантюрный сюжет, картины городского «дна». Антинигилистические романы «Панургово стадо» (1869) и «Две силы» (1874). * * * КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович КРЕСТОВСКИЙ… … Энциклопедический словарь
КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович — (18401895), русский писатель. Ред. газ. «Варш. дневник» (с 1892). Лирика, преим. эpoтич., поэмы (сб. «Стихи», т. 12, 1862). Ром. «Петербургские трущобы (Книга о сытых и голодных)» (ч. 16, 186467, нов. изд. 193537),… … Литературный энциклопедический словарь
Крестовский Всеволод Владимирович — известный писатель (1840 95). Учился в с. петербургской I гимназии, был затем студентом историко филологического факультета в спб. университете, но курса не кончил. Литературную свою деятельность начал стихотворениями (отд. изд. СПб. 1862).… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Крестовский Всеволод Владимирович — Всеволод Владимирович Крестовский (11 (23) февраля 1840, село Малая Березянка Таращанского уезда Киевской губернии 18 (30) января 1895, Варшава) русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве… … Википедия
Крестовский, Всеволод Владимирович — КРЕСТОВСКІЙ, Всеволодъ Владиміровичъ, полк къ кав ріи, извѣст. писатель, род. 11 фвр. 1839 г., воспит къ 1 ой Спб. гим зіи; по окончаніи ея въ 1857 г., поступилъ на ист. филолог. фак тъ Сиб. унив та и съ этого же года началъ печатать свои… … Военная энциклопедия
Всеволод Владимирович Крестовский
Годы жизни: с 11.02.1840 по 18.01.1895
Русский поэт и прозаик, литературный критик
Крестовский Всеволод Владимирович родился 11 (23) февраля 1840 год в с. Малая Березянка Киевской губернии, в семье уланского офицера, происходившего из старинного, но разорившегося дворянского рода. Детство Крестовского прошло в имении бабушки. В 1850 поступил в 1-ю Петербургскую гимназию. Будучи гимназистом, Крестовский начал писать стихи, рассказы и делать поэтические переводы. В 1857 окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, но в 1859 г. семья Крестовского разорилась, после чего он был вынужден оставить учебу в университете. Чтобы заработать, он занимался литературной поденщиной и подpaбатывал репетиторством. В благодарность от своего ученика Крестовский получил возможность участвовать в полицейских облавах и ловле преступников методом личного сыска, допросах подозреваемых, работы в столичных судебно-полицейских архивах и т.п.
Еще в 1857 году состоялся литературный дебют Крестовского: в журнале «Общезанимательный вестник» были напечатаны его перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша» и рассказ «Переписка двух уездных барышень». В 1858 он получил признание в кружке поэта Л.Мея. В 1859 сотрудничал в журнале «Искра», напечатав сатирический очерк о ярмарочных нравах «Сплошь да рядом» и стихи. Общительность Крестовского способствовала его сближению с А.Григорьевым, а затем с кружком почвенников при журналах «Светоч» и «Время». В число его близких знакомых вскоре вошел Ф.М.Достоевский.
В 1860–1861 годах Крестовский написал стихотворный цикл «Испанские мотивы», отмеченный откровенным эpoтизмом, за что был прозван в сатирических журналах Клубничкиным. В 1861–1862 печатал статьи, стихи и прозу в журнале «Русское слово», следуя как почвенническим, так и радикально-нигилистическим идеям в духе Писарева. В результате это дало основание А.Григорьеву заметить, что «натуры в нем нет», а критику Д.Минаеву отозваться на стихотворный сборник Крестовского «Стихи»(1862) статьей «На все отозвался, ни до чего не договорился». В 1860 году Крестовский женился по любви на 20-летней барышне Варваре Дмитриевне Гриневой, а в 1863 году он расстался с супругой.
В 1863 Крестовский отказался от своих нигилистических взглядов, о чем написал в рассказе «Любовь в двух часах» (1863). С этого времени начал высмеивать нигилистов – в частности, увлекающихся романом «Что делать?» Н.Г.Чернышевского (статья «Заметки постороннего», 1863, и др.). Как следствие, Писарев назвал его «продажным стиходелателем», а журнал «Русское слово» – порвал с Крестовским.
Крестовский перевел некоторые стихи античных поэтов (Анакреон, Алкей, Гораций, Сафо) и И.В.Гете, Г.Гeйне, Т.Г.Шевченко, написал либретто оперы Н.Римского-Корсакова «Псковитянка», сделал переложение сказки «Теремок», написал стихи романсов «Под душистою ветвью сирени» и «Прости, на вечную разлуку» и революционных песен «Владимирка» и «Полоса». Писал светские фельетоны для журнала «Модный магазин» и газеты «Петербургский листок», сотрудничал с другими изданиями.
Любимой темой прозаических произведений Крестовского была драма брошенной женщины («Погибшее, но милое создание», 1861, «Бесенок», 1861, и др.). Его рассказам и повестям свойственны как романтические штампы, так и выразительные картины быта – например, гимназического в повести «Не первый и не последний». «Неоконченные записки студента» (1861). Способность к точному литературному воплощению житейских картин и нравов привела Крестовского к созданию физиологических очерков «Гнилушница с Чернышева моста» (1864), «Извозчик Ванька» (1864) и др. В 1865 издал три книги физиологических очерков – «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни».
Крестовского уже давно интересовала жизнь петербургского «дна», и он начал собирать материал о его обитателях. Писатель Н.Помяловский дал ему идею большого романа в духе «Парижских тайн» Э.Сю, в котором соединилась бы реалистическая и романтическая тенденции. В 1864–1867 был написан роман «Петербургские трущобы». Запyтaнная детективная интрига сочеталась в романе с описанием нравов различных слоев общества. Описывались ночлежки, притоны, публичные дома, тюрьмы. Роман, пользовавшийся огромной популярностью у массового читателя, вызвал противоречивые оценки просвещенных современников. И.Тургенев назвал его «чепухой», А.Суворин иронически отметил «стенографизм» Крестовского, Вас.И.Немирович-Данченко напротив, относился к большинству читателей, хваливших роман, положительно оценил динамичность действия, Н. С. Лесков считал этот роман «самым социалистическим романом на русском языке».
В 1868 году Крестовский добровольно поступил на службу в 14-й уланский Ямбургский полк в Гродненской губернии, совмещая службу строевого офицера-кавалериста с творческой деятельностью. В 1870 году писатель в чине поручика был прикомaндирован к Главному Штабу русской армии в Санкт-Петербурге с официальным поручением царя Александра II написать «Историю лейб-гвардейского Уланского Его Величества полка». Используя собранный для этой работы материал, Крестовский написал историческую повесть «Деды» (1875). В декабре 1876 года штаб-ротмистр Крестовский получил отпуск по службе и отправился на воюющие Балканы в качестве официального корреспондента столичной газеты «Правительственный вестник» при добровольческом отряде генерала М.Г.Чернява.
С начала русско-турецкой войны Крестовский попал в штаб действующей Дунайской армии уже как редактор армейской газеты «Военно-летучий листок». К этому времени относится знакомство писателя с генералом М.Д.Скобелевым, а также с аккредитованными при штабе иностранными корреспондентами. Крестовский имел право беспрепятственного въезда в ближние армейские тылы, и не раз добровольно участвовал в боевых действиях передовых частей русских войск. В том числе в штурме Траянова перевала на Шипке, боях за Деда-апач и рейде кавалерийского отряда Струкова до Адрианополя в феврале 1878 года. За боевые заслуги и храбрость военный журналист был удостоен чина штаб-ротмистра и орденов Св.Анны 3 ст.. Св. Станислава 2 ст. с мечами. Св. Владимира 4 ст. с мечами, сербского Таковского креста, орденов Румынии и Черногории. В это время Крестовский издал книгу очерков «Двадцать месяцев в действующей армии» (1877–1878) (1879). Позднее издал этнографические очерки о Дальнем Востоке, Китае и Японии (1885), где побывал как секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры; очерки «В гостях у эмира Бухарского». «Путевой дневник» (1884), написанные во время службы чиновником особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе, и многие другие очерки, связанные с перемещениями по службе. В 1882 году вторично женился на юной 20-летней вдове чиновника по особым поручениям Евдокии Лагоде.
В последние годы жизни Крестовский всерьез занимался «польским» и «еврейским вопросами» и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями изучил «Талмуд» и «Тору» и даже выучил иврит (при этом свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского, а также, в совершенстве владел «уголовным языком», будучи автором первого словаря уголовного жаргона России). В 1888–1891 Крестовский написал трилогию под условным названием «Жид идет!», в романах которой «Тьма египетская», «Тамара Бендавид» и «Торжество Ваала» проводилась мысль о еврейском заговоре. Несмотря на идеологическую поддержку Крестовского, консервативная критика отметила падение его мастерства – например, критик К.Буренин написал о трилогии: «Сухо, скучно, книжно и отдает посредственностью».
В 1892 Крестовский был назначен редактором официальной газеты «Варшавский дневник», в которой печатал свои статьи и рассказы. Большинство его знакомых отмечали не только деградацию его как прозаика, но и «способность к дурным поступкам» (Достоевский) и «разврат ума», которым «пересиливается его прекрасное и мягкое сердце» (А.Григорьев). 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве. Его похоронили на Никольском кладбище. Немного времени спустя, тело известного литератора было перезахоронено на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Потомки его до сих пор живут в России.
Библиография
Романы и повести:
Другая проза:
Уланы Цесаревича Константина (1875) — Мемуары, История
Очерки кавалерийской жизни (1874) — Мемуары, История
В дальних водах и странах (1882)- Проза
Под каштанами Саксонскаго сада (1870) — Проза
Послесловие к роману Б. M. Маркевича «Бездна» – Критика
Экранизации произведений, театральные постановки
Сериал «Петербургские тайны» (по роману «Петербургские трущобы») (1994 год)
Краткая биография крестовский
Что это за бред? Не советую к прочтению.
Механические сердца [ЛП]
Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт. Начиная с середины — бред. Автор, наверное, хотела сделать развязку интересной (так чтобы зацепила), но не вышло. Но сама идея с подводным миром
Нелюбимый [ЛП]
Вау. С самого начала книга тронула сердце. Такое печальное начало истории. Боль, потеря и переживания. Так всё было эмоционально и душевно. Замечательный роман, читается быстро, герои адекватные и
Наемница
Натан, я буду держать за тебя кулачки! В следующей части ты обязательно должен добиться её. Всё же интересная история получается. С нетерпением жду третью часть. Интересно чем всё закончится.
Исчезновения [litres]
Прочитал, спасибо, довольно интересно и заковыристо так сказать. Не все понял, не все правильно написано как мне показалось но по сути неплохое произведение. Жена тоже начала читать но потом остановилась.
Исчезновения [litres]
Любовная фантастика — не самый популярный жанр но довольно интересный. лирика или мелодрамы — там все ясно и понятно. А вот фантастика это что то другое
Заговор пятой расы
Я тоже советую всем прочесть, интересный рассказ
Крестовский Всеволод
Об авторе
Кресто́вский, Все́волод Влади́мирович
11 (23) февраля 1840, село Малая Березянка Таращанского уезда Киевской губернии — 18 (30) января 1895, Варшава
Русский поэт и прозаик, литературный критик; отец писательницы М. В. Крестовской (в замужестве Картавцева).
Сын уланского офицера. Учился в 1-й петербургской гимназии (1850—1857); под влиянием учителя словесности, переводчика и писателя В. И. Водовозова начал писать стихи и делать переводы. Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (1857—1861). В 1857 опубликовал первые произведения. Отличался общительностью, был одарённым рассказчиком и декламатором, музицировал и рисовал; стал завсегдатаем литературных кружков, познакомился с Д. И. Писаревым, А. А. Григорьевым, Ф. М. Достоевским, М. М. Достоевским и многими другими писателями. Участвовал в различных периодических изданиях.
Женился на актрисе В. Д. Гринёвой (1861).
В 1865—1866 был члeном-литератором комиссии по исследованию подземелий Варшавы, путешествовал по Волге (1867).
В 1868 вступил унтер-офицером в 14-й уланский Ямбургский полк, расквартированный в Гродно. Выпустил «Историю 14-го уланского Ямбургского полка» (1873) и был переведён в гвардию (1874). По предложению Александра II составил «Историю л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876).
В качестве журналиста, прикомaндированного правительством к штабу действующей армии, принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878. В 1880—1881 секретарь при начальнике Тихоокеанской эскадры, с 1882 чиновник особых поручений при туркестанском генерал-губернаторе М. Г. Черняеве, в 1884 был причислен к Министерству внутренних дел.
С 1892 до конца жизни был редактором газеты «Варшавский дневник».
Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Литературная деятельность
В 1857 в журнале «Общезанимательный вестник» опубликовал перевод оды Горация, рассказ в стихах «Офицерша», рассказ «Переписка двух уездных барышень». Очерк «Сплошь да рядом» и стихи поместил в журнале «Искра» (1859, 1861). Стихи, повести и рассказы, критические статьи печатал в журналах «Время» (1861), «Светоч» (1861), «Русское слово» (1861—1862). Писал фельетоны для журнала «Модный магазин» (1862—1864) и газеты «Петербургский листок» (1864—1865), участвовал в журналах «Заноза» и «Оса» (1863), позднее очерки военного быта помещал в журналах «Заря», «Русский мир», «Нива», «Кругозор», «Всемирная иллюстрация». Во время русско-турецкой войны 1877—1878 редактировал газету «Военно-летучий листок», писал корреспонденции для газеты «Правительственный вестник» и очерки для журнала «Русский вестник». Позднее очерки о Дальнем Востоке, Японии, Китае, Туркестане печатал в «Русском вестнике», выступал также в «Историческом вестнике», писал передовые статьи в газете «Свет» (1885—1892).
Выпустил сборник стихов «Стихи» (т. 1—2, Санкт-Петербург, 1862), принятый критикой неодобрительно. Некоторые стихотворения Крестовского стали популярными городскими романсами («Под душистою ветвью сирени», «Прости, на вечную разлуку»), баллада «Ванька-ключник» — известной народной песней. Переводил стихотворные произведения Анакреона, Алкея, Горация, Сапфо, римские элегии И. В. Гёте, стихи Г. Гeйне, Т. Г. Шевченко. Кроме того, стихотворения Крестовского «Владимирка» и «Полоса», часто приписываемые Н.А.Некрасову, — получили в народе статус революционных песен. (См. Стихи В.В. Крестовского, в т.ч. «Владимирка» и «Полоса»)
Автор либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка» по одноимённой драме Л. А. Мея и оперы «Наташа, или Волжские разбойники» с музыкой К. П. Вильбоа.
Прозаические произведения в жанре физиологического очерка издал в трёх книгах «Петербургские типы», «Петербургские золотопромышленники», «Фотографические карточки петербургской жизни» (1865). Очерки военного быта издал в сборнике «Очерки кавалерийской жизни» (Санкт-Петербург, 1892). Собранный при подготовке «Истории л.-гв. Уланского Его Величества полка» (1876) материал использовал в исторической повести «Деды» (отдельные издания 1875, 1885, 1891). Очерки о русско-турецкой войне, публиковавшиеся в журнале «Русский вестник», вошли в книгу «Двадцать месяцев в действующей армии (1877—1878)» (т. 1—2, Санкт-Петербург, 1879).
Наиболее значительным произведением считается роман «Петербургские трущобы», написанный под влиянием и при поддержке Н. Г. Помяловского. Роман публиковался в журнале «Отечественные записки» (1864—1866), отрывки также в журнале «Эпоха» (1864), отдельным изданием вышел в 4 томах (1867) и выдержал несколько переизданий. Роман «Петербургские трущобы» Н.С.Лесков считал «самым социалистическим романом на русском языке». Этот роман о внешней изысканной жизни Петербурга и о его невидимой, но истинной, укрытой от посторонних глаз жизни создаёт социальный портрет всего российского общества. Современники зачитывались романом, находя в нем знакомые места и образы. Авантюрный сюжет, образы персонажей, типичные зарисовки жизни разных слоев общества – всё это вызывало читательский интерес и повсеместное обсуждение.
Роман считался одним из самых популярных в России в XIX веке. Но постепенно стал незаслуженно забываться. Однако в конце 80-х годов XX столетия он снова был переиздан и снова стал пользоваться читательским интересом.
В начале 90-х годов XX века по его мотивам снимался телесериал «Петербургские тайны, на экраны вышел в 1994 году. Однако авторы фильма, привлеченные авантюрным действием и начавшие снимать фильм по сюжету произведения, очень скоро сами оказались покоренными приключенческой канвой, а отнюдь не социальной стороной романа. Сценаристы и режиссеры отошли от трагического сюжета романа, придав телесериалу хэппи-энд и социальную легковесность, полностью изменив многие хаpaктеры и поступки персонажей.
Антинигилистические романы «Панургово стадо» (опубликован в «Русском вестнике», 1869; отдельное издание Лейпциг, 1870) и «Две силы» (опубликован в «Русском вестнике», 1874) составили дилогию «Кровавый пуф. Хроника о новом Смутном времени Государства Российского» (т. 1—4, Санкт-Петербург, 1875). Романы «Тьма египетская» («Русский вестник», 1888; отдельное издание 1889), «Тамара Бендавида» («Русский вестник», 1889—1890; отдельное издание 1890), «Торжество Ваала» (не закончен; «Русский вестник», 1891) изображают рост влияния еврейства.
Родился Тарас Григорьевич в 9 марта 1814 года (25 февраля 1814 года по старому стилю) в селе Моринцы Киевской губернии ( сейчас Звенигородский район Черкасской области Украины) в многодетной семье крепостного крестьянина Григория Ивановича Шевченко...
02 12 2024 11:35:47
Путем жесткого террора, запугивания и взяток он смог достичь единого мнения со своими подданными, собрал колоссальную на те времена армию, и выдвинулся в поисках новых приключений и земель...
29 11 2024 20:52:46
Frances Eliza Hodgson Burnett; 24 ноября 1849, Манчестер, Англия — 29 октября 1924, Нью- Йорк, С Ш А) — английская писательница и драматург...
28 11 2024 0:48:50
Участник группы Metallica, вступив в пору зрелости, отказался от пагубных привычек юности, но верен своим подростковым увлечениям и вкусам...
27 11 2024 19:32:43
Место битвы – река Калка (территория современной Донецкой области)...
26 11 2024 13:29:28
Он был в числе главных теоретиков йенского романтизма...
22 11 2024 20:17:19
Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мама была дочерью владельца заводов...
20 11 2024 14:15:33
Ее книги переведены на десятки языков, до сих пор печатаются и расходятся миллионными тиражами...
16 11 2024 21:40:23
Какая незадача и «вот такой рубец» всем почитателям Киевской Руси, от которой пошел мир — сам Киев был частью вот этого самого княжества Литовского...
15 11 2024 13:56:56
William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 — 7 апреля 1836) — английский журналист, политический философ и романист...
14 11 2024 15:10:36
Его отец Луи Шенье был коммерсантом, выходцем из третьего сословия, и выполнял в Турции обязанности торгового консула Франции...
11 11 2024 16:30:39
Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание...
09 11 2024 5:36:54
Он является основоположником классно-урочной системы, систематизатором и новатором в области педагогики и преподавательской деятельности...
07 11 2024 21:32:57
Его малая родина – деревня Овсянка Красноярского края...
06 11 2024 5:29:42
Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954...
05 11 2024 7:10:15
Является автором знаменитой повести «Алые паруса», по мотивам которой был снят замечательный фильм...
04 11 2024 14:34:55
Ему, путем масштабных государственных преобразований, удалось создать сильную Российскую Империю...
03 11 2024 1:12:43
Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию...
02 11 2024 7:30:16
Механические сердца [ЛП] Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...
30 10 2024 6:34:55
29 10 2024 16:37:55
Кратчайшая история жизни поэта для детей со 2-го по 5-й класс...
28 10 2024 2:35:22
Умберто Эко – одна из популярнейших фигур в литературе в двадцатом веке...
27 10 2024 1:56:22
Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии...
26 10 2024 6:40:28
Как белоэмигранты стали карателями Гитлера Великая Отечественная война стала для нашего народа сложнейшим испытанием на прочность...
25 10 2024 17:35:16
У нее было все для счастья – одаренность, признание, красота...
24 10 2024 9:13:45
Операции на заключительном этапе войны, когда стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского комaндования...
23 10 2024 1:30:13
Одним из самых жестоких и беспощадных веков считается 18...
22 10 2024 21:36:54
Великобритания: главнокомaндующий войсками в Крыму, генерал Фицрой Джеймс 1-й барон Реглан; начальник штаба, главнокомaндующий войсками в Крыму, генерал-майор Джеймс Симпсон; главнокомaндующий войсками в Крыму, генерал Уильям Джон Кодрингтон; комaндующий кавалерией, генерал-майор Джордж Чарльз Бингэм; комaндир легкой кавалерийской бригады, генерал Джеймс Томас 7-й граф Кардиган; комaндующий флотом в Средиземном море, контр-адмирал Эдмунд Лайонс; комaндующий эскадрой в Балтийском море, вице-адмирал Чарльз Джон Нейпир; комaндующий эскадрой на Камчатке, контр-адмирал Дэвид Прайс...
21 10 2024 1:57:45
Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии...
20 10 2024 16:56:27
Интерес к литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей...
18 10 2024 3:59:32
Золотое десятилетие Спустя полвека после денежной реформы Канкрина 1839-1843 гг...
17 10 2024 7:26:37
Унитаризм представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции центром...
16 10 2024 3:24:44
Детские годы Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии...
15 10 2024 4:55:49
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::