Краткая биография лабрюйер
Краткая биография лабрюйер
Биография Жана де Лабрюйера
Жан Лабрюйер (Jean de La Bruyère) (1645–1696), французский писатель-моралист. Родился в чиновничье-буржуазной семье 16 августа 1645 года в Париже. Изучал право. По ходатайству Боссюэ в 1684 году вошел в число приближенных принца Конде, став наставником юного герцога Бургундского, а затем секретарем самого Конде. Будучи от природы вдумчивым и несуетным, Лабрюйер предался наблюдению над хаpaктерными общественными типами, принадлежащими к определенному социальному слою, и дал их портреты в своем единственном великом творении «Хаpaктеры, или Нравы нынешнего века» (1688). Автор постарался скрыть прототипы за вымышленными именами, но те, как правило, узнавали себя и выражали недовольство своими двойниками, что, видимо, определило неизбрание Лабрюйера в члeны Французской Академии в 1691 году. Через два года, несмотря на противодействие «новых» (в «споре о древних и новых» Лабрюйер выступал в защиту «древних» авторов), он был избран в Академию. Жан Лабрюйер умер в Версале 11 мая 1696 года.
Позаимствовав замысел «Хаpaктеров» у Теофраста (4 в. до н.э.), Лабрюйер задался целью отобразить общественные нравы своего века. Книгу открывал перевод «Хаpaктеров» древнегреческого моралиста, и в дополнение к нему давались оригинальные тексты Лабрюйера. Это собрание эпиграмм, размышлений и портретов разрослось с 400 единиц в первом издании до почти 1100 в последнем прижизненном и просмотренном автором девятом издании (1696), выйдя, таким образом, далеко за рамки «дополнения» к Теофрасту. С горечью отмечая сословное и имущественное неравенство, Лабрюйер выказывал острое осознание несправедливости такого общественного порядка, когда сиятельный двор и разбогатевшие буржуа не желают замечать народных бедствий, погрязая в роскоши и довольстве. Мысли и наблюдения классициста Жана Лабрюйера открывали дорогу идеологии Просвещения.
Жан Лабрюйер [Jean de la Bruyère, 1645-1696] — французский писатель, отнесенный к числу «великих классиков». Происходил из мелкобуржуазной семьи, был адвокатом, чиновником, сделался с 1684 году гувернером внука принца Конде. В 1693 году избран в Академию. В Шантийи (дворце Конде) перед глазами Лабрюйера прошли все замечательные в каком-либо отношении представители феодальной аристократии и крупной буржуазии, послужив материалом для единственной книги Лабрюйера «Хаpaктеры и нравы этого века» (1688). При жизни Лабрюйера вышло 9 изданий, постепенно дополнявшихся автором. Ни замысел, ни форма этой книги не были новшеством в век «афоризмов», «максим», «мыслей» и «хаpaктеристик». И тем не менее книга Лабрюйера — вместе с книгой Ларошфуко («Максимы», изд. 1-е, 1665) — пережила свое время, потому что автор глубже и ярче других отразил свою эпоху в качестве представителя буржуазной интеллигенции. Лабрюйер выдвинул те проблемы, которые в XVIII веке стала разрешать просветительная философия. Так, в своих заметках о «вельможах», «героях» и «детях богов» (имеются в виду принцы) Лабрюйер уже намечает вопрос о социальном неравенстве, выражающемся в том исключительно привилегированном положении, в каком аристократия XVII века находилась по сравнению с «обыкновенными людьми», например: «Дети богов, так сказать, извлекают себя из правил природы и являются как бы исключением. Они не ждут почти ничего от времени и лет. Заслуги у них предшествуют возрасту. Они рождаются образованными, они становятся совершенными людьми скорее, чем обыкновенные люди успеют выйти из детства». Труд Лабрюйера отмечен кроме того ярким талантом писателя, набрасывавшего сжато и выпукло формулы целых произведений под видом хаpaктеристики того или иного типа: все «хаpaктеры» Лабрюйера живут, действуют, движутся под его пером, и им недостает только «большой формы», чтобы превратиться в драму, роман. Несмотря на верность классической поэтике, Лабрюйер настолько реалистичен в обрисовке деталей и черт, что современники не верили в «отвлеченность» его хаpaктеристик и пытались угадывать в них живых людей. Несомненно, Лабрюйер отчасти списывал свои портреты с реальных лиц, и такие «типы», как «Эмиль», «Стратон», «Менипп», «Памфиль» и др., прикрывают Конде, Лозена, Вильруа, Данжо и др., но многие образы Лабрюйера имеют и собирательное значение, как это давно уже установилось в литературе классицизма и по традиции передавалось дальше (в русской литературе типы сатир Кантемира — сколки с «хаpaктеров» Лабрюйера).
Круг интересов и наблюдений Жана Лабрюйера замкнут «двором и городом»: вельможи и богачи, аристократическое общество и светский разговор — наиболее удачные темы его зарисовок. При этом следует заметить, что люди или различные явления общественной жизни зарисовываются Лабрюйером, так сказать, со стороны их внешности; Лабрюйер не стремится, подобно Паскалю или Ларошфуко, проникнуть в тайники человеческой психики, его скорее «привлекает внешний вид наших страстей», «внешняя физиономия» человека. В этом специфичность изобразительной манеры Лабрюйера, фиксирующей живописные детали явлений, которые затем связываются в картины, поражающие своей исключительной выразительностью. Стиль и язык Лабрюйера, признанные образцами классицизма, как бы предвосхищают своей краткостью фразовую конструкцию в литературе века Просвещения (в этом отношении интересны афоризмы Лабрюйера, например: «Ханжа — это тот, кто при короле-атеисте стал бы атеистом», или — «Источник заблуждений в политике состоит в том, что думают только о себе и настоящем», и т. п.). Книга Лабрюйера оказала огромное влияние на все европейские литературы и переведена на все языки (на русский дважды — в 1812 и в 1890 годах).
Литературная энциклопедия в 11 томах, 1929-1939.
Жан де Лабрюйер цитаты
Жан де Лабрюйер цитаты. Французский мыслитель, писатель-моралист. В молодости изучал право. Будучи от природы вдумчивым и несуетным, Лабрюйер занялся наблюдением хаpaктерных общественных типов, принадлежащих к определенному социальному слою, и создал их портреты в своем единственном великом творении «Хаpaктеры, или Нравы нынешнего века» (1688 г.). Автор постарался скрыть прототипы за вымышленными именами, но те, как правило, узнавали себя и выражали свое недовольство. Видимо, это и определило то, что Лабрюйер в 1691 г. не был избран в члeны Французской Академии. Через два года, несмотря на противодействие «новых» (в «споре о древних и новых» Лабрюйер выступал в защиту «древних» авторов), он был избран в Академию.
* Благородно только то, что бескорыстно.
* Большинство людей тратит половину своей жизни на то, чтобы другую половину сделать несчастной.
* Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, — иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись.
* В разглашении тайны всегда повинен тот, кто доверил ее другому.
* Взгляните на часы: колесики, пружины — словом, весь механизм — скрыты; мы видим только стрелку, которая незаметно свершает свой круг и начинает новый. В точности такова и жизнь придворного: нередко, продвинувшись довольно далеко, он оказывается у отправной точки.
* Все страсти лживы: они стараются надеть маску, они прячутся даже от самих себя. Нет такого порока, который не рядился бы под какую-нибудь добродетель или не прибегал бы к ее помощи. Выше великого политика я ставлю только того, кто не жаждет им Стать, ибо с каждым днем все больше убеждаюсь, что этот мир не Стоит того, чтобы тратить на него силы.
* Даже самый лучший совет нередко вызывает в нас неудовольствие: достаточно уже того, что он исходит не от нас самих; высокомерие и прихоть подстрекают нас пренебречь им, а если мы все же следуем ему, то лишь по размышлению и в силу прямой необходимости.
Читайте также Краткая биография ахмадуллина* Для интриг нужен ум, но когда его много, человек стоит настолько выше интриг и происков, что уже не снисходит до них; в этом случае он идет к успеху и славе совсем иными путями.
* Есть ли при дворе что-нибудь более презренное и недостойное, нежели человек, не способный помочь нашему возвышению? Не понимаю, как это он дерзает там показываться!
* И при зарождении и на закате любви люди всегда испытывают замешательство, оставаясь наедине друг с другом.
* К высокому положению ведут два пути: проторенная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче.
* Как трудно быть вполне довольным кем-то!
* Когда народ охвачен волнением, никто не может сказать, как восстановить спокойствие. Когда он умиротворен, никто не знает, что может нарушить его спокойствие.
* Кончина наступает однажды, а ждем мы ее всю жизнь: боязнь cмepти мучительней, чем сама cмepть.
* Крайности всегда порочны, ибо исходят от человека; равновесие всегда справедливо, ибо исходит от Бога.
* Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.
* Логика — это, видимо, умение доказать какую-либо истину, а красноречие — это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно.
* Люди в большинстве случаев сперва гневаются, потом наносят обиду; некоторые же поступают наоборот: сначала оскорбляют, потом сердятся. Удивление, в которое вас это повергает, не оставляет места для злопамятства.
* Люди, когда хотят, сдаются на милость того, на кого надеются. Правы ли они? Они медлят, обсуждают… и сдаются.
* Монарх, окруженный роскошью и пышностью, — это пастух в одежде, усыпанной золотом и каменьями, с золотым посохом в руке, с овчаркой в золотом ошейнике, на парчовой или шелковой сворке. Какая польза стаду от этого золота? Разве оно защитит его от волков?
* Мы преисполнены нежности к тем, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому нанесли много обид.
* Нам следует искать расположения тех, кому мы хотим помочь, а не тех, от кого мы ждем помощи.
* Не слишком хороший хаpaктер у того, кто нетерпим к дурному хаpaктеру ближнего: будем помнить, что в обращении требуются и золото, и разменная монета.
* Не столько ум, сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятным.
* Неужели нельзя изобрести средство, которое заставило бы женщин любить своих мужей?
* О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо — почти всегда значит льстить им; говорить о них дурно — опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы.
* Одно из несчастий государя заключается в том, что он всегда боится выдать тайны, которых у него так много. Счастье для него, если находится верный человек, способный переложить это бремя на свои плечи!
* Ораторы в одном отношении похожи на военных: они идут на больший риск, чем люди других профессий, зато быстрее возвышаются.
* Подчас легче и полезнее приладиться к чужому нраву, чем приладить чужой нрав к своему.
* Прийти к заключению, что иные люди не способны мыслить здраво, и заранее отвергнуть все, что они говорят, сказали и скажут, — значит избавить себя от множества бесполезных споров.
* Прямая противоположность тому, что говорят о делах и людях, часто и есть истинная правда о них.
* Резкость, грубость, неотесанность — это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди.
* Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность.
* Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым.
* Ставьте людей на такие посты, которые можно защищать с риском для жизни, но с надеждой ее сохранить: человек любит и славу, и жизнь.
* Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой.
* Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и вами.
* Тосковать о том, кого любишь, много легче, чем жить с тем, кого ненавидишь.
* Тот, кто влюбляется в дурнушку, влюбляется со всей силой страсти, потому что такая любовь свидетельствует или о Странной прихоти его вкуса, или о тайных чарах любимой, более сильных, чем чары красоты.
* Трудно сказать, чего больше заслуживает нерешительность — жалости или презрения, и неизвестно, что опаснее — принять ошибочное решение или не принимать никакого.
* У благоразумия две точки опоры — прошлое и будущее: человек, наделённый острой памятью и дальновидностью, никогда не станет бранить ближних за то, что, может быть, делал он сам, или осуждать их за поступки, совершенные при таких обстоятельствах, которые когда-нибудь принудят и его поступить точно так же.
* У иного довольно ума, чтобы преуспевать в своей области и даже поучать в ней других, но слишком мало, чтобы не рассуждать о том, чего он не понимает: он смело выходит за пределы своих знаний, но тут же сбивается с пути и при всей своей одаренности начинает говорить как глупец.
* Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего: слепому не в пользу чужая зоркость.
* Успех всегда располагает нас к тому, кто его добился: будь этот человек вельможей или простолюдином — мы восхищаемся им, приходим от него в восторг; безнаказанное преступление превозносится чуть ли не так же, как добродетельное деяние, а удача заменяет чуть ли не все добродетели вместе. Если поступок не может быть оправдан даже успехом, — значит, это черное, низкое, мерзостное злодейство.
* Фаворит должен всегда следить за собой. Ведь если он задержит меня в приемной меньше, чем обычно; если лицо его будет приветливей, а брови не так насуплены; если он любезно выслушает меня и проводит чуть дальше к двери, я решу, что ему грозит падение, — и не ошибусь.
* Часто люди падают с большой высоты из-за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь.
* Человек может возвыситься лишь двумя путями — с помощью собственной ловкости или благодаря чужой глупости.
* Человек от природы лжив, истина же проста и нага; он жаждет прикрас и выдумок, поэтому истина не для него: она нисходит с неба в готовом, так сказать, виде и во всем своем совершенстве, а человек любит только то, что создал сам, — небылицы и басни.
* Человек, некоторое время занимавшийся интригами, уже не может без них обойтись: все остальное ему кажется скучным.
* Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам нравятся; уважать кого-то — это, по-видимому, то же самое, что приравнивать его к себе.
Читайте также Краткая биография островский н. а.* Чем меньше человек говорит, тем больше он выигрывает: люди начинают думать, что он не лишен ума, а если к тому же он действительно неглуп, все верят, что он весьма умен.
* Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.
>> Жан де Лабрюйер цитаты…
Arzamas + Издательство Я ндекса. Просветительский проект: ▶ Смотреть Arzamas
Лабрюйер, Жан де
Э.-Л. Виже-Лебрен. Портрет Жана де Лабрюйера, сделанный с гравюры, 1775. Музей в Версале
Жан де Лабрюйер, Jean de La Bruyère (родился приблизительно 16 августа 1645 в Париже; умер 10 мая 1696 в Версале) — классик французской художественной литературы, философ-моралист, автор афоризмов.
Сын чиновника, генерального контролера рент Парижского муниципалитета. Получив наследство от дяди, в 1673 откупил должность генерального казначея в Нормaндии. В 1679 его дом ограбили, Лабрюйер лишился средств и вынужден был искать места наставника в знатных семействах. До 1684 он был учителем детей маркиза де Сокура, затем по рекомендации проповедника Боссюэ поступил во дворец принца Конде воспитателем его внука. Последние 10 лет жизни провел в Версале на должности библиотекаря Конде с высоким жалованием 1000 экю в год.
Наблюдения за жизнью высшего света и вызвали к жизни афоризмы Лабрюйера. В 1688 вышел его перевод книги «Хаpaктеры» древнегреческого философа Теофраста, ученика Аристотеля; к ней прилагалось сочинение «Хаpaктеры, или Нравы нынешнего века» самого Лабрюйера. Это приложение имело огромный успех и только при жизни автора вышло отдельным изданием еще 8 раз, не считая пиратских перепечаток. Последнее, самое полное издание, содержит 1120 высказываний и хаpaктеристик. 15 июня 1693 Лабрюйер был избран во Французскую академию.
Цитаты
- Женщина, которую все считают холодной, просто не встретила еще человека, который бы пробудил в ней любовь.
- Давнишний любовник так мало значит для женщины, что его легко меняют на нового мужа, а новый муж так быстро теряет новизну, что почти сразу уступает место новому любовнику.
- Столичный житель для провинциалки — то же, что для столичной жительницы — придворный.
- Главное для женщины не в том, чтобы иметь духовного наставника, а в том, чтобы жить разумно и не нуждаться в нем.
- Как бы сильно ни любила молодая женщина, она начинает любить еще сильнее, когда к ее чувству примешивается корысть или честолюбие.
- От лени женщину может исцелить только тщеславие или любовь.
Мужчина в сравнении с женщиной
- Мужчине легко обмануть женщину притворными клятвами, если только он не таит в душе истинной любви к другой.
- Мужчина соблюдает чужую тайну вернее, чем свою, а женщина лучше хранит свою, нежели чужую.
- Время укрепляет дружбу, но ослабляет любовь.
- По-настоящему мы любим только в первый раз; все последующие наши увлечения уже не так безоглядны.
- Труднее всего исцелить любовь, вспыхнувшую с первого взгляда.
- Мы хотим быть источником всех радостей для любимого, а если это невозможно, то всех его несчастий.
- У друзей мы замечаем те недостатки, которые могут повредить им, а у любимых те, от которых страдаем мы сами.
- Если бы одни из нас умирали, а другие нет, умирать было бы крайне досадно.
- Большинство людей употрeбляет лучшую половину жизни на то, чтобы сделать худшую еще печальней.
О человеческой натуре
- Не спастись от искушения тому, кто его боится.
- Приятно встретить взгляд человека, которому только что помог.
- Мы преисполнены нежности к тому, кому делаем добро, и страстно ненавидим тех, кому нанесли обиду.
- Умный человек уходит за секунду до того, как стало ясно, что он — лишний.
- Только тот, кто ждет или ждал наследства от престарелых родственников, знает, как дорого приходится за него платить.
- Вернейший способ составить себе состояние — это дать людям понять, что им выгодно делать вам добро.
- Человек, некоторое время занимавшийся интригами, уже не может без них: все остальное кажется ему скучным.
- Быть свободным не значит предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. Великое благо такая свобода!
О государстве
- При дворе все люди малы, даже великие.
- Молодость короля — источник многих крупных состояний.
- О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо — почти всегда значит льстить им; говорить о них плохо опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы.
- У подданных деспота нет родины.
История французской литературы. К.Ловернья-Ганьер, А.Попер, И.Сталлони, Ж.Ванье.
Лабрюйер (1645 – 1696).
Лабрюйер (1645 – 1696).
Жан де Лабрюйер родился в 1645 г. в Париже в семье мелкого буржуа. Начальное обучение мальчик, вероятно, получил у ораторианцев. Затем он изучал право с целью стать адвокатом в парижском Парламенте. В 1673 г. Лабрюйер отказывается от адвокатской деятельности и покупает должность казначея в финансовом бюро округа Канн. Продолжает жить в Париже. В 1684 г. Лабрюйер продает должность, чтобы стать наставником герцога Бурбонского, внука великого Конде. В 1686 г. Конде назначает его своим секретарем и делает «дворянином свиты». В 1688 г. анонимно опубликованы «Хаpaктеры». В 1689 – 1694 гг. выходят новые издания книги, пересмотренные и расширенные В 1693 г. Лабрюйер избран во Французскую академию, там он ведет яростное выступление против Новых. В 1694 г. побуждаемый Боссюэ, он втягивается в спор о квиетизме, выходят « ». В 1696 г. Лабрюйер умирает в Версале от апоплексического удара.
Спокойный моралист.
Биография Лабрюйера полна лакун и умолчаний. Известно о нем немногое: человек скрытный, заурядный, скромного происхождения. Озабоченный карьерным ростом, пусть даже ценой потери независимости. Служба у Конде дает ему возможность беспрепятственно наблюдать за двором Людовика XIV и нравами того времени. Можно сказать, что этот человек сливается со своей книгой, которую пишет в расчете снискать славу и стать члeном Академии. Протежируемый Конде, поддерживаемый многими святошами, подбадриваемый Боссюэ, Лабрюйер – это будет его единственное громкое выступление – со страсть. Ворвется в литературную баталию, противопоставлявшую сторонников Древних (Расин, Буало) и Новых (Фенелон, Фонтенель).
Хаpaктеры (1688).
«Хаpaктеру Теофраста, переведенные с греческого, с хаpaктеристикой нравов нашего века». После нескольких изданий ссылка на античный образец ограничивается «Рассуждениями о Теофрасте», предшествующими произведению и уточняющими намерения автора.
«Произведения разума» (I) является вступлением, подчеркивающим величие, значение и сложность профессии писателя. В главе «О достоинстве» (II). Автор сожалеет о нeблагодарности современной эпохи, которая плохо вознаграждает талантливых людей. Размышления о видимости и мнении составляют главу III «О женщинах», напоминающую о принадлежащей женщинам роли социального руководителя, а глава IV « О сердце» говорит о важности чувства в пpaктике общественной жизни; глава «О светском обществе и об искусстве вести беседу» (V) основывается на салонных наблюдениях. Расширяя изучение мира, автор затрагивает вопросы о богатстве («О житейских благах»,VI), о городской жизни и ее требованиях («О городе», VII), о придворной жизни и связях между властью и честолюбием («О дворе», VIII, «О знати», IX). Продолжая описание, книга дает картину общественного устройства («О монархе и государстве», X), затем переходит к индивидууму и его поведению в важной главе «О человеке» (XI). Продолжение произведения, состоящее из пяти глав, не столь однородно: в главах «О суждениях» (XII), «О моде» (XIII). «О некоторых обычаях» (XIV), «О плоти» (XV), «Могучие умы» (XVI) приведены максимы и портреты, возвращающиеся к теме мнения, вкуса, образования, социального карьеризма, религиозного красноречия, атеизма и либертинажа.
Читайте также Краткая биография сартрЗаконченная форма. Лабрюйер проявляет особую заботу о редактировании своей книги, переделывая. Исправляя, приглушая, выверяя ее третьей максимой «Хаpaктеров»: «Писатель должен быть таким же мастером своего дела, как, скажем, часовщик: автору требуется не только ум». Верный манере моралистов, он делит сой текст на фрагменты, которые любовно варьирует: чеканные и сжатые максимы, небольшие картины, портреты, диалоги, краткие рассуждения. Поиск истины происходит с использованием всех ресурсов риторики. Забота о разнообразии и «скрупулезной точности» (гл. I, 29), предполагает использование языка, одновременно точного и красочного («Большая шляпа не добавит порядочности», гл. XII, 29), тщательного и ироничного («Сколько друзей, сколько родственников появляется у вновь избранного министра!», гл. VIII, 90), метафорического и строгого (“Ум так относится к таланту, как целое к части», гл. I, 55). Подобное, немного прикладное, искусство соединяется с возвышенной эстетикой классического идеала.
Лабрюйер пытается не столько описать свою эпоху на манер мемуариста, сколько изобличить ее с позиций бдительного очевидца событий: «Я отдаю публике мой долг, то, что должен; я заимствовал у нее материал для этого произведения», — пишет он во вступлении. Работая «согласно природе», он стремится воссоздать нравы и хаpaктеры своего века. Игра в «ключи», которой предавались с целью узнать прототипы, менее плодотворна, чем попытка восстановить образ человеческой натуры во все ее единстве. С помощью портретов составляется опись недостатков и пороков человечества: тщеславие (Филемон и Менипп), ложь (Онуфр), педантизм (Ацис), хвастовство (Арриас), эгоизм (Гнатон), самонадеянность (Гитон), фетишизм ( Дифил) и т. д. Более сухо максимы осуждают пороки частной и особенно публичной морали: честолюбие, беззаконие, несправедливость, аристократическую надменность («Знать гордится перед простыми людьми тем злом, которое она им делает, и тем добром, которого она не делает», гл. IX, 22), войну. Жестокого приговора сатирика избегают лишь король, которого он уважает (“Не требуется даров небесных, чтобы хорошо править!», гл. X, 35), и народ, которому он воздает по заслугам и с которым солидарен.
Совершенство стиля, осмотрительность в пристрастиях и суждениях, восхваление добродетели (без иллюзий), симпатия к «честному человеку» делают Лабрюйера прекрасным представителем классической умеренности. Тем не менее пылкость нападок, обличение самых вопиющих пороков и глубина мopaльных оценок делают его новатором в глазах потомков. Век Просвещения пытался открыть в нем предвестника философского духа; XIX в. (Стендаль и Флобер, например), а затем и современные писатели (Пруст, Жид) ссылаются на него – до такой степени, что опровергают первые строки его «Хаpaктеров»: «Все уже сказано, мы появились на свет слишком поздно, после того как человечество семь тысячелетий существует и мыслит… нам остается лишь собирать колоски за древними или за наиболее умелыми из недавних».
Лабрюйер, Жан де
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Жан де Лабрюйе́р (фр. Jean de La Bruyère ; 16 августа 1645, Париж, Франция — 10 мая 1696, Версаль, Франция) — французский моралист.
Содержание
- 1 Биография
- 2 «Хаpaктеры»
- 3 Примечания
- 4 Литература
Биография [ править | править код ]
Жан де Лабрюйер родился в 1645 году близ Парижа в семье генерального контролера рент Парижского муниципалитета Жана де Лабрюйера. Благодаря материальной поддержке своего дяди получил превосходное для своего времени образование. [1]
Был воспитателем герцога Бурбонского, внука Великого Конде [2] , при дворе которого сохранил место и после женитьбы своего ученика. Жизнь среди придворного блеска давала Лабрюйеру возможность наблюдать развитие человеческих страстей, возбуждаемых погоней за земными благами, честолюбием, интригами, близостью к «великим мира сего». Этими наблюдениями Лабрюйер воспользовался для литературных целей, но в жизни он держался вдали от людей, среди которых принуждён был вращаться, и сильно страдал от своего зависимого положения в доме Конде.
Научившись отказываться от всего и сдерживать свои чувства и порывы, он находил удовольствие лишь в чтении и работе. Свой жизненный опыт он облекал в форму размышлений, эпиграмм, кратких портретов. Так составилась, мало-помалу, обширная книга, издать которую он предложил, как бы шутя, своему приятелю, книгопродавцу Мишалле. Последний рискнул на издание и заработал на нём 300000 франков.
Первое издание книги Лабрюйера вышло в 1687 году, под скромным заглавием: «Les Caractères de Théophraste, traduits du grec, avec les Caractères ou les Moeurs de ce siècle»; успех книги был громадный, и ободренный этим автор прибавлял к каждому новому изданию новые размышления и новые портреты. В 1694 году вышло 8-е, окончательное издание, в которое включена была речь Лабрюйера во французской академии, члeном которой он избран был в 1693 году.
«Хаpaктеры» [ править | править код ]
«Caractères» Лабрюйера, единственное произведение всей его жизни, состоят из 16 глав, из которых две посвящены церковному красноречию и свободомыслию; здесь Лабрюйер является верующим христианином, противником атеистов и скептиков. Во всех остальных главах Лабрюйер не затрагивает ни религиозных, ни чисто философских вопросов. Он не вносит в жизнь своих идеалов, а прилагает к поступкам и хаpaктерам людей мерило существующих условий. Цельного миросозерцания, философской системы в его книге найти нельзя; он показывает только смешную сторону какой-нибудь моды, гнусность того или другого порока, несправедливость какого-нибудь мнения, суетность человеческих чувств — но эти разрозненные мысли не сведены к одной основной идее. В области житейских наблюдений Лабрюйер обнаруживает большую тонкость понимания, отмечает оттенки чувств и отношений; глава «о сердце» свидетельствует о том, сколько нежности и любви таилось в этом созерцателе. Многие из его хаpaктеристик написаны в ожесточенном, саркастическом тоне; автор, очевидно, много страдал от предрассудков общества, и Тэн не без основания сравнивает его в этом отношении с Ж. Ж. Руссо. Особенность книги Лабрюйера — портреты: это — цельные типы и полные драматизма эпизоды. Особенно знамениты типы Эмиры — высокомерной кoкeтки, Гнатона — отталкивающего эгоиста, Меналька — рассеянного человека, Федона — приниженного бедняка. Все эти портреты обнаруживают в Лабрюйере богатую фантазию, уменье усиливать хаpaктеристики обилием жизненных подробностей, громадное мастерство и колоритность языка. Современники узнавали в большинстве портретов разных выдающихся людей того времени, и до сих пор исторический интерес книги Лабрюйера значителен, благодаря точности изображения людей и нравов эпохи; но еще выше её психологический, общечеловеческий интерес и её чисто литературные достоинства.
По мнению Эмиля Золя: «Чтение „Хаpaктеров“ заставляет размышлять, но ещё больше — улыбаться; порой изумляешься тонкости наблюдений автора, глубине некоторых его мыслей; он нравится — потому что у него нет предвзятых мнений, нет системы и он не ищет иного способа преподать нам добродетель, кроме описывания наших слабостей и недостатков» [3] .
Ее книги переведены на десятки языков, до сих пор печатаются и расходятся миллионными тиражами...
30 09 2023 22:17:18
Открытию этого неиссякаемого источника энергии человечество обязано, в том числе, великому французскому физику Анри Беккерелю...
29 09 2023 14:22:43
В основу культовой кинокартины легли фантастические повести Евгения Велтистова, открывающие цикл произведений о мальчике-роботе...
28 09 2023 23:11:14
Апулей — древнеримский писатель и поэт, философ, ритор — родился приблизительно в 124 г...
27 09 2023 22:11:48
Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства...
25 09 2023 10:27:25
), французский драматург, члeн Французской академии с 1647 года...
24 09 2023 20:12:53
Самозванец, выдававший себя за императора Петра III...
23 09 2023 18:28:27
Повести, о которых идет речь, – сказочные, и приключения, происходящие с их героями – влюбленным в мифическую царицу Савскую плотником Мишелем и крошечным мальчиком по имени Бобовое зернышко, – откровенно фантастичны, зато страстная любовь к книгам, восторг, охватывающий обоих героев при виде тщательно подобранной и на удивление богатой библиотеки, – чувства непридуманные...
20 09 2023 4:54:27
В 1981—1983 служил в рядах советской армии в Афганистане...
19 09 2023 5:15:14
Ближайшими причинами войны послужили задержка торговых судов под российским флагом, захват грузов и высылка русских купцов из османских владений...
18 09 2023 9:37:44
Michael Caine ; настоящее имя Морис Джозеф Миклуайт, англ...
17 09 2023 14:31:26
Становление российского парламентаризма...
16 09 2023 22:33:35
Место рождения: Лондон, Великобритания Знак зодиака: Стрелец Деятельность: Ученая, математик Дата cмepти: 27 ноября 1852 г...
14 09 2023 3:22:21
перед представителями московского дворянства...
13 09 2023 11:15:26
Пушкин?
Родилась Александра Осиповна Ишимова в Костроме 25 декабря 1804 года (6 января 1805 года) в семье чиновника по особым поручениям О...
11 09 2023 3:21:20
Является одним из ярчайших представителей русской поэзии Серебряного века...
10 09 2023 14:34:29
Олег является одним из немногих джазовых музыкантов на современной российской сцене, кто блестяще разбирается во множестве стилей, жанров и направлений джаза...
09 09 2023 9:51:42
Нападение фашистской Германии на ссср...
08 09 2023 16:17:22
Wogau ; 29 сентября (11 октября) 1894, Можайск — 21 апреля 1938, Москва) — русский писатель...
04 09 2023 8:25:21
Комaндуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии...
02 09 2023 14:56:40
Место рождения:
Киев, Украина
Знак зодиака:
Лев
Деятельность:
Актриса театра и кино
Дата cмepти:
14 июля 2000 г...
01 09 2023 22:51:14
Тем не менее жизнь и судьба варягов-правителей, вписываются цельным фрагментом в историю рождения государства Киевская Русь...
31 08 2023 10:45:34
Отец состоял на службе в бронетанковых войсках в звании генерала-полковника, мама работала в геофизическом НИИ...
30 08 2023 9:48:26
(5)
Верона (4)
Сиена (3)
Мое путешествие по Италии (3)
Милан (2)
Флоренция (1)
Рим (88)
****ВОКРУГ СВЕТА (913)
Страны Азии (76)
Португалия (65)
Европа (63)
Прогулки по Москве (57)
Англия (47)
********** (36)
Скандинавия (29)
Германия (28)
Латинская Америка (18)
Испания (59)
Италия (103)
Куба (12)
Петербург (59)
Россия (66)
Франция (72)
ШИТЬЕ, МОДА (276)
Моделирование (125)
Переделка (7)
Технология шитья (122)
ШИТЬЕ, МОДА (233)
Дизайнеры (27)
Идеи (132)
Подборка по шитью (9)
Шляпы, сумки,шарфы (54)
****ЭТО ИНТЕРЕСНО (1613)
В мире животных (380)
Интересные факты (160)
Природа (159)
Исторические факты и легенды (127)
НОВОСТИ (64)
Мир растений (55)
Народы мира: традиции, культура (48)
Полезно знать (75)
Языкознание (57)
Знаете ли Вы? (57)
***АРХИТЕКТУРА (102)
Дизайн (4)
История архитектуры (11)
ВЯЗАНИЕ (81)
ДЛЯ ДЕТЕЙ (78)
вязание (39)
шитье (29)
***ЖИВОПИСЬ (286)
графика, рисунок (17)
Акварель (11)
истории картин (80)
ИСТОРИЯ РОССИИ (8)
книги (15)
КУКЛЫ (38)
КУЛИНАРИЯ (338)
последнее (81)
кулинария (59)
выпечка (39)
ЖЗЛ (13)
(76)
МОЙ ГОРОД РОСТОВ (13)
***МОЙ КРАЙ (30)
История и легенды Ростова (4)
ИСТОРИЯ (13)
(11)
***МУЗЕИ (48)
полезно (8)
ПРИТЧИ (36)
СВОИМИ РУКАМИ (42)
****СКУЛЬПТУРА, ПАМЯТНИКИ (170)
**ПОЭЗИЯ (85)
***ЛЮДИ И СУДЬБЫ (221)
Истории из жизни (51)
история любви (47)
****Интересные истории (26)
УДИВИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (268)
ФОТОГРАФИЯ (140)
Фото дня (27)
ФОТОХУДОЖНИКИ (116)
ЮМОР (117)
—Цитатник
Мексиканская художница известна не только своими уникальными картинами...
29 08 2023 1:26:40
В 1626 году, будучи стольником, присутствовал в числе поезжан на 2-й свадьбе царя Михаила Феодоровича...
28 08 2023 2:16:59
Автор романов «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок»...
27 08 2023 3:26:20
Историки знают, что хорошие климатические условия по всему миру стимулировали быстрое развитие хозяйства и общества и появление государственности...
26 08 2023 19:38:10
Родился 12 февраля 1758 в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье...
25 08 2023 21:43:47
Механические сердца [ЛП]
Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...
24 08 2023 6:11:57
Польша в те времена была терзаема внутренними раздорами, что позволило украинцам настолько затянуть эту войну...
23 08 2023 22:49:44
До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив...
21 08 2023 23:12:16
Действия шли между Советским союзом (при поддержке британских войск) и немецкими и финскими войсками с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года...
20 08 2023 0:48:39
3 февраля православные верующие празднуют память преподобного Максима Грека...
19 08 2023 14:41:22
Он по праву занимает ведущее место среди классиков мировой литературы...
17 08 2023 9:41:46
Родился Осип в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Maндельштама, который занимался производством перчаток...
16 08 2023 12:45:29
Отец будущего писателя – достаточно влиятельный в то время землевладелец, судья по профессии, впоследствии даже занявший пост конгрессмена...
15 08 2023 4:47:23
блестяще образованный писатель-интеллектуал Торнтон Найвен Уайлдер стоял особняком...
14 08 2023 14:16:29
С этих пор насмешки сторонников синьоров Кьяри и Гольдони стали бессильными...
13 08 2023 21:50:21
Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897−1898)...
12 08 2023 9:33:43
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::