Идейная борьба в русской литературе начала xix века > Школа искусств
Школа искусств    


LED-22: спортивное и походное снаряжение

Идейная борьба в русской литературе начала xix века

Идейная борьба в русской литературе начала xix века

XIX век в русской литературе

XIX в. справедливо называют «золотым веком» русской литературы. Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед. В начале XIX в. на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783-1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799-1837). Романтики в своих произведениях обращались к историческим событиям, легендам, устной народной поэзии.

На рубеже 20-30-х гг. начинает развиваться новое направление — реализм. Одним из первых реалистических произведений была комедия А. С. Грибоедова (1795-1829) «Горе от ума». Но подлинным основоположником реализма в отечественной литературе следует считать А. С. Пушкина, он же был и родоначальником русского литературного языка. Автор лирических стихотворений и язвительных эпиграмм, романа в стихах «Евгений Онегин», поэм «Медный всадник», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. , А. С. Пушкин не только проявил себя как великий поэт, но и сумел постичь суть важнейших явлений русской истории и действительности, изображенных им во всем многообразии, сложности и противоречивости. Реализм в значительной мере присущ роману М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Герой нашего времени». Н. В. Гоголь (1809-1852) развивал критический реализм, целью которого было обнаружение пошлостей жизни, а также социальная критика («Ревизор», «Мертвые души»). Гоголь углубил тему «маленького человека» («Шинель»), введенную в русскую литературу А. С. Пушкиным («Станционный смотритель»).

В 40-х гг. формируется школа писателей-реалистов («натуральная школа»), сплотившихся вокруг В. Г. Белинского (1811-1848). Реалисты стремились правдиво изображать повседневную жизнь. Они описывали подробности быта, особенности речи, душевные переживания крестьян, мещан, мелких чиновников. Карта Москвы и окрестностей в те времена насчитывала уже тысячи объектов, использованных писателями в качестве места действия в их произведениях. К лучшим произведениям того времени относятся «Бедные люди» Ф. М. Достоевского (1821-1881), «Записки охотника» И. С. Тургенева (1818-1883), «Сорока-воровка» А. И. Герцена (1812-1870), «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1812-1891).

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» — революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором — журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе. Главенствующим литературным жанром был роман.

В последние десятилетия XIX в. проявились таланты А. П. Чехова (1860-1904), В. Г. Короленко (1853-1921), В. М. Гаршина (1855-1888). В своих произведениях они сумели показать, что недовольство самодержавной действительностью становится общенародным, что протест зреет даже в душах самых забитых и униженных «маленьких» людей. Мировой смысл приобрела тоска чеховских героев, хаpaктерное для них ощущение странности и неразумности жизни. У В. М. Гаршина уже намечается преодоление натуралистических тенденций и попытка объединения в лирической прозе романтических и реалистических принципов.

В 1890-е гг. «старая» литература, по выражению поэтессы З. Н. Гиппиус, «была на кончике», на ее смену шла литература «серебряного века» (эпохи модерна).

Идейно-литературная борьба в начале XIX века

Идейно-литературная борьба, резкое размежевание литературных сил закономерно привели в начале XIX в. к организационному объединению сторонников противоборствующих группировок. Зимой 1806—1807 гг.

«шишковисты» организовали постоянные литературные чтения и беседы. Затем этим частным собраниям был придан более официальный хаpaктер. С 1811 г. начинает существование «Беседа любителей русского слова», пользовавшаяся «высочайшим покровительством». Новое общество, построенное по образцу казенного правительственного учреждения (четыре разряда во главе с соответствующими председателями и т. д.), проводило свои заседания с подчеркнутой торжественностью.

Здесь устанавливались новые понятия о поэзии, новые представления о задачах литературы, ее месте в обществе и т. д. Однако когда «Беседа любителей русского слова», не выдержав соревнования с «Арзамасом», прекратила свое существование, полемика потеряла всякий смысл. Новые члeны общества — Н. И. Тургенев, М.

Радищева — Василий и Николай, И. П. Пнин, в дальнейшем — К. Н. Батюшков, П. И.

Большинство с этим не согласилось. Н. И. Тургенев записывал в своем дневнике 29 сентября 1817 г.: «Третьего дня был у нас Арзамас.

Просуществовав несколько лет, «Беседа» распалась в 1816 г., так и не создав ничего значительного, что осталось бы в истории русской литературы.

Но в творческом отношении литературная продукция члeнов «Беседы» не вызывала интереса. Если не считать Державина, который примыкал к «Беседе» скорее по своему официальному положению, чем но литературным пристрастиям, и Крылова, которого сближало с «шишковистами» критическое отношение к сентиментализму, среди участников этого общества не было ни одного сколько-нибудь значительного писателя или поэта. По преимуществу это были третьеразрядные литераторы, безуспешно пытавшиеся отстаивать традиционные классицистические теории и жанры.

Возвышенное, патетическое содержание приводило к использованию некоторых стилистических средств классицизма (элементы высокого стиля). Просветительские идеи их творчества выражались с помощью ораторского пафоса, восходящего к традициям Державина и Радищева. И все же поэтам «Вольного общества» не удалось создать цельную эстетическую систему. Их эстетические принципы не были в достаточной степени органическими и последовательными. Попытки объединить традиции классицизма с некоторыми элементами поэтики сентиментализма не всегда оказывались удачными. Тем но менее, нельзя недооценивать значения творчества поэтов «Вольного общества», в котором достаточно четко отразились идеи русского просвещения.

В основном это были молодые талантливые поэты карамзинскои ориентации, которые в противовес одам и величественным эпопеям культивировали в своем творчестве шуточные послания, эпиграммы, так называемую «легкую поэзию». Они остроумно пародировали официально-торжественный стиль заседаний «Беседы», высмеивали отсталость их литературных вкусов. Несмотря на всю внешнюю «несерьезность», «Арзамас» вовсе не был только развлекательным обществом. На его заседаниях велась смелая борьба с литературным консерватизмом и устаревшими эстетическими принципами.

Батюшков, Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин (дядя А.

Прежнего единства уже не было. «Арзамас» распался в 1818 г. В сознании современников на первом плане литературной борьбы в начале века оказалась полемика «шишковистов» и «карамзинистов». Между тем в это время существовала еще одна литературная группа, объединившаяся в 1801 г.

Читайте также  Переворот большевиков или революция, за и против

Художественное своеобразие поэтов-просветителей заключается в том, что в их творчестве сочетаются традиции классицизма с новыми тенденциями, которые связаны уже с сентиментализмом. Продолжая традиции Карамзина в раскрытии внутреннего мира героя, они обогащали поэзию гражданским пафосом, связывая лирические переживания с социальными мотивами.

В противовес «Беседе любителей русского слова» в 1815 г. возникло другое литературное общество, получившее название «Арммас». Члeнами нового общества стали В.

В своей лирике они воссоздавали высокий мopaльно-политический облик гражданина, в значительной степени отличавшегося от чувствительного «лирического героя», типичного для поэзии сентименталистов. Гимн в честь человека, призыв к его освобождению звучат в стихотворении Пнина «Человек». В его «Оде на правосудие» развивается мысль об общественной справедливости, в стихотворении Попугаева «Судьба» автор убеждает друзей утвердиться в желании «жить лишь для людей».

Пушкин и др. В первый период существования «Вольного общества», когда во главе его стояли Борн и Попуга-. ев, основное внимание уделялось общественно-политическим, историческим и философским вопросам. В книге Пнина «Опыт о просвещении относительно России» (1805) отчетливо звучали антикрепостнические идеи. Значительное место в деятельности «Вольного общества» занимала поэзия. Стало уже традицией объединять Пнина, Борна, Попугаева в особую группу «поэтов-радищевцев».

Традиционная для классицистов ода превращается у них в лирический жанр: там ощутимо проявляется авторское начало, ощущается конкретная личность поэта-гражданина, обращающегося с пламенными призывами к единомышленникам. Это приближало их к жанру дружеского послания, культивируемого «карамзинистами». Но и здесь есть существенное отличие. Послание становится средством передачи не личных, иHTиMных переживаний, а гражданских и даже политических идей.

Вскоре в общество вступили литераторы А. Е. Измайлов, Н. Ф. Остолопов, сыновья А. И.

Ф. Орлов, видные деятели ранней декабристской организации «Союз благоденствия» — попытались придать «Арзамасу» социально-политический хаpaктер и, быть может, превратить его в свой литературный центр.

в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств». Основателями его были И. М. Борн и В. В. Попугаев.

С. Пушкина), а несколько позднее и сам А. С. Пушкин.

Нечаянно мы отклонились от литературы и начали говорить о политике внутренней. Все согласны в необходимости уничтожить рабство; но средства предпринимаемые не всем нравятся».

А. Жуковский (ко-ГОрЫЙ обычно вел его протоколы), П. А. Вяземский, К. Н.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Идейно-эстетическая борьба в литературе

Идейно-эстетическая борьба в литературе

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Система вводных уроков литературы по теме:

«Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве 60-х годов 19 века» (10 класс)

II. Литературная композиция «Вечер у госпожи N». (Сценарий)

I.Урок-презентация

  1. 1. Особенности социально-политической обстановки в России. Падение крепостного права – крутой перелом в исторических судьбах России. Борьба вокруг крестьянского вопроса и отражение этой борьбы в литературе.
  2. 2. Расстановка общественных сил и позиции ведущих журналов («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», «Русский вестник»).
  3. 3. Решение основных проблем времени в творчестве писателей второй половины 19 века.
  4. 4. Борьба литературных направлений.
  5. 5. Основная проблематика и ведущие идеи произведений.
  6. 6. Особенности поэзии второй половины 19 века (поэты-демократы, философская лирика, «чистое искусство»).
  7. 7. Значение русской литературы второй половины 19века в развитии русского и мирового литературного процесса
  1. Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
  2. Чем объясняется диалогичность общественного сознания во II пол. XIX века?
  3. Назовите 2 основные исторические силы, которые выявились к 1861 году
  4. Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
  5. Чем объясняется диалогичность общественного сознания во II пол. XIX века?
  6. Назовите 2 основные исторические силы, которые выявились к 1861 году
  7. Назовите основные мотивы поэзии «чистого искусства».
  8. В чем особенность русской литературы по сравнению с европейской литературой?
  9. Почему Томас Манн русскую литературу XIX века назвал святой?
  10. Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX века?

II. Литературная композиция «Вечер у госпожи N». (Сценарий)

Данный урок стал результатом проектной деятельности учащихся 10-го класса.

Воссоздание «живой картины» времени к уроку в 10-ом классе по теме «Литература и время. Идейно-эстетическая борьба в литературе и искусстве во второй половине 19 века».

Создается ситуация: хозяйка столичного салона и ее гости (среди которых есть студент, «государственный муж» и чиновник) вовлечены в полемику о современной поэзии. Звучат стихи А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, Д. Минаева и Н. Курочкина.

Идейно-эстетическая борьба в литературе была следствием спора о путях и средствах исторического движения России в будущее. Страсти разгорались нешуточные, даже когда о литературе говорили люди, далекие от нее.

Учащиеся должны были показать остроту конфликта, изобразить непримиримость сторонников «чистого искусства» и представителей демократического лагеря.

Особенности русской литературы первой половины 19 века

  • «Золотой век» русской литературы
  • Литературный процесс и представители эпохи
    • Какие темы и проблемы поднимались
    • Основные литературные деятели Золотого века
  • Основные темы русской литературы
    • Классицизм в русской литературе
    • Романтизм
    • Утверждение реализма в русской литературе

«Золотой век» русской литературы

К началу XIX столетия русская культура и литература переживали настоящую эпоху расцвета. Литература становилась ориентиром национальной и духовной жизни русского народа, инструментом познания и оружием в борьбе за новое гуманное устройство жизни.

Литература XIX века получила название «Золотого века русской литературы», а первая треть столетия осталась в истории как «Золотой век русской поэзии». Авторство этого выражения принадлежит поэту и профессору П. А. Плетневу, который назвал В. А. Жуковского первым поэтом эпохи. Крылатое словосочетание о золотом веке литературы впервые употребил критик М. А. Антонович, подразумевающий под этим определением период А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Впоследствии это выражение стало применяться ко всей литературе XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Литература того периода часто обращалась к темам патриотизма, гуманизма, демократизма. Она отличалась особой чуткостью ко всем событиям и метаморфозам современности, отразив в себе историю русского государства и народа.

На становление литературы огромное влияние оказывала общественная жизнь, полная ярких потрясений:

  • Отечественная война 1812 года;
  • декабристское восстание на Сенатской площади;
  • неожиданная cмepть Александра Первого;
  • правление Николая Первого.

Для творческой жизни того времени хаpaктерны многочисленные литературные кружки и общества, созданные вокруг архаических и новаторских идеологий.

К первой трети XIX столетия, русская литература обогатилась новыми темами, самобытными формами, жанрами, художественными образы и приемами.

Литературный процесс и представители эпохи

Литературный процесс первой половины XIX века отличается многообразием направлений, из которых постепенно стали выделяться романтизм и реализм. В этот период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров.

Какие темы и проблемы поднимались

Периодизацию Золотого века в истории русской литературы принято разделять на три периода. Для каждого этапа хаpaктерен свой набор тем.

Читайте также  Внутреннее положение россии в 1920-1921 годах

Первый период (1801–1825 гг.)

Временные рамки этого этапа совпадают с датами правления Александра I. В этот период мировоззрение молодых литераторов формировалось на фоне потрясений от Отечественной войны 1812 года. Было понятно, что после событий войны уже невозможно вернуться к старым порядкам. Начали создаваться первые тайные революционные общества.

Поэзия становится необычайно популярной, потому что отражает настроение того времени. Как писал известный литературовед Ю. Лотман, «в эту эпоху поэзия была ответом на все. Она становилась оправданием в собственных глазах и обещанием бесcмepтия». Стихи того времени носят политический и гражданский хаpaктер.

Ведущими направлениями становятся предромантизм и романтизм, на основе которых создается национальная и самобытная по своему содержанию литература. Одними из первых известных последователей романтизма были поэты В. Жуковский, Д. Давыдов, К. Рылеев, К. Батюшков и др.

К концу этого периода писатели и поэты начинают отходить от романтизма к реализму. Тогда уже А. С. Грибоедов пишет комедию «Горе от ума», а Пушкин начинает работу над поэмой «Евгений Онегин».

Второй период (1826–1842 гг.)

Наряду с доминирующим в литературе русским реализмом продолжает развиваться и романтическое направление. Особенно веяние романтизма отразилось на творчестве выдающихся поэтов Ф. Тютчева и М. Лермонтова, основанного на фольклорных мотивах, а также в прозаических произведениях О. Сомова, Н. В. Гоголя, В. Ф. Одоевского и др.

Однако романтизм в это время уже утратил свою прежнюю привлекательность, уступив место художественному миру реализма. Романтические образы и символы стали восприниматься как натянутые и театральные, лишенными истины, а настоящая поэзия отождествлялась с обычным и повседневным.

В этот период создаются знаменитые произведения Пушкина (лирика, поэмы, «Евгений Онегин», проза), «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия «Ревизор» и первый том «Мертвых душ» Гоголя. Свои первые литературоведческие статьи публикует известный критик А. Белинский, заложивший основы реалистической эстетики.

Третий период (1843–1855 гг.)

В этот период русский реализм вступает в новую веху своего развития. Становление литературы происходит на фоне напряженной социально-политической обстановки во время правления Николая I. Писатели все чаще обращаются к острым вопросам российской действительности, развивается жанр реалистического романа.

В этот период развития русской словесности на литературной арене появляются И. Тургенев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Островский. Наблюдается активное взаимодействие не только между русскими авторами, но и между отечественной и мировой литературой.

Со cмepтью императора Николая I завершается первая половина XIX века и заканчивается формирование русского реализма, который сменяется декадентством.

Основные литературные деятели Золотого века

Начало Золотого века поэзии ознаменовано творчеством первого поэта той эпохи В. Жуковского, который стал основателем русского романтизма. Его произведения оказали большое влияние на становление русской поэзии, центром которой впоследствии стали Пушкин и Лермонтов.

Романтизм в ту эпоху представлял собой факт общего культурного сознания. В этом направлении творили:

  • Е. Баратынский;
  • К. Н. Батюшков;
  • А. Бестужев;
  • А. Дельвиг;
  • К. Рылеев.

Завершился золотой период русской литературы поэзией Ф. Тютчева и Н. Некрасова.

Романтический герой представлялся одиноким, разочарованным и равнодушным к жизни. По словам Пушкина, он всегда был в пути и его миром стала дорога. За спиной у него любовное предательство и яд клеветы в дружбе:

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит…

(А. Дельвиг, «Вдохновение»)

В творчестве Лермонтова романтизм формировался под большим влиянием Байрона — в его первых поэмах чувствовалось подражание английскому поэту-романтику. Но со временем Лермонтов приобрел собственный уникальный стиль, который нашел свое выражение в самых известных поэтах «Демоне» и «Мцыри».

У Пушкина этот этап в поэзии ознаменовано знаменитой элегией «Погасло дневное светило…». При этом период романтизма у Пушкина продлился относительно недолго. Поэт считается основоположником реализма, течение которого восторжествовало во второй половине XIX века. Первым классическим произведением русского реализма стал роман в стихах «Евгений Онегин».

Золотой век русской прозы в особенности известен произведениями писателей-реалистов, которые сформировали классическую русскую литературу. Развитие прозы началось с произведений Пушкина и Гоголя, которые создали хаpaктер героев, в дальнейшем встречающихся и у остальных авторов XIX века.

Выдающимися творцами реализма считаются:

  • Л. Толстой;
  • Ф. Достоевский;
  • А. Чехов;
  • И. Тургенев;
  • М. Салтыков-Щедрин;
  • А. Грибоедов.

Вслед за Пушкиным Лермонтов в романе «Герой нашего времени» изобразил сложную внутреннюю жизнь человека и неприкрытое многообразие его душевных переживаний.
В «Мертвых душах» и «Ревизоре» Гоголь развил критическую сторону реализма. Быт, нрав, духовную жизнь и хаpaктеры героев писатель отобразил открыто и прямо во всей неприглядности.

Основные темы русской литературы

На протяжении Золотого века своеобразие русской литературы формировалось под влиянием нескольких доминирующих направлений, определивших дальнейшее развитие отечественной прозы и поэзии.

Классицизм в русской литературе

Русский классицизм зародился в начале XVIII века и просуществовал до конца XIX столетия.

Классицизм — направление в искусстве и литературе, для которого хаpaктерно строгое соблюдение творческих норм и правил, а также ориентация на античные образцы.

В русской литературе классицизм предшествовал остальным литературным направлением, которые, так или иначе, формировались на его основе. Жанровая иерархия классицизма разделяла все жанры на:

  1. Высокие жанры — ода, трагедия, эпопея.
  2. Низкие жанры — комедия, сатира, басня.

Важнейшими представителями являлись М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин и Горбушкин.

Романтизм

В начале XIX века классицизм сменился романтизмом.

Романтизм — это направление в искусстве и литературе, хаpaктеризующееся утверждением ценности духовной и творческой жизни человека, стремлением к национальному и индивидуальному.

Идейно-художественное направление первой трети XIX века разделилось на две ветви:

  1. Активный или гражданский романтизм был сформирован декабристами, которые старались выйти за рамки умеренного созерцательного романтического течения — в поэзии они допускали только общественно-гражданскую повестку, считая лирику и любовные стихотворения бесполезной и пустой тратой времени (поэты К. Рылеев, А. Бестужев, А. Одоевский и др.).
  2. Пассивный или консервативный романтизм уводил читателей в мир воображения, лирики и мечтательности — романтики брали свои сюжеты из прошлого, обращались к старине, народным преданиям и верованиям (В. Жуковский).

Утверждение реализма в русской литературе

Ко второй половине XIX столетия на смену романтизма пришел русский реализм.

Реализм — направление в искусстве и литературе, отражавшее в художественных произведениях правдивое отношение к действительности.

На нестабильном социально-политическом фоне романтическое течение стало казаться наигранным и неискренним. События той эпохи требовали реалистичного художественного отображения в литературе посредством повседневных и хорошо знакомых читателю образов. Авторы отходили от использования мистических веяний и идеалистических приемов в литературе.

К основным чертам реализма можно отнести:

  1. Объективизм в изображении жизни (автор описывает реальность так, как ее видит).
  2. Нравственный идеал автора, который он выражает в своих произведениях.
  3. Типические хаpaктеры, которые копируются в разных произведениях (к примеру, гоголевские помещики и чиновники).
  4. Хаpaктерные ситуации и конфликты, повторяющиеся у разных авторов (конфликт лишнего человека, борьба маленького человека и общества).
  5. Внимание к психологии персонажей (психологическое обоснование мотивов героев Достоевского и Толстого).
  6. Отображение повседневной разговорной речи.
  7. Внимание к точности и достоверности (в «Евгении Онегине» в деталях отображен дух эпохи).
Читайте также  Захватнические планы англии и турции на кавказе

Выдающимися писателями-реалистами были поздний А. Пушкин («Евгений Онегин»), М. Лермонтов («Герой нашего времени»), И. Гончаров («Обломов»), Ф. Достоевский («Бедные люди», «Бесы», «Преступление и наказание»), Л. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина») и др.

Идейная борьба в русской литературе начала xix века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На cмepть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический хаpaктер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разpaбатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический хаpaктер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – хаpaктерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях пpaктически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.


Краткая биография гийераг

Краткая биография гийераг ru | Краткое содержание произведений | Габриэль-Жозеф Гийераг...

09 11 2024 0:39:24

Боспорское царство в i-iv века нашей эры

Боспорское царство в i-iv века нашей эры Историки знают, что хорошие климатические условия по всему миру стимулировали быстрое развитие хозяйства и общества и появление государственности...

07 11 2024 7:58:38

1 и 2 государственные думы

Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии...

06 11 2024 11:45:58

Краткая биография низами

Краткая биография низами Именно ему нужно отдать должное за все изменения, которые пришли в персидскую культуру речи...

05 11 2024 0:32:40

Краткая биография керуак

Краткая биография керуак На творчество Керуака опирались Том Роббинс, Ричард Бротиган, Хантер Томпсон, Кен Кизи, Уильям Гибсон, Боб Дилан...

03 11 2024 3:16:44

Краткая биография гиппиус

Краткая биография гиппиус Однако, она стала в основном известной как автор дневников и воспоминаний...

02 11 2024 17:56:23

Краткая биография айтматов

Краткая биография айтматов Место рождения: а...

01 11 2024 7:32:35

Краткая биография симонов

Краткая биография симонов Он умер от paка легких в возрасте 63 лет...

31 10 2024 21:53:40

Краткая биография лэ

Краткая биография лэ Члeн РКП(б) с 1922 года...

30 10 2024 6:12:25

Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса

Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства...

29 10 2024 10:46:23

Краткая биография кассиль

Краткая биография кассиль Содержание 1 Лев Кассиль / Биография 2 Лев Кассиль / Книги 3 Лев Кассиль / Книги в Национальной электронной детской библиотеке 4 О жизни и творчестве 5 Награды, премии 6 Лев Кассиль / Экранизации 7 Музеи, памятники Лев Кассиль / Биография Лев Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Самарской губернии в интеллигентной еврейской семье...

28 10 2024 16:23:35

Краткая биография нарекаци

Краткая биография нарекаци Григор Нарекаци (предположительно 947-1003 гг...

27 10 2024 15:54:53

Краткая биография кэррол

Краткая биография кэррол Жизнь автора была наполнена ярким моментами и увлекательными хобби, тем не менее, реализовать он себя смог именно в литературной деятельности...

26 10 2024 15:22:31

Краткая биография гар

Краткая биография гар Являясь центральной личностью, он на века закрепил за собой понятие «человек гаршинского склада»...

25 10 2024 19:36:23

Краткая биография войнович

Краткая биография войнович 1932), русский писатель...

24 10 2024 3:22:57

Значение индустриализации для общества

Это был французский философ и социолог...

22 10 2024 9:58:10

Краткая биография кьеркегор

Краткая биография кьеркегор На пути к ней человек подвергается испытанию страхом и страданием»...

21 10 2024 5:41:40

Борьба за укрепление колхозов

Борьба за укрепление колхозов Матвеев-Курганский район, Северо-Кавказский край...

19 10 2024 22:59:46

Краткая биография д***ин

Краткая биография д***ин Сын неудачливого еврейского торговца, вскоре бросившего семью...

18 10 2024 16:29:31

Краткая биография цукмайер

Краткая биография цукмайер Я пережил всё то, что и другие люди пережили за это время: две войны, революцию, «великое переселение народов» после войны, бедствия, добрые времена, тревоги и динамику нынешнего столетия...

17 10 2024 5:18:54

Краткая биография булычев

Краткая биография булычев имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934 — 5 сентября 2003) — один из известнейших советских писателей-фантастов...

16 10 2024 1:47:30

Краткая биография толстой а. к.

Краткая биография толстой а. к. Он внес значительный вклад в прозу, драматургию, поэзию...

15 10 2024 10:24:23

Знаковый процесс воссоединения украины с россией

Знаковый процесс воссоединения украины с россией Польша в те времена была терзаема внутренними раздорами, что позволило украинцам настолько затянуть эту войну...

14 10 2024 21:38:31

Дворцовая-вотчинная система управления. система кормления

Дворцово-вотчинная система управления...

13 10 2024 4:56:33

Краткая биография заболоцкий

Краткая биография заболоцкий Прожил Н...

12 10 2024 15:28:16

Краткая биография ос opгин

Краткая биография ос opгин Ос opгина 3...

11 10 2024 6:51:31

Краткая биография корнель

Краткая биография корнель ), французский драматург, члeн Французской академии с 1647 года...

10 10 2024 9:33:57

12 съезд коммунистической партии

12 съезд коммунистической партии XII съезд ВКП(б) 4...

09 10 2024 19:10:47

Краткая биография ожешко

Краткая биография ожешко Биография и избранные произведения Элиза Ожешко (Orzeszkowa, урождённая — Эльжбета Павловская) родилась 6 июня (25 мая) 1841 года в местечке Мильковщина Гродненского уезда Гродненской губернии в семье богатого помещика и адвоката...

08 10 2024 17:39:53

Краткая биография хеммет

Участник группы Metallica, вступив в пору зрелости, отказался от пагубных привычек юности, но верен своим подростковым увлечениям и вкусам...

06 10 2024 3:52:25

Краткая биография шевченко

Краткая биография шевченко Родился Тарас Григорьевич в 9 марта 1814 года (25 февраля 1814 года по старому стилю) в селе Моринцы Киевской губернии ( сейчас Звенигородский район Черкасской области Украины) в многодетной семье крепостного крестьянина Григория Ивановича Шевченко...

05 10 2024 9:21:34

Краткая биография нидзё

Краткая биография нидзё Нидзё родилась в 1258 году и принадлежала к высшему слою придворной аристократии...

03 10 2024 22:33:23

История россии xix век

История россии xix век На престол встал сын Павла Александр, который сам участвовал в заговоре против отца...

02 10 2024 2:21:42

Краткая биография уайлдер

Краткая биография уайлдер блестяще образованный писатель-интеллектуал Торнтон Найвен Уайлдер стоял особняком...

01 10 2024 2:24:22

Краткая биография камю

Краткая биография камю Его отец, Люсьен Камю, был эльзасского происхождения...

30 09 2024 6:18:15

Краткая биография хеббель

Краткая биография хеббель Сын голштинского каменщика; воспитывался в строгом протестантском духе и вырос, терпя материальные лишения, в народной среде, полной древних сказаний и суеверий; эта среда определила склонность Г...

29 09 2024 12:16:35

Краткая биография элиот т. с.

Краткая биография элиот т. с. Он был сторонником модернизма в поэзии...

28 09 2024 21:16:45

Краткая биография грибоедов

Краткая биография грибоедов Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков...

27 09 2024 2:25:26

Краткая биография мариво

Краткая биография мариво Пьер Карле́ де Шамбле́н де Мариво́ (фр...

26 09 2024 12:30:10

Каковы причины кризиса исторической науки в современной россии?

Падение авторитета научного знания способствует подрыву веры в идею прогресса исторической науки...

25 09 2024 19:38:35

Краткая биография ариосто

Краткая биография ариосто Он приветствуется за его шедевр под названием Форсаж Орландо, быть прекрасно отточенным романтическим эпосом...

24 09 2024 17:53:50

Краткая биография ростан

Краткая биография ростан Свое детство Эдмон провел так же в Марселе...

22 09 2024 20:24:26

Краткая биография петроний

Краткая биография петроний Petronius Arbiter; род...

21 09 2024 10:52:52

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::