А. и. герцен и революция 1848 г. > Школа искусств
Школа искусств    


А. и. герцен и революция 1848 г.

А. и. герцен и революция 1848 г.

Революционный демократизм А.И. Герцена.

Болъшрй вклад в разработку идей революционного демократизма внес А.И. Герцен (1812—1870). Как и В.Г. Белинский, он под­верг острой критике феодально-абсолютистский строй современной ему России и прежде всего суще­ствовавшее крепостное право. В своей борьбе против крепост­ничества Герцен вскрыл противоречия коренных интересов российского крестьянства и помещиков. В сохранении феодальной монархии и крепостничества А.И. Герцен видел признак вопиющей отсталости России от развития стран Запасной Европы, что отнюдь не отвечало ин­тересам ее народов. Он призывал к преобразованию общест­венного и государственного строя России на принципах демо­кратии и свободы личности, к распро­странению в стране достижений ми­ровой культуры. Это, по мнению Гер­цена, способствовало бы ускоренному развитию экономической, политиче­ской и духовной жизни российского общества, не нанося вреда его само­бытной культуре, чего боялись русские славянофилы.

Критикуя славянофилов, активно выступавших против перенесения на российскую почву деятельности поли­тических и правовых институтов за­падной демократии, Герцен писал, что «славянофильство, ожидавшее спасения России только при восста­новлении византийско-московского А.И.Герцен строя, не освобождало, а только связывало; шло не вперед, а назад» 1 . В то же время он подчеркивал, что «славянофилы ни­когда не были сторонниками правительства» 2 .

По мнению Герцена, главное в развитии общества заключа­ется в обеспечении гражданских прав и свобод каждой лично­сти. Этого не было в царской России. Русская история, писал Герцен, была, по сути «историей самодержавия и власти», в то время как «история Запада являлась историей развития свобо­ды и права» 3 . Тем не менее Европа «не разрешила антиномии (противоречия. — Авт.> между личностью и государством», хотя и «поставила себе задачею это разрешение». «Россия также не нашла этого решения» 4 .

Уезжая в Западную Европу в начале 1847 г., Герцен надеял­ся найти там ответы на мучившие его вопросы о путях разви­тия России, способах преобразования и совершенствования общественной жизни. Однако при всех достижениях западной демократии в целом же западная действительность разочарова­ла его. Она была далека от реального воплощения лозунгов Ве­ликой французской революции 1789 г. о свободе, равенстве и братстве всех людей. В реальной жизни западных стран Герцен увидел несвободу трудящихся масс, их эксплуатацию различ­ными слоями городской и сельской буржуазии, отсутствие со­циального равенства. Свое глубокое разочарование увиденным он выразил, в частности, в произведении «С того берега», со­стоящим из ряда очерков, первый из которых («Перед грозой») был написал в конце 1847 г., т.е. до Французской революции 1848 г., а остальные после этой революции — в 1848—1850 гг. 1 А.И. Герцен писал, что революция во Франции в Г848 г. потер­пела поражение прежде всего потому, что народ в своей основ­ной массе не поддержал ее и ее «демократических» вождей, ин­тересы которых были далеки от его интересов. «Народ не с ва­ми, — заявил Герцен французским буржуазным демократам, — потому что в вашей свободе он не находит своей» 2 . По его ут­верждению, свобода народа может быть достигнута только в ре­зультате подлинно народной революции и переходе к действи­тельно демократическому обществу.

Исходя из данных посылок, Герцен приходит к заключению о необходимости борьбы народных масс против буржуазного общественного и государственного строя. Эта его позиция пришла в резкое столкновение с позицией западных и россий­ских либеральных демократов. Последние, провозглашая ло­зунги о необходимости борьбы за свободу и права личности, за широкую демократию, на деле боролись лишь за свою свободу и свои права, т.е. за права узкой группы буржуазии, стремя­щейся подчинить своим интересам деятельность остальных слоев общес1;.и и главных институтов буржуазного государства. Указывая на

лицемерие либералов и противоположность их интересов интересам народа, Герцен писал:

либералы — всех стран звали народы на низвержение монархически- феодального устройства во имя равенства, во имя слез несча­стного, во имя страданий притесненного, во имя голода неиму­щего .

Однако в этом они «перешли собственные желания» 1 , т.е. вышли за рамки своих подлинных интересов. Они опомнились тогда, когда на историческую арену явился пролетарий. Этот «несчастный обделенный брат», о котором они столько говори­ли и которого так «жалели», и спросил: «где же его доля во всех благах, в чем его свобода, его равенство, его братство. Либералы удивились дерзости и нeблагодарности работника, взяли при­ступом улицы «Парижа, . спасая цивилизацию и порядок» 2 . По словам А.И. Герцена, для либеральных реформаторов

нет среды лучше как конституционное сумрачное ни то, ни се. И в этом-то мире словопрений, раздора, непримиримых противо­речий, не изменяя его, хотели эти суетные люди осуществить свои pia desideria (благие пожелания) свободы, равенства и братства 3 .

Либералы стремились внести лишь незначительные измене­ния в формы правления государства в собственных интересах, не меняя по существу складывающихся общественных отноше­ний, что не отвечало интересам трудящихся масс.

Как и Белинский, Герцен пришел к выводу, что интересам большинства народа соответствует социалистическое устройство общества. Он все более проникается убеждением в том, что «только социализм принесет миру обновление, которое не смогла дать революция 1789 года» 4 . При этом он считал, что российские условия более чем западные могут способствовать переходу к социалистическому обществу. По его словам, запад­ное общество пропитано индивидуалистическим сознанием и мещанским духом, а российский народ более склонен к об­щинным формам отношений между людьми и ему больше при­суще коллективистское сознание, что вполне соответствует принципам социалистического общежития.

А.И. Герцен считал, что путь к социализму в России лежит через развитие русской общины, складывающихся внутри нее общественных отношений. Русская община, основанная на общинном владении землей, влияла в той или иной степени на различные стороны жизни российского общества, в том числе на экономические отношения между людьми, психический склад народа, традиции его бытовой культуры, его нравствен­ные устои и идеологию.

Учет особенностей исторического развития российского общества, в том числе роли и значения в его жизни общины и общинного образа жизни, легли в основу учения Герцена, о «русском социализме». Хаpaктерно, что, раскрывая значение об­щины для развития социалистических основ жизни общества, Герцен в то же время указывал, что без свободы личности об­щина не сможет реализовать свой социальный потенциал. Без этого она не спасет от закрепощения отдельных входящих в нее личностей. «Без свободы личности ничего нет устойчиво­го», — утверждал мыслитель 1 . По Герцену, община может стать основой социалистического жизнеустройства общественной жизни лишь в том случае, если в ней будут максимально соче­таться интересы общества и личности.

Переход к социализму может быть осуществлен только в ре­зультате революционной борьбы широких народных масс. Об этом Герцен говорил и писал постоянно. При этом он подчер­кивал, что необходимо сформировать у народа революционное сознание, решимость к борьбе за новое общество, «Рабская психология» делает невозможной эту борьбу. «Мы, — — пишет Герцен, — упрекаем народ в той же степени, как и правитель­ство, за то состояние, в котором находимся» 2 . И далее: «рабство его (народ. — Авт.) развращает» 3 . В борьбе за социализм в России особую роль, по мнению Герцена, должна сыграть российская ин­теллигенция. В этой борьбе вполне возможно сотрудничество рос­сийских западников и славянофилов — «это мост, на котором, — писал он, — мы можем подать друг другу руку» 4 .

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

А.И. Герцен: идеи

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело восстание декабристов. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности. Однажды во время прогулки на Воробьевых горах мальчики поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу.
А. Герцен — незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и юной немки Генриетты Гааг. Фамилию мальчику придумал отец: Герцен (от нем. herz –cердце) — «сын сердца».

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

Читайте также  Киевская оборонительная операция 1941 года (7 июля - 26 сентября)

Неоднократно был сослан в ссылки за участие в революционном движении университетской молодежи

В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее, был ее идейным вождем.

Суть полемики между двумя этими группами русских интеллигентов заключалась в разнице понимания исторического процесса и места в нем России. «Славянофилы» исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития, ни в чем не схожий с западным. «Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе, поэтому имеет универсальное значение.

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г. основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”. Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Философские взгляды

В 1840 г., возвратившись из ссылки, Герцен познакомился с кружком гегельянцев, который возглавляли Станкевич и Белинский. Ему импонировал их тезис полной разумности всякой действительности. Но радикальные революционеры отталкивали его своей непримиримостью и готовностью на любые, даже необоснованные, жертвы ради революционных идей. Как последователь Гегеля, Герцен верил, что развитие человечества идет ступенями, а каждая ступень воплощается в народе. Таким образом Герцен, будучи «западником», разделял со «славянофилами» веру в то, что грядущее – за славянскими народами.

Социалистические идеи

«Теория русского социализма» А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:

1) право каждого на землю

2) общинное владение ею

3) мирское управление.

Он считал, что у России существует возможность миновать стадию капиталистического развития: «Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник».

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. Однако Герцен не был сторонником обязательного насилия и принуждения: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».

В период подготовки крестьянской реформы в России в «Колоколе» выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же «Колоколе» говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины — то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

«Призвавши к топору, — пояснял Герцен, — надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится». В России нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока «останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора».

Особое внимание обращал Герцен на «международное соединение работников», то есть на Интернационал.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным — социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания — оно может служить как реакции, так и революции, тому — с чьей стороны сила. Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакyнина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства. «Экономический переворот, — возражал Бакyнину Герцен, — имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями». Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство — форма преходящая, — подчеркивал Герцен, — не следует, что это форма уже прошедшая».

Взгляды Герцена на педагогику

Специально данным вопросом Герцен не занимался, но, будучи мыслителем и общественным деятелем, имел продуманную концепцию по вопросам воспитания:

1) он не признавал авторитарности в вопросах воспитания и резко критиковал существующую систему подавления личности в эпоху Николая I;

2) дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;

3) призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многостороннего развития. Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Литературная деятельность

Идеи Герцена не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике.

«Кто виноват?», роман в двух частях (1846 г.)

«Доктор Крупов», повесть (1847 г.)

«Поврежденный», повесть (1851 г.)

«Трагедия за стаканом грога» (1864 г.)

Газета «Колокол»

Это была первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии в 1857—1867 годах. Как продолжение закрытого «Колокола», в 1868 году на французском языке издавалась газета «Kolokol» («La cloche»), адресованная преимущественно европейскому читателю.

В первые годы существования Вольной русской типографии авторство большинства опубликованных статей принадлежало самому Герцену. В 1855 г. Герцен начал выпуск альманаха «Полярная звезда», и положение резко изменилось: в нем не хватало места для публикации всех интересных материалов – издатели начинают выпускать приложение к альманаху, газету «Колокол». Первые номера «Колокола» выходили раз в месяц, но газета стала набирать популярность, и ее стали выпускать дважды в месяц объемом в 8 или 10 страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще было нелегально переправлять через таможню. Регулярное бесцензурное издание оказалось востребовано читателями. С учетом допечаток, за десять лет существования газеты было выпущено около полумиллиона экземпляров. Издание было немедленно запрещено в России, а в первой половине 1858 г. русскому правительству удалось добиться официального запрещения «Колокола» и в других европейских странах. Однако Герцену удается создать пути для сравнительно безопасной доставки корреспонденции из России через ряд надежных адресов.

В «Колоколе» публиковались и литературные произведения, которые были подчинены задачам агитации, разоблачения политики властей. В газете можно было встретить поэзию М. Ю. Лермонтова («Увы! как скучен этот город…»), Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Н. Огарёва и др. Как и в «Полярной звезде», в «Колоколе» публикуют отрывки из «Былого и дум» А.Герцена.

С 1862 года интерес к «Колоколу» начинает падать. В России уже появляются более радикальные движения, которые «звали Русь к топору». Несмотря на осуждение «Колоколом» терроризма, после покушения на императора Александра II газета продолжает терять читателей. Корреспонденция из России почти перестаёт поступать. В 1867 году издание снова возвращается к единственному выпуску в месяц, а 1 июля 1867 года стихотворением Н. Огарёва «До свиданья!» сообщает, что «смолкает Колокол на время». Но в 1868 г. «Колокол» прекратил существование.

Читайте также  Период правления анны иоанновны

Родоначальник русского социализма

П исатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, — Герцен («сын сердца»). Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше. Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.

«Декабристы разбудили Герцена» (Владимир Ленин)

Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда. Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах. В этот период Герцен и Огарев сходятся с Вадимом Пассеком и Николаем Кетчером. Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов.

Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члeны были арестованы. Герцена сослали в Пермь, а потом и в Вятку, но, отчасти по ходатайству Жуковского, наш герой был переведен во Владимир. Считается, что именно в этом городе Герцен прожил свои самые счастливые дни. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

«Философия Гегеля — революции» (Александр Герцен)

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, французских социалистов-утопистов и Людвига Андреаса фон Фейербаха. В диалектике Гегеля русский философ видел революционное направление, именно Герцен помог Белинскому и Бакyнину преодолеть консервативную составляющую гегельянской философии.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только Алексею Хомякову. Публикуясь под псевдонимом Искандер, Герцен начал приобретать имя в литературе, печатая и художественные произведения, и публицистические статьи. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

  • Русские герои в зарубежной литературе
  • Что предсказывали советские антиутопии
  • Боткины России

В 1846 году он получил большое наследство после cмepти отца и уже через год уехал в Париж, откуда выслал Некрасову для «Современника» четыре «Письма из авеню Мариньи». В них открыто пропагандировались социалистические идеи. Также писатель открыто поддержал Февральскую революцию во Франции, что навсегда лишило его возможности вернуться на родину.

«В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест»

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей. После победы генерала Кавеньяка во Франции он уехал в Рим, а провал Римской революции 1848–1849 годов вынудил его перебраться в Швейцарию. В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей. Там же появились знаменитые мемуары «Былое и думы», эссе и диалоги «С того берега». Постепенно интересы философа переместились от европейской революции к российским реформам. В 1857 году Герцен основал журнал «Колокол», на что его вдохновили идеи, появившиеся в России после Крымской войны.

Особый политический такт Герцена-издателя, который, не отступая от своих социалистических теорий, был готов поддерживать реформы монархии, пока был уверен в их эффективности и необходимости, помог «Колоколу» стать одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен. А пропольская позиция Герцена в 1862–1863 годах откинула его к той части общества, которая не была расположена к революционным идеям. Молодежи же он казался отсталым и устаревшим.

У себя на родине он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века. Ге opгий Плеханов открыто сравнивал своего соотечественника с Марксом и Энгельсом. Говоря о «Письмах» Герцена, Плеханов писал:

«Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса».

Герцен в марксистской традиции

Публицистический талант Александра Ивановича Герцена и резкая смелость его слова сделали из него яркого писателя-демократа и вестника свободы. Герцен написал ряд замечательных повестей и романов: «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?», «Былое и думы», вошедших в фонд русской классики.

Это был человек яркой, но трудной судьбы. Из-за участия в кружке вольнолюбивой молодежи в 1829-м году Герцен был сослан в Пермь, оттуда его отправили в Вятку, а позже перевели в город Владимир. В начале 1840 года Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Спустя некоторое время он едет в Петербург, но в июле 1841 года за резкий отзыв в одном письме о деятельности полиции Герцен был снова выслан – на этот раз в Новгород, вплоть 1842 года.

Герцену, которого вполне можно назвать современным словом «диссидент», светила судьба Радищева или Чернышевского, узников Петропавловской крепости, но он пошел по иному пути.

Вскоре после cмepти отца, в 1847 году, Герцен уезжает во Францию и навсегда покидает Россию. После переезда в Лондон писатель открывает там «Вольную русскую типографию», специализирующуюся на печати литературы, запрещенной в России. Затем, в 1855-м, он начинает издавать альманах «Полярная звезда», а еще через два года — революционную газету «Колокол».

Будучи вхожим в эмигрантские круги, Герцен был знаком с выдающимися людьми своего времени, виднейшими социал-демократами и анархистами: он был близок с Михаилом Бакyниным, дружил с Пьером-Жозефом Прудоном.

Наследие А. И. Герцена было высоко оценено Лениным. В. И. видел в нем силу, вдохновившую целое поколение революционных разночинцев на политическую агитацию и борьбу, человека, вышедшего за пределы интересов своего класса и порвавшего с ограниченным помещичьем мировоззрением:

«Восстание декабристов разбудило и “очистило” его. В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля, Он понял, что она представляет из себя “алгебру революции”. Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом. Первое из “Писем об изучении природы” — “Эмпирия и идеализм”, — написанное в 1844 году, показывает нам мыслителя, который, даже теперь, головой выше бездны современных естествоиспытателей-эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полуидеалистов. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом».

Статья Ленина «Памяти Герцена» приобрела хрестоматийный хаpaктер и стала в определенной степени «мемом», объектом для шуток и пародий – поколения советских школьников, вряд ли читавшие многотомные труды Герцена, четко знали, что его разбудили именно декабристы.

Несмотря на флер обожания и почитания, сложившийся вокруг фигуры Александра Ивановича Герцена в советское время, стоит напомнить, что слова о нем его современников – К. Маркса и Ф.Энгельса – отдают изрядной долей скепсиса в адрес xyлителя «марксидов», как сам А. И. Герцен называл сторонников Маркса и Энгельса.

Возможно, на взаимную неприязнь Маркса и Герцена повлиял эпизод, произошедший в июле 1848 г. «Новая Рейнская газета», которую редактировал Маркс, опубликовала письмо некого А. Эвербека, уверявшего, что у писательницы Жорж Санд есть на руках документы, доказывающие, что Михаил Бакyнин работает в агентуре царского правительства. Позже, правда, было напечатано опровержение и Жорж Санд, и самого Бакyнина – уже в августе 1848 г. Маркс возобновил общение с Бакyниным. Можно предположить, что Герцен воспринял данную историю как личное оскорбление.

Читайте также  Культура постсоветской россии

Впрочем, дело явно было не только в личных отношениях Маркса, Энгельса, Герцена и их ближайших друзей, а в «глубоком различии между теорией научного социализма Маркса и теорией «русского социализма» Герцена».

А. И. Герцен видел реальную опору для преобразований в русской крестьянской общине, сохранившей частицу «преемственного быта» – русская община уцелела и перенесла себя, ведь ее не затронул «тлетворный дух запада». По сути идеи Герцена вполне можно назвать мелкобуржуазной разновидностью социализма, социализмом мелких собственников, который критиковался Марксом и Энгельсом еще в «Манифесте коммунистической партии» (1848). Также теория предрасположенности славян к социализму невольно роднит Герцена с панславистами, что не могло не вызвать негативную реакцию со стороны Маркса и Энгельса, видевших в этом национальную ограниченность мировоззрения писателя.

Так, Ф. Энгельс в письме к И. Вейдемейеру от 12 апреля 1853 писал: «Дворянско-буржуазная революция в Петербурге с последующей гражданской войной внутри страны вполне возможна. Г-н Герцен весьма облегчил себе задачу, гарантировав себя от неудач тем, что по-гегелевски сконструировал демократически-социальную, коммунистически-прудоновскую русскую республику под главенством триумвирата Бакyнин-Герцен-Головин».

Еще более жестко о Герцене высказывается Маркс в письме к Энгельсу от 13 февраля 1855 г.: «Я с Герценом не хочу никогда и нигде фигурировать вместе, так как не держусь того мнения, будто «old Europe» может быть обновлена русской кровью».

К тому же Карл Маркс находил воззрения Александра Ивановича Герцена вторичными и считал, что Герцен знает о крестьянах лишь понаслышке, ведь он там и остался далеким от трудящейся массы помещиком:

«Общинная собственность русских крестьян была открыта в 1845 г. прусским правительственным советником Гакстгаузеном, и он раструбил о ней на весь мир как о чем-то совершенно изумительном, хотя в своем вестфальском отечестве Гакстгаузен мог бы еще найти немало ее остатков, а в качестве правительственного чиновника даже обязан был знать о них в точности. Герцен, сам русский помещик, впервые от Гакстгаузена узнал, что его крестьяне владели землей сообща, и воспользовался этим для того, чтобы изобразить русских крестьян как истинных носителей социализма, прирожденных коммунистов в противоположность рабочим стареющего, загнивающего европейского Запада, которым приходится лишь искусственно вымучивать из себя социализм. От Герцена эти сведения перешли к Бакyнину, а от Бакyнина к г-ну Ткачеву».

Несмотря на всю иронию, на некоторый «покровительственный» тон по отношению к Герцену, нельзя не отметить, что «Колокол» являлся для Карла Маркса ценнейшим источником знаний о тогдашней России, ведь Герцен всегда был на связи с Родиной и активно освещал происходящее там.

Из письма Маркса Энгельсу в Манчестер, 13 февраля 1863 г:

«Герценовские» солдаты, кажется, действуют обычным образом. Но отсюда еще нельзя сделать никаких выводов ни о массах в России, ни даже о главной массе русской армии. Мы знаем, что проделывали «мыслящие штыки» французов и даже наши собственные рейнские бродяги в 1848 г. в Берлине. Но ты должен теперь внимательно следить за «Колоколом», ибо теперь Герцену и К° представляется случай доказать свою революционную честность, — хотя бы в той мере, в какой это совместимо с пристрастием ко всему славянскому».

Александр Иванович Герцен, подобно Льву Толстому («зеркалу русской революции», как назвал его Ленин), вобрал в себя противоречия и идейное брожение своей эпохи, несмотря на смелость и безусловную прогрессивность взглядов. Формирующейся советской идеологии, замкнувшейся в своих государственных границах, нужна были фигуры русские, представляющую пресловутую «национальную гордость великороссов» – так сформировался пантеон писателей Российской империи, куда вошел и Александр Иванович Герцен.

Теперь «Памяти Герцена» уже не заучивают в школах, Герцен тлеет и растворяется в веках – и лишь его хмурая фигура виднеется в одном из дворов на Тверском бульваре в Москве. Кто знает, может быть, с имени Герцена еще сдуют пыль и внесут его в новую идеологическую матрицу, но все же, несмотря на некоторое забвение, он останется для нас важным этапом в формировании принципиально иной, марксистской политической культурой, но это уже совсем иная история…

А. И. Герцен и освободительное движение 30-50-х годов

Вместе с Белинским на борьбу с самодержавием выступил знаменитый русский писатель, мыслитель и революционер Александр Иванович Герцен (1812-1870). А. И. Герцен вырос в богатой дворянской семье, получил прекрасное воспитание и образование сначала дома, а затем в Московском университете. Еще в ранней юности он вместе со своим другом Николаем Огаревым поклялся отомстить за cмepть и страдания декабристов. Этой клятве он остался верен до конца дней. Всю свою жизнь он посвятил революционной борьбе.

В университете Герцен и Огарев стали душой революционного студенческого кружка. Члeны кружка резко осуждали самодержавие и крепостничество, мечтали о республиканском строе в России. Четкой программы кружковцы не выработали, но их настроения и взгляды носили революционный хаpaктер. «Идеи были смутны,- вспоминал Герцен,- мы проповедовали декабристов и французскую революцию. республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому правительственному произволу. Пропаганда наша пустила глубокие корни во все факультеты и далеко перешла университетские стены».

Царизм жестоко расправился с члeнами этого кружка. Они были арестованы за пение революционных, антиправительственных песен и после длительного тюремного заключения высланы под надзор полиции:

  • Огарев — в Пензу,
  • Герцен — в Пермь, а затем в Вятку и Владимир.

По возвращении он был снова выслан, на этот раз в Новгород. В ссылке Герцен узнал нужды и настроения простого народа, она закалила его революционные убеждения.

В 40-х годах Герцен написал ряд философских произведений, в которых он выступил как материалист и атеист. Ленин отмечал, что Герцен «встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени» (Соч., т. 18, стр. 9-10). Повести и романы Герцена «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка» проникнуты горячей любовью к народу, ненавистью к его поработителям. Как и Белинский, Герцен был революционером и социалистом-утопистом. Одним из первых он понял, что основной причиной поражения восстания декабристов была их оторванность от народа. Поэтому он стремился найти пути к народу, сблизиться с ним, пробудить в нем чувства человеческого достоинства и независимости.

В 1847 г. Герцен уехал за границу и был свидетелем революции 1848 г. во Франции. Расправа буржуазии с революционным выступлением народа потрясла Герцена. Он понял антинародную сущность буржуазного строя, увидел предательскую по отношению к народу позицию буржуазии, торжество которой несло трудящимся массам новый гнет, новые страдания. Герцен обратил взоры к России в надежде, что именно его родина укажет всему миру путь революционного обновления.

В 1853 г. Герцен создал в Лондоне «Вольную русскую типографию» и издавал сначала альманах «Полярная звезда», а затем знаменитый журнал «Колокол». Эти издания получили широкое распространение в России. Они сыграли огромную роль в сплочении и воспитании нового поколения революционеров. Девизом «Колокола» были слова, полные глубокого смысла: «Зову живых». Журнал беспощадно бичевал крепостнические порядки, звал к борьбе за свободу, счастье и справедливость. Герцен видел лицемерие буржуазного строя и осуждал жестокую эксплуатацию рабочих капиталистами. Он надеялся, что Россия сможет миновать капиталистический строй и через крестьянскую общину прийти к социализму. Это была утопическая теория, но в ней нашли отражение ненависть народа к поработителям, его надежды на лучшее будущее.

В 60-х годах вместе с Н. Г. Чернышевским Герцен стал теоретиком, вождем и вдохновителем революционно-демократического движения в России и все силы отдал подготовке народной революции.


Краткая биография льюис

Краткая биография льюис Льюиса (1863—1929) и Флоренс Августы Хэмилтон Льюис (1862—1908)...

18 04 2024 2:52:46

Законы екатерины ii

Законы екатерины ii Проводимая Екатериной политика просвещенного абсолютизма, требовала реформирования страны, которая только начала отходить от эпохи Дворцовых переворотов...

17 04 2024 0:54:48

Екатерининские войны (1787-1795 гг.)

Екатерининские войны (1787-1795 гг.) ) Иран, Турция, Польша и Швеция в 70 — 80 гг...

16 04 2024 17:44:31

Краткая биография крапивин

Краткая биография крапивин Содержание 1 Владислав Крапивин / Биография 2 Владислав Крапивин / Книги 3 Владислав Крапивин / Книги в Национальной электронной детской библиотеке 4 Диафильмы 5 О жизни и творчестве 6 Экранизации 7 Награды и премии 8 Музеи Владислав Крапивин / Биография Владислав Крапивин родился и вырос в Тюмени...

15 04 2024 19:19:52

Краткая биография чичибабин

Краткая биография чичибабин Детство и юность...

14 04 2024 0:45:39

Краткая биография навои

Краткая биография навои Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии...

13 04 2024 5:10:32

Доисторический период человечества

Доисторический период человечества Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили)...

12 04 2024 13:42:11

Краткая биография хемингуэй

Мать Эрнеста слыла весьма эксцентричной и эмоциональной женщиной, в то время как отец мальчика, напротив, был весьма замкнутым и суровым мужчиной...

11 04 2024 10:46:46

Краткая биография теренций

Краткая биография теренций 195–159 до н...

10 04 2024 23:30:40

Краткая биография чивилихин

Краткая биография чивилихин В том же году семья переехала в город Тайга, в котором прошли его детство и юность...

09 04 2024 10:25:11

Краткая биография балтер

Краткая биография балтер Место рождения: Киев, Украина Знак зодиака: Лев Деятельность: Актриса театра и кино Дата cмepти: 14 июля 2000 г...

07 04 2024 8:49:48

Краткая биография вега

Краткая биография вега Лопе де Вега (полное имя — Лопе Вега Карпьо Феликс де) — испанский драматург, поэт, прозаик, творивший в «золотой век» испанской литературы...

06 04 2024 2:35:48

Краткая биография глинка

Краткая биография глинка Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития)...

05 04 2024 3:34:55

Краткая биография северянин

Краткая биография северянин Является одним из основателей эгофутуризма, который развился в начале прошлого века...

04 04 2024 21:51:40

Краткая биография каменский

Краткая биография каменский В раннем периоде творчества Каменский стоит на позициях футуризма, затем увлекается эстетикой романтизма...

03 04 2024 21:39:36

Краткая биография голицын

Краткая биография голицын боярского звания...

02 04 2024 2:41:53

Краткая биография драгунский

Краткая биография драгунский Наибольшую известность приобрёл благодаря «Денискиным рассказам»...

31 03 2024 11:22:51

Краткая биография шаханов

Краткая биография шаханов 2 июля 1942) — советский и казахстанский поэт и писатель, экс-депутат Мажилиса Парламента РК, политический деятель Содержание Биография Б...

30 03 2024 23:50:15

Краткая биография быков

Краткая биография быков Члeн Союза писателей СССР...

29 03 2024 9:19:54

Краткая биография бегбедер

Краткая биография бегбедер 21 сентября 1965, Нёйи-сюр-Сен) — современный французский прозаик, публицист, литературный критик и редактор...

28 03 2024 11:43:55

Краткая биография мёрдок

Краткая биография мёрдок Благодаря несгибаемости хаpaктера и приверженности своим убеждениям, блестящим умением не идти на поводу у общественности, он стал эталоном для многих своих соотечественников, прочно заняв нишу мирового медиа-бизнеса...

27 03 2024 19:36:15

Краткая биография гёльдерлин

Johann Christian Friedrich Hölderlin ; 20 марта 1770, Лауффен-на-Неккаре — 7 июня 1843, Тюбинген) — выдающийся немецкий поэт...

26 03 2024 6:44:38

Краткая биография борхес

Краткая биография борхес Родился в городе Буэнос-Айрес...

25 03 2024 3:58:32

Краткая биография рождественский

Краткая биография рождественский имя Роберт Станиславович Петкевич; 1932-1994) – советский и российский поэт и переводчик, поэт-песенник...

23 03 2024 17:11:54

Краткая биография володин

Краткая биография володин Члeн Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь»...

22 03 2024 7:16:25

Краткая биография лимонов

Краткая биография лимонов В России свою первую статью он смог опубликовать во время пребывания в США...

21 03 2024 23:49:32

Изобразительные искусства и архитектура

Изобразительные искусства и архитектура Из него мы узнаем, как происходило развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия...

20 03 2024 6:20:52

Краткая биография васильев

Краткая биография васильев Родился в мае 1924 года...

19 03 2024 9:57:44

Краткая биография сумароков

Краткая биография сумароков Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II...

18 03 2024 23:24:35

Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года

Карта: война с буржуазно-момещичьей польшей и разгром войск врангеля 1920 года Конфликт охватил территории России, Польши, Советской Украины, Белоруссии...

17 03 2024 5:19:36

Белорусская народная республика

Белорусская народная республика — RT) заявил о создании Белорусской народной республики (БНР) во главе с Верховной радой...

16 03 2024 22:27:52

Краткая биография окуджава

Через два года после рождения первенца, вся семья переехала на родину отца – в Тбилиси...

15 03 2024 8:17:20

Краткая биография герцен

Краткая биография герцен Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию...

14 03 2024 6:19:15

Краткая биография бестужев-марлинский

Краткая биография бестужев-марлинский Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества»...

13 03 2024 0:14:26

Краткая биография стейнбек

Краткая биография стейнбек Интерес к литературе у будущего писателя пробудился под влиянием родителей...

12 03 2024 12:38:31

Краткая биография кеведо-и-вильегас

Краткая биография кеведо-и-вильегас Отец будущего литератора дон Педро Гомес де Кеведо был на тот момент личным секретарем королевы Испании, а мать — Мария де Сантибарьес — была ее придворной дамой...

11 03 2024 8:11:53

Краткая биография мелье

Краткая биография мелье в семье деревенского ткача...

10 03 2024 3:56:10

Краткая биография аксаков

Его детские годы прошли в имении отца Ново-Аксаково и городе Уфа...

09 03 2024 12:49:35

Краткая биография сервантес

Краткая биография сервантес Наибольшую популярность ему принес роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который считается одним из величайших произведений в мировой классике...

08 03 2024 14:11:34

Духовный мир и повседневный быт советского человека

Духовный мир и повседневный быт советского человека Эволюция представлений о смысле жизни...

07 03 2024 22:31:13

Краткая биография бедный

Краткая биография бедный с момента 31 декабря 2015 – Новый год Демьян Бедный...

05 03 2024 11:56:48

Краткая биография клодель

Краткая биография клодель У нее было все для счастья – одаренность, признание, красота...

04 03 2024 9:24:43

Краткая биография мо

Краткая биография мо У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать...

03 03 2024 18:38:42

Краткая биография даррелл

Краткая биография даррелл В 1928 году после cмepти отца семья переехала в Англию, а пять лет спустя, по приглашению старшего брата Джеральда, Лоуренса Даррелла — на греческий остров Корфу...

02 03 2024 6:19:11

Краткая биография саккетти

Краткая биография саккетти Содержание Биография Семья А...

01 03 2024 15:35:56

Краткая биография антокольский

Краткая биография антокольский Родители его содержали небольшую харчевню...

29 02 2024 23:42:19

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::