Краткая биография саккетти > Школа искусств
Школа искусств    


Краткая биография саккетти

Краткая биография саккетти

Саккетти, Александр Ливериевич

Александр Ливериевич Саккетти (13 (26) августа 1881, Санкт-Петербург — 15 февраля 1966, Москва) — российский учёный правовед, кандидат юридических наук, специалист в области истории правовых и политических учений.

Содержание

Биография

Семья

А. Л. Саккетти происходит из семьи римских аристократов.

  • Дед: Антонио Саккетти, покинул Италию и поселился в России.
  • Отец: Ливерий Антонович Саккетти — известный музыкант, профессор Петербургской консерватории, автор исследований по истории эстетики и музыки.
  • Мать: (урожденная Каневская), окончила Санкт-Петербургскую консерваторию1880 — певица Мариинского оперного театра.
  • Жена: Анна Григорьевна Саккетти.

Научная карьера

Образование: в 1901 — 1-я классическая гимназия, затем юридический факультет Санкт-Петербургского университета, 1908 с дипломом I-й степени. С декабря 1908 по август 1911 — кандидат на судебные должности в канцелярии I-го департамента Сената Министерства юстиции Российской империи.

В мае 1908 выходит первая публикация А. Л. Саккетти — рецензия на книгу В. А. Савальского о марбургской (неокантианской) школе философии права, во главе которой стояли Г. Коген, П. Наторп и Р. Штаммлер (нем.) русск. . Саккетти — по взглядам был неокантианцем.

Осенью 1908 года, после того как он был оставлен М. М. Ковалевским на кафедре государственного права для подготовки к профессорскому званию, его направляют за границу. В Германии знакомится с представителями марбургской школы и слушает лекции по государственному праву и философии у В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Еллинека, Г. Когена, Э. Ласка (нем.) русск. , П. Наторпа.

По возвращении в Россию выдерживает в 1912—1913 гг. магистерские экзамены по государственному и международному праву.

Саккетти с 1914 года — приват-доцент на кафедре общей теории и энциклопедии права Петроградского университета.

В 1915—1917 годах занимается наукой и публикует несколько статей, брошюру, курс лекций по теории права, готовит рукопись диссертации.

В 1917 году Саккетти не принимает политику нового режима . C 1908 до 1922 годы по своим взглядам на природу права и государства Саккетти являлся социологом права, следуя своему учителю М. М. Ковалевскому.

В 1918 году он профессор Петроградского университета. Однако в 1918—1919 новая власть закрыла все юридические факультеты в России (включая Московский и Петроградский университеты) и на их месте образовала «факультеты общественных наук». Старая профессура теряет учебные курсы, лишается средств к существованию. Эти проблемы вынуждают его покинуть Петроград, так же как и его друга историка права С. В. Юшкова в Саратов. Осенью 1918 в Костроме создается Государственный рабоче-крестьянский университет. Его ректор Н. Г. Городенский приглашает его преподавать. С 15 ноября 1918 Саккетти — профессор по кафедре социологии и философии права гуманитарного факультета.

В 1918—1919 учебном году он читает два предмета и ведёт один семинар. Участие А. Л. Саккетти в жизни Костромского университета сводилась не только к педагогической деятельности. Около трёх лет он заведовал кабинетом социологии и истории культуры, исполнял обязанности секретаря гуманитарного факультета и (с 5 июня 1919) становится ученым секретарём совета факультета, затем деканом гуманитарного факультета. 6 января 1920 года он — проректор университета.

После закрытия в 1921 году Костромского университета переходит в созданный на его базе Костромской педагогический институт, где трудится на естественном отделении факультета педтехникумов. На заседании Совета Костромского педагогического института 19 декабря 1921 года он (вместе с бывшим ректором Костромского университета Ф. А. Меньковым и бывшим деканом его гуманитарного факультета В. Ф. Шишмаревым выдвигается от профессоров на должность ректора и в члeны правления пединститута. Ректором избрали Ф. А. Менькова, а Саккетти стал члeном совета института.

В 1921 году Саккетти сотрудник Иваново-Вознесенского политехнического института. Данный институт, созданный на базе Рижского политехнического института, привлёк на социально-экономический факультет профессоров и преподавателей (юристов и историков) из обеих столиц. Среди них — В. М. Гессен, Н. Д. Силин, Э. Э. Понтович, В. М. Догадов, Б. В. Александров, Б. И. Сыромятников, М. С. Фельдштейн, А. М. Гурвич, А. А. Кизеветтер, Д. М. Петрушевский, С. А. Котляревский, C. В. Познышев.

Кафедра международного права в ИВПИ оставалась вакантной до 1921 года, хотя её предлагали занять профессору А. М. Кулишеру, а С. А. Котляревский приезжал читать курс истории международных отношений. Саккетти пригласил на факультет Э. Э. Понтович — ученик В. М. Гессена, возглавлявший кафедру общей теории права, являясь деканом. На заседании президиума социально-экономического факультета ИВПИ от 22 сентября 1921 он сообщил, что «профессор Саккетти согласен взять себе чтение лекций по международному праву, приезжая ежемecячно [из Костромы] на одну неделю». 4 ноября 1921 Саккетти избирается экстраординарным профессором по кафедре международного права с правом быть приезжающим. Согласно учебному плану Саккетти должен был вести свой предмет у студентов третьего курса с общей нагрузкой два часа в неделю. Первые пять лекций он прочитал уже к 25 ноября того же года.

Однако 1921—1922 учебный год был последним для факультета вследствие тяжелых материальных затруднений и невозможности оплачивать труд профессоров из других городов. 14 января 1922 президиумом совета факультета принято решение о сокращении ряда преподавателей, в том числе и Саккетти. Из Костромы он переезжает в Москву.

С 1923 года Саккетти работает консультантом при СНК РСФСР и в Наркомате юстиции (отдел законодательных предположений).

С 1940 по 1943 годы — старший научный сотрудник Всесоюзного института юридических наук, с 1942 преподаватель латинского языка на юридическом факультете МГУ и заведующий (по совместительству) кафедрой иностранных языков во Всесоюзном юридическом заочном институте. При этом он продолжает заниматься наукой, но его новые научные интересы уже не связаны с неокантианскими концепциями. Во ВИЮНе выходят его переводы и комментарии источников периода Французской революции XVIII в. Фундаментальными переводами Саккетти являются три тpaктата Г. Гроция, которые выдержали три издания (1948, 1956 и 1994).

В 1945 году ученый, подготовивший кандидатскую диссертацию за четверть века до этого, защитился повторно. Тема новой диссертации — «Политическая программа Ивана Семёновича Пересветова».

Скончался 15 февраля 1966 года, в Москве, оставив после себя неопубликованные рукописи: «Очерки истории политических идей классического периода Древней Греции в связи с её внутренними и внешними отношениями», «Политические идеи И. С. Пересветова» и «Гуго Гроций».

Саккетти Ливерий Антонович

( 1852 — 1916 )

Социальное происхождение

Семейное положение

Место рождения

Место cмepти

Образование

Годы научной деятельности

Этапы научной карьеры

Должность Учреждение
1878 1886 Преподаватель Петербургская консерватория
1886 1916 Профессор Петербургская консерватория
1896 1911 Младший помощник библиотекаря Публичная библиотека Отделение искусств и технологии
1911 1915 Старший помощник библиотекаря Публичная библиотека Отделение искусств и технологии
1915 1916 Библиотекарь, заведующий Публичная библиотека Отделение искусств и технологии

Основные вехи жизни

Также С. работал в Психоневрологическом институте, Петербургском сиротском институте. Являлся почетным члeном Болонской филармонической академии. Читал курс в Академии художеств. Его сын А.Л.Саккетти – известный правовед.

Область научных интересов, значение в науке

С. – известный искусствовед, специалист по истории и теории музыки. Автор многочисленных публикаций в искусствоведческих журналах, участник международных выставок и конференций, посвященных музыке.

Основные курсы

Факультет преподавания Наименование курса
История музыки (Консерватория)
Музыкальная энциклопедия (Консерватория)
Сольфеджио (Консерватория)
Эстетика (Консерватория, Академия художеств)

Публикационная активность

Основные труды

Краткая историческая музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. СПб., 1896.

Краткое руководство к теории музыки. СПб., 1900.

Главные моменты в развитии русского православного духовного пения. [СПб., 1901]

Очерк всеобщей истории музыки. СПб., 1903.

Эстетика в общедоступном изложении. СПб., 1905-1917. Т.1-2.

Основная биобиблиография

Архив, личные фонды

Арх. РНБ. Ф.1. Оп.1. 1896. №91.

ЦГИА СПб Ф.361 Оп.9 Д.139. Личное дело преподавателя Л.Саккетти.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: Г 14807. Саккетти Л.А. — профессор консерватории. Портрет.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: Г 14808. Саккетти Л.А., профессор Петербургской консерватории, в гробу.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: Е 12889. Группа участников чествования профессора консерватории Саккетти Л.А.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: Б 300. Саккетти Л.А. — специалист по истории музыки и эстетики, профессор Петербургской консерватории.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: В 207. Саккетти Л.А. — профессор императорской публичной библиотеки, Петербургской консерватории, Психоневрологического института, Петербургского сиротского института им.императора Николая I. Портрет.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: В 208. Саккетти Л.А. — профессор императорской публичной библиотеки, Петербургской консерватории, Психоневрологического института, Петербургского сиротского института императора Николая I. Портрет.

ЦГАКФФД СПб Фотодокумент. Архивный шифр: Г 5575. Саккетти Л.А. — профессор императорской публичной библиотеки, Петербургской консерватории, Психоневрологического института, Петербургского сиротского института императора Николая I. Портрет.

Составители и редакторы

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. 4. Профессор Ливерий Антонович Саккетти

4. Профессор Ливерий Антонович Саккетти (курс истории музыки и эстетики)

Читайте также  Краткая биография семенов

Саккетти Ливерий Антонович — писатель по вопросам музыки и эстетики. Родился в 1852 г. в деревне Кензарь, близ Тамбова. С 1866 г. изучал игру на виолончели у К. Ю. Давыдова после чего изучал теорию композиции у Иогансена и Римского-Корсакова.
В 1878 г. окончил курс по теории и приглашен был преподавателем. В 1886 г. получил звание профессора.
Преподавал сольфеджио, гармонию, историю музыки и эстетику.
Курс эстетики впервые введен был в программу консерватории профессором Саккетти.
С 1877 по 1894 г. курс этот Саккетти читал также в Академии художеств.
В течение почти двадцати пяти лет состоял сотрудником различных газет и журналов (с 1879 до 1903 г.).
Из многочисленных его трудов важнейшие: «Очерк всеобщей истории музыки», «Краткая историческая музыкальная хрестоматия», и «Из области эстетики и музыки» (Риман).

Ливерий Антонович Саккетти.

С Ливерием Антоновичем Саккетти я ближе познакомился только через несколько лет после окончания консерватории, когда он по разным своим литературно-издательским делам приехал в Москву, где я в то время жил. Случайно встретившись с ним на улице, я пригласил его к себе на обед.

После обеда Саккетти вдруг почувствовал себя плохо. Мне пришлось отвезти его в «Лоскутную гостиницу», где он остановился. Температура его еще дома у меня поднялась до сорока градусов.

Перед нашим выходом из моей квартиры он предложил мне захватить с собой рукопись тогда еще не изданной моей книги «Музыкальный слух», с тем, чтобы я его познакомил с этим трудом, о котором я ему несколько слов сказал за обедом.

— Да разве вы будете в состоянии слушать мое чтение при такой температуре? — спросил я его в полном недоумении.

— Я во время болезни всегда стараюсь чем-нибудь заняться, и это отвлечет мое внимание от болезненного состояния, — ответил он.

И действительно, в гостинице, в ожидании прихода вызванного мною врача, Саккетти, лежа в постели у себя в номере, несмотря на мои возражения, заставил меня ознакомить его с общим планом и содержанием моего труда и прочесть ему ту часть рукописи, которая была закончена.

Насколько внимательно он слушал и вникал в содержание моих объяснений и прочитанной мною ему рукописи, видно из того, что по окончании чтения он посоветовал во что бы то ни стало закончить книгу и отдать ее в печать, так как, по его мнению, труд мой заслуживает этого и для музыкантов будет полезен.

Кстати, упомяну здесь, что благодаря такому отзыву, Саккетти я на другой же день серьезно принялся за продолжение этой работы, вскоре ее закончил и сдал в печать, после чего в непродолжительном времени книга моя о музыкальном слухе вышла из печати.

Саккетти представлял собою самый совершенный и законченный тип кабинетного ученого.

При исключительной любви к этого рода деятельности; он отличался еще постоянным трудолюбием и выдающейся работоспособностью.

С самых молодых лет у него проявлялась особенная любовь и склонность к научной работе.

Ливерий Антонович рассказал мне как-то курьезную историю о том, как в связи с этой своей ранней склонностью он волей-неволей стал хорошим шахматистом.

«Когда мне было лет шестнадцать-семнадцать, я очень увлекался писанием больших статей по разным философским вопросам. Я писал о свободе воли, о сознании, о бытии и небытии и т. д.

В то время я гостил у одного моего знакомого в его поместье.

Знакомый этот любил играть в шахматы и был очень недурным шахматистом. Я же очень любил читать ему, вслух свои рукописи по философии.

Наслушавшись в большом количестве моих рукописей и видимо утомившись моим чтением, он как-то сказал мне:
— Знаешь что, давай уговоримся с тобой. Сначала сыграем партию в шахматы, потом, ты прочтешь один лист своих рукописей, а затем опять — партия в шахматы и лист рукописей.

Я был тогда очень плохим шахматистом. Поэтому он быстро давал мне мат, и моя жажда читать вслух свои философские статьи, хотя и с небольшими перерывами, достаточно удовлетворялась.

Через несколько дней, однако, он мне сказал:
— Нет, шалишь! Давай теперь уговоримся так: будем играть в шахматы до тех пор, пока ты не дашь мне мат, а тогда только ты прочтешь мне лист своих рукописей.

Мне пришлось подчиниться и этому. Но, так как я при моих слабых знаниях шахматной игры никак не мог дать ему мата, я решил во что бы то ни стало стать сильным шахматным игроком.

Я начал один на один с самим собой в своей комнате упражняться в шахматной игре. Мало того. Я выписал массу книг и руководств по игре в шахматы, основательно изучил эти труды и вскоре добился того, что стал в этом искусстве сильнее моего партнера. И все это только для того, чтобы как можно быстрее давать ему мат и возможно больше прочесть ему из моих философских рукописей!»

Со слов Саккетти сообщу вам еще, как он, не имея готового от природы абсолютного слуха, продолжительной работой приобрел этот слух. Слух его до этого был только относительный.

Предварительно я должен пояснить, какое существует различие между обоими этими видами музыкального слуха.

Некоторые музыканты, услышав какой-нибудь звук, моментально, не задумываясь узнают, какая это нота.. Если вы на рояле возьмете не один только звук, но целый аккорд, они, не видя клавиш, сразу могут безошибочно назвать все ноты, входящие в состав этого аккорда.

Такой слух, при котором музыкант, слыша звуки, узнает тотчас же, какие это ноты, и есть абсолютный слух.

Способность эта дается обыкновенно природой в совершенно готовом виде, иногда уже в самом раннем детстве.

Известный композитор Сергeй Иванович Танеев рассказывал мне, что на первом же уроке музыки, когда, ему показали на рояле ноты, он сразу стал узнавать на слух и называть их. Ему было тогда всего пять лет.

«Нота до для меня имела совершенно особый хаpaктер звучания. Я узнавал ее так же быстро и свободно по этому определенному хаpaктеру ее звука, как мы сразу узнаем в лицо знакомого человека. Нота ре уже имела как бы совершенно другую, тоже вполне определенную физиономию, по которой я ее моментально узнавал и называл. И так все остальные ноты», — пояснял мне Танеев, как это у него происходит.

Большинство музыкантов обладает, однако, только относительным слухом. Они узнают, какой интервал образуют два звука в одновременном сочетании или в чередовании друг за другом. «Это — большая терция», говорят они, или «это — чистая октава». Однако назвать самые ноты они не могут. Аккорды они также могут определить. Они скажут — мажорное ли это или минорное трезвучие, или это септаккорд, но не смогут узнать и назвать ноты, входящие в состав аккорда.

Таким образом, в последнем случае музыканты узнают интервалы, т. е. расстояния между звуками, иначе говоря — отношения их высот. Поэтому-то и слух их называется относительным. В первом же случае на слух узнают абсолютную высоту звука, называют еще и самые ноты, отчего и происходит название абсолютного слуха.

Саккетти никак не мог примириться с тем, что от природы не был наделен абсолютным слухом. Чтобы его приобрести, он придумал следующий способ работы.

Материалом для. этой работы .он взял фуги Баха.

Вы, наверное, знаете, что фуги принадлежат к числу полифонических, т. е. многоголосных контрапунктических произведений. Огромный сборник Баха под общим названием «Wohltemperiertes Clavier» состоит из двух томов по 24 прелюдии и фуги в каждом. Большинство этих фуг трех- и четырехголосные, есть среди них всего одна двухголосная и две пятиголосные.

Начав с первой фуги первого тома, Саккетти последовательно сольфеджировал (т. е. пел, не помогая себе на рояле) один за другим голоса всех 48-ми фуг, играя одновременно на рояле остальные голоса.

Это — такая обширная, трудная работа, на которую способен был, мне кажется, только такой труженик, как Ливерий Антонович.

— Когда я окончил эту работу, — закончил свой рассказ Саккетти, — у меня оказался абсолютный слух, который и остался на всю жизнь.

Как-то, в другой раз, Саккетти сообщил мне, что, окончивши у К. Ю. Давыдова в консерватории полный курс игры на виолончели, он два-три раза выступал в концертах, но благодаря сильному волнению настолько неудачно, что вскоре пришел к заключению, что не имеет призвания к концертной деятельности, и больше уже не выступал публично. Таким образом, он уже в молодости отдался всецело научной работе.

Когда последние годы своей жизни Ливерий Антонович, перегруженный педагогическими работами — чтением лекций в консерватории и Академии художеств и подготовкой к этим лекциям — заметил, что у него не остается времени для новых научных исследований, он стал вести такой образ жизни, который давал ему возможность ежедневно по нескольку часов отдаваться собственной научной работе. Он регулярно ложился спать в девять часов вечера, для чего отказался совершенно от посещения концертов, оперы и театров, хождения в гости и приема гостей и, проспав требуемые для отдыха восемь часов, с пяти до девяти или десяти утра, когда начинались его лекции, ежедневно работал над новыми своими научными трудами.

Читайте также  Краткая биография лесков

У профессора Саккетти я прослушал курс истории музыки и эстетики. По учебному плану этими двумя предметами заканчивался полный курс обязательных для всех учащихся консерватории теоретических предметов. К слушанью лекций по истории музыки и эстетике могли быть допущены только те учащиеся, которые уже успели пройти и сдать экзамены по всем предшествующим обязательным предметами: элементарной теории, гармонии, энциклопедии и инструментовке, так как без знания этих предметов нельзя понять истории музыки и эстетики.

«Курс истории музыки» Саккетти точнее можно было бы назвать курсом «всеобщей» истории музыки.

Начиная с исследования самых зачатков музыкального искусства у первобытных народов, курс этот переходил к ознакомлению с (музыкой древних народов — египтян, евреев, греков, римлян и изучению особенностей музыкального искусства различных позднейших культурных народностей — итальянцев, германцев, французов, нидерландцев, русских, кончая более близкой к современности музыкой различных композиторов, школ и направлений.

Готовиться к экзамену по этому предмету было очень удобно по упомянутому выше «Очерку всеобщей истории музыки» Саккетти, первое издание которого вышло уже в 1883 г.

По курсу же эстетики Саккетти — готовиться к экзамену приходилось по запискам, так как курса этого в печати не было.

Что такое «эстетика» как наука, мне придется вам объяснить, так как не всем известно, что эта наука собою представляет.

Вообще эстетикой называют науку о прекрасном, о том, что такое искусство. Предметом эстетики являются общие вопросы, касающиеся не одной только музыки, но и всех других искусств: живописи, скульптуры, архитектуры, литературы и драматического искусства.

Эстетика интересуется законами, общими для всех этих искусств, разбирает также особенности каждого из них, их природу и, кроме того, интересуется тем, как мы воспринимаем произведения искусства.

Что такое «возвышенное» в искусстве, что такое «грациозное», что такое «юмор», и как эти особенности проявляются в различных искусствах, — такие вопросы могут служить примерами того, что подвергается изучению и исследованию в науке эстетики.

В учебном плане консерватории назначение этого предмета состояло также и в том, чтобы музыканты не оставались узкими специалистами, а знакомились и с родственными музыке другими искусствами.

Прослушавши оба курса — истории музыки и эстетики, я успешно сдал Саккетти экзамен по обоим этим предметам, чем и закончилось мое изучение всех требовавшихся программой обязательных предметов.

Согласно этой программе одно только успешное окончание консерватории по специальности (игре на фортепиано или на других инструментах, пение) не давало еще звания свободного художника. Звание это присуждалось только тогда, когда, кроме сдачи # своего специального предмета, учащийся прошел и сдал все без исключения обязательные теоретические предметы.

Таким образом, со сдачей двух последних предметов — истории музыки и эстетики, я выполнил всю требуемую программу для получения в будущем звания свободного художника.

Музыкальная энциклопедия
Саккетти Л. А.

Саккетти Л. А.

Ливерий Антонович (18(30) VIII 1852, дер. Кензарь Тамбовской губ. — 26 II (10 III) 1916, Петроград) — рус. историк и теоретик музыки, муз. критик, педагог. Происходил из старинной итал. семьи музыкантов. Окончил Петерб. консерваторию по классам виолончели у К. Ю. Давыдова (1874) и теории композиции (1878; занимался у Ю. И. Иогансена, H. A Римского-Корсакова). С этого же года преподавал в консерватории (классы элементарной теории, истории музыки, эстетики, а также сольфеджио, гармонии; с 1886 профессор). Впервые ввёл в консерваторский курс лекции по эстетике (читал их также в Академии художеств. 1887-94). С 1895 помощник B. В. Стасова по заведованию отделом иск-в, в 1916 — зав. этим отделом Публичной б-ки (ныне Ленингр. публич. б-ка им. M. E. Салтыкова-Щедрина). В 1900-05 редактор отдела музыки в «Большой энциклопедии» C. Н. Южакова, в 1905-06 чл. Врем. комитета по управлению Петерб. консерваторией. Почётный чл. Болонской филармонич. академии (1888).

Муз.-лит. деятельность начал как рецензент газ. «Голос» (1879-80) и «Порядок» (1880-81), впоследствии сотрудничал во мн. органах периодич. печати («Педагогический листок», «Театр», «Вестник изящных искусств», «Северный вестник», «Вестник Европы», «Журнал Министерства народного просвещения», «Театр и искусство», «ЕИТ» и др.). Осн. круг науч. интересов С. — исследования в области истории музыки и эстетики. В оценках разл. муз. явлений порой проявлялась несамостоятельность суждений. Частое цитирование трудов заруб. авторов превращало С. в «скромного посредника» между зап.-европ. наукой и рус. публикой. Его «Очерк всеобщей истории музыки» (1883) — один из первых трудов (хотя и компилятивного хаpaктера) по всеобщей истории музыки на рус. языке. Его труды по истории музыки, муз. теории, сольфеджио и эстетике в течение ряда лет использовались как пособия в рус. консерваториях и муз. школах.

Сочинения: Сольфеджио в ключах. (для высших классов СПб. консерватории), ч. 1-4, СПБ (б. г.); Обзор деятельности Русского музыкального общества за 1859-1880 гг., «Голос», 1880, No 134; Заметки по элементарной теории музыки, СПБ, 1883; Очерк всеобщей истории музыки, СПБ, 1883, СПБ-М., 1912; Обзор главных основ эстетики. «Вестник изящных искусств», 1886, т. 4, вып. 4, 1887, т. 5, вып. 2-5; Краткое руководство к теории музыки. (Элементарная теория, гармония, контрапункт, формы инструментальной и вокальной музыки), СПБ, (1896), 1909; Краткая историческая музыкальная хрестоматия с древнейших времен до XVII века включительно. С прилож. испанской школы, СПБ, 1896, 1900; Из области эстетики и музыки (сб. статей и лекций по истории музыки и эстетике), СПБ, 1896, De moments principaux de l’йvolution de la musique religieuse en Russie, в сб.: Congrиs international d’Histoire de la musique tenu а Paris а la Bibliothйque de l’opйra du 23 au 29 Juillet 1900. Documents, mйmoires et voeux publiйs par soins de M. J. Combarieu, Solesmes, 1901 (рус. пер. — Главные моменты в развитии русского православного духовного пения. Реферат, читанный в Париже на конгрессе истории музыки 14/27 июля 1900 г., «Журнал Министерства народного просвещения», 1901, No 8); Краткий обзор исторического развития светской музыки от императора Петра I до нашего времени. в кн.: Историческое музыкальное собрание по случаю 200-летнего юбилея города С.-Петербурга, СПБ, 1903, Эстетика в общедоступном изложении, т. 1-2, СПБ-П., 1905-17, т. 1, 1913; Очерк пятидесятилетней деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912, П., 1914 (совм. с А. И. Пузыревским); История музыки всех времен и народов, (т. 3), Девятнадцатый век, (вып. 1-3), СПБ, 1913.

Литература: Финдейзен Н., Современные музыкальные деятели. Ливерий Антонович Саккетти (Биографический очерк), «РМГ», 1898, No 8; его же, Профессор Л. А. Саккетти, там же, 1912, No 51; Бернштейн Н. Д., Краткий очерк жизни и деятельности проф. Ливерия Антоновича Саккетти. (СПБ), 1903; Бр. (Браудо Е. M.), Л. А. Саккетти. (Некролог), «Хроника журнала «Музыкальный современник»», 1916, No 19; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории Русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 2-3, Д. 1958-60.

Наш Мир — Диалог Кульур

  • Культурно-ознакомительные экскурсии в Италии
  • Экскурсии на озере Гарда

Мир графики художника-живописца Андреа Саккетти

Андреа Саккетти – яркий представитель творческой интеллигенции современной Италии, потомственный художник рода Саккетти, интеллектуально одарённый человек, проницательный наблюдатель, обладающий редкой интуицией и утончённым чувствознанием. Творческий импульс, потребность в занятиях искусством – врождённое, естественное его проявление. Координаты художественного прострaнcтва Андреа Саккетти – поэтика свободы творчества и главенство духовного начала в искусстве

В его творчестве присутствует след истории искусства многих поколений династии, истоки которой следует искать в эпохе Возрождения, у итальянских гуманистов, в содружестве с Боккаччо, Данте и Петрарки. Именно они положили начало национальной культуре и осознанию единства Италии. Славный род Саккетти всегда стоял у истоков нового мировоззрения; подвижники духа свято верили, что именно в мудрости и познании человек обретает настоящее счастье. В этом состояло подлинное благородство их служения.

Родился Андреа Саккетти в Монсумано Терме. Сын Франко Саккетти, правнук Джузеппе Саккетти, внук Джотто Саккетти, племянник Енрико и Пии Саккетти – художников признанных и известных не только своим творчеством, но поддержкой других художников, он достойно продолжает традиции постимпрессионизма, являясь талантливым представителем аристократического рода. Предок художника Андреа Саккетти – Франко Саккетти – был известный новеллист эпохи раннего Возрождения (1335–1400), родоначальник династии, современник и сподвижник Джованни Боккаччо (автора всемирно известного произведения «Декамерон»), который подарил слово «божественная» всемирно известной поэме Данте Алигьери – «Божественная Комедия».

В качестве основных положений творческого метода художника можно выделить «сверхсмыслы», определяющие подтекст образов: Путь как художественная конкретизация понятия веры вообще; След как аналог преемственности поколений в духовном постижении мира через искусство; Исповедальность как способ глубинного анализа бытия в диалоге художественных прострaнcтв.

Читайте также  Краткая биография бальмонт

Путь Андреа как художника – это череда столкновений с исторически сложившимися художественными традициями, например, классицизмом. Параллельно с преодолением импрессионизма он работает над классическими ландшафтами и натюрмортами. От этих работ существенно отличается серия листов, выполненная в технике «литография». Художник здесь более лиричен: он искусно передаёт очарование культовой архитектуры древних городов Италии, включая тематические композиции и поэтику женского образа.

Мотивы, хаpaктерные для исповеди, часто встречаются в графических событиях Мастера. Например, тема Пути, которая является художественной конкретизацией понятия Веры вообще, разработана в листах «Петрабона», «Валдиниеволе». Сходные мотивы видятся в графических листах «Подъём в Понтино», «Над крышами Пеши», «Античная церковь св. Николая в Монсуммано Альто». Времена Боккаччо здесь служат духовной опорой.

Местечко «Монтеветтолини», где расположено родовое гнездо художника, сегодня Музей под открытым небом. Вилла четы Саккетти была построена в XI веке. Архитектурный ансамбль, столь хаpaктерный для творческого контекста художника, ассоциативно связан с образом путеводной звезды. Данная ассоциативная связь получит своё продолжение и углубление в поэтической символике мотива Пути, созданного в графическом ключе. Воплощение этих мотивов создаёт многообразные лирические контексты, в которых особое смысловое наполнение может получать поэтика метафор. К их числу относится понятие След, возникающее на разных уровнях метафоризации и меняющее, в зависимости от контекста, свой объём и содержание.

Метафора Следа, как аналог преемственности, связана с острейшим переживанием конечности собственного «Я». След жизненных событий гарантирует возможность их приобщения к категории вечности, которую вот уже на протяжении пяти веков длят, преумножая, художники, писатели, меценаты – аристократы духа славного рода Саккетти. Поэтому рядом с духовным служением неизменно присутствует его след.

Привлекает смелость эксперимента в области графического прострaнcтва, способность сопереживать, радоваться жизни и переносить свои чувства на лист. Саккетти свойственен постоянный сопоставляющий взгляд в прошлое, как некая ревизия памяти, измерение интенсивности сохраняющихся в ней следов чувств, надежд, любви, желаний. Поэтому он философски воспринимает образ бытия, оттого его графические пейзажи окрашены в «элегические» тона любви, лёгкого сожаления.

В рисунке «Церковь Святого Николая в Монсуммано Альто» как будто запечатлён миг вечности. Строение расположено на вершине горы, недалеко от города Пистойя. Его окружает уникальный парк – редкий по красоте и гармонии. Благоговение художника перед Вечностью определило ход его мыслей: Саккетти изобразил не столько образец готической архитектуры, сколько скромный и строгий фасад, за которым едва просматривается прострaнcтво, измененное временем. Известно, что Монастырская церковь восходит к 1272 году. В 14 веке, в ходе строительства монастырского комплекса, были добавлены капеллы, а в 1758 году монастырь был распущен по приказу Иосифа II. С этого времени комплекс стал приходить в упадок. Сопоставляя бег веков, художник спешит запечатлеть утраченный временем ландшафт, воссоздавая в графике разрушенные очаги культуры. Автору также удалось мастерски изобразить фрагмент одного из уцелевшего монастырского двора. Так, благодаря художникам и ценителям искусства, «Церковь Святого Николая» продолжает оставаться одним из знаковых мест, важным вектором в отыскании духовных координат личности.

Яркое тому подтверждение – образ великого итальянского композитора в графической работе «Джузеппе Верди», созданный автором к 200-летию со дня рождения классика. Маэстро передан с пронзительной глубиной и точностью. Атмосфера прострaнcтва наполнена не только музыкой. В воздухе носится предощущение бурных оваций восхищённой публики. Зрителю остается только домыслить, где и когда происходит волнующее событие: в оживших стенах Ла Скала или на сцене петербургского Мариинского театра. Именно в это время (1861 – 1862 г.г.) композитор дважды посещал Россию в связи с постановкой оперы «Сила Судьбы». Так, Андреа Саккетти изобразил «голос современной Италии», виртуозно передав в графике легенду итальянской музыки. В облике Джузеппе Верди легко прочитывается художественный замысел: реалистическое, насыщенное глубоким драматизмом музыкально-театральное начало.

В композиции «Над крышами Пеше» Андреа Саккетти изобразил исторический центр тосканского города, с замком и старинной площадью, расположенной на левом берегу реки Пеши. Создается впечатление, что художнику удалось вместить в формат листа самые важные здания, без которых образ города был бы неполным. Всматриваясь в глубину прострaнcтва, нетрудно заметить, что город окружен небольшими селениями, расположенными на пешатинских горах. Особенно впечатляет ландшафт, напоминающий швейцарские дали. Саккетти удалось выявить хаpaктерные особенности места: ритмическое чередование стен, маленькую церковь и башню, ставшей колокольней храма. Прозрачность штриха и выразительность линий придают панораме цветущий вид, хаpaктерный для «Города Цветов», известного как мировой центр по выращиванию гвоздик.

Храмовую постройку «Церковь в Буджиано» отличают черты повышенной одухотворенности и лирической созерцательности. В рисунке, как и во всём цикле работ, посвященном архитектуре древности, чувствуются аристократические тенденции, сказавшиеся, прежде всего, в работах художников эпохи Ренессанса. Можно предположить, что выбор натуры художником был неслучаен. В «Buggiano Castello» до сих пор живут представители древних фамилий, которым когда-то принадлежали эти замки. Не следует забывать, что именно в эпоху Возрождения началось всемирное признание рода Саккетти. Сегодня, вникая в графические листы художника, чувствуешь некоторую грусть, определяющую внутренний мир автора.

В произведениях Мастера тема Любви выступает как светлое, одухотворённо-нравственное начало, подтверждая концепт Вечности, – своеобразный гарант протяжённости мига. Автор воссоздаёт не столько переживаемый момент чувства, сколько поэтико-философскую рефлексию над ним, чаще даже над воспоминанием о нём. Его «полубогини» обитают, если не в самом Раю, то где-то очень близко, вдыхая ароматы соцветий под гомон невидимых птиц: поют, мечтают о чем-то, не менее прекрасном, чем они сами.

Примером служит цикл графических листов, посвященных музам художника. Так, в композиции «Образ женщины с цветами», решённой в традициях «тондо», автор изобразил одухотворенную представительницу слабого пола. Её образ будто парит в облаках. Утопая в цветах, она словно позабыла о существовании мирской суеты. Художник мастерски превратил изящное, но холодное очарование в удивительное мягкое обаяние и миловидность. При этом женский образ не потерял ни загадочности, ни грации. Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный круговорот струящихся соцветий – всё говорит о лучах любви. В них высвечивается идеал женщины, способной привнести в душу художника Весну и все цветы Мира.

Образ, изображенный в композиции «Фигура с розами», как будто посвящен приме высокого искусства. Это может быть исполнительница главной роли в опере «Дама с камелиями». Корпус певицы слегка отклонен назад, что создает впечатление мгновения, предвещающего драматизм немеркнущей славы. Едва запрокинутая голова и струящиеся волосы органично сочетаются с рукавами-крыльями, где форма складок напоминает плеск аплодисментов. Вертикальный формат листа лишь подчеркивает царственную осанку оперной дивы, сохраняя томность и общее настроение нерастраченной нежности. Фрагменты цветов, размещенные в листе, говорят об атмосфере сценического прострaнcтва. Можно предположить, что в лице восхищенной публики, путь богини усыпан розами. Во всем чувствуется очарование, граничащее с предощущением скрытого трагизма.

Вернуться к корням через природу, через раскрытие сокровенных тайн графики в её отношении к ней; наделить искусство содержанием, размышлением, стремлением восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими; сделать искусство живым и пронзительным, передающим в пластической форме внутреннее движение души, собственное духовное состояние – вот сверхзадача зрелого Мастера, Художника Третьего тысячелетия Андреа Саккетти, способного своим творчеством указать путь к возрождению духовности, к той Культуре, которая опирается не на самоё себя, а на высшие начала жизни.

Сегодня художник активно выставляется по всему миру. Его выставочная деятельность насчитывает множество стран: Италия, Голландия, Англия, Германия, Индонезия, Америка, Канада, Мексика, Польша, Франция. Большая часть его работ находится в частных коллекциях Италии, Чехословакии, Швеции, Бельгии, Венесуэлы, Польши, Англии, Франции, в Принчипато Монако, а также в храмах – Часовня дель Монте Фаше в Генуе, в церкви ди Мазиано в Пистойе, в церкви дель Сантоново в Пистойе, в церкви «Святой Мадонны» при госпитале Пистойи, в библиотеке города Пешиа, включая церковь «Святой Мадонны» в Монсумано Терме. Описание работ с приложенными фотографиями находится во множестве изданий: Энциклопедия по современному искусству, словари, каталоги и издания периодической печати.

В 1970-80-е годы в пейзажах, натюрмортах и портретах Андреа Саккетти выработал собственный стиль, который принёс ему славу одного из ведущих современных художников. Его творчество было высоко отмечено ценителями Искусства: Золотая медаль Чита ди Рома, премия Академии Маккиавелло – 1982; в следующем году он избирается сенатором, Академиком Академии Тосканы, Флоренции – 1983. Далее следуют премии: Золотая ладья Венеции – 1984, Золотая маска Венеции – 1985.

Большим успехом для Андреа явился период начала 90-х: Золотая медаль – Франция – 1993, что стало предтечей высокого звания в среде признанных художников-соотечественников: Почетный Академик Академии Универсале, Гулльельмо Маркони в Риме – в настоящий момент является почётным члeном культурно-образовательной Ассоциации «Наш мир – диалог Культур».


Краткая биография полевой

Краткая биография полевой Выдающимися трудами автора стали: «Повесть о настоящем человеке», в которой описан знаменитый подвиг летчика Алексея Маресьева; сборник рассказов «Мы — советские люди», романы «Золото» и «Доктор Вера»...

17 04 2024 15:28:27

Краткая биография аввакум

Краткая биография аввакум Это священник, которого староверы возвели в ранг святого...

16 04 2024 7:16:46

Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция

Завершающий этап послевоенного урегулирования: вашингтонская конференция , были заинтересованные в решение спopных вопросов государства: США, Великобритания (и ее доминионы), Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай...

15 04 2024 11:23:23

Краткая биография петрарка

Краткая биография петрарка Франческо Петрарка — выдающийся итальянский поэт, явившийся предтечей европейского гуманистического движения, авторитетнейший литературный арбитр своего времени — появился на свет 20 июля 1304 г...

14 04 2024 3:27:34

История россии xx век

История россии xx век Боханов — История России...

13 04 2024 2:33:33

Краткая биография ишимова

Краткая биография ишимова Пушкин? Родилась Александра Осиповна Ишимова в Костроме 25 декабря 1804 года (6 января 1805 года) в семье чиновника по особым поручениям О...

12 04 2024 6:33:29

Краткая биография замятин

Краткая биография замятин Большинству известен как автор антиутопического романа «Мы»...

11 04 2024 6:26:15

Краткая биография лэ

Краткая биография лэ Члeн РКП(б) с 1922 года...

10 04 2024 15:23:17

Краткая биография хлебников

Краткая биография хлебников Краткая биография Биография поэта Интересные факты Краткая биография Говоря о русской поэзии серебряного века, нельзя не остановиться на необычной судьбе Велимира Хлебникова, человека будущего, мечтающего об идеальном обществе...

09 04 2024 11:31:55

Деятельность коммунистической партии по усилению борьбы народов ссср на оккупированной территории

Деятельность коммунистической партии по усилению борьбы народов ссср на оккупированной территории Оно было вызвано глубоким патриотизмом и чувством национального самосознания...

08 04 2024 0:28:42

Краткая биография вассерман

Краткая биография вассерман Анатолій Олександрович Вассерман ; род...

07 04 2024 11:28:46

Краткая биография желязны

Краткая биография желязны Уже в десять лет Роджер писал сказки...

05 04 2024 19:53:21

Краткая биография хандке

Краткая биография хандке В конце Второй Мировой Войны, мальчика с семьей депортировали в концлагерь...

04 04 2024 23:52:17

Краткая биография тынянов

Краткая биография тынянов [1] [2] У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия...

03 04 2024 10:57:12

Краткая биография аполлинер

Краткая биография аполлинер 08 — 1880; Дата cмepти 09...

02 04 2024 23:26:28

Краткая биография пиранделло

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1934 года «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства» – родился 28 июня 1867 года в Агридженто (Италия) в богатой семье...

01 04 2024 20:52:48

Краткая биография лабрюйер

Краткая биография лабрюйер Родился в чиновничье-буржуазной семье 16 августа 1645 года в Париже...

31 03 2024 13:17:45

1 и 2 государственные думы

Однако полномочия Думы и положения избирательного закона были сформулированы таким образом, чтобы с высокой вероятностью получить представительский орган, абсолютно лояльный к монархии...

30 03 2024 3:20:26

Краткая биография ирвинг

Краткая биография ирвинг Современники любили и его самого — безупречно честного и сердечного человека, и его книги...

29 03 2024 0:16:35

Краткая биография дойль

Краткая биография дойль Сэр Артур Игнейшус Конан Дойл родился в Эдинбурге 22 мая 1859 года...

28 03 2024 16:18:29

Завершение боевых действий в заполярье

Завершение боевых действий в заполярье Действия шли между Советским союзом (при поддержке британских войск) и немецкими и финскими войсками с 29 июня 1941 года по 1 ноября 1944 года...

27 03 2024 14:12:41

Краткая биография сумароков

Краткая биография сумароков Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II...

26 03 2024 14:10:22

История формирования государственных органов россии

Зарождение российской государственности Основы российской государственности формируют два источника: византийско-христианский; татаро-монгольский...

25 03 2024 18:13:22

Белгородско-харьковская наступательная операция 1943 г. (12 июля — 18 августа)

Белгородско-харьковская наступательная операция 1943 г. (12 июля — 18 августа) Оборонительным боям уделялось много внимания, чего нельзя сказать о наступательных действиях наших войск...

23 03 2024 7:56:12

Краткая биография голицын

Краткая биография голицын боярского звания...

22 03 2024 0:18:49

Краткая биография сетон-томпсон

Краткая биография сетон-томпсон Один из основателей движения скаутов в США...

21 03 2024 10:44:43

Краткая биография катаев

Краткая биография катаев Не сказать, что его семья была бедная, но и очень богатой семью не назовёшь...

20 03 2024 5:20:39

Краткая биография пу

Краткая биография пу Кратчайшая история жизни поэта для детей со 2-го по 5-й класс...

19 03 2024 1:31:47

Краткая биография причард

Краткая биография причард Лос-Анджелес: Том работает в комaнде по продвижению Джина и Майка Леббела, там и проводит несколько чемпионатов...

18 03 2024 17:53:40

Краткая биография горенштейн

Краткая биография горенштейн Содержание Биография Отец — Наум Исаевич Горенштейн (1902—1937), профессор политэкономии, в 1935 году был арестован и расстрелян 8 ноября 1937 года...

15 03 2024 9:32:24

Краткая биография кейн

Краткая биография кейн Michael Caine ; настоящее имя Морис Джозеф Миклуайт, англ...

14 03 2024 19:15:14

Краткая биография закруткин

Краткая биография закруткин Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Сталинской премии третьей степени (1951)...

13 03 2024 20:24:48

Краткая биография ильф и петров

Краткая биография ильф и петров Ну, а образование потом, конечно же, в Москве получать...

12 03 2024 21:42:22

Краткая биография ли ф.

Краткая биография ли ф. Именно это, к сожалению, случилось с автором романа «Убить пересмешника» Харпер Ли...

11 03 2024 19:57:48

Болгария в первой мировой войне – нейинский мир

Болгария в первой мировой войне – нейинский мир в этой войне братский России народ, в защиту которого не раз выступала не только императорская власть, но и простые русские солдаты встал на сторону Германии и фактически превратился во врага Российской империи...

07 03 2024 7:39:57

Краткая биография годвин

Краткая биография годвин William Godwin , [ˈwɪlyəm ˈgɒdwɪn] ; 3 марта 1756 — 7 апреля 1836) — английский журналист, политический философ и романист...

05 03 2024 13:52:51

Краткая биография конгрив

Краткая биография конгрив Его пьесы отличают искрящиеся остроумием диалоги, сатирическая подача модных типажей и иронический взгляд на претенциозные манеры периода стюартовской Реставрации...

04 03 2024 17:53:58

Краткая биография квинт гораций флакк

Краткая биография квинт гораций флакк Его перу принадлежит ода «Памятник», увековеченная в переложениях и переводах великих русских писателей...

02 03 2024 4:32:34

Краткая биография галкин

Краткая биография галкин Отец состоял на службе в бронетанковых войсках в звании генерала-полковника, мама работала в геофизическом НИИ...

01 03 2024 4:53:32

Краткая биография шатобриан

Краткая биография шатобриан Учился в коллеже г...

29 02 2024 12:46:32

Краткая биография кондратьев

Краткая биография кондратьев С первого курса института в 1939 году был призван в армию...

28 02 2024 22:41:32

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::