Бой в бухте чемульпо и гибель крейсера «варяг» > Школа искусств
Школа искусств    

Бой в бухте чемульпо и гибель крейсера «варяг»

Бой в бухте чемульпо и гибель крейсера «варяг»

Гибель крейсера «Варяг»: победа русского духа или пропаганда?

Бой у Чемульпо, ставший последним для крейсера «Варяг», — славная страница в истории российского флота. Но как шёл этот бой?

В самом начале XX века внимание мировой общественности приковал Дальний Восток. Было ясно, что этот регион в ближайшее время должен стать местом ожесточенной схватки за сферы влияния между двумя империями: огромной, но одряхлевшей Российской и стремительно наращивавшей мощь Японской. Страна восходящего солнца, недавно пережившая ускоренную модернизацию, изо всех сил старалась вклиниться в список мировых держав. Доказательством её могущества должна была стать победа над Россией.

Русское правительство, возможно, недооценивало угрозу, но тем не менее предпринимало определенные шаги для защиты своих интересов на Тихом океане. Пока туда неспешно двигалась мощная эскадра, имевшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли взяли под охрану русские дипломатические представительства в регионе. Аналогичные меры предосторожности в связи с явно надвигавшейся войной предприняли и другие державы. Так, например, для охраны посольств европейских государств и Соединенных Штатов Америки, находившихся в столице Кореи Сеуле, прибыли английские, французские, итальянские и американские военные корабли. Они встали на якорную стоянку в порту Чемульпо — морских воротах Сеула. Рядом с ними на рейде встали корабли потенциальных противников: крейсер «Чиода» под японским флагом находился неподалёку от крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» под флагами андреевскими. «Варягом» комaндовал капитан первого ранга Всеволод Руднев. Опытный морской офицер происходил из потомственной флотской семьи и за время службы совершил три кругосветных плавания, однако боевого опыта не имел. Со времен Крымской войны прошло полвека, за которые российский флот почти не принимал участия в боевых действиях. Два поколения морских офицеров имели о сражениях только теоретические знания. Это сказывалось и на подготовке рядового состава. «Варяг» под комaндой Руднева регулярно проводил учебные стрельбы, но эффективность их была крайне низка. Так, например, 16 декабря 1903 года крейсер выпустил по плавучей мишени 145 снарядов, но из них попали в цель лишь три мелкокалиберных.

Новый 1904 год встречали на русских кораблях в нервной обстановке. Приближение войны чувствовали не только офицеры. 550 матросов и унтеров «Варяга» и 162 нижних чина «Корейца» тоже не питали иллюзий по поводу ближайшего будущего. Руднев регулярно ездил за последними новостями в Сеул в российское посольство. Однако, как позже выяснилось, корейский телеграф находился под контролем японцев, и важные телеграммы из России адресатам не поступали. Из-за этого в посольстве даже не узнали вовремя, что 6 февраля 1904 года Япония разорвала с Россией дипломатические отношения, что фактически означало начало войны. Руднев узнал об этом даже раньше посла: ему сообщили о том, что капитаны европейских кораблей, у которых телеграф работал как часы, начали наступление.

Руднев сообщил новость послу и предложил эвакуировать диппредставительство на «Варяге» и «Корейце». Посол, не имевший надлежащих инструкций, заколeбaлся. Он предложил направить «Кореец» для получения указаний в Порт-Артур, где спешно строилась база русского тихоокеанского флота. 8 февраля канонерская лодка покинула акваторию Чемульпо. Вдруг на её пути встала японская эскадра. В её составе был и крейсер «Чиода», который скрытно покинул порт предыдущей ночью. Японцы выпустили по канонерской лодке две торпеды. Та ответила огнем из пушки. Ни торпеды, ни снаряды в цель не попали. Капитан «Корейца» Григорий Беляев, поняв, что путь в открытое море закрыт, принял решение вернуться в порт.

Вслед за «Корейцем» в акваторию Чемульпо зашли японские корабли. Миноносцы взяли под прицел «Варяг» и «Кореец», а трaнcпорты начали высаживать на берег войска. Тем временем комaндовавший эскадрой адмирал Уриу направил капитанам кораблей нейтральных государств официальное уведомление о начале войны с Россией и предложил им отойти подальше от русских судов, чтобы во время боя нейтралы не попали под огонь.

Вечером 8 февраля Руднев от французского капитана узнал об этом письме. Комaнды русских кораблей начали готовиться к бою. Позже специалисты ставили в вину Рудневу то, что он не попытался прорваться из Чемульпо ночью. Темнота могла бы помочь русским осуществить этот отчаянный шаг. Однако Руднев решил прорываться при свете дня.

«Варяг» представлял собой грозную силу. Крейсер был совсем новый: его построили в Филадельфии и в состав русского ВМФ включили только в 1901 году. Он мог развивать скорость до 24 узлов, имел надежную броню, 36 орудий разного калибра и 6 минно-торпедных аппаратов. «Кореец» был постарше. Его спустили на воду в 1886 году в Стокгольме. Из двигателя канонерской лодки не получалось выжать больше 13 узлов. Она была вооружена 12 орудиями и торпедным аппаратом. Двум российским кораблям противостояла японская эскадра из шести крейсеров и трех миноносцев, причем крейсер «Асама» по водоизмещению был в полтора раза больше чем «Варяг». Силы были явно неравны.

Крейсер «Варяг»: первый и последний бой

Японцы имели несколько планов предстоящего сражения в зависимости от поведения русских. Руднев планов не строил — он просто хотел вырваться из Чемульпо. В двенадцатом часу дня 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из порта. Комaнды кораблей нейтральных стран приветствовали это восторженными криками, корабельные оркестры играли «Боже, царя храни». «Варяг» не давал полной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отстал от него.

Японцы не ожидали, что русские двинутся на них в разгар дня. Они уже готовились к вечерней атаке на «Варяг», планируя расстрелять крейсер торпедами прямо на рейде. Адмирал Уриу приказал спешно сниматься с якорей и готовиться к бою. Времени на это не хватало, и комaндам пришлось расклёпывать якорные цепи.

Первыми выстрелами противники обменялись около полудня. Через 15 минут японский снаряд попал в кормовой мостик «Варяга», вызвав пожар. Ещё через несколько минут снаряд разбил штурманскую рубку крейсера. Сразу после этого «Варяг» вдруг начал поворачивать направо для возвращения в порт. Позже, в рапорте, Руднев утверждал, что один из снарядов повредил рулевое управление. Однако, когда японцы подробно обследовали затопленный «Варяг», таких повреждений они не нашли. Во время поворота русский крейсер подставил свой борт японцам, сразу получив несколько попаданий вражеских снарядов. Завершив маневр, «Варяг» устремился в порт. «Кореец» последовал за ним. Японские корабли преследовали убегавших русских, но через двадцать минут, опасаясь повредить суда нейтралов, прекратили огонь.

Последний (он же первый) бой «Варяга» продолжался менее часа. За это время, согласно рапорту Руднева, его крейсер выпустил по врагу больше тысячи снарядов разного калибра. Вся японская эскадра произвела всего 319 выстрелов. Когда через несколько месяцев японцы произвели тщательную ревизию затопленного «Варяга», они пересчитали оставшийся боекомплект. Согласно этим подсчетам, русский крейсер сделал в четыре раза меньше выстрелов, чем утверждал его капитан. Сильно расходятся и оценки результатов этой стрельбы. Руднев в своих рапортах утверждал, что потопил один вражеский миноносец и так повредил крейсер «Такачихо», что тот затонул через несколько дней, имея на борту две сотни раненых в бою у Чемульпо. Однако все три миноносца и крейсер «Такачихо» преспокойно продолжали плавать ещё долгие годы, участвуя, в том числе и в сражениях с русским флотом. В тщательно сохраняемых японских архивах не найдено сведений ни об одном погибшем или раненом при Чемульпо японском моряке. Сведения о потерях экипажа «Варяга» туманны. В вахтенном журнале указывалось, что за время боя погибли офицер и 22 матроса, а вскоре от ран умерли ещё 10 человек. На «Корейце» потерь не было. А вот число раненых на «Варяге» сильно менялось в зависимости от времени написания рапорта: оно колeбaлось от 68 до 180 человек. Легкое ранение получил и сам Руднев.

Вернувшись в Чемульпо, офицеры «Варяга» приняли решение уничтожить корабль. Руднев посетил английский крейсер «Талбот» и договорился, что российские моряки перейдут на нейтральные суда. Англичанин поставил лишь одно условие: не взрывать «Варяг», чтобы чужие корабли не получили повреждений. Уже в три часа пополудни экипаж русского крейсера перебрался на иностранные корабли. «Варяг» было решено затопить, открыв кингстоны. При этом подготовка к уничтожению велась крайне спешно. Не были выведены из строя орудия, на борту оставили тела погибших, навигационную и техническую документацию и даже боевые андреевские флаги. Капитан «Корейца» подошел к уничтожению канонерской лодки более ответственно. Он успел создать комиссию, которая сожгла все документы и вывела из строя орудия. После этого «Кореец» был взорван. «Варяг» затопили, но на очень неудачном месте: из-за мелководья во время отлива крейсер обнажался почти целиком. Заодно с боевыми кораблями сожгли русский пароход «Сунгари», имевший несчастье оказаться в феврале 1904 года в Чемульпо.

Через два дня над останками «Варяга» заполоскался японский флаг, а еще через неделю водолазы приступили к обследованию затонувшего судна. За несколько месяцев были подняты все орудия и их боекомплект. Их признали полностью годными к использованию, и вскоре русские пушки приняли участие в шедшей войне, но уже на стороне японцев. Стреляли они при этом «родными» снарядами. Окончательно «Варяг» подняли в августе 1905 года. Он самостоятельно вышел из порта, а после небольшого ремонта был переименован в «Соя» и включен в состав флота Страны восходящего солнца. Подъем «Корейца» оказался невозможен из-за последствий взрыва, поэтому его продали на металлолом.

Героический миф, который не затопишь, не убьёшь

Сразу после сражения начались переговоры о судьбе русских моряков. Японцы согласились отпустить их домой под честное слово Николая II, что они не примут участия в войне. Нейтральные корабли переправили русских моряков в Сайгон и Гонконг. Оттуда экипажи отправились морем в родные края. Во время долгой дороги офицеров одолевали мрачные мысли: многие из них были уверены, что за явно проигранный бой дома их ждет суд. Однако в Севастополе комaнды торжественно встречали, как героев. Дело в том, что война шла крайне неудачно для России, и государственной пропаганде требовался хоть какой-нибудь пример для поднятия боевого духа сограждан. Решено было поднять на щит и объявить победой русского хаpaктера по сути проигранное сражение у Чемульпо.

Читайте также  Судьбоносный для руси «путь из варяг в греки»

Из Севастополя комaнды привезли в Санкт-Петербург, причём на каждой станции морякам устраивали овации. Над перронами звучали две свежих песни об их славном подвиге. Стихи «Плещут холодные волны» поэт Репнинский опубликовал всего через 16 дней после сражения, и их срочно положили на музыку. Слова «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» принадлежат австрийскому поэту Рудольфу Грейнцу. Это стихотворение спешно перевели на русский язык и сделали песней. Оба этих произведения не имеют ничего общего с реальными событиями у Чемульпо.

В столице экипажи удостоил визитом сам император. Все офицеры получили ордена св. Ге opгия, а матросы — так называемые Ге opгиевские кресты, то есть, знаки отличия Военного ордена. Это было первым случаем столь массового награждения высшей воинской наградой. Среди «старых» ге opгиевских кавалеров поднялся ропот. Они справедливо считали, что простое нахождение в составе экипажа корабля, да ещё проигравшего сражение, не является подвигом, достойным ордена святого Ге opгия. Однако, интересы госпропаганды оказались важнее мнения ветеранов-орденоносцев.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» расформировали и распределили по разным флотам. На Тихий океан ни один моряк не отправился — Николай II сдержал своё слово. Руднев ушел в отставку в 1905 году, получив на прощание звание контр-адмирала. Через два года японский император Муцухито пожаловал русскому адмиралу орден Восходящего солнца, что было неоднозначно встречено российской публикой. Шутили, что японцы наградили Руднева за передачу им крейсера «Соя» в хорошем состоянии.

Последний бой «Варяга» еще не раз использовался пропагандой. Во время Первой мировой войны из песен о крейсере исчезли упоминания о «желтолицых чертях»: японцы превратились из врагов в союзников, а авторство австрийца стало замалчиваться. В 1954 году моряков, доживших до полувекового юбилея сражения, наградили советскими медалями «За отвагу», что тоже является уникальным случаем. И сегодня историю боя у Чемульпо используют для воспитания детей в духе патриотизма, не вдаваясь, правда, в детали этой сомнительной победы.

ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ КРЕЙСЕРА «ВАРЯГ»

Память о героизме до сих пор живет в памяти людей.

Наверное, нет ни единого человека в России, который бы не слышал о самоубийственном подвиге крейсера «Варяг». Несмотря на то, что с описываемых ниже событий прошло уже более ста лет, память о неслыханном героизме до сих живет в сердцах и памяти людей. Но при этом, зная в общих чертах историю этого легендарного корабля, мы упускаем из вида многие удивительные детали, которыми богата его судьба.

Начало 20 века ознаменовалось столкновением интересов двух бурно развивающихся империй – Российской и Японской. Камнем преткновения стали принадлежащие России территории на Дальнем Востоке, которые японский император спал и видел принадлежащими его стране. 6 февраля 1904 года Япония разорвала все дипломатические отношения с Россией, а уже 9 февраля блокировала порт Чемульпо, где и находился безызвестный в ту пор «Варяг».

Бронепалубный крейсер 1-го ранга был заложен в 1898 году. Строительство велось на верфях William Cramp and Sons в Филадельфии. В 1900 году крейсер передали Военно-морскому флоту Российской империи. По утверждению комaндира крейсера Руднева, корабль был доставлен с множеством строительных дефектов, из-за которых, как предполагалось, он не сможет развить скорость свыше 14 узлов.

Дипломатическая миссия «Варяга»

Прославленный крейсер с января 1904 года находился в распоряжении российского посольства в Сеуле, стоял в нейтральном корейском порту Чемульпо и не предпринимал никаких военных действий. По злой иронии судьбы, «Варягу» и канонерской лодке «Кореец» пришлось вступить в заведомо проигрышный бой, первый в бесславно проигранной войне.

Перед боем

В ночь на 8 февраля из порта Чемульпо скрытно уплыл японский крейсер «Тиёда». Его уход не остался незамеченным для русских моряков. В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но на выходе из Чемульпо был подвержен торпедной атаке и был вынужден вернуться обратно на рейд. Утром 9 февраля капитан первого ранга Руднев получил официальный ультиматум японского адмирала Уриу: сдаться и покинуть Чемульпо до полудня. Выход из порта блокировала японская эскадра, так что русские корабли оказались в ловушке, выбраться из которой не было ни единого шанса.

«Никаких разговоров о сдаче»

Около 11 часов утра к комaнде крейсера с речью обратился его комaндир. Из его слов следовало, что он врагу так просто сдаваться не намерен. Моряки полностью поддержали своего капитана. Вскоре после этого «Варяг» и «Кореец» снялись с рейда, чтобы отправиться в свой последний бой, в то время как комaнды иностранных военных кораблей отдавали честь российским морякам и исполняли национальные гимны. В знак уважения духовые оркестры на кораблях союзников исполняли государственной гимн Российской империи.

Бой при Чемульпо

«Варяг» пpaктически в одиночку (недальнобойная канонерка не в счет) вышел против японской эскадры, насчитывающей 6 крейсеров и 8 миноносцев, оснащенных более мощным и современным оружием. Первые же попадания показали все уязвимости «Варяга»: из-за отсутствия броневых башен, орудийные расчеты несли большие потери, а взрывы приводили в неисправность орудия. За час боя «Варяг» получил 5 подводных пробоин, бесчисленное множество надводных и потерял почти все орудия. В условиях узкого фарватера крейсер сел на мель, представив собой coблaзнительную неподвижную мишень, но потом каким-то чудом, к удивлению японцев, сам умудрился с нее сняться. За этот час «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, потопил один миноносец и повредил 4 японских крейсера. Впрочем, как впоследствии утверждали японские власти, ни один снаряд с русского крейсера цели не достиг, а каких-либо повреждений и потерь вовсе не было. На «Варяге» потери среди экипажа были большими: были убиты один офицер и 30 матросов, около двухсот человек получили ранения или были контужены.

По мнению Руднева, не оставалось ни единой возможности продолжать бой в таких условиях, поэтому было принято решение вернуться в порт и затопить корабли, чтобы они не достались в качестве трофеев противнику. Комaнды русских кораблей были отправлены на нейтральные суда, после чего «Варяг» затопили посредством открытия кингстонов, а «Кореец» взорвали. Это не помешало японцам достать крейсер со дна моря, отремонтировать его и включить в эскадру под названием «Соя».

Медаль за поражение

На родине героев Чемульпо ждали большие почести, несмотря на то, что битва была фактически проиграна. Экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приема у императора Николая II и получил множество наград. О храбрых русских восторженно откликались и экипажи французских, немецких и английских судов, стоящих на рейде во время боя в Чемульпо.

Удивительно другое: героическим поступок русских моряков считали и их противники – японцы. В 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени впавший в немилость у Николая II) японским императором был награжден орденом Восходящего солнца в качестве дани уважения мужеству и стойкости русских моряков.

Дальнейшая судьба «Варяга»

После русско-японской войны правительство Японии создало в Сеуле мемориальный музей героев «Варяга». После десяти лет плена «Варяг» был выкуплен у Японии в 1916 году вместе с другими русскими кораблями, захваченными в качестве военных трофеев.

После Октябрьской революции британское правительство приказало арестовать в своих портах все русские корабли, среди которых оказался и «Варяг». В 1920 году крейсер решено было пустить на металлолом в уплату долгов царской России, но по пути на завод, он попал в шторм и наскочил на скалы близ шотландского побережья. Все выглядело так, будто «Варяг» обладал своей собственной волей и, желая с честью завершить свою судьбу, совершил хаpaкири. Что неудивительно, учитывая, что он провел в японском плене 10 лет. Намертво застрявший корабль не раз пытались достать со скал, но все попытки окончились неудачей, и теперь останки легендарного крейсера покоятся на дне Ирландского моря. 30 июля 2006 года на шотландском берегу недалеко от места гибели «Варяга» появилась мемориальная табличка, увековечивающая память самого прославленного корабля в истории Российского военного флота.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Гибель крейсера «Варяг»: победа русского духа или пропаганда?

Бой у Чемульпо, ставший последним для крейсера «Варяг», – славная страница в истории российского флота. Но как шёл этот бой?

В самом начале XX века внимание мировой общественности приковал Дальний Восток. Было ясно, что этот регион в ближайшее время должен стать местом ожесточенной схватки за сферы влияния между двумя империями: огромной, но одряхлевшей Российской и стремительно наращивавшей мощь Японской. Страна восходящего солнца, недавно пережившая ускоренную модернизацию, изо всех сил старалась вклиниться в список мировых держав. Доказательством её могущества должна была стать победа над Россией.

Русское правительство, возможно, недооценивало угрозу, но тем не менее предпринимало определенные шаги для защиты своих интересов на Тихом океане. Пока туда неспешно двигалась мощная эскадра, имевшиеся на Дальнем Востоке боевые корабли взяли под охрану русские дипломатические представительства в регионе. Аналогичные меры предосторожности в связи с явно надвигавшейся войной предприняли и другие державы. Так, например, для охраны посольств европейских государств и Соединенных Штатов Америки, находившихся в столице Кореи Сеуле, прибыли английские, французские, итальянские и американские военные корабли. Они встали на якорную стоянку в порту Чемульпо – морских воротах Сеула. Рядом с ними на рейде встали корабли потенциальных противников: крейсер «Чиода» под японским флагом находился неподалёку от крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» под флагами андреевскими. «Варягом» комaндовал капитан первого ранга Всеволод Руднев. Опытный морской офицер происходил из потомственной флотской семьи и за время службы совершил три кругосветных плавания, однако боевого опыта не имел. Со времен Крымской войны прошло полвека, за которые российский флот почти не принимал участия в боевых действиях. Два поколения морских офицеров имели о сражениях только теоретические знания. Это сказывалось и на подготовке рядового состава. «Варяг» под комaндой Руднева регулярно проводил учебные стрельбы, но эффективность их была крайне низка. Так, например, 16 декабря 1903 года крейсер выпустил по плавучей мишени 145 снарядов, но из них попали в цель лишь три мелкокалиберных.

Всеволод Руднев

Новый 1904 год встречали на русских кораблях в нервной обстановке. Приближение войны чувствовали не только офицеры. 550 матросов и унтеров «Варяга» и 162 нижних чина «Корейца» тоже не питали иллюзий по поводу ближайшего будущего. Руднев регулярно ездил за последними новостями в Сеул в российское посольство. Однако, как позже выяснилось, корейский телеграф находился под контролем японцев, и важные телеграммы из России адресатам не поступали. Из-за этого в посольстве даже не узнали вовремя, что 6 февраля 1904 года Япония разорвала с Россией дипломатические отношения, что фактически означало начало войны. Руднев узнал об этом даже раньше посла: ему сообщили о том, что его стране объявили войну капитаны европейских кораблей, у которых телеграф работал как часы.

Читайте также  Политическая система и процессы ссср и германии

Руднев сообщил новость послу и предложил эвакуировать диппредставительство на «Варяге» и «Корейце». Посол, не имевший надлежащих инструкций, заколeбaлся. Он предложил направить «Кореец» для получения указаний в Порт-Артур, где спешно строилась база русского тихоокеанского флота. 8 февраля канонерская лодка покинула акваторию Чемульпо. Вдруг на её пути встала японская эскадра. В её составе был и крейсер «Чиода», который скрытно покинул порт предыдущей ночью. Японцы выпустили по канонерской лодке две торпеды. Та ответила огнем из пушки. Ни торпеды, ни снаряды в цель не попали. Капитан «Корейца» Григорий Беляев, поняв, что путь в открытое море закрыт, принял решение вернуться в порт.

Вслед за «Корейцем» в акваторию Чемульпо зашли японские корабли. Миноносцы взяли под прицел «Варяг» и «Кореец», а трaнcпорты начали высаживать на берег войска. Тем временем комaндовавший эскадрой адмирал Уриу направил капитанам кораблей нейтральных государств официальное уведомление о начале войны с Россией и предложил им отойти подальше от русских судов, чтобы во время боя нейтралы не попали под огонь.

Вечером 8 февраля Руднев от французского капитана узнал об этом письме. Комaнды русских кораблей начали готовиться к бою. Позже специалисты ставили в вину Рудневу то, что он не попытался прорваться из Чемульпо ночью. Темнота могла бы помочь русским осуществить этот отчаянный шаг. Однако Руднев решил прорываться при свете дня.

Марка, посвященная крейсеру «Варяг» [1972]

«Варяг» представлял собой грозную силу. Крейсер был совсем новый: его построили в Филадельфии и в состав русского ВМФ включили только в 1901 году. Он мог развивать скорость до 24 узлов, имел надежную броню, 36 орудий разного калибра и 6 минно-торпедных аппаратов. «Кореец» был постарше. Его спустили на воду в 1886 году в Стокгольме. Из двигателя канонерской лодки не получалось выжать больше 13 узлов. Она была вооружена 12 орудиями и торпедным аппаратом. Двум российским кораблям противостояла японская эскадра из шести крейсеров и трех миноносцев, причем крейсер «Асама» по водоизмещению был в полтора раза больше чем «Варяг». Силы были явно неравны.

Крейсер «Варяг»: первый и последний бой

Японцы имели несколько планов предстоящего сражения в зависимости от поведения русских. Руднев планов не строил – он просто хотел вырваться из Чемульпо. В двенадцатом часу дня 9 февраля «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей и двинулись к выходу из порта. Комaнды кораблей нейтральных стран приветствовали это восторженными криками, корабельные оркестры играли «Боже, царя храни». «Варяг» не давал полной скорости, чтобы тихоходный «Кореец» не отстал от него.

«ВАРЯГ»: БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ И ПОСМЕРТНАЯ СЛАВА КОРАБЛЯ-НЕУДАЧНИКА

Жертва «новых технологий»
. Интернет может познакомить каждого желающего с несколькими фотоснимками «Варяга». На одном — четырехтрубный крейсер на рейде. На другом — этот корабль, лежащий на борту в бухте Чемульпо. Часть борта и палубы остались над водой. Хорошо видны стволы орудий. Есть и третий снимок: четырехтрубный корабль, пришвартовавшийся к коммерческой пристани Владивостока. На корме развевается японский флаг. Первый снимок датирован 1903 годом, второй 1904-м, третий сделан в 1916 году. На всех снимках — крейсер «Варяг».

Это был корабль-неудачник. Его строители — американская фирма «Крэмп и сыновья» — постарались вложить в него последние достижения кораблестроения. Но технологически не отлаженные новшества стали бедой корабля. Большим позором для крейсера, например, обернулся его визит в немецкий порт Киль, куда он прибыл в качестве эскортного корабля императорской яхты «Штандарт». Из-за неожиданной аварии в машине «Варяг» не смог сопровождать царскую яхту обратно в Россию. Эскортировать ее по Балтике пришлось эскадре германских крейсеров.

Выяснилось, что красавец «Варяг» проектную скорость — 23 узла — развить не способен. Максимум — это 19 узлов, далее начинаются поломки в машине и в котлах.

Из докладной записки начальника Главного морского штаба контр-адмирала Рожественского: «После первого ремонта скорость хода крейсера составила 19 узлов, после второго упала до 16. Какой она будет после третьего, предсказать никто не берется».

Малая скорость означает службу в учебном отряде либо пожизненный пост дипломатического стационера в какой-либо второстепенной державе. Так, корабль, которым уже год комaндовал гвардейского экипажа капитан I ранга Руднев, оказался в декабре 1903 года в корейском порту Чемульпо, где ему предстояло заменить ветерана Тихоокеанской эскадры — канонерскую лодку «Кореец».

Бодался теленок с дубом.
9 февраля 1904 года (27 января по старорусскому календарю) комaндиры иностранных кораблей-стационеров в Чемульпо получили послания от комaндующего японской эскадрой адмирала Уриу. Он предлагал иностранным кораблям покинуть порт, так как японская эскадра начинает обстрел стоящих на рейде русских кораблей. Капитан «Варяга» тоже получил предложение вместе с «Корейцем» покинуть порт — чтобы обезопасить «нейтралов». Старший штурман Беренс (через 20 лет он станет начальником Главного морского штаба РККФ) предложил Рудневу вместо боя вывести на портовый фарватер «Варяг», «Кореец», а также пароход «Сунгари» и там их затопить. После этого японские суда долго не смогут использовать порт. А вооруженные экипажи русских кораблей по плану штурмана должны через Корею пробиваться в Маньчжурию либо русское Приморье.

Но капитан I ранга Руднев принял другое и трагическое решение. Русские корабли покинули Чемульпо для боя. Трудно понять, на что рассчитывал комaндир «Варяга». Скорость своего корабля он должен был согласовывать с еще большим тихоходом «Корейцем». И что значили двенадцать шестидюймовок «Варяга» против четырех восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий тяжелого крейсера «Асама»? А на крейсерах «Нанива» и «Такашихе» было по два десятидюймовых. Несколько залпов японской эскадры могли отправить на дно все русские корабли до открытия ими огня. Да и прорываться с боем Рудневу было некуда: Порт-Артур, китайские порты, проливы Желтого моря наверняка были блокированы японским флотом.

За время непродолжительного боя с шестью крейсерами «Варяг» успел выпустить около сорока шестидюймовых и несколько десятков трехдюймовых (абсолютно бесполезных) снарядов. Почти что все они пролетели мимо японских кораблей или не долетели до них. А адмирал Уриу больше всего боялся, что его комaндоры потопят «Варяг», который японцы справедливо имели в виду как будущий трофей, и потому постоянно напоминал артиллеристам эскадры, чтобы они стреляли только осколочными снарядами. Вот почему в бою погибло так много русских моряков — сто двадцать два человека были убиты и ранены, потому что японцы не хотели топить будущий боевой приз и лишь сметали с палубы «Варяга» шрапнелью орудийную прислугу!

Как предупреждение об опасности «Варяг» все же получил в борт два бронебойных снаряда, и на нем поняли, что пора отступать. Крейсер шел впереди, а «Кореец» прикрывал его бегство в Чемульпо. Расстояние между противниками сократилось до «убойной дистанции» двух с половиной миль, и тогда в бой вступил главный калибр старой канонерской лодки. Первым же выстрелом «Кореец» отправил на дно японский миноносец, от снарядов «Корейца» возник пожар на тяжелом крейсере «Асама», получив повреждения, вышли из боя два легких крейсера японцев.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!
Русские корабли благополучно вернулись в порт, где их терпеливо дожидался владивостокский пароход «Сунгари», принадлежащий Обществу морского пароходства КВЖД. Решение об уничтожении кораблей Руднев принимал, уже ни с кем не советуясь.

Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На «Варяге» взрывов не устраивали. Экипаж, прихватив личные вещи и казенные ценности, просто перешел на иностранные корабли, а трюмная комaнда открыла кингстоны. Через три часа крейсер аккуратно лег на левый борт на мелководье вдоль берега бухты. Погибших в бою нижних чинов захоронили в Чемульпо. Тело погибшего в бою мичмана графа Нирода вместе с комaндами русских кораблей через нейтральные порты было доставлено в Россию.

Первый морской бой русско-японской войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф Грейнц пишет о «Варяге» стихотворение, которое уже 25 февраля 1904 года поместил на своих страницах журнал «Югенд». Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из немецких маршей, и вскоре песню о «Варяге» распевала вся Германия. В апреле стихи Грейнца с параллельным переводом, сделанным поэтессой Студенской, напечатал петербургский «Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки». Так началась литературная слава крейсера.

Кому — бесславье, а кому — бесcмepтие
Она же спасла Руднева. Первоначально его за сдачу крейсера хотели отдать под суд. Но затем (когда выяснилось, что порт-артурская эскадра за первые два дня войны потеряла, не сделав даже выстрела, девять кораблей) для поднятия боевого духа бой при Чемульпо стали считать мopaльной победой и подвигом. Тем более что канонерская лодка все же потопила один японский миноносец. Наградили всех.

Но пути капитана I ранга Руднева и капитана II ранга Беляева — комaндира «Корейца» — на том стремительно разошлись. Руднев после следствия был произведен в контр-адмиралы и немедленно отправлен в отставку. Общим решением Санкт-Петербургского и Кронштадского Морских собраний ему было запрещено их посещение. Он уехал в свое имение в Тульской губернии, где скончался в 1913 году.

Беляев был произведен в капитаны I ранга и назначен капитаном эскадренного броненосца «Екатерина». В ноябре 1907 года он становится комaндиром линкора «Ге opгий Победоносец», но вскоре умрет на борту своего корабля.

После окончания войны японцы «Варяг» подняли. В штабе адмирала Того, убедившись в незначительных боевых качествах призового крейсера, переобозвали в «Сойю» и определили в учебный отряд, где он прослужил до 1916 года.

23 декабря 1911 года останки 16 русских моряков крейсера «Варяг» и канлодки «Кореец», погибших в бою или скончавшихся в японском госпитале от тяжелых ранений, были доставлены из Чемульпо во Владивосток и на следующее утро без пиетета захоронены на Морском кладбище. Позднее на могиле был установлен обелиск, увенчанный крестом с высеченным на нем знаком ордена Ге opгия Победоносца. Но на мемориальной надписи указывалось, что это братская могила моряков крейсера. О погибших с «Корейца» тогда уже просто забыли. Справедливость восстановили лишь недавно, и отнюдь не военные моряки.

Читайте также  Кредитная реформа 1930 г. принципы руководства сельским хозяйством и промышленностью

В 1916 году «Варяг» вместе с быстроходными броненосцами «Пересвет» и «Победа» был у Японии выкуплен. Броненосцы ушли в Средиземное море, а крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт и модернизацию. Там он несколько лет ржавел на заводе (некому было оплачивать работы), а позже (уже новой, советской властью) был продан Германии на слом. Во время перехода штормом в Ирландском море «Варяг» выбросило на скалы. Там он длительно разрушался штормами и волнами вплоть до середины двадцатых годов, пока его не порезали на месте и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.

В русском флоте издавна существовала хорошая традиция. Имя корабля, совершившего подвиг или героически погибшего, передавали другому кораблю. Так, в 1908 году во владивостокском отряде появился контрминоносец «Стерегущий», а в 1914 году воды Балтики бороздили самый лучший в мире эсминец «Новик», крейсер «Рюрик», линкоры «Петропавловск» и «Севастополь». Несла охрану русских берегов на Аландских островах канонерская лодка «Кореец». После русско-японской войны в Российском императорском флоте имя «Варяг» (а крейсер был не первым кораблем России с этим именем) не носил ни один корабль.

Но Сталину нужны были герои. Не реальные, полившие страну и Европу своей кровью в Великую Отечественную, а выдуманные и идеальные, так сказать. В 1946 году «Союздетфильм» и режиссер Валерий Эйсымонт (он еще «Судьбу баpaбанщика» потом снял!) выполняют госзаказ на героев — появляется фильм «Крейсер «Варяг», где неправда — все! Имя «Варяга» возвращается флоту — сначала это крейсер, потом авианосец, наконец — флагман ТОФ. Интересно, что нынешний «Варяг» — это бывший крейсер «Червона Украина». А вот этого имени флоту стыдиться было незачем!

История одного поражения. За что экипаж «Варяга» объявили героями?

Знаменитый бой крейсера «Варяг» с японской эскадрой стал настоящей легендой, хотя это, по мнению многих, противоречит логике и здравому смыслу.

В истории русского флота было много славных побед, а в случае с «Варягом» речь идёт о проигранном сражении бесславно проигранной войны. Так что же такое заключено в истории «Варяга», что заставляет и в XXI веке учащённо биться сердца россиян?

Русский крейсер «Варяг» в начале 1904 года выполнял отнюдь не военную миссию. В корейском порту Чемульпо крейсер и канонерская лодка «Кореец» находились в распоряжении российского посольства в Сеуле. Разумеется, моряки знали о сложившейся обстановке, грозившей в любой момент разразиться войной, однако нападения 9 февраля 1904 года они не ждали.

Конфликт двух империй

В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй – Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока.

К началу 1904 года Япония закончила перевооружение армии и флота, в котором не последнюю роль играли европейские державы, в частности, Великобритания, и была готова решить конфликт с Россией силовыми методами.

В России же, наоборот, к японской агрессии были явно не готовы. Оснащение армии оставляло желать лучшего, неразвитость трaнcпортных коммуникаций исключала возможность быстрой переброски дополнительных сил на Дальний Восток. При этом присутствовала и явная недооценка противника правящими кругами России — слишком многие не принимали японские притязания всерьёз.

В ночь на 4 февраля 1905 года на заседании тайного совета и правительства Японии было принято решение о начале войны с Россией, а спустя сутки вышло распоряжение об атаке русской эскадры в Порт-Артуре и высадке десанта в Корее.

6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Тем не менее, русское комaндование не ожидало от японцев решительных военных действий.

Ловушка в Чемульпо

В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер.

Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо.

Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами.

К этому моменту российское посольство в Сеуле и комaндир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур.

Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд.

По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских трaнcпортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта.

Русские не сдаются

Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав комaндующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём.

Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех пpaктически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем.

Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную cмepть.

После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг.

Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан.

В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел.

О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер.

Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели.

Награды за поражение

После возвращения в порт перед капитаном Рудневым встал вопрос: как поступить дальше? Изначально он предполагал возобновить бой после устранения повреждений, однако быстро стало очевидно, что возможности для этого нет.

В результате было принято решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.

После переговоров с японской стороной было достигнуто соглашение о том, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину при условии обязательства не участвовать в дальнейших боевых действиях.

В России моряков «Варяга» встретили как героев, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приёма у Николая II, а все участники сражения удостоены наград.

Это и по сей день вызывает у многих недоумение: за что? Японская эскадра разгромила русских в пух и прах. Мало того, затопленный «Варяг» был вскоре поднят японцами и включен в состав флота под названием «Соя». Лишь в 1916 году «Варяг» был выкуплен и возвращён в Россию.

Стоять до последнего

Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники – японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца».

Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой.

Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего.

Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга».

В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова.


Армейский быт во времена петра i

Кандидаты в офицеры поступали рядовыми в один из гвардейских полков — Преображенский или Семеновский...

13 08 2022 16:38:37

Краткая биография хеббель

Сын голштинского каменщика; воспитывался в строгом протестантском духе и вырос, терпя материальные лишения, в народной среде, полной древних сказаний и суеверий; эта среда определила склонность Г...

12 08 2022 3:50:48

Краткая биография доктороу

Edgar Lawrence Doctorow ; род...

11 08 2022 16:20:26

Краткая биография салтыков-щедрин

, в селе Спас-Угол Тверской губернии, сейчас Московская область, в фамильном имении...

10 08 2022 4:23:54

Краткая биография мaндзони

Alessandro Francesco Tommaso Manzoni (7 марта 1785, Милан — 22 мая 1873, Милан) — знаменитый итальянский писатель-романтик, автор романа «Обручённые»...

09 08 2022 14:45:29

Краткая биография пантелеев

Пантеле́ев (настоящее имя — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев [1] , 9 (22 августа) 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1988, Ленинград) — русский советский писатель...

08 08 2022 22:55:35

Краткая биография михалков

Он родился в 1913 году и прожил долгую счастливую жизнь...

07 08 2022 22:52:48

Краткая биография жид

André Gide , 22 ноября 1869, Париж — 19 февраля 1951, там же) — один из самых авторитетных французских писателей периода модернизма...

06 08 2022 3:13:58

Краткая биография теккерей

William Makepeace Thackeray; в русских текстах встречается вариант трaнcлитерации Таккерей; 1811—1863) — английский писатель-сатирик, мастер реалистического романа...

05 08 2022 4:36:41

Краткая биография майков

Отец – живописец Николай Аполлонович Майков...

04 08 2022 12:51:17

Краткая биография бирс

У его отца было тринадцать детей, и всем детям он дал имена, начинающиеся на букву А: Абигайл, Адиссон, Аврелий, Алмеда, Анна, Амелия, Августин, Андрью, Альберт, Амброз, Артур, Аделия, Аврелия...

03 08 2022 21:51:17

Краткая биография сталь

Место рождения: Лондон, Великобритания Знак зодиака: Стрелец Деятельность: Ученая, математик Дата cмepти: 27 ноября 1852 г...

01 08 2022 9:33:28

Исторические причины и предпосылки событий 1917-1922/23 годов

Гражданская война 1917-1922/23 годов – серия конфликтов на почве политических, социальных, этнических проблем, существовавших в стране...

31 07 2022 13:17:45

Xvii век в россии – время смуты

Этот период занимает в истории России серьезное место...

30 07 2022 3:33:34

Административные изменения. попытки экономических реформ

Административные изменения. попытки экономических реформ ПОПЫТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ Начало нескончаемых административных изменений было положено в 1726 году, когда Екатерина I учредила Верховный Тайный совет «в шести персонах», которые были «по должности своей яко первые министры»...

29 07 2022 2:13:51

Краткая биография гладков

Родился 9 июня (21 н...

28 07 2022 2:12:32

Балтийский флот и его борьба против морских перевозок врага

Кто виноват в гибели Балтийского флота? В августе 1941 года во время эвакуации из Таллина в Ленинград, в ходе так называемого Таллинского прорыва, погибла почти треть Балтийского флота и более двенадцати тысяч военных и гражданских...

27 07 2022 8:27:35

Краткая биография сумароков

Краткая биография сумароков Отец Сумарокова был крупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II...

26 07 2022 2:51:37

Краткая биография пастернак

Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить...

25 07 2022 22:56:46

Краткая биография благинина

Её лёгкие, напевные, абсолютно искренние стихи словно выходят из-под пера ребёнка...

24 07 2022 19:11:50

Краткая биография ричардсон

“Памела” – свидетельство о пользе добродетели; “Кларисса” – наставление тем родителям, кто неразумным принуждением порождает зло...

23 07 2022 6:39:14

Краткая биография гомер

Ещё в эпоху античности разными авторами было составлено 9 его жизнеописаний, но их нельзя считать достоверными, поскольку они содержат много выдуманных фактов и сказочных элементов...

22 07 2022 21:38:21

Краткая биография навои

Его называют родоначальником литературы народов Центральной Азии...

21 07 2022 12:19:30

Краткая биография клодель

У нее было все для счастья – одаренность, признание, красота...

20 07 2022 9:31:11

Краткая биография петрушевская

Она является автором значительного количества рассказов и детских книг, по ее произведениям поставлены театральные пьесы, сняты фильмы...

19 07 2022 16:25:59

Краткая биография коллинз

Его произведения отличаются самобытностью, мистическими захватывающими сюжетами, остротой языка и легкостью восприятия, а роман «Женщина в белом» его авторства станет украшением библиотеки каждого книголюба...

16 07 2022 6:22:12

Краткая биография теренций

Краткая биография теренций 195–159 до н...

15 07 2022 3:31:23

Краткая биография фирдоуси

Персидский поэт Фирдоуси По решению ЮНЕСКО 2020 год объявлен годом памяти Фирдоуси, великого эпического поэта, «иранского Гомера», умершего тысячу лет назад Текст: Геннадий Литвинцев Фото: wikipemedia/ Шах Сулейман (царь Соломон)...

14 07 2022 3:36:13

Краткая биография нагибин

В течение полувека менялись правители, цензура то ослабевала, то снова перекрывала воздух прозаикам и поэтам...

13 07 2022 19:51:18

Краткая биография вaгинов

Константин получил образование в гимназии Я...

10 07 2022 1:35:31

Краткая биография алексин

Именно на эту эпоху пришелся пик творческой карьеры литератора...

08 07 2022 18:10:55

Доисторический период человечества

Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили)...

07 07 2022 2:54:15

Краткая биография бронте ш.

Шарлотте Бронте едва минуло пять лет, когда умерла её мать, оставив бедному священнику семью из 5 дочерей и сына...

06 07 2022 1:20:17

Исаврийская и аморийская династии. иконоборчество (717-867)

Эпоха иконоборчества (717–867) Эпоха иконоборчества (717–867) Исаврийская, или Сирийская, династия (717–802)...

05 07 2022 8:16:28

Деятельность горчакова александра михайловича

Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО...

04 07 2022 10:40:49

Краткая биография корчак

Место рождения: Варшава, Польша Знак зодиака: Paк Чем известен: Педагог, врач, писатель, публицист, общественный деятель Дата cмepти: 7 августа 1942 г...

02 07 2022 6:43:23

Краткая биография грин а. с.

Является автором знаменитой повести «Алые паруса», по мотивам которой был снят замечательный фильм...

01 07 2022 17:50:35

Краткая биография бар

Детские годы Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии...

29 06 2022 14:24:51

Краткая биография лакло

» (Андре Моруа) Стендаль, встретивший Лакло в конце его жизни в Миланском оперном театре, поклонился старому худому человеку, рыжеволосому, одетому в черное...

28 06 2022 21:52:55

История ссср в 20-30 годы хх века

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г...

27 06 2022 5:35:47

Краткая биография ишимова

Пушкин? Родилась Александра Осиповна Ишимова в Костроме 25 декабря 1804 года (6 января 1805 года) в семье чиновника по особым поручениям О...

26 06 2022 12:57:50

Екатерининские войны (1787-1795 гг.)

) Иран, Турция, Польша и Швеция в 70 — 80 гг...

25 06 2022 12:48:13

Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::