Краткая биография жемчужников
Алексей Михайлович Жемчужников
Жемчужников, Алексей Михайлович — лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.
Преобладающий элемент в поэзии Ж. — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:
«О, торжествующий меж нами
Покрыт и срамом и грехами
Наш современник не таков!
Он, гордо лоб закинув медный,
Пред алтарем отчизны бедной
В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:
«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна
Любовь, которая все лучшее в нем губит —
И хочется сказать, что в наши времена
Тот честный человек, кто родину не любит».
В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.
«О, этот вид, о, эти звуки!
О, край родной, как ты мне мил!
От долговременной разлуки
Какие радости и муки
В моей душе ты пробудил!
Твоя природа так прелестна
Она так скромно-хороша!
Но нам, сынам твоим, известно
Как на твоем просторе тесно
И в узах мучится душа…»
Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:
«И отвращения, и злобы
Исполнен к ним я с давних лет
Они — «повапленные» гробы…
Лишь настоящее прошло бы
А там — им будущего нет».
Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж. отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эpoтической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
Вместе с графом и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным члeном» при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.
Алексей Михайлович Жемчужников родился в 1821 г. в дворянской семье. Получил юридическое образование, окончив училище правоведения.
Работал в сенате и был участником в сенатских ревизиях Калужской и Орловской губерний, а также Таганрогского градоначальства. Дальше устроился помощником у статс-секретаря Государственного совета. Сделав хорошую карьеру, в 1858 г. Жемчужников выходит в отставку. Он переселяется в Калугу, время от времени живёт в Москве или за границей. В 1859 г. женится на Елизавете Дьяковой. Старость проводит в деревне.
Основной темой его поэзии стало глубоко прочувствованное, искреннее и метко выраженное недовольство общественным устройством и ложью. Он был редким примером истинного патриота, глубоко чувствовавшего все зло и нeблагополучие своей родины, ненавидевшего её врагов и мечтающего о лучшем будущем. А также осуждал грубое национальное самомнение и шовинизм, которые называл лжепатриотизмом. Все эти чувства отображались в беспощадных сатирах автора.
Кроме патриотической сатиры в стихах Жемчужникова много чистого лиризма, в частности красоты природы, момента первой встречи и боли последней разлуки. Любовь в творчестве поэта изображена очень чистой и непорочной, абсолютно без эpoтизма.
Стихотворения Алексея Жемчужников с 1850 г. печатались в нескольких журналах, среди которых «Современник» и «Искра». Кроме того, вместе с братьями Владимиром и Александром, а также графом А.Толстым, поэт создал творческий союз с литературным псевдонимом Козьма Прутков.
Первая собственная книга стихов Жемчужникова была выпущена лишь в 1892 г. (в 2 томах, с автобиографическим очерком и портретом автора). В 1983 г. она была награждена пушкинской премией.
В 1900 г. издаётся новый сборник Жемчужникова с названием «Песни старости», посвящённый 50-летию литературной деятельности поэта. Тогда же ему дают звание почётного академика Российской академии наук.
Жемчужников был прекрасным лирическим поэтом, изумительным сатириком и юмористом. Умер Алексей Михайлович в г. Тамбове в 1908 г.
Жемчужников А.
Содержание
Биография
Родился в дворянской семье и приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому. Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Санкт-Петербурге в гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным. Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с Гавриилом Батеньковым.
В 1863—1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).
Творчество
Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью была созданная совместно с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Толстым литературная маска Козьмы Пруткова.
В 1859—1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской Академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого, Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.
Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова. В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:
О, торжествующий меж нами Покрыт и срамом и грехами Наш современник не таков! Он, гордо лоб закинув медный, Пред алтарем отчизны бедной Священнодействовать готов.
В другом стихотворении («Памятник Пушкину») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:
Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна Любовь, которая все лучшее в нём губит — И хочется сказать, что в наши времена Тот честный человек, кто родину не любит.
В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.
О, этот вид, о, эти звуки! О, край родной, как ты мне мил! От долговременной разлуки Какие радости и муки В моей душе ты пробудил! Твоя природа так прелестна Она так скромно-хороша! Но нам, сынам твоим, известно Как на твоем просторе тесно И в узах мучится душа…
Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:
И отвращения, и злобы Исполнен к ним я с давних лет Они — «повапленные» гробы… Лишь настоящее прошло бы А там — им будущего нет.
Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужников отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эpoтической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (816)
- 19 век (98)
- Бунин (55)
- Чехов (29)
- Достоевский (28)
- Лев Толстой (22)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (14)
- Лесков (11)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (619)
- Поэты XIX века (142)
- Лермонтов (32)
- Рубцов (25)
- Заболоцкий (23)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (596)
- Цветаева (131)
- Блок (76)
- Ахматова (54)
- Гумилёв (48)
- Maндельштам (37)
- Бальмонт (22)
- Есенин (19)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (446)
- Бетховен (48)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (23)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (10)
- Дебюсси (9)
- Сибелиус (6)
- Лист (2)
- живопись (438)
- Голландия (38)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (387)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (17)
- Коровин (14)
- Левитан (12)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Васнецовы (7)
- Иван Шишкин (7)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (369)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (340)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гeйнсборо (6)
- Искусство (304)
- Волошин (15)
- Мыслители (280)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (19)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (261)
- Тарковские (62)
- Артисты (245)
- Русские композиторы (225)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (224)
- Есть женщины . (214)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (210)
- Иван Толстой (29)
- опера (195)
- История России (191)
- Цветы и поздравления (188)
- Май (22)
- Учёные и открытия (186)
- Наши . (180)
- Шукшин (23)
- Шаламов (17)
- Платонов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- На здоровье (180)
- Наша Земля (175)
- Научно-популярное (174)
- танцовщики (151)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (146)
- Замечательные люди (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Cкульптура (127)
- Микеланджело (21)
- Города и памятники (127)
- Великие балерины (126)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Пушкин (126)
- Замечательные места и промыслы (122)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Авангард (99)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (13)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Природа. Животные (98)
- Русские не в России (98)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (90)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (80)
- Наука (76)
- Славянская культура (75)
- Пастернак (69)
- О Японии (68)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (60)
- Балетмейстеры (53)
- Баланчин (8)
- Минкус (6)
- Эйфман (5)
- Материаловедение (52)
- Бродский (42)
- Архитектура (41)
- Гауди (11)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (35)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (31)
- Шестидесятники (14)
- Аксёнов (7)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Рюриковичи (8)
- Возрождение (6)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
—Цитатник
Русский язык в XVII — начале ХХ вв. Друзья! Наш великий и могучий русский язык, претерпевший з.
Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.
✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.
. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .
✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жемчужников Алексей Михайлович — лирический поэт, сатирик и юморист (1821 — 1908)
Жемчужников Алексей Михайлович родился 22 февраля 1821 года в Почепе (ныне — это Брянская область), в дворянской семье. Он приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексея Толстого. Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Санкт-Петербурге в гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 году он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным.
Последующие пять лет Алексей Жемчужников жил в Кал уге и отчасти в Москве, тесно общаясь со своим соучеником и мужем св оей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими дека бристами, прежде всего с Гаврилом Батеньковым.
С 1850 Алексей Жемчужников печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра».
В 1863—1884 годах Алексей Жемчужников жил за границей: в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).
Полевые цветы на зеленом лугу.
Безучастно на них я глядеть не могу.
Умилителен вид этой нежной красы
В блеске знойного дня иль сквозь слезы росы;
Без причуд, без нужды, чтоб чья-либо рука
Охраняла ее, как красу цветника;
Этой щедрой красы, что, не зная оград,
Всех приветом дарит, всем струит аромат;
Этой скромной красы, без ревнивых забот:
Полюбуется ль кто или мимо пройдет.
Коллективный портрет: А. Толстой, Алексей Жемчужников, Александр Жемчужников, Владимир Жемчужников, Козьма Прутков.
Н аиболее заметной частью творчества Жемчужникова на раннем ег о этапе была литературная маска Козьмы Пруткова, созданная вместе с братьями Владимиром, Александром и двоюродным братом Алексеем Толстым .
Философские мысли Козьмы Пруткова
Нельзя объять необъятное.
Глядя на мир, нельзя не удивляться.
Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
Век живи — век учись и ты наконец, достигнешь того что подобно мудрецу — будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Не робей перед врагом: лютейший враг человека — он сам.
Усердие все превозмогает.
Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
Люби ближнего, но не давайся ему в обман!
Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепеке, выигрывает двадцать процентов здоровья.
В 1859—1869 Алексей Жемчужников не печатался и почти не писал. Уже после того как в 1884 году приехал в Россию, он начал постепенно возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако, уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900 году он был избран почётным академиком Российской Академии наук. К 50-летию литературной деятельности Жемчужникова вышел в свет сборник «Песни старости».
Преобладающий элемент в поэзии Алексей Жемчужникова — искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова.
Наряду с патриотической сатирой, в поэзии Жемчужникова много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужников отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется в прозрачной чистоте, без эpoтической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы Тютчева. Вообще, немногочисленные лирические стихотворения Жемчужникова занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.
Стихи Алексея Жемчужникова. Музыка Оскара Строка
В начале марта 1908 года А. М. Жемчужников написал последнее свое стихотворение — «Льву Николаевичу Толстому». А через две с половиной недели — 7 апреля по новому стилю — он скончался.
Рубрики: | Поэты и поэзия/Поэты XIX века |
Метки: Алексей Жемчужников поэт
Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям
Краткая биография жемчужников
Алексей Михайлович Жемчужников родился 23 февраля 1821 года в городе Почеп Черниговской губернии (ныне райцентр Брянской области) в старинной дворянской семье. У его отца, Михаила Николаевича, в Елецком уезде Орловской губернии (теперь Липецкая область) было имение Павловка, где и прошло детство будущего поэта, куда не раз он приезжал впоследствии.
В «Автобиографическом очерке», датированном 17 февраля 1892 года, Жемчужников писал о себе:
«Воспитывался до 14-летнего возраста дома. Потом поступил, в 1835 году, в Первую Санкт-Петербургскую гимназию, из которой вскоре вышел, чтобы держать экзамен в только что основанное императорское училище правоведения, куда и был принят. Окончив курс, я вышел из училища и 1841 году с чином 9-го класса. Я поступил на службу в Сенат. Летом 1847 года я перешел из Сената на должности помощника юрисконсульта, а в 1849 году поступил на службу в Государственную канцелярию. 1-го января 1858 года я вышел в отставку» 1 .
Работая в Сенате, Алексей Михайлович продолжал свои литературные занятия. Захваченный театральной лихорадкой, он решил стать драматургом и писал уже не только для домашней сцены, но и с намерением войти в репертуар Александрийского театра, пробуя себя в самых различных драматических жанрах.
В 1850 году в журнале «Современник» он поместил одноактную комедию «Странная ночь». Это было первое произведение, опубликованное А. М. Жемчужниковым в печати. Вместе со своим двоюродным братом А. К. Толстым он пишет комедию «Фантазия», которая 8 января 1851 года была поставлена на сцене Александрийского театра в Петербурге. Это был водевиль, в котором авторы издевались над убожеством тогдашнего комедийного театрального репертуара. Эффект от спектакля был ошеломляющим. По велению Николая I «Фантазию» запретили к дальнейшей постановке на сцене. Фактически это был дебют Козьмы Пруткова, писателя, созданного воображением братьев Жемчужниковых и Алексея Константиновича Толстого. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество казенных людей, их легкомыслие и самодовольство. В 1854 году в юмористическом отделе «Современника» были напечатаны «Досуги Козьмы Пруткова». Публиковался Козьма Прутков и позже, когда А. М. Жемчужников вышел в отставку в 1858 году, чтобы жить «вне мундиров и парадов». Произведения «прутковского цикла» принесли поэту широкую известность.
Выйдя в отставку, А. М. Жемчужников жил в Калуге и Москве, затем продолжительное время за границей: в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Там он продолжал литературные занятия, отсылая свои произведения в журналы «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник».
Только в 1884 году Жемчужников возвратился на родину и целиком отдался литературному труду. Стихи его никогда не достигали такой выразительности, гражданственной определенности, как в эти годы. В них часто звучало искреннее сочувствие угнетенному народу, стойкая вражда к самодержавному произволу и политической реакции («Духа не угашайте», «Новая вариация на старую тему», «Столковались», «Скерцо на гражданские мотивы»).
Многие стихотворения 80-90-годов написаны в любимой Павловке, где Жемчужников прожил десять лет. Находилась она километрах в двух от долгоруковского села Вязовое. Там были барский дом с мезонином, служебные постройки, сад с липовыми аллеями и два пруда.
Полюбив с детства русскую природу, А. М. Жемчужников впоследствии не раз возвращался к ней в своих произведениях:
Обитель мирная, приют благословенный,
Обетованная мне господом земля!
Мне краше и милей, о вы, во всей вселенной –
Мой сельский дом, и сад, и роща, и поля.
И далее через четверостишие он продолжает:
За все, что есть в тебе, за все, что слышу, вижу,
За тихий твой простор, за красоту твою,
За то, что нет в тебе того, что ненавижу,
Родимый угол мой, тебя я так люблю 2 .
Жемчужников умел передать словом звуки и краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе дышат искренней, горячей любовью к Родине.
В поздних стихах поэта воспроизведена редко встречающаяся в литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой («Песни старости», «Прощальные песни»).
Об обаянии личности А. М. Жемчужникова И. А. Бунин рассказывал в своих «Автобиографических заметках»: «изящен, душист, свеж и бодр, несмотря на всю слабость здоровья». Он отмечал и удивительную скромность поэта, взыскательность к своему творчеству. Лишь на 71-м году жизни Алексей Михайлович впервые подготовил свои произведения для отдельного издания. «Мне все хотелось, – признавался поэт, – написать еще что-нибудь получше прежнего, и я не терял надежды, что это исполню. Теперь издаю полное собрание моих стихотворений, но не потому, что надежда моя исполнилась, а потому что наконец – пора!» 3 .
В 1892 году вышли стихотворения А. М. Жемчужникова в двух томах. При жизни поэта было издано еще два сборника его произведений: «Песни старости» (1900) и «Прощальные песни» (1908).
Я жду, чтобы теперь меня сменил поэт,
В котором доблести горело б ярче пламя,
И принял от меня не знавшее побед,
Но незапятнанное знамя.
— так писал поэт в своем литературном завещании.
Русская критика конца XIX века видела в Жемчужникове продолжателя поэтических традиций классики. Его творчество высоко ценили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, они вдохновляли и всячески ободряли поэта. Жемчужников гордился сердечной дружбой с Л. Н. Толстым, который писал в день полувекового литературного юбилея поэта: «Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной пятидесятилетней литературной деятельностью. Поздравляю себя с тоже почти пятидесятилетней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась» 4 .
Умер Алексей Михайлович Жемчужников 7 апреля 1908 года в Тамбове, похоронен в Москве.
1 Жемчужников А. М. Избранные произведения. М.-Л.; Сов. писатель, 1963, с. 61.
2 Жемчужников А. М. Избранные произведения. М.-Л.: Сов писатель, 1963. с. 162-163.
3 Жемчужников А. М. — В кн.: Писатели Орловского края:биобиблиогр. словарь. Орел, 1981, с. 66.
4 Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1933, т. 72, с. 302.
Произведения автора
- Странная ночь: комедия в одном действии в стихах. – СПб., 1850. – 55 с.
- Стихотворения: в 2-х т. – СПб., 1892.
- Стихотворения: в 2-х т. – 2-е изд. – СПб., 1898.
- Песни старости: стихотворения. 1892-1898. – СПб., 1900. – 131 с.
- Прощальные песни. 1900-1907. – СПб., 1908. – 76 с.
- Стихотворения: в 2-х т. – 2 изд., – СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. – Т. 2. – 256 с.
- Избранное / подгот. текста и вступит, статья Б. Илешина. – Тамбов: Кн. изд-во, 1959. – 320 с.
- Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1988. – 332 с.: ил. – (Поэтическая Россия).
- Избранные произведения. – М.-Л.: Сов. писатель, 1963. – 415 с. – (Б-ка поэта. Большая серия).
- Подымовское дело // Орловский библиофил: альманах. – Орел, 2006. – Вып. 8. – С. 94-108.
Литература о жизни и творчестве
- Христенко И. А. Место, на котором находилась усадьба Павловка, связанная с жизнью и творчеством поэта А. М. Жемчужникова // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область. – М., 1980. – С. 63-64. – (Труды НИИ культуры; Т. 87).
- Жуков Д. А. Козьма Прутков и его друзья. – М.: Худож. лит., 1983. – 384 с.
- Перья на голове, коньяк на столе и два пистолета в руках : [о А. М. Жемчужникове по «Воспоминаниям оренбургского старожила» П. П. Жакмона на стр. «Исторического вестника»] / подгот. А. Дмитриев // Липецкая газета. – 1998. – 24 апр.
- Харлампиди О. Д. Козьма Прутков и его создатели // Литературное краеведение в Липецкой области: учеб. пособие. – 2-е изд., доработ. и доп. – Елец, 1999. – С. 182-193.
- Поляков А. М. Имение поэта: [д. Павловка Богато-Платовской волости Елец. уезда принадлежала А. М. Жемчужникову] // Липецкая газета. – 1999. – 28 мая. – С. 5.
- Братья Жемчужниковы – знатные земляки : [уч-ся и преподаватели Стегаловской ср. шк. Долгорук. р-на, что в с. Приютовка, установили мемориал. доску на месте усадьбы братьев Жемчужниковых] // Липецкая газета. – 2001. – 3 апр.
- Федорин И. А. «Поэзия… в моём наследстве» // Узы памяти: книга очерков / И. А. Федорин. – Елец, 2007. – С. 48-51.
- Зорин В. Потомок Гоголя, предок Чехова: [о Кузьме Пруткове и его «родителях»] // Добрый вечер. – 2008. – 26 марта-1 апр. (№ 13). – С. 15.
- Кукpaк С. Поклонник знанья и свободы // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 3-5.: ил.
- Конышев Ю. Печаль пересмешника : о Козьме Пруткове и Алексее Жемчужникове // Липецкая газета. – 2011. – 25 февр. – С. 7.
- Ляпин Д. А. Поэт и гражданин // История Елецкого уезда в XVIII – начале XX веках / Д. А. Ляпин. – Саратов: Новый ветер, 2012. – С. 149-151. : портр.
- Неермолова Н. «Быть может, средь нравственной скверны иных от паденья спасет задушевная речь. »: духовная нива поэта Алексея Жемчужникова : разработка урока // Духовно-нравственное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 68-73.
Справочные материалы
- Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 9.
- Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 240-241.: портр.
- Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 140-142.: ил.
- Русские писатели. 1800-1917 : биогр. словарь. – М., 1992. – Т. 2. – С. 264-267.
- История русской литературы XIX века: библиогр. указ./ под ред. К. Д. Муратовой. – М.-Л., 1962. – С. 325-327.
- Русские поэты XX века: материалы для библиографии. – М., 2007. – С. 198. – (Studia poetica).
- Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 38-43.
- Главная /
- Персоналии /
- Жили, пребывали в Липецком крае
-
Персоналии
Терпигорев Сергeй Николаевич (1841–.
Писатель и публицист, автор повестей, рассказов о трудной жизни простого народа в царской России. Родился с.
Нырков Дмитрий Николаевич (1971-200.
Поэт Дмитрий Нырков родился 3 июля 1971 года в г. Липецке в семье инженеров-металлургов.
Сигунов Петр Николаевич (1931–1983).
Писатель-натуралист. Родился в д. Глебовка Становлянского района.
Памятные места
Мемориальная доска М. В. Водопьянов.
Установлена на здании школы № 9, которой присвоено имя писателя.
Мемориальный музей памяти Л. Н. Тол.
Музей находится в доме, в котором провел свои последние дни великий писатель.
Бюcт И. А. Бунина (г. Липецк).
Бюcт писателя установлен в гимназии № 1 города Липецка в 2015 году к 145-летию со дня рождения писателя.
- Главная страница
- Персоналии
- Уроженцы Липецкого края
- Жили, пребывали в Липецком крае
- Географический указатель
- Памятные места
- Литературные премии
- Литературные объединения
- Литературные фестивали
- Литературный журнал «Петровский мост»
- О проекте
- И. А. Бунин. Хроники
© 2013-2021 Литературная карта Липецкой области. Все права защищены.
Здесь под небом чужим, я, как гость нежеланный. Ко дню рождения А.Жемчужникова
22 февраля 1821 года родился русский лирический поэт, сатирик и юморист. Один из создателей образа Козьмы Пруткова А.М. Жемчужников. Поэт-гуманист, предвестник Есенина, Рубцова и чеховского смеха.
«Если поскользнёшься и утонешь, то можешь легко лишиться жизни»
Читатель! разочти вперёд свои депансы. К. Прутков
Всё в бедной отчизне////Преступно иль глупо!////Всё веяния жизни —////Как запахи трупа!////А. Жемчужников////*////Мне побед не надо,////Да и как мне побеждать?////Мне теперь одна отрада —////В Дypaчки с тобой сыграть.////Ф. Сологуб
Одно время в СМИ громом среди ясного неба прозвучало сообщение о том, что в одной из российских республик (неважно какой, не суть) вводится духовно-нравственная паспортизация молодёжи. В чём она заключается?
На территории республики каждый молодой человек в возрасте 14-35 лет должен пройти духовно-нравственную паспортизацию. И получить документ, в котором будут указаны его личные хаpaктеристики, национальная принадлежность и т.д. Здесь же, в паспорте, надобно отметить лиц, ответственных за этого человека.
Ничего не напоминает.
А вот послушайте, из старенького:
«…Истинный патриот должен быть враг всех так называемых «вопросов»! С учреждением такого руководительного правительственного издания даже злонамеренные люди, если б они дерзнули быть иногда несогласными с указанным «господствующим» мнением, естественно, будут остерегаться противоречить оному, дабы не подпасть подозрению и наказанию. Можно даже ручаться, что каждый, желая спокойствия своим детям и родственникам, будет и им внушать уважение к «господствующему» мнению; и, таким образом, благодетельные последствия предлагаемой меры отразятся не только на современниках, но даже на самом отдалённом потомстве». Козьма Прутков. «Проект: о введении единомыслия в России». 1859 год.
Ничего нового, в принципе, в том достопочтимом (южном) крае не придумали.
Духовно-нравственное воспитание, конечно, необходимо. Как и военно-патриотическое, и идеологическое, и политическое. Только вот всё это сильно напоминает чащобы фарисейства семимильными шагами наступающего-приближающегося в пятидесятых годах XX века коммунизма — молодости мира! …С голоногой строгостью «чистеньких» пионеров Октября. С веригами и кандалами глухонемой звериности. Со всесторонне и гармонично развитыми людьми равенства и счастья — под прикрытием некой нерушимой и вовек не сгибаемой партийно-национальной идеи, но…
К истинной вере, «твердеющей в книгохранилищах Ватикана», данное постановление вряд ли имеет какое-то отношение. Все мы прекрасно знаем, чем кончилось то возвышенное социалистическое предприятие бредового оборотничества мелких бесов. Чем кончилась та эпоха сучьев и бурелома, до одури отравленная ядом: «Гибель воет у дверей…» — говорила Ахматова. Эпоха выродилась, погибла.
В отличие от неумирающего и напрямую связанного с героем повествования гусара, действительного статского советника Козьмы Петровича Пруткова — поныне литературно здравствующего и вполне себе процветающего, необычайно по-философски и событийно свежего. До сих пор повсеместно actual.
Начнём издалека… С популярнейшего танго и крайне интересной временно́й коллизии. Потому что связана эта коллизия с незабвенной личностью дорогого героя текста: Алексея Михайловича Жемчужникова, представителя Золотого века русской поэзии.
Однажды в 1923 году, в Польшу, из неудавшихся румынских гастролей прибыл неотразимый и страстный король кафешантанов Александр Вертинский. Нeблагонадёжный элемент, — по сведениям НКВД: — недавний эмигрант первой волны.
Вкупе с замечательным аккомпаниатором, бывшим российским подданным Ежи Петербурским (без «г», чем грешат многие издания, — авт.) они создают настоящий непревзойдённый шедевр — шлягер «Журавли».
На стихи Вертинского:
Здесь под небом чужим, я, как гость нежеланный////Средь угрюмых людей, незнакомой земли,////Слышу крики и плач, вижу птиц караваны —////Подлетают, спеша, на ночлег журавли…
У Ежи это не первое стопроцентное попадание в цель: тут и «Танго милонга», и знаменитые «Утомлённые солнцем», и «Синий платочек».
«Журавли» же, в свою очередь, по-настоящему вспыхнули всеми цветами радуги и зрительского признания ближе к 30-м — Германия, вновь румынская Бессарабия, европейские кабаре и пабы.
С неизъяснимой непредсказуемостью авторство музыки Вертинский почему-то приписывал себе. А слова — старому русскому поэту А. Жемчужникову. Тем самым снимая вопросы цензурного порядка (он не был стеснён никакими договорённостями с композитором).
В конце войны отредактированная и всласть переиначенная на всевозможные лады песня (причём «осенние» журавли стали «весенними»), — на трофейных аккордеонах отправляется в СССР. Где была подхвачена всевозможными подпольными и разрешёнными джаз-бандами. Записана-переписана сонмами рентгеновских плёнок. И на десятилетия успешно вошла в кабацкий репертуар.
Текст не раз по-любительски и по идеологическим причинам переделывался («там есть право на труд, там меня понимают» и т.п). Авторство в пластинках даже не указывалось уже…
И только в наши дни появилась искусствоведческая, одномоментно мифологическая версия происхождения «Журавлей». В частности версия Н. Овсянникова.
Вертинский, по доносу посаженный в Бухаресте в тюрьму (1922), с печалью «распятого Христоса» вдруг увидал из-за камерных решёток далёких птиц. Изящно и гордо плывущих в чужом небе. Как же тут было не вспомнить превосходное стихотворение Алексея Михайловича Жемчужникова, — хорошо знакомое беглому советскому артисту, — «Осенние журавли»:
Сквозь вечерний туман, мне, под небом стемневшим,////Слышен крик журавлей, всё ясней и ясней…////Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,////Из холодной страны, с обнажённых степей.//// ////Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,////Где уж савана ждёт, холодея, земля////И где в гoлых лесах воет ветер унылый, —////То родимый мой край, то отчизна моя.
К слову добавим, актёр мог бы исполнять номер и на оригинальные стихи Жемчужникова. Но Вертинский не был бы Вертинским, если бы что-то происходило без личного его вмешательства: в поэзию либо музыку произведения. Вот он и сделал, сейчас бы сказали: кавер-версию на классический текст.
…А Жемчужников не был бы Жемчужниковым, не оставшись в памяти потомков прекрасными виршами, бескрайней любовью к родимому краю — «холодеющей» отчизне, и… неуёмным фонтанирующим юмором, разумеется. Куда ж без этого: «Я понимаю смех, тот горький смех сквозь слёзы…»
Ведь кто как не он со товарищи мог, надев вицмундиры, за ночь объехать всех петербургских архитекторов с жутким известием об Исаакиевском соборе, внезапно провалившемся под землю! И что утром спозаранку всенепременно надлежит явиться во дворец к императору.
Вообще юношеские шутки братьев Жемчужниковых и иже с ними явились несметными прообразами будущих литературных жемчужин. В основном эмоционально-эпизодического хаpaктера — в виде мизансцен и блестящих скетчей.
Тем не менее в некоем смысле они определили целое эстетическое, поведенческое направление гигантов глобального юмора подобно Чехову.
Наверняка Антон Павлович, работая над «Cмepтью чиновника», вспоминал историю о том, как кто-то из братьев — в партере театра — специально слоном прошёлся по ноге высокопоставленного сановника. И потом каждый божий день досаждал ему с нелепыми извинениями. Досаждал до тех пор, пока тот не взъярился и не погнал обидчика к чёртовой матери!
А Лев Толстой, обрисовывая неуёмные кутежи Безухова с Курагиным, похохатывал над барахтающимся в Фонтанке цирковым косолапым с привязанным Жемчужниковыми к хребту квартальным — спина к спине: медведь-пароход.
Помните несчастного канючащего Паниковского: «Дай миллион, дай миллион!» — Фантазия Остапа Бендера мало чем отличалась от затеянного братьями Жемчужниковыми ежедневного потешного моциона с министром финансов: «Министр финансов — пружина деятельности!» — раз от разу приподнимая шляпу. Пока последний, вконец выведенный из равновесия, не пошёл с жалобой к государю.
Так и слышится возмущённый возглас Николая I: «Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видел!»
Правда, произнесено это не по поводу странной жалобы затюканного напрочь министра. А об одноактной комедии-пасквиле «Фантазия» (1851).
Пpaктически первом российском опыте в жанре драмы абсурда. Авторства упомянутого вначале консервативного новатора, философа-дилетанта Козьмы Пруткова. Совместного детища трёх ро́дных братьев Жемчужниковых и одного двоюродного — А. Толстого: «Ну, батюшка! твоя собачка только похожа на мою; а эта моя, настоящая Фантазия! Прощай! Ты более не нужен ни мне, ни Лизе! Пошёл вон! …А вас, милые дети, я благословляю. Будьте счастливы и благополучны; размножайтесь и любите как себя взаимно, так и своих будущих многочисленных детей, — точно так же, как я люблю свою Фантазию. (Целует моську.) Теперь пойдём домой».
Комедию — «тщательно спланированный скандал» — закрыли на следующий же день после премьеры. Литераторов-озорников это нисколько не смутило и не удивило. А наоборот, раззадорило.
Средь современности бесцветной////Вступили в связь добро и зло;////И равнодушье незаметно,////Как ночь, нас всех заволокло.//// ////…Иль вдруг родится мысль больная,////Что людям надобна война, —////И рвёмся мы к войне, не зная////Ни почему, ни с кем она.
Автор этих строк Алексей Жемчужников конца XIX в., имманентно, чудесным манером вписывается в эстетическую серединку меж двух могутных вех, от XVIII до XX вв. Где каждый, — от извечных антиподов Тредиаковского с Сумароковым до извечных друзей Пастернака с Ахматовой, — по-своему сопротивлялся вялой бескрылости «шкурного времени».
Он не революционен, — но непримирим. Чрезвычайно лиричен и напевен, — использует оружием насмешку, шутку и сатиру.
Прорываясь вперёд, безжалостно рубит на пути фетовские никчемные лесные ели, завесившие рукавами тропинку. Зашорившие пристальный гражданский взор в ледяном молчании безысходности: «…взгляну ли вокруг — ничего ниоткуда не видно».
Средь «современности бесцветной» он тягостно ищет хоть что-нибудь — хоть какие-то следы прежних смеха и слёз. Священных слов или чувств. «Но пусто! — восклицает великолепный Лев Аннинский: — Ничего не входит в ум, дремлющий средь замёрзшей реальности. Тайны нет… вернее, есть какая-то «белая тайна», непроницаемая и безответная. Напрягаешь слух и ничего не слышишь».
Вот он и стоит безмолвно — пред «грустной картиной зимы», — вспоминая прошлое, о чём-то плача и думая: «О, наши прежние затеи!! О, волей грезившие дни. » — Кругом ханжество, фальшь. Показуха.
Славный либерал прекраснодушных тургеневских 1840-х. Проклинающий страну, где уж «солнце без силы». Осуждающий богом хранимую державу, безнадёжно и надолго завязшую средь колдобин, рытвин и грязи по бесконечным её нивам, весям, градам.
Поэт, добравшийся до «шлагбаума веков», свято когда-то веривший в родного слова возрождение и исправление нравов. Исступлённо, в опустошении сжимается душой в мыслях о неисправимой «природе человечьей». Вслепую рвущейся в кровавую бойню, не зная ни почему, ни «с кем она»… эта скоро грядущая война всех против всех. И супротив рожна…
Хотели ль мы порядок стройный////От смутных оградить тревог,////Взнуздать мы думали ль порок////И дерзость мысли беспокойной, —//// ////Но в страшный мы вступили бой,////Все средства в помощь призывая,////И по земле своей родной////Прошли как язва моровая.
Биография Жемчужников Александр Михайлович
(1826 — 30 апреля 1896 года в Витебске) — литератор.
Некролог Нам сообщают, что 30 апреля, в своем витебском имении Лоберж, умер Александр Михайлович Жемчужников.
Покойный сын действительного тайного советника, сенатора М. Н. Жемчужникова и родной брат известного современного поэта, родился в 1828 году. По Высочайшему повелению, девяти лет он отдан был в Александровский корпус (1835), оттуда перешел в 1 кадетский (1838), но, не окончив там курса, подготовился дома и поступил на юридический факультет Петербургского университета.
Выпущенный из университета со степенью кандидата (1850), покойный начал службу при оренбургском генерал-губернаторе графе В. А. Перовском, при котором и состоял до 1867 года, после чего вышел в отставку и занялся сельским хозяйством.
В 1853 году, на страницах «Современника», им были напечатаны «Басни», которые послужили поводом к появлению в том же журнале так называемых «Досугов Козьмы Пруткова»: под таким названием, как известно, помещались остроумные стихотворения и метко выраженные заметки или афоризмы, вышедшие из-под пера покойного, его братьев Алексея и Владимира Михайловичей, а также их двоюродного брата, известного поэта, графа А. К. Толстого.
Произведения этих лиц, под псевдонимом Козьмы Пруткова, имели большой успех: недавно они вышли пятым отдельным изданием. («Московские Ведомости», 1896, № 120.) Библиография О нем: «Исторический Вестник», 1896, кн. 6, с. 1055; 1905, кн. 4, с. 80-82. «Новое Время», 1896, № 7249.Биография Жемчужников Александр Михайлович
Ещё биографии:
Жемчужников Алексей Михайлович — лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства;.
Жемчужников Владимир Михайлович — сын сенатора Михаила Николаевича Ж. и жены его Ольги Алексеевны, рожденной Перовской, родился 11-го апреля 1830 г., был в Санкт-Петербургском университете, сперва на юридическом, а потом на историко-филологическом факультетах.
Жемчужников Лев Михайлович (Gemtchouchnicof); Здесь помещается, без всяких изменений, автобиография, присланная мне самим художником. «Я родился 2 ноября 1828, в деревне, в Орловской губернии, Елецкого уезда. Первоначальное воспитание я получил в Царскосельском малолетнем.
Жемчужников Аполлон Аполлонович — генерал-майор, начальник штаба отдельного Сибирского корпуса. Родился в 1798 году, умер в 1848 г. В службу вступил 26 марта 1815 г. колонновожатым в свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской.
Гвоздев Иван Михайлович (умер 14 ноября 1896 года в Петербурге) — заслуженный профессор. Некролог 14 ноября скончался в Петербурге, после продолжительной болезни, Иван Михайлович Гвоздев, заслуженный профессор Казанского университета, один из. немногих представителей.
Жемчужников Михаил Николаевич — действительный тайный советник, сенатор, дворянин Орловской губернии, родился 9 ноября 1788 года, умер 3 сентября 1865 г. Окончив курс наук в 1-м кадетском корпусе, Ж. 25 февраля 1806 г.
Поздняк Дмитрий Михайлович (1844 — 9 октября 1896 г. в Петербурге) — члeн совета Главного управления по делам печати, действительный статский советник. Некролог В Петербурге, на Волковом кладбище, 12 октября похоронили члeна совета.
Бехтер Александр Николаевич (1840 — 16 ноября 1896 года в Петербурге) — помощник главного начальника женских гимназий. Некролог 16 ноября, в Петербурге, скончался бывший помощник начальника Петербургских женских гимназий, действительный статский советник Александр.
Имшенецкий Александр Иосифович (1787 — 22 мая 1896 года в Петербурге) — генерал-лейтенант. Некролог Генерал-лейтенант Александр Иосифович Имшенецкий скончался на днях, дожив до 109 лет. Родился он в 1787 году и начал службу.
Мансветов Валентин Михайлович (умер 16 февраля 1896 г. в Петербурге) — студент. Вчера в клинике проф. Ратимова скончался студент V курса Военно-Медицинской академии В. М. Мансветов. Покойный около 2 лет работал в лаборатории.
Жемчужников Аполлон Степанович — генерал-лейтенант, бывший начальник 22 пехотной дивизии. Родился 22 декабря 1764 года, умер 24 июля 1840 г. Происходил из дворян. Воспитывался в Сухопутном кадетском корпусе, из которого выпущен 18 февраля.
Куклин Михаил Михайлович (умер 7 ноября 1896 г. в Вологде) — учитель-инспектор, автор. Некролог Нам пишут, что 7 ноября скоропостижно скончался учитель-инспектор Вологодского городского училища М. М. Куклин. Покойный был сын бедного сельского.
Бобрищев-Пушкин Александр Михайлович — писатель и судебный деятель (1851-1903). Окончив курс в Училище правоведения, служил по судебному ведомству. С 1896 по 1900 г. был председателем СПб. окружного суда, затем члeном консультации при министерстве.
Жемчужников 2-й Антон Аполлонович (1800 — 11.12.1873). — Поручик квартирмейстерской части. Отец — генерал-лейтенант Аполлон Степ. Жемчужников, мать — Анна Ив. Типольт; за отцом в Костромской губ. 40 душ. В службу вступил юнкером в.
Жемчужников Юрий Аполлонович [26 апр. (8 мая) 1885 — 9 янв. 1957] — сов. геолог, специалист в области геологии и петрографии угля, чл.-корр. АН СССР (с 1946). Окончил Горный ин-т в Петрограде (1915).
Кирпотенко Александр Потапович (23 февраля 1842 г. — 24 февраля 1896 г. в Петербурге) — преподаватель. Некролог Скончавшийся в ночь на 24 февраля преподаватель Александровского кадетского корпуса Александр Потапович Кирпотенко хорошо известен в.
Карачунский Лев Михайлович (умер 10 сентября 1896 г. в Петербурге) — журналист. Некролог В ночь на сегодня, 10-го сентября, скончался от скоротечной чахотки Лев Михайлович Карачунский. Покойный среди петербургских и московских журналистов пользовался.
Денисов Илья Самуилович (1818 — 2 апреля 1896 года в Петербурге) — протоиерей. Некролог 2 апреля скончался настоятель церкви св. Екатерины Великомученицы (при Императорской Академии художеств), заслуженный протоиерей Илья Самуилович Денисов. Покойный два.
Белоусов Петр Петрович (умер 2 августа 1896 года в Туле) — санитарный врач. 2 августа Тула лишилась одного из своих видных общественных деятелей: умер от скоротечной чахотки городской санитарный врач П. П. Белоусов.
Обресков Александр Михайлович — тайный советник, сенатор, сын сенатора Михаила Алексеевича Обрескова. Родился в 1793 году, умер в 1885 году. В 1804 году был зачислен на службу юнкером в коллегию иностранных дел. В.
Арсеньев Александр Васильевич (1854 — 14 января 1896 года в Петербурге) — журналист. Некролог В ночь с субботы на воскресенье, 14 января, скончался после тяжкой и продолжительной болезни Александр Васильевич Арсеньев, известный сотрудник.
Стругачев Александр Михайлович Руководитель УМНС России по Еврейской автономной области. Родился 17 августа 1961 в Комсомольске-на-Амуре. В 1986 году окончил планово-экономический факультет Хабаровского института народного хозяйства, после чего три года проработал в органах.
Куманин Федор Александрович (1855 — 24 апреля 1896 г. в Москве) — редактор-издатель. Некролог В ночь на 24 апреля скончался редактор-издатель журналов: «Театрал», «Театральная Библиотека», «Читатель» и «Справочного Листка для сценических деятелей» Федор.
Гутен-Чапский граф Карл-Эмерик Карлович (1828 — 10 июля 1896 года в Кpaкове) — археолог. Некролог 10 июля скончался в Кpaкове известный польский археолог граф Карл-Эмерик Карлович Гуттен-Чапский. Покойный родился в 1828 году в Пинском.
Аргамаков Василий Федорович (1840 — 16 июля 1896 года в Петербурге) — генерал-майор. Некролог Скончавшийся на днях генерал-майор Василий Федорович Аргамаков, принадлежал к числу славных сподвижников покойного М. Д. Скобелева во время последней.
Шайтанов Александр Михайлович — протоиерей; родился в семье священника Вельского уезда, Вологодской губернии в 1811 году и умер 4-го мая 1879 г. в Верховажье. Получил образование в Вологодской Духовной Семинарии, курс которой окончил.
Жуковский Петр Владимирович (8 июня 1824 — 11 февраля 1896 года в Петербурге) — камергер Высочайшего Двора. Некролог Вчера, 11 февраля, скончался от воспаления легких камергер двора Его Величества, Петр Владимирович Жуковский. Покойный.
Пестов Александр Степанович (умер 16 июня 1896 г. в Москве) — редактор описей и изданий Московского архива Министерства юстиции, статский советник. Памяти A. C. Пестова. 16 сего июня после продолжительной болезни скончался редактор.
Плавский Александр Михайлович — сенатор; происходил из дворян, родился 4-го июля 1807 года, окончил курс в бывшем Императорском Виленском университете в 1830 году со степенью кандидата философии и в следующем году поступил на.
Потемкин Александр Михайлович — действительный тайный советник, С.-Петербургский губернский предводитель дворянства, родился 30-го января 1787 г. и был сыном генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина и жены его Татьяны Васильевны, урожденной Энгельгардт — родной племянницы.
Биография Жемчужников Александр Михайлович
В 1918 году переехал во Францию, где окончил литературный факультет...
02 12 2023 20:14:35
, были заинтересованные в решение спopных вопросов государства: США, Великобритания (и ее доминионы), Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай...
01 12 2023 21:15:44
Все эти правители пришли к власти через дворцовые перевороты, главной опорой которых стали гвардейцы...
30 11 2023 10:12:26
Свои произведения он писал в стиле реализма и натурализма...
29 11 2023 2:44:25
Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию...
26 11 2023 1:29:42
Отец — донской казак по происхождению, профессиональный революционер, члeн партии большевиков с 1904, участник двух революций, один из создателей петроградской Красной гвардии, во время Гражданской войны члeн коллегии Наркомвоена, члeн Реввоенсоветов нескольких фронтов...
25 11 2023 2:58:39
Но любители фантастики и ужасов даже не подозревают, что этого бесcмepтного героя придумала утончённая дeвyшка, которой едва исполнилось 19 лет...
24 11 2023 18:24:35
С юных лет был приобщен к творчеству благодаря своим родителям...
23 11 2023 12:11:58
Ганс Гриммельсгаузен
Ганс Гриммельсгаузен
(Hans Jacob Christoffel Grimmelshaiisen, ок...
21 11 2023 21:58:16
Происходил из лотарингских дворян, его отец вместе со всей семьёй эмигрировал в Германию во время Французской революции, лишившей его всего имущества...
20 11 2023 12:28:41
Он был в числе главных теоретиков йенского романтизма...
19 11 2023 11:11:55
Тяжелая жизнь в детстве, воспитание в родственников стало причиной того, что в 13 лет Юнсон пошел со школы в самостоятельную жизнь...
18 11 2023 6:41:39
(5)
Верона (4)
Сиена (3)
Мое путешествие по Италии (3)
Милан (2)
Флоренция (1)
Рим (88)
****ВОКРУГ СВЕТА (913)
Страны Азии (76)
Португалия (65)
Европа (63)
Прогулки по Москве (57)
Англия (47)
********** (36)
Скандинавия (29)
Германия (28)
Латинская Америка (18)
Испания (59)
Италия (103)
Куба (12)
Петербург (59)
Россия (66)
Франция (72)
ШИТЬЕ, МОДА (276)
Моделирование (125)
Переделка (7)
Технология шитья (122)
ШИТЬЕ, МОДА (233)
Дизайнеры (27)
Идеи (132)
Подборка по шитью (9)
Шляпы, сумки,шарфы (54)
****ЭТО ИНТЕРЕСНО (1613)
В мире животных (380)
Интересные факты (160)
Природа (159)
Исторические факты и легенды (127)
НОВОСТИ (64)
Мир растений (55)
Народы мира: традиции, культура (48)
Полезно знать (75)
Языкознание (57)
Знаете ли Вы? (57)
***АРХИТЕКТУРА (102)
Дизайн (4)
История архитектуры (11)
ВЯЗАНИЕ (81)
ДЛЯ ДЕТЕЙ (78)
вязание (39)
шитье (29)
***ЖИВОПИСЬ (286)
графика, рисунок (17)
Акварель (11)
истории картин (80)
ИСТОРИЯ РОССИИ (8)
книги (15)
КУКЛЫ (38)
КУЛИНАРИЯ (338)
последнее (81)
кулинария (59)
выпечка (39)
ЖЗЛ (13)
(76)
МОЙ ГОРОД РОСТОВ (13)
***МОЙ КРАЙ (30)
История и легенды Ростова (4)
ИСТОРИЯ (13)
(11)
***МУЗЕИ (48)
полезно (8)
ПРИТЧИ (36)
СВОИМИ РУКАМИ (42)
****СКУЛЬПТУРА, ПАМЯТНИКИ (170)
**ПОЭЗИЯ (85)
***ЛЮДИ И СУДЬБЫ (221)
Истории из жизни (51)
история любви (47)
****Интересные истории (26)
УДИВИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО (268)
ФОТОГРАФИЯ (140)
Фото дня (27)
ФОТОХУДОЖНИКИ (116)
ЮМОР (117)
—Цитатник
Мексиканская художница известна не только своими уникальными картинами...
14 11 2023 4:20:29
Автор произведения – Агния Барто, с краткой биографией которой стоит ознакомиться, так как это очень интересная личность, полюбившаяся своими книгами не только миллионам детей, но и их родителям...
11 11 2023 14:53:42
До 1580 посещал местную школу, где изучал латынь, основы греческого языка, а также пение и стихосложение...
08 11 2023 18:41:32
– по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой...
07 11 2023 5:54:22
Либеральные историки, а количество таковых в стране начинает угрожать национальной безопасности российской державы, буквально всё в нашей истории искажают и представляют в негативном свете...
06 11 2023 1:18:20
Сын Александра Федосеевича Бестужева (1761—1810), издававшего вместе с в 1798 «Санктпетербургский журнал» и составившего «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества»...
05 11 2023 13:23:17
Трудно сказать, сколько восточных языков действительно знал Бартон...
03 11 2023 19:47:16
О нем написаны художественные и научно-популярные книги, сняты фильмы, значение его личности и роль в истории России пересмотрены...
02 11 2023 3:12:19
В 1939-1941 годах Третьему Рейху удалось овладеть обширными территориями...
01 11 2023 11:23:26
«Русское слово» — одно из самых ярких демократических изданий 60-х годов...
31 10 2023 14:25:11
Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства...
28 10 2023 13:22:55
Российское государство за тысячу лет существования не раз меняла социально-экономические уклады, прирастала территориями и, как следствие, трaнcформировала свои названия...
26 10 2023 20:52:53
Государственный деятель незнатного происхождения сумел сделать блистательную карьеру благодаря уму и трудолюбию...
25 10 2023 16:22:51
Его отец был юристом, помимо этого он был преподавателем Варшавского университета...
24 10 2023 8:18:56
Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии...
23 10 2023 10:13:41
Родился 15 января 1879 года в небольшом городке недалеко от Екатеринбурга...
21 10 2023 10:53:18
Писемский
Произведения этого писателя не входят в школьную программу...
20 10 2023 22:46:55
, представив её в виде калейдоскопа коротких историй, героями которых стали 376 персонажей, включая коронованых особ...
19 10 2023 11:37:29
Считается основоположником эстетики в декадансе и символизме...
18 10 2023 17:52:55
Последние бои под Курском совпали с началом общего наступления Красной Армии по всему фронту...
17 10 2023 10:18:53
Она называлась «Скромное исследование о природе и необходимости бумажных денег»...
16 10 2023 14:37:39
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::