Краткая биография монтескьё
Мудрость Человечества
Биография
Шарль Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьё (Монтескье́) (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18 января 1689 — 10 февраля 1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.
Выходец из аристократического гасконского рода. В 1705 окончил коллеж ораторианцев. Изучал право в Бордо и Париже.
В 1714 году стал советником парламента Бордо. В 1715 году женился на Жанне де Лартиг протестантского вероисповедания, которая родила ему троих детей. В 1716 после смерти дяди унаследовал должность вице-президента парламента Бордо и титул барона. Государственная служба вскоре стала его тяготить. В 1726 году, оставив должность президента парламента Бордо, посвятил себя занятиям наукой.
Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Как владелец замка Ла-Бред, сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя coблaзнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728—1731 годах, имели хаpaктер серьёзных исследовательских поездок.
Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1729 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года. В течение 1734—1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.
Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами, среди которых был французский исследователь спopных вопросов международного права Габриэль Мабли.
Незадолго перед cмepтью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», поcмepтно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).
Значение
Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.
В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.
Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных теорий представительной демократии. Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.
Политическое учение
- Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
- Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
- Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
- Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.
Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738—1794).
Краткий обзор произведения «О духе законов»
Законы
Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону.Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.
Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).
О войне
Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюдасостояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.
О духе народа
Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины мopaльного и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.
Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаемсвободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
О трёх различных образах правления
Основная цель разделения властей — избежать злоупотрeбления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.
Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Принципы форм правления:
- Республика — добродетель,
- Монархия — честь,
- Деспотия — страх.
Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.
К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.
В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.
Об индивидуальной свободе и свободе политической
Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, — отделение государства от гражданского общества и разделение властей.
«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они — всё, во втором — потому, что они ничто. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное — это безопасность гражданина».
Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.
Читайте также Краткая биография шевченкоЛиберализм — общественное движение:
— провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;
— поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;
— поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.
Шарль Монтескье
Фото Все
Шарль Монтескье — биография
Шарль Монтескье был философом, писателем, правоведом. Он жил во Франции эпохи Просвещения и много сделал для развития науки и культуры этой страны. Главной его заслугой перед Отечеством является труд о разделении властей: судебной, законодательной, исполнительной.
Детство и юность Шарля
Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.
Когда спустя 5 лет умер его отец, юный де Лабред стал советником (судьей) Бордоского парламента. Вскоре в его жизни произошло еще много событий: женитьба, избрание члeном академии Бордо, а после cмepти дяди (1716 г.) – получение титула барона де Монтескье одновременно с наследственной должностью зампреда Бордоского парламента.
Но очень скоро новоиспеченный барон де Монтескье разочаровался в карьере профессионального юриста. Его занимали глобальные вопросы, прятавшиеся за существующими законами, и их решения. Поэтому спустя десятилетие после вступления в должность Шарль продал ее, чтобы заняться более интересными для себя вещами.
Литературная и научная деятельность Монтескье
Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением/сокращением тканей под действием высоких/низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.
Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Шарлю де Монтескье попасть во Французскую академию.
Любознательный ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.
Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Его можно было часто видеть в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по хаpaктеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаpaкты.
Труды Шарля Монтескье
«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотрeбления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.
«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.
«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
МОНТЕСКЬЕ, ШАРЛЬ ЛУИ
МОНТЕСКЬЕ, ШАРЛЬ ЛУИ (Charles-Louis de Secondat, baron de La Brède et de Montesquieu) (1689–1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Родился в замке Лабред близ Бордо 18 января 1689 в семье Жака де Секонда, барона де Лабред. Получил образование в коллеже ораторианцев в Жюйи близ Парижа, а затем, как и приличествовало выходцу из парламентского «дворянства мантии», начал изучать право в Бордоском университете и стал адвокатом в 1708.
После cмepти отца в 1713 Монтескье, известный до этого как де Лабред, получил пост советника (или судьи) в парламенте Бордо. Вскоре он женился, был избран члeном Бордоской академии и после cмepти дяди в 1716 получил титул барона де Монтескье и наследственный пост заместителя председателя парламента Бордо (до революции парламентом во Франции назывался высший судебный, а не законодательный, как в Англии, орган). Монтескье, однако, мало интересовала карьера профессионального юриста. Позднее он заметил, что его занимали идеи, стоявшие за существующими законами, медленное развитие социальных институтов и принципы права. Поэтому десять лет спустя, в 1726, он с радостью продал свою должность, что вполне соответствовало принятым в то время обычаям.
В молодости Монтескье занимался естественнонаучными экспериментами и представил их результаты в Бордоскую академию. Среди них были наблюдения за сокращением тканей животных при охлаждении и их расширением при нагревании. Позднее эти эксперименты легли в основу заключений философа о глубоком влиянии климата на человека и, следовательно, на общественные институты.
Завоевав симпатии широкой читающей публики в 1721 живой сатирой на французское общество – Персидскими письмами (Les Lettres persanes), в 1728 Монтескье был избран члeном Французской академии (после некоторых колебаний академиков). В том же году он отправился в путешествие по Австрии, Италии, небольшим германским княжествам вдоль Рейна, Голландии. Большое значение имело его пребывание в течение полутора лет в Англии. Здесь он посещал сессии палаты общин, наблюдая с радостным удивлением открытую критику правительственной политики, которая была разрешена оппозиционным партиям в парламенте и газетах. Такая свобода была невозможна при абсолютной монархии в его родной Франции, как и почти везде в мире в то время.
Вся жизнь Монтескье была посвящена почти целиком чтению, размышлениям и медленной, тщательной работе над своими сочинениями. В огромной библиотеке в Лабреде он изо дня в день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю. Обладая замкнутым хаpaктером, позволяя себе открытость лишь среди друзей, Монтескье иногда появлялся в парижских салонах, стоя в стороне и наблюдая за разнообразием человеческих типов. Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаpaкты, однако завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755.
Персидские письма были опубликованы в 1721. В них использован взял восточный антураж, который Монтескье позаимствовал из изданного незадолго перед тем перевода Антуаном Галланом Тысячи и одной ночи и из описаний путешествий по Ближнему Востоку Ж.Тавернье и Ж.Шардена. Развлечения сиамца в Париже Ч.Дюфрена привлекли внимание философа к ценному литературному приему – «наблюдениям иностранца». Однако Монтескье превзошел всех своих предшественников. «Напишите мне что-нибудь вроде Персидских писем», взывал некий парижский издатель к молодым авторам. Несмотря на все попытки имитации работы Монтескьё, появление Турецких писем, Перувианских писем, Ирокезских писем не имело того успеха, который имели Персидские письма. В своих письмах персидский путешественник описывает разнообразные глупости и недостатки, а также более серьезные политические и религиозные злоупотрeбления во Франции 18 в. Чужеземцы поражаются тому, что французам представляется естественным порядком вещей.
Зачастую остроумие и ирония Монтескье превращаются в злую сатиру. Он уже научился писать в хаpaктерной энергичной и лаконичной манере. «Дворянство дают только за сидение в кресле», – пишет перс Рика, издеваясь над модным бездельем европейской аристократии (Письмо 78). «Великий аристократ – это человек, лицезрящий короля, разговаривающий с его министрами, а также имеющий предков, долги и пенсии», – пишет Узбек (Письмо 88). В Персидских письмах нападкам подвергаются также религиозные войны, инквизиция, папа римский, абсолютная монархия Людовика XIV и фиаско, которое потерпел Джон Лоу в проведении т.н. плана Миссисипи. Монтескье, заметил Вольтер, «сам мыслит и заставляет мыслить других».
Размышления о причинах величия и падения римлян (Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur décadence, 1734, исправленное издание в 1748) – небольшая, но очень важная для творчества Монтескьё книга. Ключевым словом в ее длинном названии является «причины». Почему Рим возвысился, почему он в конечном итоге пал? Исторические события имеют свои причины, и изучая их, мы достигнем мудрости, которая позволит избежать ошибок, совершенных в прошлом.
О духе законов (De l’esprit des lois, 1748) – труд всей жизни Монтескье, результат более чем двадцати лет чтения, размышлений и неторопливой, тщательной литературной работы. Благодаря этой книге политическая и социальная наука получила художественную форму и стала доступной широкой публике. Что такое законы? «Законы, – утверждает автор в самом начале книги, – в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Таким образом, эти отношения внутренне присущи вещам. Их можно найти и исследовать. Они зависят от типа правления, будь то тирания, монархия или демократия. Они различаются в зависимости от физических особенностей страны, ее холодного, теплого или умеренного климата, размера, хаpaктера рельефа – равнинного или гористого, религии, количества населения, манер, норм морали и обычаев ее обитателей.
Таким образом, представление об «относительности» человеческих верований и институтов имеет фундаментальное значение для мировоззрения Монтескье. Это подход, согласно которому мир не отличается единообразием. Родная страна не всегда права. Из этого акцента на «относительности» следовали космополитические выводы. Среди любимых идей Монтескье также был принцип разделения власти – законодательной, исполнительной и судебной, который он увидел в действии в Англии. В анализе системы разделения власти и использования принципа балансов и противовесов в правлении Монтескье занимал более ясную и определенную позицию, чем Дж.Локк. В отличие от Локка, он не поддерживал идею о верховенстве законодательной власти. Книга О духе законов попала в «Индекс запрещенных книг» в 1751. Годом раньше вышла блестящая работа Монтескье В защиту «Духа законов» (Défense de l’Esprit des lois).
Персидские письма, признавал итальянский правовед Ч.Беккариа, оказали значительное влияние на его тpaктат О преступлениях и наказаниях (1764), в котором он выступал против пыток и призывал к более гуманной процедуре судебного разбирательства. Письма несомненно повлияли на форму некоторых изречений Вольтера в Кандиде и других работах. Разумеется, они оказали огромное воздействие на широкую читающую публику. И сегодня они читаются с удовольствием и не без пользы.
Размышления о римлянах вдохновили великого английского историка Эдуарда Гиббона на написание Истории упадка и разрушения Римской империи (1776–1788), хотя он и не согласился с некоторыми заключениями философа. Более поздние историки Рима часто шли по пути, уже проложенному Монтескье.
О духе законов также стал фундаментальным трудом в области политической мысли. К нему с уважением относились умеренные лидеры начального периода Французской революции, и если бы Людовик XVI оказался более сильным и способным правителем, во Франции могла бы установиться конституционная монархия в духе английского правления. В США книга Монтескье пользовалась популярностью, ее читали на французском и в английских переводах.
Это особенно относится к анализу Монтескье английской формы правления. Во время дебатов на конституционном Конвенте в Филадельфии летом 1787 «знаменитый Монтескье» часто цитировался как известный авторитет. По поводу жизненно важного вопроса о разделении власти, писал Джеймс Мэдисон в Федералисте (№ 47), «оpaкул, с которым обыкновенно справляются, когда речь заходит об этом предмете. это Монтескьё. Если он и не имеет приоритета в авторстве этой ценнейшей политической концепции, ему, по крайней мере, принадлежит заслуга в том, что он наиболее действенно ознакомил с нею человечество».
Краткая биография монтескьё
Биография Шарля Луи Монтескье
Шарль Луи Секонда Монтескье (Montesquieu), барон де Ла Бред (18 января 1689, замок Ла Бред близ Бордо — 10 февраля 1755, Париж), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков.
Семья. Карьера. Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После cмepти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в бpaке с которой имел троих детей.
Хаpaктер. Интересы. «Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран члeном Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.
«Персидские письма». В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.
Париж. Шумная литературная слава привлекла Монтескье в столицу. С трудом сложив с себя судейские обязанности и полномочия президента Академии Бордо, он в 1726 году перебрался в Париж, периодически наезжая к семье в Бордо и Ла Бред. Он любил столичные салоны за изысканную светскость и ненавидел Версаль за чопopность. В 1728 году стал члeном Французской Академии, а позднее был избран в Лондонскую и Берлинскую Академии. Из-под его пера выходили как «литературные безделушки», так и сочинения на политико-правовые темы: «Размышления о богатствах Испании» (1724), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и др.; постепенно созревал замысел обширного тpaктата по вопросам права.
Путешествия. В 1728-1731 годах Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.
«О Духе законов». В конце 1748 года в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика. Книга поразила современников своим стилем: в отличие от авторов тяжеловесных и догматичных тpaктатов по вопросам права, Монтескье не предлагал никаких готовых схем. Его сочинение приглашало читателя на живописные и «экзотические» прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и общественных установлений. Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии. Важное место в книге занимала теория форм власти. Предлагая читателям трехчастную схему — «республика-монархия-деспотия», автор не брал на себя роль апологета или судьи. Разъясняя особенности каждого вида правления, Монтескье иллюстрировал их яркими примерами из истории. Поэтому каждое поколение читателей истолковывало «Дух законов» по-своему. Французские парламенты нашли в книге обоснование абсолютной власти короля «посредствующими властями» — привилегированными сословиями, многих привлекла нарисованная Монтескье картина «английской конституции», изложенная им локковская теория «разделения властей» (законодательной, исполнительной и судебной). Наконец, высокая оценка демократии способствовала развитию республиканских идей во Франции и за ее пределами. Осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований определяют историческое значение «Духа законов» в формировании современной политической культуры.
Читайте также Краткая биография сервантесПоследние годы. Cмepть. Последние годы Монтескье провел, совершенствуя текст «Духа законов» и «Персидских писем». К концу его жизни полемика вокруг них почти угасла. В 1753 году он написал свое последнее произведение «Опыт о вкусе», опубликованное (1757) в 7 томе «Энциклопедии». Умер от воспаления легких и погребен в церкви Сен-Сюльпис (могила не сохранилась). Похороны были на редкость скромными: лишь Дидро сопровождал его гроб.
Комментарии к статье:
Автор: Политическое учение
Дата: 2016-01-18 22:00:17
Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.
Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 года. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738—1794).
МОНТЕСКЬЁ ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА
МОНТЕСКЬЁ ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА — французский писатель, философ, один из крупнейших представителей французского Просвещения, члeн Французской академии (1728 год).
Выходец из гасконского аристократического рода. Получил классическое образование в коллеже ораторианцев (окончил в 1705 году), изучал право в Бордо и Париже. В 1716 года после смерти дяди унаследовал должность вице-президента парламента Бордо, а также титул барона де Монтескьё. Быстро разочаровавшись в госудрственной службе, Ш.Л. де С. Монтескьё посвятил себя занятиям историей, правом и естествознанием.
Дебютировал в литературе эпистолярным романом «Персидские письма» («Lettres persanes», 1721 год; русский перевод 1789 год), ставшим одной из вершин французской филосовской и сатирической прозы XVIII века. Отдавая дань господствовавшей моде на восточный экзотизм, Ш.Л. де С Монтескьё изобразил в качестве главных действующих лиц персов Узбека и Рику, которые в своих письмах с позиции близкого к природе «естественного» сознания критически оценивают французскую реальность последних лет царствования Людовика XIV с присущими ей падением нравов, усилением деспотизма и ханжества.
В 1726 году Ш.Л. де С. Монтескьё переехал в Париж, где ненадолго попал в водоворот салонной жизни. Творчество Ш.Л. де С. Монтескьё «светского» периода знаменуется интересом к игривым эротико-мифологическим сюжетам и в целом развивается в русле рококо: прозаической пасторали «Книдский храм» («Le temple de Gnide», 1724 год; руский перевод 1770 год), «Путешествие на Пафос» («Voyage а̀ Paphos», 1727 год).
В 1728 году, продав должность в парламенте Бордо, Ш.Л. де С. Монтескьё отправился в путешествие по Европе, с октября 1728 года по апрель 1731 гоа жил в Англии, где увлёкся философией Дж. Локка и изучением английской политической системы. Критика ничем не ограниченной единоличной власти содержится в диалоге «Сулла и Евкрат» («Sylla et Eucrate», до 1727 года). Автор тpaктата «Опыт о вкусе» («Essai sur le goût. », изд. в «Энциклопедии» Д. Дидро в 1757 году), в котором выступил сторонником классицизма. Долгое время Ш.Л. де С. Монтескье вёл дневник, его максимы, афоризмы, заметки поcмepтно опубликованы в сборике «Мысли» («Penseées», издан в 1899 году).
Широкую известность получили «Рассуждения о причинах величества римского народа и его упадка» («Considérations sur les causes de la grandeur de Romains et de leur dе́cadence», 1734 год; рус. пер. 1769 год) и «Дух законов» («L’esprit des lois», опубл. анонимно в Женеве в 1748 году; рус. пер., ч. 1-4, 1809-1814 годы).
Ш.Л. де С. Монтескьё выделял три основные формы правления: республику, монархию, деспотию. При республиканском правлении верховная власть находится в руках всего народа или его части, предпосылкой его являются гражданские добродетели (почему республики и редки). Монархия, управляемая одним лицом, не может существовать без «принципа чести». Деспотизм же, использующий власть по своему произволу, нуждается в постоянном страхе подданных перед наказаниями.
Политический идеал Ш.Л. де С. Монтескьё — конституционная монархия (по образцу английской). Вслед за Дж. Локком Ш.Л. де С. Монтескьё отстаивал принцип разделения властей в государстве — законодательной, исполнительной и судебной (смешение их ведёт к деспотизму).
Формы правления Ш.Л. де С. Монтескьё ставил в прямую зависимость от географической среды — климата, почвы и рельефа местности. Холодный (среднеевропейский) климат он считал благоприятным для установления политической свободы, в то время как жаркий — способствующим «духу рабства». Аналогично в «бесплодной» почве Ш.Л. де С. Монтескьё видел предпосылку воспитания у людей изобретательности, мужества, воздержанности и, как следствие, установления республиканской формы правления. Рельеф местности определяет величину территории государства: на обширных равнинах возникают государства большой протяжённости, а на пересечённой местности — государства малых и средних размеров, при этом обширные государства могут управляться только деспотической властью, в малых же странах закономерно возникают республики. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» («О духе законов», кн. 19, гл. 4), хаpaктеризующий у Ш.Л. де Монтескьё образ жизни, действий, поведения определённой исторической общности людей.
Ш.Л. де С. Монтескьё оказал влияние на К.А. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсона, А. Фергюсона, а также на представителей географической школы в социологии. Обоснованный Ш.Л. де С. Монтескьё принцип разделения властей был использован составителями американской конституции (1787 года).
Сочинения:
Избранные произведения. М., 1955;
Œuvres complètes. Oxf., 1988–2009–. Vol. 1–18–;
Œuvres complètes. P., 1990. Vol. 1–2;
Персидские письма // Французский фривольный роман. М., 2007.
Дополнительная литература:
Баскин М.П. Монтескье. 2-е изд. М., 1975;
Quoniam T. Montesquieu: son humanisme, son civisme. P., 1977;
Baum J.A. Montesquieu and social theory. Oxf., 1979;
Benrekassa G. Montesquieu. P., 1987;
Desgraves L. Répertoire des ouvrages et des articles sur Montesquieu. Gen., 1988;
Starobinski J. Montesquieu. P., 1994;
Chiappe J.-F. Montesquieu: l’homme et l’héritage. Monaco; P., 1998.
Он противостоял социалистическому строю, не желал прозябать «во лжи», стал образцом нравственности, авторитетом для русских людей...
24 03 2025 20:27:30
Мать принадлежала к семье Акутагава, в которой впоследствии воспитывался знаменитый писатель: отсюда и фамилия...
22 03 2025 20:34:19
Необходимость реформы обусловлена тем, что в России начала и середины 19 века было очень тяжёлое финансовое положение...
21 03 2025 16:20:38
Церковь присвоила ему звание равноапостольного, несмотря на то, что в биографии правителя было немало неприятных эпизодов, в том числе казнь собственной жены и сына...
20 03 2025 6:52:18
Принятие христианства в качестве государственной религии в конце X в...
19 03 2025 16:48:54
В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию...
16 03 2025 23:38:47
Бенна
Бени: творческий путь; особенности лирического «я»...
15 03 2025 1:34:45
Долго служил в провинции и Петербурге по министерствам внутренних дел и путей сообщения...
14 03 2025 23:57:51
На престол встал сын Павла Александр, который сам участвовал в заговоре против отца...
13 03 2025 17:16:38
Сидони Габриель Колетт – дочь офицера, родилась 28 января 1873 г...
12 03 2025 0:14:18
Для кого-то это километры асфальта, потоки людей в метро, шумные автострады, могучие небоскребы...
11 03 2025 21:22:53
NET
Саморазвитие в любом формате!
Слуцкий Борис Абрамович краткая биография
Слуцкий Борис Абрамович, книги, биография, цитаты...
10 03 2025 13:41:28
Творческий талант плодотворного автора проявился не только в художественной и документальной литературе – Радзинский известен также созданием сценариев для кинофильмов и сериалов...
08 03 2025 6:48:47
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г...
07 03 2025 22:54:22
Его краткая биография — это отражение целой эпохи в истории России со всеми ее противоречиями: катастрофами, войнами, достижениями, открытиями, масштабными проектами...
06 03 2025 10:16:37
) Жеромский, Стефан
Жеромский, Стефан
Жеромский, Стефан [Źeromski, 1864-1925] — крупнейший польский беллетрист новейшего времени, главный представитель общественного крыла Молодой Польши...
05 03 2025 2:33:29
Знак зодиака
Козерог
Цвет глаз
Темно коричневый
Найджелла Лоусон — английский писатель-кулинар, шеф-повар, журналист, телеведущая и телеведущая, получившая всемирное признание благодаря своим исключительным кулинарным навыкам и презентациям и работавшая с BBC, Food Network, ITV, Good Food Channel и Channel 4...
04 03 2025 5:18:22
Биография
Прославленный поэт, тонко чувствующий драматург, публицист и знаменитый прозаик Оскар Уайльд прожил полную трудностей и личных бед жизнь...
28 02 2025 20:43:22
У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы...
27 02 2025 17:35:28
Он происходил из старинной йоркширской семьи, переселившейся в Америку в XVII веке и жившей в строгих пуританских традициях...
26 02 2025 7:48:36
Известные носители: Йирасек, Алоис 1851 — 1930 — чешский писатель...
25 02 2025 22:30:39
Настоящее имя писателя — Франсуа Анатоль Тибо, место рождения — Париж, Франция...
24 02 2025 12:45:59
У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать...
23 02 2025 20:25:52
Одним из них был французский богослов – Жан Кальвин...
22 02 2025 2:16:57
Духовный мир и повседневный быт советского человека Эволюция представлений о смысле жизни...
21 02 2025 19:46:58
Michael Caine ; настоящее имя Морис Джозеф Миклуайт, англ...
19 02 2025 11:49:22
О нем написаны художественные и научно-популярные книги, сняты фильмы, значение его личности и роль в истории России пересмотрены...
18 02 2025 0:20:41
Отец — начальник железнодорожной станции, репрессированный и отбывавший лагерный срок в 1939—1954...
17 02 2025 22:15:24
И тогда даже начитанные люди полагают вполне результативного автора «человеком одного творения»...
16 02 2025 23:41:17
Механические сердца [ЛП]
Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...
14 02 2025 16:48:20
Rainer Maria Rilke , полное имя: René Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке; 4 декабря 1875, Прага — 29 декабря 1926, Вальмонт, Швейцария) — австрийский поэт...
11 02 2025 0:51:56
Впоследствии его отец был журналистом, редактором первых на Украине газет и журналов на еврейском языке...
09 02 2025 17:27:10
Ему, путем масштабных государственных преобразований, удалось создать сильную Российскую Империю...
08 02 2025 22:25:51
Чтобы не портить репутацию семье, ему дали выдуманную фамилию...
07 02 2025 21:45:11
имя Роберт Станиславович Петкевич; 1932-1994) – советский и российский поэт и переводчик, поэт-песенник...
05 02 2025 7:21:33
Либеральные историки, а количество таковых в стране начинает угрожать национальной безопасности российской державы, буквально всё в нашей истории искажают и представляют в негативном свете...
04 02 2025 18:28:55
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::