Краткая биография низами
Персидский поэт Низами Гянджеви: биография, творчество, память
Низами Гянджеви – известный персидский поэт, который творил во времена Восточного Средневековья. Именно ему нужно отдать должное за все изменения, которые пришли в персидскую культуру речи. В знак памяти об этом можно найти старую монету в 1 рубль 1999 года «Низами Гянджеви». Она приравнивается к 200 современным рублям.
Биография Низами Гянджеви
Поэт появился на свет примерно в 1141 году, предположительно 17 августа. Некоторые историки утверждают, что день рождения поэта был с 17 по 22 августа. Биография Низами Гянджеви начинается в городе Гянджа.
Несмотря на все достижения в области литературы, о жизни поэта и писателя известно очень мало. Имя Низами Гянджеви до сегодняшнего времени было окружено множеством тайн и загадок. Многие биографы привнесли в биографию поэта нечто свое, отчего она стала еще более насыщенной.
Низами Гянджеви – это псевдоним поэта. Настоящее его имя звучит как Абу Мухаммад Ильяс.
Семья литературного деятеля
Семья поэта Низами Гянджеви многие годы занималась простым ремеслом – вышиванием. Это сыграло немаловажную роль при выборе псевдонима поэта.
Отец поэта был чиновником, однако эта информация — лишь догадки историков и биографов. Мать Низами была урожденной иранкой, дочерью великого курдского вождя.
Родители Гянджеви рано скончались, что повлияло на личность поэта. Низами воспитывался своим дядей по материнской линии.
Образование Гянджеви
Говоря о том времени, когда жил Низами Гянджеви, можно сказать, что у поэта было прекрасное образование. В Средневековье было принято считать всех поэтов осведомленными во многих областях науки. Несмотря на эти обычаи, Низами прекрасно разбирался во многих дисциплинах. Стихи Низами Гянджеви доказывают, что поэт отлично разбирался в литературе Аравии и Персии, обладал развитой письменной и устной культурой речи. Кроме того, важно отметить, что он был образован и в точных науках. В стихах Низами Гянджеви прослеживается, что великий литературный деятель обладал знаниями в области астрологии, математики, астрономии, ботаники, медицины и алхимии.
Говоря о достижениях Низами, важно отметить, что поэт также разбирался в религиозных памятниках. Он знал все толкования Корана, прекрасно владел исламским правом, обладал определенными знаниями о христианстве и иудаизме.
Кроме того, Гянджеви прекрасно знал иранские легенды и мифы, разбирался в истории, этике, эзотерике, философии, а также в музыкальном и изобразительном искусстве своего времени.
Философское направление в творчестве
На протяжении многих веков Низами называют мудрецом. Это объясняется тем, что в своих стихотворениях поэт затрагивал очень важные проблемы, которые не могли не заставить задуматься читающих. Изучая творчество Гянджеви можно сказать, что он отнюдь не был философом. Мысли поэта нельзя отнести к тем великим изречениям, которые принадлежат, например, Ибн Араби или Сухраварди. Историки все же придерживаются того мнения, что Низами частично был философом, но важно отметить, еще и гностиком. Именно ему удалось объединить все те традиции, которые были введены в восточную культуру более ранними мудрецами.
Творчество поэта Низами
О творчестве поэта можно сказать совсем немногое. Низами нужна была свобода мысли, это было необходимо ему для того, чтобы не утратить честность в своих творениях. В них прослеживается искренность, некоторая отчужденность.
Многие произведения Гянджеви посвящены политическим отношениям между различными династиями и племенами, которые были как и соперниками Изельгитов, так и соотечественниками.
В архиве поэта найдутся и те произведения, которые отличаются от произведений Средневековья своей драматичностью. Романтические поэмы Низами построены очень сложно с точки зрения психологии повествования. Гянджеви раскрывает всю сложность человеческой души, ее глубину и богатство, когда внутренний мир наполнен любовью и благодарностью.
Жизнь персидского поэта
Известно, что Низами был женат трижды. Первой избранницей поэта стала paбыня, которая была очень любима Низами. Своей первой любви Гянджеви посвятил много произведений. Любимую поэт называл разумной и прекрасной женщиной. В 1174 году у супружеской пары появился сын. Мальчик получил имя Мухаммед. Однако буквально через несколько лет жена Низами скончалась. Такая же участь постигла и двух следующих супруг поэта.
Интересным фактом является то, что cмepть каждой из жен сопровождалась окончанием новой поэмы Низами. После cмepти третьей жены он с возмущением произнес фразу, состоящую из вопроса к Всевышнему о том, почему же за каждую свою поэму он должен платить утратой своей спутницы.
Гянджеви жил в тот период времени, который ознаменовался как этап нестабильности политики и интенсивности интеллектуальной деятельности. Можно найти отражение этого в его стихотворениях и поэмах.
Сложно сказать что-либо об отношении покровителей к творчеству Низами, потому как пpaктически невозможно определить точное время написаниях многих литературных произведений поэта. Но с уверенностью можно сказать о том, что Гянджеви пользовался уважением и удостаивался многих почестей при жизни. Существует легенда о том, что поэт приглашался ко двору, однако отказался от приглашения. Глава того государства, где располагался двор, считал Низами святым человеком и подарил ему огромное богатство, которое включало четырнадцать деревень, переданных во владения поэта.
Cмepть великого поэта
Точную дату cмepти поэта невозможно определить, так же как и дату его рождения. Биографы, жившие в ту эпоху, указывают разные даты, которые расходятся на очень большой отрезок времени – тридцать семь лет.
На сегодняшний день одно сказать можно точно: поэт скончался в XIII веке. Основной датой cмepти принято считать 1208 год, что основано на опубликованной Бертельсом надписи из родного города поэта.
Однако существует предположение о том, что Низами скончался в 1201 году. В основу этой догадки легли строки второй книги Искандера, которые были включены туда сыном Низами. Глава, которая содержит этот факт, рассказывает о cмepти таких великих людей, как Аристотель, Платон и Сократ. Гянджеви оставил богатое литературное наследие.
10 интересных фактов об азербайджанском поэте Низами Гянджеви
Выдающийся представитель мировой литературы, гениальный азербайджанский поэт и мыслитель Низами Гянджеви является одной из уникальных личностей, открывших новую страницу в летописи художественной мысли человечества. Яркое наследие великого мастера, превратившееся в неотъемлемую часть духовности азербайджанского народа, на протяжении многих веков занимает достойное место в сокровищнице неповторимых культурных ценностей. В 2021 году исполняется 880 лет со дня рождения азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви. В связи с этим президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 год — «Годом Низами Гянджеви». «Москва-Баку» составил 10 интересных фактов о великом мыслителе Низами Гянджеви.
Фото с google.com
Дата и место рождения
Точная дата рождения Низами неизвестна. Известно только, что он родился между 1140-1146 годами. По сложившейся традиции, годом рождения Низами принято считать 1141 год, который официально признан ЮНЕСКО. На этот год указывает сам Низами в поэме «Хосров и Ширин», где в главе «В оправдание сочинения этой книги» он пишет о том, что родился «под знаком Льва». В той же главе он указывает, что в начале работы над поэмой ему было сорок лет, получается, что родился в 1141 году. В тот год солнце находилось в созвездии Льва с 17 по 22 августа, из чего следует, что Низами Гянджеви родился в этот период. На протяжении всей жизни Низами Гянджеви жил и творил в древнем азербайджанском городе Гянджа, являвшихся одним из важных культурных центров того времени, именно здесь он создал восхитительные жемчужины словесного искусства, обогатившие историю философской и художественно-эстетической мысли Ближнего и Среднего Востока.
Имя и литературный псевдоним
О жизни Низами известно мало, единственным источником информации являются его произведения. Но и там не содержится достаточного количества надежной информации о личной жизни поэта, в результате чего его имя окружено множеством легенд, которые еще более украсили его последующие биографы. Настоящее имя поэта — Ильяс, его отца звали Юсуф, деда Заки. После рождения сына Мухаммада имя последнего также вошло в полное имя поэта, которое таким образом стало звучать: Низам ад-Дин Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф ибн Заки ибн Муайяд. А в качестве литературного псевдонима («лакаб») поэт выбрал имя «Низами», означающий «нанизывающий слова». В то же время есть данные, что отец поэта мог быть чиновником, а мать — дочерью вождя курдского племени. После cмepти рано скончавшихся родителей, Низами воспитывал брат матери, который был богословом.
Блестящее образование
Низами Гянджеви был блестяще образован. В те времена предполагалось, что поэты должны быть хорошо сведущи во многих дисциплинах. Однако, и при таких требованиях к поэтам Низами выделялся своей ученостью. Его поэмы свидетельствуют не только о прекрасном знании арабской и персидской литературы, традиций, но и математики, астрономии, алхимии, медицины, ботаники, богословия, толкований Корана, исламского права, христианства, иудаизма, иранских мифов и легенд, истории, этики, философии, эзотерики, музыки и изобразительного искусства. Низами часто называют «Хаким» (мудрец), его считают философом и гностиком, хорошо владевшим различными областями исламской философской мысли.
Фото с google.com
Свобода творчества
Хотя о жизни Низами сохранилось мало информации, однако точно известно, что он не был придворным поэтом, так как опасался, что в такой роли утратит честность, и хотел, прежде всего, свободы творчества. Сохранилось предание о том, как один из правителей-атабеков тщетно приглашал Низами ко двору, но получил отказ. Однако, считая поэта святым человеком, подарил ему пять тысяч динаров и владение с 14 селениями. Таким образом, Низами, в отличие от придворных поэтов, сохранил самостоятельность, будучи далеким от дворца. Правда, он посвящал свои произведения отдельным правителям, чтобы получить от них необходимое для жизни вознаграждение. Но даже тогда, когда он получал заказ на создание произведения на определенную тему, творил в соответствии со своими философски и эстетическими воззрениями, не стремился лишь угодить правителю. Следуя традиции, свои произведения Низами посвящал правителям из различных династий. Так, поэму «Лейли и Меджнун» Низами посвятил Ширваншахам, «Семь красавиц» — сопернику Ильдегизидов — одному из атабеков Мараги (Ахмадилидов) Ала ал-Дину.
Читайте также Краткая биография майринкЛичная жизнь
В конце 60-х годов произошло важное событие в жизни Низами. 30-летний поэт впервые в жизни испытал настоящую любовь. Правитель Дербента подарил ему юную пленницу Афаг. Гордую и красивую дeвyшку Низами ввел в свой дом не как невольницу, а как законную и почитаемую жену. Афаг не была образованна, но зато, как вспоминал поэт, обладала незаурядным умом, внутренней культурой, прекрасно знала народные сказания и песни, героические легенды своего народа. Афаг сыграла в жизни поэта заметную роль. Она вдохновила его на создание пленительных женских образов Ширин, Нушабе, Нистандарджихан. В 1174 году она подарила поэту сына Мухаммеда. Эти годы любви и семейного счастья, были самой светлой порой в жизни поэта. Он приступает к созданию своей первой дидактической поэмы «Сокровищницы тайн». К моменту завершения поэмы умирает жена Афаг и ее cмepть нанесла Низами глубокую рану. Потеряв жену, он всю свою любовь перенес на сына, воспитанием которого занимался лично. В большинстве своих поэм Низами посвящал сыну специальную главу под названием «Наставления моему сыну Мухаммеду», которые имеют важное значение для понимания педагогических взглядов поэта. Низами был женат трижды. Две другие жены также умерли, притом, что cмepть каждой из жен совпадала с завершением Низами новой эпической поэмы, в связи с чем поэт сказал: «Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой!»
Фото с google.com
Сокровищница тайн
Цикл из 5 эпических поэм снискал большую славу автору «Хамсе» («Пятерицы»). В 1178 году была создана «Сокровищница тайн» — первая поэма Низами, содержавшая новые для литературы XII века мысли и идеи. Ссылаясь именно на это произведение, некоторые ученые считали Низами поэтом-суфием. В этой поэме автор хотел преподать правителям урок справедливости и человеколюбия. Он смело разоблачает самоуправство и тиранию правителей, выступая защитником обреченных и угнетенных людей. В основе поэмы «Хосров и Ширин» (1180 год) заложен легендарный сюжет, изложенный также другим классиком литературы Фирдоуси: предание о любви шаха Хосрова к красавице Ширин. В своей тpaктовке Гянджеви впервые отводит главную роль героине, наделяя её высокими мopaльными качествами. В основе поэмы «Лейли и Меджнун» (1188 год) лежит старинная арабская легенда о несчастной любви юноши-поэта Кайса, прозванного Меджнун (буквально — «одержимый»), к красавице Лейли. Низами Гянджеви придал легенде монументальность и законченность, развил хаpaктеры героев, психологически мотивировав их поступки. Поэма «Семь красавиц» (1197 год) создана по мотивам средневековой восточной легенды о шахе Бахраме Гуре, который превращается из легкомысленного шаха в справедливого и умного правителя. Поэма «Искандер-наме» (1203 год) — социальная утопия Низана Гянджеви, объединяющая историческое повествование с философскими размышлениями и состоит из двух частей -«Шараф-наме» («Книга славы») и «Икбал-наме» («Книга счастья»). В центре поэмы образ Искандера — Александра Македонского, предстающего защитником всех обиженных и угнетенных. Образ идеального правителя дополнен смелой для своего времени идеей: как бы ни был хорош государь, совершенное общество — то, где все люди равны: нет ни богатых, ни бедных, ни властей, ни подчинённых.
Фото с google.com
Необычная поэзия
Язык поэм и стихов Низами отличается необычностью. Он избегает употрeбления обычных слов для описания действий, эмоций и поведения своих героев. Другой его особенностью является создание афоризмов. Так, в поэме «Лейли и Меджнун» Низами создал стиль, который отдельные авторы назвали «стилем эпиграмм», а многие из созданных им афоризмов стали пословицами. Сам Низами назвал свой стиль «гариб», что переводится, как «редкий, новый». Себя же он называл «волшебником слов» и «зеркалом незримого». Низами писал поэтические произведения, отличающиеся драматичностью. Его герои живут под давлением действия и должны принимать решения, чтобы познать самих себя и других. С одинаковым мастерством и глубиной Низами изображал как простых людей, так и царственных особ. С особым теплом он изобразжает ремесленников и мастеровых, рисует образы художников, скульпторов, архитекторов и музыкантов, которые часто становились ключевыми в его поэмах. Он хорошо знал исламскую космологию, и эти знания претворял в своей поэзии. Поэт был твердо уверен, что единство мира можно воспринять посредством арифметики, геометрии и музыки. Он также знал нумерологию и считал, что числа являются ключом от взаимосвязанной вселенной, так как посредством чисел множество становится единством, а диссонанс — гармонией.
Фото с google.com
Пуччини и Семь красавиц
Мало кому известно о том, что сюжет поэмы «Семь красавиц» Низами послужил основой для написания знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Турандот», первое представление которой состоялось 25 апреля 1926 года в итальянском Милане. Это, в свою очередь, является иллюстрацией известности Низами, выходящей за пределы азербайджанской литературы. К творчеству азербайджанского поэта обращался также великий немецкий мыслитель Иоганн Вольфганг Гете, создавший свой «Западно-восточный диван» под влиянием восточной поэзии. В «Комментариях и эссе относительно Западно-восточного дивана». Гёте обращается к Низами и упоминает героев его поэм:
Мука любви без любовных отрад,
Это Ширин и Ферхад.
В мир друг для друга пришли,
Это Меджнун и Лейли.
Cмepть поэта
Последние годы жизни Низами Гянджеви болел и почти не выходил из дома. Создав гениальные произведения, он так и не разбогател. Дата cмepти Низами до сих пор осталась не уточненной. Однако существует предположение, что кто-то из близких Низами людей, возможно сын, описал кончину поэта и включил эти строки во вторую книгу романа об Искендере, в главу, посвященных cмepти античных философов — Платона, Сократа, Аристотеля. В этом описании указан возраст автора по мусульманскому календарю, что соответствует дате cмepти в 598 году хиджры (1201/1202 годы). В описании указан возраст автора «Искендер-наме»:
Шестьдесят было лет и три года ему,
И шесть месяцев сверх, — и ушел он во тьму,
Все сказав о мужах, озарявших своими
Поученьями всех, он ушел вслед за ними.
Хоронили великого поэта с большими почестями. Его могила, над которой воздвигнут мавзолей, стала местом массового паломничества. В 1991 году был построен новый комплекс, включающий помимо самого мавзолея парк и скульптурную группу, иллюстрирующую произведения поэта. Современный мавзолей представляет собой монументальное сооружение высотой около 20 м, цилиндрической формы, выполненное из красного гранита и обтёсанное на манер полукруглых граней. Имя Низами высечено золотом прямо над входом.
Наследие мыслителя
Поэт-мыслитель заложил основу большой литературной школы, состоявшей из его многочисленных последователей. Произведения Низами, украшающие знаменитые библиотеки и музеи, придали импульс и развитию искусства восточной миниатюры. Герои его поэм — Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Искандер — до сих пор остаются общеизвестными как в исламском мире, так и в других странах. Первые переводы произведений Низами на западноевропейские языки стали осуществляться, начиная с XIX века. Одним из лучших изданий произведений азербайджанского поэта является издание поэмы «Семь красавиц», которое было осуществлено Хельмутом Риттером и Яном Рыпкой в 1934 году в Праге.
В честь 850-летия поэта 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами. Юбилейные мероприятия, международные конгрессы, посвященные его творчеству, прошли в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Лондоне и Табризе. В родном городе поэта — Гяндже возведен мавзолей, в Баку, Санкт-Петербурге, Пекине и Риме установлены памятники. В городах Азербайджана именем мыслителя названы улицы и парки. Одна из самых красивых станций Бакинского метрополитена — «Низами» — украшена мозаикой по мотивам поэмы «Пятерица». Именем Низами назван кратер на Меркурии. C 2013 года в структуре Оксфордского университета действует Научный центр Азербайджана и Кавказоведения имени Низами Гянджеви.
Низами Гянджеви. Книги онлайн
Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф, известный под псевдонимом Низами Гянджеви (около 1141, Гянджа, Государство Ильдегизидов (в н. в. — город в современном Азербайджане) — около 1209, там же) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, крупнейший поэт-романтик в персидской эпической литературе, привнесший в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль.
Используя темы из традиционного устного народного творчества и письменных исторических хроник, Низами своими поэмами объединил доисламский и исламский Иран. Героико-романтическая поэзия Низами на протяжении последующих веков продолжала оказывать воздействие на весь персоговорящий мир и вдохновляла пытавшихся подражать ему молодых поэтов, писателей и драматургов на протяжении многих последующих поколений не только в самой Персии, но и по всему региону, включая культуры таких современных стран, как Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия, Индия, Иран, Пакистан, Таджикистан, Турция, Узбекистан. Его творчество оказало влияние на таких великих поэтов, как Хафиз Ширази, Джалаладдин Руми и Саади.
Читайте также Краткая биография барриЕго пять маснави (больших поэм) («Хамсе») раскрывают и исследуют разнообразные темы из различных областей знаний и снискали огромную славу, на что указывает большое число сохранившихся списков его произведений. Герои его поэм — Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Искандер — до сих пор остаются общеизвестными как во всем исламском мире, так и в других странах.
О жизни Низами известно мало, единственным источником информации о нём являются его произведения, в которых также не содержится достаточного количества надежной информации о его личной жизни, в результате чего его имя окружено множеством легенд, которые ещё более украсили его последующие биографы.
1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами в честь 850-летия поэта.
Книги (6)
«Сокровищница тайн» — первая поэма знаменитой «Хамсэ» («Пятернцы») гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви.
В этом произведении поэт излагает свои гуманистические концепции, иллюстрируя их нравоучительными повествованиями. В таких притчах, как «Повесть о падишахе, потерявшем надежду и получившем прошение», «Повесть о старухе и султане Сандмаре», «Повесть о царе-притеснителе и правдивом человеке», «Повесть о Нуширване и его визирей», Низами остро критикует деспотизм и произвол властителей, осуждает разврат, лень, ханжество и лицемерие власть имущих и в то же время высоко оценивает мораль простых, честных людей, живущих своим трудом.
Содержание поэмы «Хосров и Ширин» (1181 год) — всепоглощающая любовь: «Все ложь, одна любовь указ беспрекословный, и в мире все игра, что вне игры любовной.
Кто станет без любви, да внемлет укоризне: он мертв, хотя б стократ он был исполнен жизни». По сути это — суфийское произведение, аллегорически изображающее стремление души к Богу; но чувства изображены настолько живо, что неподготовленный читатель даже не замечает аллегории, воспринимая поэму как романтическое любовное произведение. Сюжет взят из древней легенды, описывающей множество приключений.
Поэма «Лайли и Маджнун» Низами Ганджави (XII в.) принадлежит к числу лучших образцов романического эпоса в мировой литературе.
В течение многих веков поэты, художники, композиторы Ирана, Турции, Средней Азии и Северной Индии черпали из этой книги сюжеты и образы для своих произведений. Издание содержит филологический перевод поэмы на русский язык с подробными комментариями, аналитическую вступительную статью, указатели, а также персидский текст.
Книга представляет интерес для ученых, занимающихся культурой Ирана, для студентов, изучающих персидскую литературу и стремящихся читать сложные поэтические тексты в оригинале, а также для всех, кто интересуется средневековой поэзией.
«Семь красавиц» — четвертая поэма Низами из его бесcмepтной «Пятерицы» — значительно отличается от других поэм. В нее, наряду с описанием жизни и подвигов древнеиранского царя Бахрама, включены сказочные новеллы, рассказанные семью женами Бахрама -семью царевнами из семи стран света, живущими в семи дворцах, каждый из которых имеет свой цвет, соответствующий определенному дню недели. Символика и фантастические элементы новелл переплетаются с описаниями реальной действительности. Как и в других поэмах, Низами в «Семи красавицах» проповедует идеалы справедливости и добра.
Поэма была заказана Низами правителем Мераги Аладдином Курпа-Арсланом (1174-1208). В поэме Низами возвращается к проблеме ответственности правителя за своих подданных. Быть носителем верховной власти, утверждает поэт, не означает проводить приятно время. Неограниченные права даны государю одновременно с его обязанностями по отношению к стране и подданным. Эта идея нашла художественное воплощение в описании жизни и подвигов Бахрама — Гура, его пиров и охот, во вставных новеллах.
Низами считал поэму «Искандер-наме» итогом своего творчества, по сравнению с другими поэмами «Хамсе» она отличается некоторой философской усложнённостью.
Поэма является творческой переработкой Низами различных сюжетов и легенд об Искандере —Александре Македонском, образ которого Низами расположил в центре поэмы. С самого начала Александр Македонский выступает как идеальный государь, воюющий только во имя защиты справедливости.
За последние тридцать лет жизни Низами создал пять больших поэм («Пятерица»), общим объемом около шестидесяти тысяч строк (тридцать тысяч бейтов). В настоящем издании поэмы представлены сокращенными поэтическими переводами с изложением содержания пропущенных глав, снабжены комментариями.
«Сокровищница тайн» написана между 1173 и 1180 годом, «Хорсов и Ширин» закончена в 1181 году, «Лейли и Меджнун» — в 1188 году. Эти три поэмы относятся к периодам молодости и зрелости поэта. Жалобы на старость и болезни появляются в поэме «Семь красавиц», завершенной в 1197 году, когда Низами было около шестидесяти лет. В законченной около 1203 года «Искандер-наме» заметны следы торопливости, вызванной, надо думать, предчувствием близкой cмepти.
Создание такого «поэтического гиганта», как «Пятерица» — поэтический подвиг Низами.
Автор Низами Гянджеви
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, крупнейший поэт-романтик в персидской эпической литературе, привнесший в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль. Используя темы из традиционного устного народного творчества и письменных исторических хроник, Низами своими поэмами объединил доисламский и исламский Иран. Героико-романтическая поэзия Низами на протяжении последующих веков продолжала оказывать воздействие на весь персоговорящий мир и вдохновляла пытавшихся подражать ему молодых поэтов, писателей и драматургов на протяжении многих последующих поколений не только в самой Персии, но и по всему региону, включая культуры таких современных стран, как Турция, Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Афганистан, Узбекистан, Таджикистан, Пакистан, Индия. Его творчество оказало влияние на таких великих поэтов, как Хафиз, Джалаладдин Руми и Саади.
Его пять маснави (больших поэм) («Хамсе») раскрывают и исследуют разнообразные темы из различных областей знаний и снискали огромную славу, на что указывает большое число сохранившихся списков его произведений. Герои его поэм — Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Искандер-наме — до сих пор остаются общеизвестными как во всем исламском мире, так и в других странах. 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Низами в честь 850-летия поэта.
О жизни Низами известно мало, единственным источником информации о нём являются его произведения, в которых также не содержится достаточного количества надежной информации о его личной жизни, в результате чего его имя окружено множеством легенд, которые ещё более украсили его последующие биографы.
Точная дата рождения Низами неизвестна. Известно только, что Низами родился между 1140—1146 (535—540) годами. Большинство средневековых биографов Низами (Ауфи Садид-ад-дин в XIII в., Доулатшах Самарканди в XV в. и другие) городом рождения Низами указывают Гянджу, в которой он жил и в которой умер. Академик Е. Э. Бертельс отметил, что в лучшей и старейшей из известных ему рукописей Низами про Кум также не упоминается.
Низами был по стандартам своего времени блестяще образован. Тогда предполагалось, что поэты должны быть хорошо сведущи во многих дисциплинах. Однако, и при таких требованиях к поэтам Низами выделялся своей ученостью: его поэмы свидетельствуют не только о его прекрасном знании арабской и персидской литератур, устной и письменной традиций, но и математики, астрономии, астрологии, алхимии, медицины, ботаники, богословия, толкований Корана, исламского права, христианства, иудаизма, иранских мифов и легенд, истории, этики, философии, эзотерики, музыки и изобразительного искусства.
Низами был женат трижды. Первая и любимая жена, paбыня-половчанка Афак (которой он посвятил много стихов), «величавая обликом, прекрасная, разумная», была подарена ему правителем Дербента Дара Музаффарр ад-Дином примерно в 1170 году. Низами, освободив Афак, женился на ней. Около 1174 г. у них родился сын, которого назвали Мухаммед. В 1178 или 1179 году, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин», его жена Афак умерла. Две другие жены Низами также умерли преждевременно, притом, что cмepть каждой из жен совпадала с завершением Низами новой эпической поэмы, в связи с чем поэт сказал:
Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой!
Низами жил в эпоху политической нестабильности и интенсивной интеллектуальной активности, что отражено в его поэмах и стихах. Ничего не известно о его взаимоотношениях с его покровителями, как и не известны точные даты, когда были написаны его отдельные произведения, так как многое является плодом фантазий его биографов, которые жили позже него. При жизни Низами удостаивался почестей и пользовался уважением. Сохранилось предание о том, что атабек тщетно приглашал Низами ко двору, но получил отказ, однако считая поэта святым человеком, подарил Низами пять тысяч динаров, а позже передал ему во владение 14 деревень.
Сведения о дате его cмepти противоречивы также, как и дата его рождения. Средневековые биографы указывают различные данные, расходясь примерно на тридцать семь лет (575-613/1180-1217) в определении года cмepти Низами.
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
- Home
- /
- История Азербайджана
- /
- Рекомендуем
- /
- Гробница Низами Гянджеви в азербайджанской литературе XIX-XX вв.
Гробница Низами Гянджеви в азербайджанской литературе XIX-XX вв.
А.Мухтаров
В азербайджанской поэзии изображение образа Низами Гянджеви, воспевание его личности проявляло себя задолго до ХХ века. В литературе XIX века выявляются отличительные от средневековой поэзии черты памяти Низами. Если в средневековых произведениях акцентировалась его духовная жизнь, его наставления поэтам, то в XIX веке интерес к нему стал ослабевать.
Читайте также Краткая биография анненскийВ XIX веке впервые было отмечено с сожалением равнодушие к памяти Низами Гянджеви, что было присуще творчеству Сеида Азима Ширвани. Как-то на пути в Тифлис, Ширвани проезжал через Гянджу. Здесь он посетил могилу Низами. Вид разрушенной могилы гениального поэта еще больше увеличивает и без того воспаленную горечь поэта.
Обращаясь к гробнице Низами, Ширвани пишет рубаи:
Эй, Шейх Низами, порядок которого порушен,
Эй, у которого в Гяндже разрушены все почести,
Были ли в мире те, у кого как у нас с тобой,
Разрушены дом, школа, фразы.
В поэзии ХХ века литературный облик Низами оживляется яркими красками, неоднократно заводилась речь о вечности словесного мира поэта. Самыми часто встречаемыми в прессе и книгах темами были упоминание Низами как мастеракорифея, медитации перед гробницей поэта, вековое забвение и разрушение гробницы, благоустройство могилы, впечатления перед памятником Низами, его служение национальному мышлению и пр.
О неподобающем виде гробницы Низами писал Фиридун-бек Кочарли (1863-1920): «Могила Низами и купол разрушились и крестьяне для того, чтобы укрыться зимой от холода, а летом от жары, внутри привязывают коней и ослов. Таково наше почтение к гробнице нашего поэта – благочестивого и целителя!»
Свою лепту в данный вопрос внес и Мамед Эмин Расулзаде (1884-1955): «Вблизи Гянджи есть полуразрушенный склеп. Эта гробница принадлежит «Шейху», у которого бесплодные женщины дети просят ребенка. Число знающих, что эта гробница принадлежит великому поэту, возвысившему имя Азербайджана, столь же мало, сколь и знающих о том, что «великодушная гробница» способствует рождению. У этого поэта же, указывающего на то, что он азербайджанский поэт, возможно, больше нет ничего.»
Развалины мавзолея Низами Гянджеви на территории Старой Гянджи. 1925 г.
Необходимо отметить, что Низами не был полностью забыт. В 1910 были предприняты попытки восстановить гробницу – Гянджинское драматическое общество проявило инициативу собрать пожертвования, и удалось собрать несколько тысяч рублей, однако завершить задуманное не получилось.
Из мемуаров бывшего заместителя министра иностранных дел АДР Адиль-хана Зиядхана можно узнать, что о Низами Гянджеви помнили и в период национальной независимости и был проект воздвижения надгробного памятника над могилой. Однако тогда сделать ничего не удалось.
Гробница Низами неоднократно упоминалась в литературе. Например видный публицист, ученый-текстовед Алаббас Мюзниб (1882-1938) посвятил стихотворение гробнице Низами: «В свое время бедственное положение могилы Низами, как и всех, разгневало и Алаббаса Мюзниба. Он, написав стихотворения перед могилой Низами Гянджеви, постарался направить общественную мысль на эту важную проблему».
Поэт в стихотворении «Шейх Низами», выражая потрясающие впечатления перед разрушенной гробницей Низами, «не ожидая от этого народа усилия», просит осветить его «свечами, подобными его сердцу». Уподобив состояние Низами Гянджеви положению мусульманского мира, поэт писал:
Каждый камень разбросан как у мусульман,
Какую радость принесет этот визит
Разукрасили твою могилу горе и печаль
Каждый разрушившийся камень говорит о тысяче бед твоих.
Связывая с невежеством безразличие к гробнице Низами, поэт жаловался, говоря, что «Все это происходит только лишь из-за невежества».
В средневековой азербайджанской литературе Низами Гянджеви превратился в святилище предшественников. В XIX веке и начале ХХ века же он в большей степени поминался разрушенной гробницей, забытой школой и словами.
Но сам Низами предвидел это:
В этом месте много спящих, как я,
О них не вспоминает никто.
Новая куропатка, помяни меня от души,
Проходя мимо склепа моего.
Надо мной увидишь зазеленевшую траву,
Надгробье разрушено, обрушилась гробница.
Могилы моей пыль унесли ветры,
Из друзей нет никого меня поминающего.
Стихотворный отрывок в очередной раз заставляет задуматься, что Низами дал художественное описание своей жизни после cмepти. Однако он сам не был пессимистом, «радость» поэт умел найти в утешении, веря в свое существование после cмepти.
В первой половине ХХ века среди художественных произведений, посвященных Низами Гянджеви, свои подходом полностью отличалось и еще больше заставляло сожалеть читателя стихотворение Али Назми с заглавием «Сделали». Содержание стихотворения, будучи сказано с уст самого Низами, выражает горькое сожаление поэта по поводу равнодушия к его гробнице.
Из библиографии Низами Гянджеви узнаем, что в 1941 году поэту была посвящена и поэма. Отрывок поэмы Г. Гошкарлы, посвященной Низами Гянджеви, под названием «Встреча» был напечатан в газете «Кировабадский большевик» 13 января.
За 3 месяца до издания стихотворения «Встреча» в «Литературной газете» под подписью О.Г. под заголовком «Могила великого поэта» была напечатана статья, где говорилось о созвучных стихотворению темах: «На могиле был высокий купол, разрушенная часть которого сохранилась до недавних пор. Очень часто путники ночевали внутри этого купола. Его колхозники до сих пор называют «Куполом Шейха». Поверхность кирпичей этого купола была разукрашена в синий цвет. Обломки кирпичей и сейчас можно найти вокруг могилы. По словам многих, великий русский поэт Александр Грибоедов построил его по пути в Иран».
Учителя и студенты Гянджинского педагогического института у могилы Низами. 1941 г.
Стихи, напечатанные под названием «Венок Низами» в 10-ом номере специального выпуска «Культура» газеты «Коммунист» от 27 сентября 1981 года, выделяются по своему смысловому содержанию и профессионализму среди посвященных до того времени воспеванию Низами произведений советского Азербайджана. Под заголовком «Вторая жизнь» поэт, подчеркивая вечность и распространение славы бесcмepтного корифея слова в мире, писал:
Поэту позволила достигнуть мечты, желаний
Заново на жизнь обрекла эта жизнь.
Его собственным домом была простая хижина,
Его словесным домом вселенная была.
Стихотворение Нигяр Рафибейли «К Низами» по содержанию близко стихотворению «Венок Низами». Рафибейли, сравнивая прежнее и нынешнее состояние склепа поэта, противопоставляет исторические этапы художественного образа в азербайджанской литературной истории:
Вставай, великий мой поэт, сегодня памятник твой
Возвысился на древней могиле твоей.
Приходят почтить тебя с уважением
Дeвyшки страны толпами…
Стихотворение поэта Идаята «Перед склепом Низами» тоже является одним из образцов, обогащающих тему изучения художественного образа гробницы Низами Гянджеви в поэзии. Стихотворение обращает на себя внимание с точки зрения отображения заново славы Низами Гянджеви в средние века в литературе. Любопытной особенностью стихотворения является и упоминание Идаятом средневековой традиции:
Согласен простым я сторожем быть
Такой литературной гробнице…
О МАВЗОЛЕЕ И ГРОБНИЦЕ НИЗАМИ
Гробница Низами была местом паломничества на протяжении многих столетий. Первое упоминание гробницы в исторических хрониках сделал Искандер Бек Мунши, хронист при сефевидском дворе, который сообщал, что в конце февраля 1606 года Шах Аббас I прибыл в Гянджу и разбил лагерь около мавзолея шейха Низами, где 24 марта отметил праздник Новруз.
Во время русско-персидской войны в 1826 году решающая битва между русскими и персидскими войсками состоялась около мавзолея Низами. Русские войска под комaндованием генерала Ивана Паскевича разгромили персидскую армию и вынудили её отступить. Посол России в Персии Александр Грибоедов упоминал в своем дневнике разговор с писателем и историком Аббас Кули Ага Бакихановым, являвшимся в то время сотрудником российской дипломатической миссии, в котором последний рассказал Грибоедову, что Елизаветпольская битва произошла вблизи мавзолея Низами.
К середине XIX века древний мавзолей разрушился, но был отстроен заново Мирза Адигёзаль-беком Каpaбахским.
Однако спустя несколько десятилетий мавзолей снова пришел в упадок. В 1873 году правитель Персии Насер ад-Дин Шах Каджар по дороге домой из своей первой поездки в Европу проехал мимо могилы Низами. Он упомянул в своем дневнике гробницу шейха Низами, и описал её как «очень жалкое кирпичное здание».
В 1922 году могила Низами Гянджеви была вскрыта, останки поэта были переложены в новый гроб и перенесены в Гянджу, однако затем, по распоряжению из Баку, они были погребены на старом месте.
Могила Низами была обследована в 1925 г. Дж.Александровичем, который пришёл к выводу, что существующий в это время мавзолей — позднего происхождения, а от первоначального памятника не осталось следа. Целью этой экспедиции Азербайджанского археологического комитета было восстановление прежнего или сооружения нового мавзолея. К этому времени над могилой поэта возвышался лишь остаток северной стены.
К 1932 г. от этого позднего мавзолея остался только фундамент и несколько рядов кирпичной кладки стен. В 1940 году, в связи с предполагавшейся постройкой нового памятника на месте мавзолея были проведены раскопки, в результате которых было установлено, что сохранившиеся надземные фрагменты стен являлись реставрацией позднейшего времени, тогда как обнаруженные глубоко под землей фундамент и каменная кладка являлись остатками первоначального мавзолея XIII века.
В 1947 году был построен новый мавзолей, из известнякового камня. Однако выбросы из расположенного рядом алюминиевого завода привели к его полному обветшанию к концу 1980-х. В 1991 году был построен новый комплекс, включающий помимо самого мавзолея парк и скульптурную группу, иллюстрирующую произведения поэта. Автором архитектурного проекта был Фарман Имамкулиев, а скульптором Горхмаз Суджаддинов.
По материалам Вестника Казахского Национального Университета
) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью...
02 12 2024 23:20:50
Его малая родина – деревня Овсянка Красноярского края...
01 12 2024 14:50:45
Это следовало эстетическому течению французского натурализма...
30 11 2024 4:56:35
В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и хаpaктер своих героев...
27 11 2024 4:32:41
Зарождение российской государственности Основы российской государственности формируют два источника: византийско-христианский; татаро-монгольский...
25 11 2024 13:55:36
Писатель Анри Барбюс Великие события отразились на творчестве литератора: всемирную известность ему принес пацифистский роман «Огонь», в котором автор горячо выступает против ужасов войны, видя в ней прежде всего интересы правящего класса...
24 11 2024 4:57:42
23 11 2024 22:53:46
Его перу принадлежат слова знаменитых песен, одна из которых – «Я люблю тебя, жизнь», стала визитной карточкой автора...
22 11 2024 12:37:43
Густав был одним из тех, кого в те времена называли незаконнорожденным...
21 11 2024 23:24:47
Медицине он посвятил более 10 лет своей жизни, но с юных лет вынашивал мечту стать писателем...
20 11 2024 3:58:59
Ислам начал бурно распространятся во всех четырёх улусах империи...
19 11 2024 10:12:57
Польша в те времена была терзаема внутренними раздорами, что позволило украинцам настолько затянуть эту войну...
18 11 2024 3:26:23
Сын неудачливого еврейского торговца, вскоре бросившего семью...
17 11 2024 5:46:41
Harold Pinter; 10 октября 1930, Лондон — 24 декабря 2008, Лондон) — английский драматург, поэт, режиссёр, актёр, общественный деятель...
16 11 2024 2:59:38
Советский композитор, представитель Московской композиторской школы, имеющей свои богатые традиции...
15 11 2024 16:26:34
Ганс Гриммельсгаузен Ганс Гриммельсгаузен (Hans Jacob Christoffel Grimmelshaiisen, ок...
14 11 2024 16:50:19
Мальчик, который в детские годы совсем не хотел учиться, став взрослым, догнал и перегнал ровесников во всем...
13 11 2024 0:45:50
Лев Каменев – лектор первой партийной школы в Лонжюмо, неоднократно подвергался арестам, побывал в ссылке в Туруханском крае...
12 11 2024 9:51:36
Лагерквист писал стихи, пьесы, романы, рассказы, эссе и значительных выразительной мощи и влияния его на 20 лет в начале своего покойного 70s...
11 11 2024 4:28:44
Родился Тарас Григорьевич в 9 марта 1814 года (25 февраля 1814 года по старому стилю) в селе Моринцы Киевской губернии ( сейчас Звенигородский район Черкасской области Украины) в многодетной семье крепостного крестьянина Григория Ивановича Шевченко...
08 11 2024 8:38:44
Ну, а образование потом, конечно же, в Москве получать...
07 11 2024 16:35:36
Механические сердца [ЛП] Красиво началось, но конец уплыл далеко за горизонт...
06 11 2024 12:26:34
Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу...
05 11 2024 16:44:38
Детские годы Родился 19 февраля 1800 года в небогатой семье дворян, проживавшей в Тамбовской губернии...
03 11 2024 12:48:25
Истоки славянофильства Славянофилы и их роль в русской культуре реферат по геополитике 2007 Содержание Глава 1...
02 11 2024 3:47:53
При этом занимающие до этого доминирующие позиции сословия дворянства и крестьянства претерпели значительные изменения...
01 11 2024 5:34:41
Произведения автора, творившего во второй половине ХХ века, открыли западному читателю специфический мир литературы Страны восходящего солнца...
31 10 2024 21:15:16
Он получил клички Укротитель революций (Dompteur des revoluions) и Жандарм Европы...
30 10 2024 6:12:24
Этот удивительный писатель, окончивший лишь 5 классов и школу юнг, создавал яркие исторические романы...
29 10 2024 20:10:49
Чингис-хан перешел Кавказские горы и вторгся в южнорусские степи...
28 10 2024 5:37:56
Писатель входит в число самых знаменитых авторов 20 века...
27 10 2024 3:22:16
Одним из великих русских поэтов, ставших руководителем декабристского восстания 1825 года, был Кондратий Федорович Рылеев...
26 10 2024 3:45:50
Энциклопедия (1956-1965) Земельные реформы в национальных районах России Земельные реформы в национальных районах России Развитие массового антикрепостнического движения заставило царское правительство приступить к отмене крепостного права и у других народов России...
24 10 2024 11:27:29
Историография войны Поможем написать любую работу на похожую тему Наполеоновская армия весной 1812 года выступила в поход против России...
23 10 2024 14:34:44
Борис Акyнин (настоящее имя Григорий Шалвович Чхартишвили)...
22 10 2024 0:48:13
Он был «Астхана Кави» (придворным поэтом) в при дворе короля Харшавадханы, который царствовал с прибл...
16 10 2024 23:32:23
На смену господствовавшим весь 18 век барокко, рококо приходят ампир, эклектика и новый древнерусский стиль...
15 10 2024 12:45:48
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::